Изобретение относится к машиностроению
а именно к двигателестрое- вдю, и может быть использовано в топливовпрыскивающей аппаратуре для
двигателей внутреннего сгорания, более конкретно в топливных насосах
высокого давления распределительного типа
Цепью изобретения является повы-
шени срока службы насоса.
На фиг, 1 изображен топливный насос,,
общий вид в продольном разрезе на - схема включения насоса в топ- : линкую системуо
Топливный насос содержит корпус 1 в котором выполнена внутренняя полость
25 заполненная топливом под давлением Во внутренней полости 2 размещена нагнетательная секция насоса
, состоящая из втулки 3, закрепленной в головке 4, и плунжера 5,
установленного во втулке 3 с возможностью одновременного вращательного
и возвратно-поступательного движений под действием приводного вала 6,
роликовой обоймы 7 и торцовой кулачковой шайбы 8о.Приводной вал 6 одновременно
приводит питательный насос 9, который через питательный- трубопровод 10 подает топливо из топливного
бака 11 во внутреннюю полость 2 насоса0 Давление в полости 2 определяется
редукционным клапаном (не показан ), который устанавливает это даление в зависимости от оборотов при
водного вала 6, причем тем выше, чем выше оборотыо
v Насос снабжен гидравлическим регулятором 12 впрыска, гидравлически сое
диненным с внутренней полостью 2 и
0
5
0
5
5
0
5
питающим трубопроводом 10, а его рабочий орган связан с роликовой
обоймой 7, преобразуя изменение давления в полости 2 в поворот роликовой
обоймы 7. Таким образом начало впрыска топливно.го насоса с увеличением
оборотов перемещается в направлении опережения.
В плунжере 5 выполнены наполнительные продольные пазы 13 и осевой канал
14, сообщенный с распределительным пазом 15 и отсечным радиальным-
каналом 16. В головке насоса 4 выполнен всасывающий канал 17, в котором
установлен электромагнитный клапан 18, В обесточенном положении клапан
18 перекрывает всасывающий канал 170 Плунжер 5 с втулкой 3 образуют рабочую
полость 19 насоса, которая сообщается с внутренней полостью 2 при всасывающем ходе плунжера 5 через
канал 17 и один из наполнительных пазов 13 и наполняется топливом0 На
плунжере 5 в зоне отсечного канала 16, выходящего в полость 2, установлен
с возможностью перемещения вдоль его оси и перекрытия канала 16 орган
.20 управления расходом количества топлива, впрыскиваемого плунжером 5
под высоким давлением. Для осевого перемещения органа 20 управления предусмотрен
электрический механизм 21 управления, который расположен в полости 22 управления, ограниченной
кожухом 23, присоединенным к корпусу 1 насоса с образованием между полостью
21 управления и внутренней полостью 2 стенки 24„
Механизм управления состоит из якоря 25 вращающего магнита 26, кото рый возбуждается катушкой 27 на
5-15
U-образном сердечнике 28. Якорь 25
вращающего магнита 26 связан с .приводящей деталью, которая выполнена в виде вала 29, один конец которого
жестко соединен с якорем 25, а на другом выполнен эксцентрик 30, взаимодействующий с органом 20 управления
расхода топлива, обеспечивая перемещение последнего вдоль оси плунжера 5. Вал 29 приводящей детали размещен
в подшипнике скольжения, образованном приливом 31 кожуха 23 и втулкой 32
подшипника, установленной в отверстии прилива 31. Прилив 31 подшипника располагается в отверстии
33, выполненном в стенке 24, разделяющей полость 22 управления от внутренней
полости 20 Отверстие 33 уплотнено относительно прилива 31 уплотнитель-
ным кольцом 34, Бал 29 приводящей детали расположен во втулке 32 подшипника-
с кольцевым зазором 35, Полость 22 управления сообщена со сливом топливным трубопроводом 36, ведущим
в топливный бак 11, через обратный клапан 37, открывающийся в сторону слива. Внутренняя полость 2 также
сообщена со сливом через дроссель 38,
При работе насоса питательный насос
9 подает топливо из бака 11 во внутреннюю полость 2 насоса. Давление
топлива в полости 2 поддерживается на уровне 3-8 бар, а его излишки (до
30 л/ч) через дроссель 38 сливаются в бак 11. Из полости 2 топливо периодически
поступает в рабочую полость 19 и затем через осевой канал 14, распределительный паз 15 подается
плунжером 5 в цилиндры двигателя. Кроме того, топливо из полости 2 поступает
в полость 22 управления только через кольцевой зазор 35 между валом 29 приводящей детали и втулкой 32
подшипника скольжения Величина этого зазора составляет 2-3 мкм, что обеспечивает
поступление в полость управления топлива в количестве 30 см /ч. Такое соотношение поступления
топлива в полость 22 управления и внутреннюю полость приводит к тому,
566
что концентрация воды в топливе полости управления составляет 10% от -
концентрации воды в топливе внутренней полости 2 насоса0 Сравнительно малое количество воды осаждается
вследствие очень малой турбулентности на дне полости 22 управления и не
может воздействовать на токоведущие части электромагнитного механизма 21
управления, что повышает срок службы насоса в целом,,
Формула изобретения
I. Топливный насос высокого давления для двигателя внутреннего
сгорания, содержащий корпус с внутренней полостью, заполненной топливом под давлением, рабочую полость
насоса, ограниченную плунжером и сообщенную с внутренней полостью при
всасывающем ходе плунжера, расположенный во внутренней полости корпуса
орган управления расходом количества впрыскиваемого плунжером под высоким
давлением топлива, полость управления , в которой расположен электрический
механизм управления и которая отделена от внутренней полости стенкой, и приводящую деталь,
соединяющую механизм управления с органом управления и выполненную в виде
вала, установленного с зазором в подшипнике скольжения, причем полость
управления с одной стороны сообщена с полостью слива, а с другой стороны -
с внутренней полостью через зазор, образованный между приводящей деталью
и подшипником скольжения, подшипник скольжения расположен в стенке, разделяющей
полость управления и внутреннюю полость корпуса, отличающийся тем, что, с целью повышения
срока службы насоса, полость управления выполнена изолированной от внутренней полости.
2, Насос по п.1, отличающий с я тем, что в соединении полости
управления со сливом установлен обратный клапан, открывающийся в сторону слива
38
Редактор И.Дербак
Составитель В.Долгов Техред Л.Сердюкова
Заказ 1461
Тираж 441
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Фиг. 2
Корректор А.Обручар