Код документа: SU1373846A1
Изобретение относится к двигате- лестроению, а именно к конструкции поршней двигателей внутреннего сгорания , имеющих бочкообразно-овальную форму боковой поверхности .
Целью изобретения является снижение механических потерь на трение.
На фиг.1 показан поршень с бочкообразно-овальной формой боковой по- BepxHOCTHj на фиг.2 - сечение А-А на фиг. 1.
Поршень содержит головку 1 и юбку 2, которая снабжена отверстиями 3 для поршневого пальца. Юбка 2 вьтол- нена в поперечном сечении овальной и имеет бочкообразный профиль А, ко- торый выполнен в виде совокупности верхней 5 и нижней 6 парабол. Точка сопряжения ветвей парабол 5 и 6 представляет собой вершину 7 профиля 4. Юбка 2 поршня ограничена верхним 8 и нижним 9 торцами. Вершина JO верхней параболы 5 расположена на верхнем торце 8, а вершина 11 нижней параболы 6 - на нижнем торце 9.
Геометрическим местом вершин 7 профиля 4, расположенных в горизонтальной плоскости, является кривая овала 12 поршня. Геометрическим местом вершин 0 верхних парабол в плоскости верхнего торца 8 юбки 2 является кривая овала 13 поршня. Аналогично вершины 11 нижних парабол также образуют овал в плоскости торца 9.
Расстояние m от вершины 7 профиля 4 до горизонтальной плоскости В-В, проходящей через ось 14 отверс- тий 3 для поршневого пальца, пропорционально расстоянию 1 от этой плоскости до центра 15 массы поршня и определяют его из соотношения m (0,9,...1,8)1. Длина L юбки 2 является суммой длин L р, и L участков , образованных соответственно верхней 5 и нижней 6 параболами.
Глубины Кр и К ц профиля 4 в местах расположения вершин 10 и 11 па- рабол 5 и 6 переменны по дугам поперечного сечения юбки 2. Величины глубин профиля 4 максимальны в диаметральной плоскости С-С, перпендибки 2 определяют из следуюшз1м уравения :
KB (0,12... .0,24) - 0,03oi
К, (0,05,...0,10) - 0,ОЫ,
де Кц - глубина профиля 4 в месте
расположения вершины 10 параболы 5, измеряемая по оси Y в плоскости торца 8 юбки 2:
К - глубина профиля 4 в месте
расположения вершины 11 па раболы 6, измеряемая по оси Y в плоскости торца 9 юбки 2;
угловая координата по дуге поперечного сечения поршня с началом отсчета от диаметральной плоскости С-С изменяется в пределах
ОС О
.--
Поскольку поршень имеет две вертикальные плоскости симметрии, то изменение величин Kg и К„ рассмотрено только в одной четверти, т.е. при изменении угла ei. от О до « /2. В остальных четвертях К и К изменяются аналогичным образом.
Показатели степени Пр и П парабол 5 и 6 переменны по дугам поперечного сечения юбки 2 и величины их максимальны в диаметральной плоскости С-С, перпендикулярной оси 14 отверстий 3 для поршневого пальца, и минимальны в диаметральной плоскости совпадающей с осью 14. Изменение показателей степени Пв и Пч по дуге поперечного сечения юбки 2 определяют Pi3 следующих уравнений:
Пв (1,83,5) - 0,20
Пн (2,5,...3,5 ) - 0,
где Пд и П ц - показатели степени соответственно верхней 5 и нижней 6 парабол. Исходными для построения криволинейной боковой поверхности юбки поршня являются координаты кривой 12 овала поршня, длина юбки и положение центра 15 массы поршня относительно горизонтальной плоскости, проходящей через ось 14 отверстий для поршнево
Изобретение позволяет снизить механические потери на трение. Юбка 2 выполнена в поперечном сечении овальной и имеет бочкообразный профиль 4, который выполнен в виде совокупности 4 А5 ff I верхней и нижней парабол 5 и 6. Точка сопряжения последних представляет собой вершину 7 профиля 4. Вершина 10 параболы 5 расположена на торце 8, а вершина 11 параболы 6 - на торце 9. Вершины 11 образуют овал 6 плоскости торца 9. Расстояние от вершины профиля юбки до горизонтальной плоскости, проходящей через ось отверстий под поршневой палец, изменение глубин профиля по дугам поперечного сечения парабол 5 и 6 по дугам поперечного сечения юбки определены в соответствии с определенными соотношениями. Вьтолнение профиля 4 в виде двух парабол обеспечивает условия эффективного гидродинамического режима смазки при осевом перемещении поршня в обоих направлениях. Положение вершины 7 в зависимости от положения центра 15 массы поршня согласно установленному соотношению обеспечивает равномерность бокового движения поршня. 3 3 . п . ф-лы, 2 ил. (Л оо оо оо . О5 Vut 1