Изобретение относится к двигателе строению, а именно к двигателям внут
реннего сгорания, и может быть испол зовано в автомобильных карбюраторных двигателях с турбрнаддувом.
Известен карбюраторный двигатель внутреннего сгорания,, содержащий турбокомпрессор, головку блока цилин
дров, впускные и выпускные патрубки с установленной в каждом из выпускных
патрубков термоизоляционной вста кой, имеющей привод. Использование подвижной термоизоляционной
вставки позволяет изменять коэффициент теплоотдачи от отработавших газов в стенки; выпускных
патрубков и тем самым изменять в определенных пределах (ut 40-60C) температуру отработавших газов на
выходе из патрубков Однако механизм перемещения термоизолирующих вставок этой головки ,
выполнен таким образом, что регулирует положение термоизоляционных вставок и теплоотдачу от газов в стенки патрубка в зависимости от теплового
состояния двигателя, а также этот механизм не позволяет снизить теплонапряженность и теплоизлучение
агрегатов наддува на высоких скоростных режимах работы двигателя при полной нагрузке.
Целью изобретения является повышение долговечности путем регулирования температуры отработавших газов
. Указанная цель достигается тем, что в карбюраторном двигателе внутреннего
сгорания, содержащем турбокомпрессор , головку блока цилиндров,
впускные и выпускные патрубки с установленной в каждом из выпускных
патрубков термоизоляционной вставкой , имеющей привод, привод вставки
выполнен в виде механизма диафрагменного типа, одна из полостей которого
соединена с впускным патрубком двигателя, а другая,- с атмосфе
.рой..
На фиг. 1 представлена головка . блока с подвижной термоизоляционной
вставкой в выпускном патрубке, разрез по оси выпускного патрубка; на фиг. 2 - один из вариантов конструкции
привода термоизоляционных вставок диафрагменного типа; на фиг. 3 принципиальная схема двигателя внутреннего
сгорания с турбокомпрессором и головкой.
Головка блока Цилиндров 1 содержи
выпускной патрубок 2, с установленной в нем термоизоляционной вставкой 3. Привод термоизоляционной встаки
3 выполнен в виде исполнительного механизма 4, диафрагма 5 делит исполнительный механизм 4 на две полости
6 и 7, одна полость 6 соединена с впускным патрубком 8 трубопроводом 9, а другая полость 7 соединена
с атмосферой отверстием 10. Исполнительный механизм 4 содержит пружину I1, установленную на штоке
12, который в свою очередь соединен с тягой 13. В прорезь тяги 13 входит поводок 14, соединенный валиком
15, при повороте которого перемещается термоизоляционная вставка 3, установленная в выпускном патрубке
2. Сопряжение тяга-поводок (13-14) спрофилировано таким образом, что исключает возможность заклинивания
поводка 14 в прорези тяги 13 при осевом перемещении последней.
Исполнительный механизм 4 крепитс кронштейном 16. Зпускной патрубок 8 соединен с турбокомпрессором 17.
Устройство работает следующим образом .
При работе двигателя на частичных нагрузках во всем диапазоне изменения частот вращения коленчатого
вала двигателя и на полной нагрузке в диапазоне малых и средних частот вращения коленчатого вала привод
термоизоляционной вставки 3 находится в исходном положении, доступ газов к стенкам выпускного патрубка
2 перекрыт, что способствует увеличению температуры газов на входе в турбокомпрессор, а следовательно
, и увеличению мощности турбокомпрессора 17. Поэтому при разгоне
карбюраторного двигателя с турбонадцувом по внешней характеристике в диапазоне малых и средних частот
вращения коленчатого вала время
раскрутки турбокомпрессора 17 сокращается
, увеличивается его производительностьучто способствует более резкому нарастанию крутящего момента
двигателя. С дальнейшим ростом числа оборотов двигателя растет давление
наддупа во впускном патрубке 8 и в связанной с ним трубопроводом 9 полости 6 исполнительного механизма
4. При определенном значении давления диафрагма 5, преодолевая сопротивление
пружины 11, начинает перемещать тягу 13, а следовательно, и термоизоляционную вставку 3
относительно выпускного патрубка 2, обеспечивая доступ отработавших газов к
стенкам выпускного патрубка 2. Вследствие этого теплоотдача в стенку выпускного
патрубка 2 от отработавших
0 газов возрастает, температура и энергия
газов на входе в турбокомпрессор 17 уменьшается, что способствует снижению
температуры агрегатов наддува, снижению их теплоиапряженности и
теплоизлучения. При переходе на частичные режимы давление наддува во впускном
патрубке 8 уменьшается и привод посредством пружины 11 возвращает
термоизоляционную вставку 3 в исходное положение.
Жесткость пружины 11 подбирается из условия обеспечения возврата термоизоляционной
вставки 3 в исходное положение при уменьшении давления во впускном патрубке 8.
Активная площадь диафрагмы 5 выбирается из условия максимального смещения
приводом термоизоляционных вставок 3, т.е. обеспечение максимального проходного сечения для доступа
отработавших газов к стенкам выпускного патрубка 2, при достижении максимального допустимого давления
во впускном патрубке 8.
Как вариант, трубопровод 9 может
быть соединен не с впускным патрубком 8, а с полостью выпускного патрубка
2 на входе в турбину. Следует отметить, что при работе двигателя
дпя ограничения давления наддува необходимо использовать устройство,
. ограничивакжцее давление наддува посредством перепуска части отработавших
газов в обход турбокомпрессору 1 7 на выхлоп.
5 Предлагаемое исполнение двигателя внутреннего сгорания с турбонадду-
вом позволяет увеличить крутизну нарастания крутящего момента карбюраторного двигателя в диапазоне низких и средних частот вращения коленчатого вала двигателя, за счет увеличения
температуры газов на входе в турбину на 40-60°С. При этом улучшаются динамические показатели автомбиля
, увеличивается средняя скорость его движения и, как следствие, увеличивается производительность автомобиля
.
Кроме того, снижение температуры газов на входе в турбину при работе
двигателя на режимах, близких к номинальному , снизит теплонапряженност
и теплоизлучение агрегатов турбокомпрессора и увеличит срок их службы .
Формула изобретения Карбюраторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий турбокомпрессор
, головку блока цилиндров, впускные и выпускные патрубки с установленной
в каждом из выпускных патрубков термоизоляционной вставкой , имеющей привод, отличающийся
тем, что; с целью повышения долговечности путем регулирования температуры отработавших газов,
привод вставки выполиен в виде механизма диафрагменного типа, одна из полостей
которого соединена с впускным патрубком двигателя, а другая - с атмосфере; .
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
I. Авторское свидетельство СССР по заявке N 2780361/06, кл. F 02 F 1/42, 1979.