Изобретение относится к двигателя внутреннего сгорания с воздушным охлаждением
с непосредственным впрыском топлива, в частности к конструкции головок цилиндров из алюминиевых
сплавов. В процессе работы двигателя внутреннего сгорания под действием тепла
, выделяемого сгорающим топливом , привалочная поверхность головки цилиндра подвергается температурной
деформации, вызывающей ее коробление, образование трещин на от дельных ее частях, раскрытие газового
стыка и другие дефекты, приводящие к нарушению нормальной работы двигателя.
Известны конструкции головки цилиндра , в которых, с целью предотвра
щения разрушения межклапанной перемычки , в районе последней в тело головки
залита вставка из жаропрочного металла С О Однако при этом все равно в процессе работы двигателя имеет место коробление днища головки цилиндров,
а также перекос и выпадение седел клапанов. Известна также конструкция головки
цилиндра, у которой днище головки выполнено в виде литой вставки из
жаропрочного материала с отверстиями под клапаны 2. Поскольку указанная вставка имеет
постоянное поперечное сечение, то в ней при работе двигателя возникают
большие термические напряжения, которые ведут к короблению вставки.
Известна конструкция головки цилиндра , в которой для устранения коробления
вставки, ее привалочная поверхность выполнена выпуклой с уменьшением высоты от центра к периЛерии
3 . Недостатком известного устройства является то, что из-за различной степени
температурной деформации .мате3 риалов корпуса головки и вставки на рушается перпендикулярность осей кл
панов по отношению к плоскости клапанных седел ( или отверстий), в результате чего происходит разгермети
зация пары седло-тарелка клапана, осуществляется неравномерный износ седла, а затем и его выпадение из
посадочного гнезда вставки. Кроме того, размещение топливной .форсунки Б гнезде корпуса головки вследствие
температурной деформации гнезда при водит к сжатию корпуса ргаспылителя и зависанию запорной иглы форсунки.
3 результате все перечисленные факторы вызывают изменения в протекании рабочего процесса двигателя и
приводят к уменьшению надежности ег работы. Цель изобретения - повышение надежности
работы двигателя, в первую очередь, органов газораспределения и питания путем обеспечения повышенной
жесткости элементов головки цилиндров, в которых размещены впус ной и выпускной каналы, клапаны и
форсунка. Для достижения поставленной цели вставка выполнена с бобышками под
направляющие втулок и приливом для размещения форсунки, примем бобышки
соединены с вставкой при помощи перемычек . При этом для ужесточения соедине
ния бобышек направляющих втулок с вставкой и разгрузки наиболее тепло напряженного участка - вьпуксного
канала головки - от высоких термических напряжений перемычки каждой бобышки выполнены в зиде участка од
ного из каналов. Для повышения жесткости вставки в зоне межклапанной перемычки участ
ки каналов перемычек соединены межд собой ребрами жесткости. На фиг. 1 изображена головка цилиндра
для двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 - разрез по гне ду форсунки на фиг.1; на фиг.З
вставка головки цилиндра. В корпусе 1 головки залита встав ка из материала с меньшим коэффициентом
термического расширения, чем материал корпуса 1, например, из ст ли или жаропрочного чугуна, состоящая
из основания 2, бобышек 3 под направляющие втулки клапанов 5. Б бышки 3 выполнены за одно целое с
основанием 2, а перемычки 6, которы О4 могут быть выполнены в форме пары
наклонных ребер каждая, соединяют нижние (фиг.1 части бобышек 3 с основанием 2 в районе отверстий 7 под
клапаны 5. Для придания вставке большей жесткости и защиты наиболее теплонапряженного участка выпускного
канала 8 перемычки 6 выполнены в виде примыкающих к отверстиям 7 под
клапаны 5-Участков выпускного канала 8 и впускного канала 9Кроме того, перемычки 6 соединены
между собой и с заключенным между ними участком. 10 основания 2 ребрами
11. Основание 2 вставки в поперечном сечении может быть выполнено выпусклым в сторону каналов 8 и 9Для
установки форсунки (не показана в основании вставки выполнен прилив 12 с гнездом 13. В отверстиях
7могут быть размещены вставные седла 1 клапанов 5, а на периферии вставки может быть выполнен выступ
с отверстиями для улучшения теплоотвода (не показаны). Вставка со свеми указанными выше
элементами отличается как одно целое в отдельную форму, затем готовая
вставка помещается в кокиле вместе со стержнями для корпуса головки
и в кокиль заливается металл корпуса (как правило, алюминиевый сплав;
8готовой головке, таким образом, создается силовой каркас для размещения
органов газораспределения и топливной форсунки. Предлагаемое вставки головки цилиндра
позволяет ликвидировать трещины в межклапанной перемычке и устранить нарушение перпендикулярности
осей клапанов и плоскости клапанных седел, а следовательно, уменьшить износ
и разгерметизацию пары седло тарелка клапана, износ втулок клапанов и зависание иглы распылителя
топливной форсунки, В результате обеспечивается повышение надежности работы
двигателя внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. Формула изобретения
1. Головка цилиндра для двигателя внутреннего, сгорания с воздушным охлаждением
, содержащая впускной и выпускной клапаны, установленные в направляющих втулках во впускном и вы596
пускном каналах, литую вставху, примыкающую
к внутреннему торцу и снабженную отверстиями под клапаны и форсунку , отличающаяся тем,
что с целью повышения надежности, вставка выполнена с бобышками под направляющие втулок и приливом для
размещения форсунки, причем бобышки соединены с вставкой при помощи перемычек .
2. Головка поп.1,отличающ а я с я тем, что перемычки каждой бобышки выполнены в виде участка одного
из каналов.
106
3. Головка по ПП.1 и 2, отличающаяся тем, что перемычки соединены между собой ребрами ;есткости
.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Заявка ФРГ № 2711136,
кл. F 02 F 1/28, опублик. 1978.
2.Патент Великобритании
№ 1306698, кл. F 02 F 1/00, бпуолик, 1973.
3.Авторское свидетельство СССР № 7.31013, кл. F 02 F 1/00, 1980.
Фаг.1