Формула
1. Способ для двигателя, содержащий шаги, на которых:
впрыскивают водно-спиртовую смесь во впуск двигателя сначала в размере первой доли в процентах по объему, а затем в размере второй, другой, доли в процентах по объему;
подают опорное напряжение на датчик кислорода и отслеживают изменение тока накачки указанного датчика после каждого впрыска;
находят первую составляющую изменения тока накачки, обусловленную содержанием воды в смеси;
находят вторую составляющую изменения тока накачки, обусловленную содержанием спирта в смеси; и
находят третью составляющую изменения тока накачки, обусловленную содержанием разбавителей во всасываемом воздухе.
2. Способ по п. 1, дополнительно содержащий шаг, на котором определяют состав смеси по найденным первой составляющей, второй составляющей и третьей составляющей, а также исходя из количества впрыскиваемой жидкости.
3. Способ по п. 2, дополнительно содержащий шаг, на котором регулируют параметр работы двигателя в зависимости от определенного состава, при этом в число параметров работы двигателя входят результат оценки октанового числа топлива и (или) количество впрыскиваемого топлива.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что первая доля в процентах по объему включает в себя первое количество впрыскиваемой жидкости при первом положении впускного дросселя, а вторая доля в процентах по объему включает в себя второе количество впрыскиваемой жидкости при первом положении впускного дросселя, причем в число разбавителей во всасываемом воздухе входят влага из окружающей среды, и (или) углеводороды от продувки адсорбера топливных паров, и (или) углеводороды от вентиляции картера.
5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что первая доля в процентах по объему включает в себя первое количество впрыскиваемой жидкости при первом положении впускного дросселя, причем вторая доля в процентах по объему включает в себя указанное первое количество впрыскиваемой жидкости при указанном первом положении впускного дросселя.
6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что указанная смесь не содержит бензина, причем указанный спирт включает в себя этанол и (или) метанол.
7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что указанная подача представляет собой подачу напряжения, при котором не происходит диссоциация молекул воды.
8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что нахождение указанных первой составляющей и второй составляющей включает в себя определение первой концентрации жидкости во всасываемом воздухе по первому изменению тока накачки после ее впрыска в размере первой доли в процентах по объему и определение второй концентрации жидкости во всасываемом воздухе по второму изменению тока накачки после ее впрыска в размере второй доли в процентах по объему.
9. Способ по п. 8, отличающийся тем, что нахождение указанной третьей составляющей включает в себя приведение первой концентрации к виду первой доли в процентах по объему с одновременным приведением второй концентрации к виду второй доли в процентах по объему,
нахождение отклонения по приведенным первой и второй концентрациям; и
определение содержания спирта в жидкости по найденному отклонению.
10. Способ по п. 1, отличающийся тем, что способ выполняют в случае выявления наличия определенных условий, при этом в число указанных определенных условий входит условие после дозаправки водно-спиртовой смеси в резервуар, если датчик кислорода представляет собой датчик кислорода во всасываемом воздухе, при этом в число указанных определенных условий входят условие после дозаправки водно-спиртовой смеси в резервуар и отсечка топлива в режиме замедления, если датчик кислорода представляет собой датчик кислорода в отработавших газах.
11. Способ по п. 1, отличающийся тем, что водно-спиртовая смесь представляет собой жидкость очистителя ветрового стекла или стеклоомывающую жидкость.
12. Способ для двигателя, содержащий шаги, на которых:
впрыскивают некоторое количество водно-спиртовой смеси в двигатель при первом массовом расходе на впуске и оценивают первую концентрацию спирта во всасываемом воздухе по первому изменению тока накачки датчика кислорода;
затем впрыскивают указанное количество водно-спиртовой смеси в двигатель при втором, другом, массовом расходе на впуске и оценивают вторую концентрацию спирта во всасываемом воздухе по второму изменению тока накачки датчика кислорода;
определяют концентрацию разбавителя во всасываемом воздухе по первому и второму изменениям тока накачки; и
определяют состав водно-спиртовой смеси по первому и второму изменениям токов накачки и результату определения концентрации разбавителя.
13. Способ по п. 12, дополнительно содержащий шаг, на котором после каждого впрыска на датчик кислорода подают опорное напряжение, при котором не происходит диссоциация молекул воды, причем датчик кислорода представляет собой датчик кислорода во всасываемом воздухе или датчик кислорода в отработавших газах.
14. Способ по п. 12, отличающийся тем, что определение состава водно-спиртовой смеси включает в себя различение первой составляющей первого и второго изменений тока накачки, обусловленной содержанием воды в водно-спиртовой смеси, от второй составляющей первого и второго изменений тока накачки, обусловленной содержанием спирта в водно-спиртовой смеси, и третьей составляющей первого и второго изменений тока накачки, зависящей от концентрации разбавителя во всасываемом воздухе.
15. Способ по п. 13, отличающийся тем, что, если датчик кислорода представляет собой датчик кислорода во всасываемом воздухе, указанный впрыск осуществляют в случае дозаправки водно-спиртовой смеси в бак антидетонационной жидкости, при этом указанный впрыск осуществляют во впускной коллектор ниже по потоку от впускного дросселя и выше по потоку от датчика кислорода во всасываемом воздухе, причем, если датчик кислорода представляет собой датчик кислорода в отработавших газах, указанный впрыск осуществляют в случае дозаправки водно-спиртовой смеси в бак антидетонационной жидкости и при условии, что подача топлива в какой-либо цилиндр отключена, при этом указанный впрыск осуществляют непосредственно в указанный цилиндр, при этом водно-спиртовая смесь представляет собой жидкость очистителя ветрового стекла.
16. Способ по п. 12, отличающийся тем, что указанный состав определяют также с учетом количества впрыскиваемой жидкости, при этом способ дополнительно содержит шаг, на котором регулируют величину запаздывания зажигания для подавления детонации в зависимости от результата определения состава водно-спиртовой смеси.
17. Способ по п. 12, дополнительно содержащий шаг, на котором, если будет указано наличие детонации в цилиндре двигателя, осуществляют непосредственный впрыск водно-спиртовой смеси в этот цилиндр, при этом количество непосредственно впрыскиваемой водно-спиртовой смеси зависит от результата определения ее состава.
18. Система двигателя, содержащая:
двигатель, содержащий впускной коллектор для приема всасываемого воздуха;
первую топливную форсунку для впрыска топлива в цилиндр двигателя;
вторую форсунку для впрыска антидетонационной жидкости во впускной коллектор ниже по потоку от впускного дросселя;
систему РОГ, содержащую магистраль для перенаправления остаточных отработавших газов из области ниже по потоку от турбины в область выше по потоку от компрессора через клапан РОГ;
датчик кислорода, соединенный с впускным коллектором ниже по потоку от впускного дросселя и ниже по потоку от клапана РОГ; и
контроллер с машиночитаемыми командами в долговременной памяти для:
впрыска антидетонационной жидкости во впускной коллектор в размере первой доли в процентах по объему газа и последующей подачи опорного напряжения на датчик кислорода и измерения первого изменения тока накачки;
последующего впрыска антидетонационной жидкости во впускной коллектор в размере второй, другой, доли в процентах по объему газа, последующей подачи опорного напряжения на датчик кислорода и измерения второго изменения тока накачки;
оценки содержания разбавителя во всасываемом воздухе по указанным первому и второму изменениям тока накачки и первой и второй долям в процентах по объему газа; и
оценки состава антидетонационной жидкости по массе впрыска, первому и второму изменениям тока накачки, и результату оценки содержания разбавителя.
19. Система по п. 18, отличающаяся тем, что антидетонационная жидкость содержит воду и спирт, и не содержит топливо, причем контроллер выполнен с возможностью оценки содержания разбавителя путем вычисления отклонения по отношению разности первого и второго изменений тока накачки к разности первой и второй долей в процентах по объему газа, причем контроллер выполнен с возможностью оценки указанного состава путем вычисления первой составляющей первого и второго изменений тока накачки, обусловленной содержанием воды в антидетонационной жидкости, вычисления второй составляющей первого и второго изменений тока накачки, обусловленной содержанием спирта в антидетонационной жидкости, и применения указанного отклонения к результатам вычисления первой и второй составляющих.
20. Система по п. 18, отличающаяся тем, что контроллер содержит дополнительные команды для:
обновления результата оценки октанового числа топлива двигателя в зависимости от результата оценки состава антидетонационной жидкости; и
регулирования момента зажигания и момента зажигания на границе детонации, устанавливаемого в случае детонации, в зависимости от обновленного результата оценки октанового числа топлива, при этом указанное регулирование включает в себя изменение момента зажигания в сторону запаздывания относительно базового момента зажигания и изменение момента зажигания на границе детонации в сторону опережения к оптимальному моменту зажигания (ОМЗ), по мере увеличения результата оценки октанового числа топлива.