Формула
1. Устройство (1) смазки элементов системы приводов агрегатов летательного аппарата, содержащее шестерню (2), имеющую хвостовик (22) шестерни, который выполнен полым и имеет ось вращения (R-R’), при этом указанное устройство (1) отличается тем, что дополнительно содержит:
- вал (23), расположенный внутри хвостовика (22) шестерни и проходящий вдоль оси вращения (R-R’),
- пространство (Е) между валом (23) и хвостовиком (22) шестерни, обеспечивающее перемещение масла,
- масляный резервуар (31), расположенный напротив указанного пространства (Е) на уровне первого конца (22а) хвостовика (22) шестерни,
- выходной масляный канал (42, 421), расположенный напротив пространства (Е) на уровне второго конца (22b) хвостовика (22) шестерни,
причем хвостовик (22) шестерни и вал (23) образуют вместе насос и взаимодействуют, толкая масло из резервуара (31) в выходной масляный канал (42, 421), благодаря вращению хвостовика (22) шестерни вокруг вала (23).
2. Устройство по п. 1, в котором:
- хвостовик (22) шестерни имеет спиралевидную полость, а
- вал (23) образует эксцентричный винт, форма которого соответствует форме спиралевидной полости,
при этом насос является насосом типа Moineau.
3. Устройство по п. 1, в котором:
- хвостовик (22) шестерни имеет форму полой цилиндрической трубы, а
- вал (23) содержит витки (24) в виде резьбы, выполненные радиально в сторону хвостовика (22) шестерни и наматывающиеся вокруг вала (23) в направлении, параллельном оси вращения (R-R’),
при этом насос является шнековым насосом.
4. Устройство по п. 1, в котором:
- хвостовик (22) шестерни имеет форму цилиндрической трубы, внутри которой расположены витки (25), выполненные радиально в сторону вала (23) и наматывающиеся вокруг вала (23) в направлении, параллельном оси вращения (R-R’), а
- вал (23) является цилиндрическим.
5. Устройство по п. 3 или 4, в котором радиальный размер (е, е’) витков (24, 25) меньше расстояния (d, d’) между хвостовиком (22) и валом (23).
6. Устройство по любому из пп. 4-5, в котором шаг (L, L’) витков (24, 25) является постоянным.
7. Устройство по любому из пп. 3-6, в котором шаг (L, L’) витков (24, 25) уменьшается между первым концом (22а, 23а) и вторым концом (22b, 23b) так, чтобы увеличивать давление перекачиваемого масла.
8. Устройство по любому из пп. 1-7, в котором выходной масляный канал (42, 423) высвобождает масло на смазываемое место, например, на верхнюю часть шестерни (2).
9. Устройство по любому из пп. 1-8, в котором выходной канал (42, 421) соединен с жиклером (7), который впрыскивает масло под давлением или работает за счет силы тяжести как капельница.
10. Узел, содержащий устройство (1) по любому из пп. 1-9 и дополнительно содержащий картер (5) и/или крышку (51), при этом крышка расположена на уровне оси вращения (R-R’) устройства.
11. Узел по п. 10, в котором масляный резервуар (31) является коллектором или карманом, встроенным в картер (5) или крышку (51).
12. Узел по п. 10 или 11, в котором резервуар (31) питается за счет потока масла в картере (5).
13. Система, содержащая узел по одному из пп. 10-12 и дополнительно содержащая силовую установку в виде газотурбинного двигателя, питающего систему приводов агрегатов и обеспечивающего приведение во вращение шестерни (2).
14. Летательный аппарат, содержащий устройство, узел или систему по любому из пп. 1-13.