Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к области двигателестроения, и может
быть использовано в конструкции устройства впрыска для двухтопливного
двигателя внутреннего сгорания, обеспечивающего впрыск двух сортов топлива
, причем одно из топлив жидкое для предварительного впрыска, а другое
топливо жидкое или газообразное для основного впрыска, а также к конструкции
дозирующего насоса для этого устройства.
Целью изобретения является расширение
пределов регулирования фаз впрыска топлива.
На фиг.1 изображено схематически
устройство впрыска с дозирующим насосом , когда топливом основного впрыска является жидкое топливо; на
фиг.2 - то же, когда топливом основного впрыска является газообразное
топливо; на фиг.З - вариант регулировки дозирующего насоса при предварительном впрыске, равном нулю; на
фиг.4 - то же)при предварительном и основном впрыске, начинающихся одновременно; па фиг.5 - то же, когда
топливом основного впрыска является газообразное топливо.
Устройство впрыска для двухтопливного двигателя внутреннего сгорания включает в себя насос 1 высокого
давления плунжерного типа, который подает жидкое или газообразное топливо
основного впрыска в топливопровод 2 нагнетания, насос 3 низкого давления, который подает жидкое топ5
0
ливо предварительного впрыска в топливопровод
4 подачи, форсуночный блок 5, в котором заключены форсунка 6 предварительного впрыска и форсунка
7 основного впрыска, дозирующий насос 8 и соединительные топливопроводы
, которые селективно связывают все элементы устройства между собой. Дозирующий насос 8 имеет корпус 9
со сверлением 10, в средней части которого устаьовлен с возможностью
возвратно-поступательного перемещения передающий поршень 11, переме5
щающийся между раздельно регулируемыми упорами 12 и 13. Упоры 12 и 13
прециэионно установлены в сверлении 10 и имеют внутренние концы 14 и 15
соответственно, которые с торцами
0 передающего поршня 11 образуют с одной
стороны моторную 16, ас другой - приемную 17 полость, и наружные концы 18, 19, которые опираются на
активные поверхности 20, 21 кулачков
5 22, 23, оси 24, 25 вращения которых
неподвижны по отношению к корпусу 9. Между передающим поршнем и упором 13
может быть установлена пружина 26, работающая на сжатие.
0 I
Корпус 9 дозирующего насоса 8 в
зоне моторной полости 16 имеет отверстие
27, связанное с топливопроводом 2 нагнетания, топливного насо-
, са 1 высокого давления, отверстие 28, связанное с топливопроводом 29, соединяющим
моторную полость 16 с форсункой 7 основного впрыска, и дополнительное отверстие 30.
5
Корпус 9 дозирующего насоса 8 в
зоне приемной полости 17 имеет отверстие 31, связанное с топливопроводом 4 подачи, соединяющим приемную
полость 17 с топливным насосом 3 низкого давления через обратный клапан 32, отверстие 33, связанное
топливопроводом 34, соединяющим приемную полость 17 с форсункой 6 предварительного впрыска через ot-ратный
клапан 35, и дополнительное отверстие 36
Дополнительные отверстия 30 и 36
соединены между собой топливопровод 37. Форсуночный блок 5 состоит из
корпуса 38, на котором закреплен наконечник 39. В корпусе размещены фосунки
6 и 7 предварительного и оснного впрыска топлива, причем каждая из форсунок имеет расположенные в
накднечнике 39 одинакового размера иглы 40 и 41 форсунок, взаимодействующие с камерами 42, 43 давления
и с соответствующими седлами 44, 45 и распиливающими отверстиями 46, 47
Форсунки имеют общую тарировочную пружину 48, расположенную в корпусе 38 и удерживающую иглы 40, 41 на
седлах 44, 45 посредством толкателя 49 и передающей траверсы 50, котора
в случае использования только жидкого топлива выполняется симметричной
о Камера 42 давления иглы 40 форсунки 6 предварительного впрыска соединена каналом 51 с топливопроводом
34 и соответственно с приемно полостью 17 через обратный клапан 35. Камера 43 давления иглы 41 форсунки
основного впрыска соединена каналом 52 с топливопроводом 29 и соответственно с моторной полостью 1
В случае использования газообразного топлива (фиго 2) форсунка 7 основного впрыска имеет дополнительную
камеру 53 давления для газообразного топлива, сообщенную каналом 54 и топливопроводом 55 с источником
газа под высоким давлением (например , 250 бар, не показан)„ Камера
43 давления расположена таким образом , что она может сообщаться со сливом при поднятом положении иглы
41 через соединительные каналы 56 и 57, а траверса может выполняться необязательно симметричной и, кроме
того, топливопровод 2 нагнетания соединен с топливопроводом 29 посредством дополнительного канала 58 с
0
0
5
0
5
0
5
0
5
обратным клапаном 59, который позволяет
опорожнить камеру 4j давления, т.е. запереть иглу 41 основного впрыска.
Устройство впрыска и дозирующий насос работают следующим образом.
Под воздействием постоянного давления , действующего в топливопроводе
4, в случае необходимости под воздействием усилия пружины 26 и в отсутствие
давления, нагнетаемого насосом
Iвысокого давления через топливопровод
2, передающий поршень 11 в начале цикла прижат к упору 12. Упор
12 располагается таким образом,что передающий поршень 11 перекрывает отверстие 28, а упор располагается
так, чтобы это отверстие 28 могло бып открыто г процессе движения поршня 11. Когда насос 1 высокого
давления нагнетает топливо в топливопровод 2, давление, возникающее в моторной
полости 16, толкает поршень
IIв сверлении 10 и вызывает нагнетание
с идентичным давлением топлива предварительного впрыска из приемной полости 17 в топливопровод 34.
Это нагнетание имеет место до встречи поршня 11 с внутренним концом
15 упора 13. Следовательно, объем, подаваемый при предварительном впрыске, зависит от расстояния D1,
установленного первоначально между торцом поршня 11 и упором 13. Кроме
того, поршень 11 проходит расстояние D2, разделяющее другой торец поршня 11 и отверстие 28. Поскольку
отверстие 28 перекрыто поршнем 11, давпение в топливопроводе 29 и канале
52 отсутствует. Но как только торец поршня 11 откроет отверстие 28, основное
топливо впрыскивается в топливопровод 29 совместно с предварительным впрыском, который продолжается
, чак как поршень 11 еще не дошел до упора 13. Основной впрыск продолжается до прерывания нагнетания
насоса 1.
Таким образом, выбор расстояний
D1 и D2 позволяет изменять соотношение предварительного и основного
впрыска, а также значение перекрытия этих двух фаз впрыска.
Если расстояния D1 и D2 равны нулю (фиг.З), то предварительный впрыск равен нулю, а основной впрыск
происходит немедленно.
1554775
Если расстояние D2 равно нулю, а расстояние Ш не равно нулю (фиг.4), то имеет место одновременность начала
фаз предварительного и основного |Впрыска, причем длительность предварительного впрыска зависит от значения
расстояния D1, т.е. от положения упора 13. Между этими крайними положениями
соответствующий выбор расстояний D1 и D2 регулирует значение объема предварительного впрыска и начало
основного впрыска.
Если расстояние D2 соответствует
объему перемещения поршня 11, превышающего цилиндровый объем насоса 1
(случай малых нагрузок), фаза основного впрыска устраняется и производится лишь фаза предварительного
впрыска.
Если устройство работает на газообразном топливе для основного
впрыска (фиг.2), то подъем иглы 41 форсунки 7 основного впрыска также
управляется подачей жидкости в камеру 43 давления. Для обеспечения соответствующего
распыления отверстиями 47 следу ет создать в источнике газообразного топлива достаточное
давление (например, 250 бар). Но в случае, когда этот источник отсутствует , подъем иглы 41 основного
впрыска становится бесполезным и его следует нейтрализовать. Тогда упор 13 регулируется таким образом,
что поршень 11 постоянно перекрывает отверстие 28, а дополнительное отверстие
36 приемной полости 17 размещается таким образом по отношению к
упору 13, что оно никогда не перекрывается поршнем 11.
Упор 12 регулируется так# чтобы дополнительное отверстие 30 моторной полости 16 было постоянно открыто.
Такая регулировка двух упоров обеспечивает сообщение между моторной
и приемной полостями. Предварительный и основной впрыск заменяются в этом случае единственным впрыском,
который осуществляется с помощью иглы 40 и отверстий 46.
Различные случаи работы зависят от условий нагрузки двигателя, а положение
кулачков 22, 23 может регулироваться параметрами работы двигателя такими как скорость, момент,
давление всасываемого воздуха, температуры охлаждающей жидкости, условиями сгорания топлива и т.д.
5
0
5
0
5
0
5
0
5
8
Дозирующий насос 8 может быть либо
отдельным, либо объединенным конструктивно в один моноблочный комплекс
с насосом 1 высокого давления, а блок 5 форсунки может быть выполнен в виде двух раздельных форсунок.
Формула изобретения
1.Устройство впрыска для двухтопливного
двигателя внутреннего сгорания, содержащее насос низкого давления для предварительного впрыска
жидкого топлива, насос высокого давления плунжерного типа для основного
впрыска жидкого или газообразного топлива, две топливные форсунки для предварительного и основного
впрыска, каждая из которых имеет иглу с камерой давления, дозирующий
насос, в корпусе которого установлен передающий поршень с образованием в
нем с одной стороны - моторной, а с другой стороны - приемной полостей
и с возможностью возвратно-поступательного перемещения между раздельно регулируемыми упорами, сливную
магистраль и топливопроводы, селективно связывающие топливные насосы
низкого и высокого давления с камерами давления игл форсунок предварительного
и основного впрыска через моторную и приемную полости дозирующего насоса, отличающееся
тем, что, с целью расширения пределов регулирования фаз впрыска топлива
, оно снабжено дополнительным топливопроводом , причем при крайнем положении
упора моторной полости дополнительным топливопровод соединяет
моторную и приемную полости, а топливопровод , связывающий моторную полость
с камерой давления иглы форсунки основного впрыска, перекрыт передающим поршнем.
2.Устройство по п.1, отличающееся тем, что игла форсунки
основного впрыска снабжена соединительными каналами, расположенными с возможностью сообщения ее ка-
меры давления со сливом при поднятом положении иглыо
3„ Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что топливопровод , соединяющий моторную полость
дозирующего насоса с камерой форсунки основного впрыска, дополнительно соединен с топливным насо9155
сом высокого давления через обратный
клапан.
I i
4. Дозирующий насос устройства
впрыска для двухтопливного двигателя внутреннего сгорания, одно из которых
жидкое - для предварительного впрыска , а другое - жидкое или газообразное - для основного впрыска, со-
держащий корпус с осевым сверлением, расположенный в осевом сверлении с
возможностью перемещения между двумя упорами подпружиненный передающий поршень, один торец которого ограни-
чивает моторную полость, которая снабжена отверстиями для соединения
последней с топливным насосом высокого давления и камерой давления иг10
лы форсунки основного впрыска,а другой торец ограничивает приемную полость
, которая снабжена отверстиями для ее соединения с насосом низкого давления и камерой давления форсунки
предварительного впрыска, и механизм раздельного регулирования положения упоров, отличающий-
с я тем, что, с целью расширения пределов дозирования фаз впрыска топлива, в корпусе в зоне моторной и
приемной полостей выполнено дополнительно по одному отверстию, сообщенные между собой топливопроводом,
регулируемые упоры расположены в моторной и приемной полостях с возможностью скольжения в последних для
регулировки хода передающего поршня.
19 23
Фиг. 2
12
В
„„{,
/ / s /
Фиг.З
2b
Фиг.5
t 4 11 n/ 3
„л„„1,„,
Ms S / S JfS SSS.