1
Изобретение относится к двигателям внутреннего
сгорания с принудительным зажиганием , преимущественно четыре.хтактным газовым.
Известны двигатели внутреннего сгорания , содержащие цилиндр с порщнем, головку
цилиндра с расположенными в ней впускным и выпускным клапанами с седлами
, оси которы.х лежат в одной плоскости , не проходящей через продольную ось
цилиндра, а также разделенную камеру сгорания , одна часть которой выполнена в виде
осесимметричной полости в порщне с плоским днищем и больщим диаметром полости,
лежащим в плоскости днища и составляющим 0,5-0,8 диаметра поршня, а другая
часть - в виде смещенной относительно продольной оси цилиндра полости в головке
цилиндра, в которой расположена свеча зажигания 1. Однако протекание процессов
смесеобразования и сгорания, оказывающих влияние на токсичность отработанных
газов таких двигателей, зависит от выбора конструктивных соотношений камеры сгорания
. Поэтому при неправильном выборе размеров токсичность отработанных газов может быть высокой.
Целью изобретения является снижение токсичности отработанных газов двигателя
путем улучп ения процессов смесеобразования и сгорани я. Это достигается тем. что в
предлагаемом двигателе полость камеры сгорания , расположенная в порите, выполнена
в виде усеченного конуса, высота которого равна 0,15-0,20 диаметра поршня и
угол наклона образующей равен 10-30, а полость в головке цилиндра выполнена в
виде усеченного конуса, больший диаметр которого равен двум диаметрам резьбы свечи
зажигания, лежит в плоскости газового стыка головки, и отнои ение высоты конуса
к его большему диаметру равно 0,20-0,25, причем конус в головке ци,1индра выполнен
с клинообразным каналом зажигания, выходящим к продольной оси цилиндра п полностью
расположенным над конической полостью в поршне.
Оси конуса в головке цилиндра п клапанов могут быть коллинеарны продольной оси цилиндра.
Плоскость, проходящая через продольную ось цилиндра и ось конуса в головке
цилиндра, может быть равноуда.тена от кромок седел клапанов и перпендикулярна к
плоскоети, проходящей через оси клапанов.
Кратчайшее расстояние между седлами
клапанов может быть равно кратчайшему расстоянию между каналом зажигания и седлом клапана.
Крайняя точка центрального электрода свечи зажигания может быть расположена в
плоскости малого диа.метра конуса в головке цилиндра.
На фиг. 1 показан описываемый двигатель , разрез через свечу зажигания; на
фиг. 2 - головка цилиндра, вид снизу.
Двигатель содержит блок цилиндров 1,
цилиндр 2 с поршнем 3, головку 4 цилиндра . Камера 5 сгорания при положении поршня
3 в ВМТ расположена главным образом в поршне и представляет собой симметричный
продольной оси А-А цилиндра усеченный конус, больший диаметр D которого,
составляющий приблизительно 67% диаметра поршня 3, лежит в плоскости днища
поршня. Образуюшая 6 усеченного конуса наклонена к продольной оси А-А под углом
(L, равным приблизительно 15°, а высота Н усеченного конуса составляет примерно
17°/о диаметра DI поршня 3. Дно 7 полости в поршне выполнено плоским.
Оси и и С выпускного 8 и впускного 9 клапанов, соответственно, расположены коллинеарно
продольной оси А-А пилиндра и не лежат в плоскости F, про.ходяшей через
ось А-Л.Осп клапанов и полость 10 камеры 5 сгорания, расположенная в головке цилиндра
и содержашая свечу 11 зажигания, на .ходятся с противоположных сторон относительно плоскости F.
Полость 10 также выполнена в виде усеченного конуса, больший диаметр Ог которого
приблизительно равен двум диаметрам резьбы 12, выполненной в отверстии 13
для установки свечи зажигания, а высота Н конуса составляет примерно 22% его большего
диаметра Dj. Плоскость Е, проходящая через ось усеченного конуса в головке
цилиндра п продольную ось цилиндра, перпендикулярна к плоскости, проходяшей
через оси В и С клапанов, и равноудалена от кромок седел клапанов. Кроме того, свеча
11 зажигания расположена так, что крайняя точка ее центрального электрода лежит
в плоскости малого диаметра конуса в головке цилиндра.
Усеченный конус головки цилиндра снабжен клинообразным каналом 14 зажигания,
расположенным полностью над усеченным конусом в поршне и выходящим к продольной
оси Л-Л цилиндра, причем канал зажигания выполнен так, что кратчайшее расстояние
М между ним и седлом клапана равно приблизительно кртачайшему расстоянию между седлами клапанов.
Геометрические соотношения полостей разделенной камеры сгорания выбраны из
условий получения степени сжатия в пределах 10-12 для двигателя, работающего
на сжиженном газе, и 13-15 для двигателя , работающего на природном газе.
При работе двигателя газовоздущная смесь, поступающая через выполненный, например
, винтовым впускной канал и впускной клапан 9, получает вращение вокруг
продольной оси Л-Л цилиндра. Вместо винтового канала вращение заряда может быть
создано также путем применения широкоизвестной ширмы на клапане.
При такте сжатия вытеснение заряда поршней с периферии цилиндра к центру
камеры 5 сгорания приводит к концентрации смеси в средней части камеры сгорания и
дополнительной турбулизации заряда. Расположение свечи зажигания в верхней части
конуса в головке цилиндра гарантирует хорошие условия воспламенения вследствие
отсутствия сильной турбулизации в этой зоне камеры сгорания. Кроме того, выбранная
конфигурация полости 10 обеспечивает хорошую очистку ее от остаточных газов.
Благодаря форме и расположению канала 14 зажигания пламя быстро достигает
середины камеры 5 сгорания. Выбранная высота усеченного конуса в поршне обеспечивает
быстрое воспламенение всей смеси в ка.мере сгорания, что препятствует возникновению детонации.
Возможность при.менения относите тьно поздних углов зажигания позволяет избежать
высоких температур, ухудшая условия образования окислов азота. Кроме того,
относительно удаленное положение свечи зажигания в камере сгорания позволяет ей
оставаться относительно холодной и обуславливает применение ограниченного зазора
между электродами, что приводит к увели (j чению срока службы свечи.
Формула изобретения
1. Двигатель внутреннего сгорания с принудительным
зажиганием, преимущественно
s четырехтактный газовый, содержащий цилиндр
с поршнем, головку цилиндра с впускным и выпускным клапанами с седлами, оси
которых лежат в одной плоскости, не проходящей через продольную ось цилиндра, а
Q также разделенную камеру сгорания, одна часть которой выполнена в виде осесимметричной
полости в поршне с плоским днищем и большим диаметром полости, лежащим в
плоскости днища и составляющим 0,5-0,8 диаметра поршня, а другая часть - в виде
S смещенной относительно продольной оси цилиндра полости в головке цилиндра, в которой
расположена свеча зажигания, отличающийся тем, что, с целью снижения токсичности отработанных газов путем улучшения процессов смесеобразования и сгорания, полость
в поршне выполнена в виде усеченного конуса, высота которого равна 0,15-
0,20 диаметра поршня и угол наклона образующей равен 10- 30°, а полость в головке
цилиндра выполнена в виде усеченного конуса, больший диаметр которого равен
двум диаметрам резьбы свечи зажигания, лежит в плоскости газового стыка головки,
и отношение высоты конуса к его большему диаметру равно 0,20-0,25, причем конус в
головке цилиндра выполнен с клинообразным каналом зажигания, выходящим к продольной
оси цилиндра и полностью расположенным над конической полостью в поршне .
2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что оси конуса в головке цилиндра и клапанов
коллинеарны продольной оси цилиндра .
3.Двигатель по п. 2, отличающийся тем, что плоскость, проходящая через продольную
ось цилиндра и ось конуса в головке цилиндра, равноудалена от кромок седел
клапанов и перпендикулярна к плоскости, проходящей через оси клапанов.
4.Двигатель по п. 3, отличающийся тем, что кратчайшее расстояние между седлами
клапанов равно кратчайшему расстоянию между каналом зажимания и седлом клапана .
5.Двигатель по п. 4, отличающийся тем, что крайняя точка центрального электрода
свечи зажигания расположена в плоскости малого диаметра конуса в головке цилиндра.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Х 3520189, кл. 123-191, 1970.
фиг.