30
тогда как другАя половина внутреннего J5 гает к упорному шарикоподшипнику 21,
пространства корпуса плотно закрыта, но напорной линией 10 соединена с внутренним пространством испарителя
2, так что мембранная пластина 24 с этой стороны постоянно нагружена дав- 20
лением в испарителе 2. Путем большего или меньшего ввинчивания толкателя
22 в резьбовое отверстие упорного кольца 21 можно регулировать силу
предварительного натяжения винтовой 25 пружины 23 сжатия и тем самым силу
предварительного натяжения мембранной пластины 24. Мембранная пластина
может быть изготовлена из пружинной листовой стали или из устойчивого к хладагенту эластичного материала
. Обращенные друг к другу по оси стороны конических дисков 7 и 8 имеют
выполненные в зеркальном изображении по отношению друг к другу конические
боковые поверхности, между которыми движется приводящий в движение компрессор 3 клиновой ремень 11.
На стороне конического диска 8 (фиг. 3), обращенной в сторону, противоположную
коническому диску 7, имеются четыре радиальных спицеоб- разных ребра 33, между которыми в углублении
находится конический диск 8. Ребра 33 имеют такую форму, что они служат в качестве воздухонагнетаю-
щих лопаток в целях подачи воздуха, которым охлаждается конический диск 8.
Конический диск 7 снабжен соответствующими- ребрами (не показаны).
Устройство работает следующим образом .
В положении (фиг.2), в котором
клиновой ремень 11 находится в своем верхнем положении между коническими
дисками 7 и 8 компрессор 3 вращается с максимальной скоростью (при его номинальной
скорости вращенияj ранной 2400 o6/№iH, клиновой ремень 11 нахо35
40
45
50
а с другой стороны, через винтовую пружину 23 сжатия, опирается с возможностью
вращения на .упорный уголь- чатый роликоподшипник 26 на мембранной пластине 24. Мембранный корпус 29
имеет не изображенное неподвижное соединение с двигателем 4, так что он
не может вращаться. Направленной (фиг. 2) направо силе предварительного
натяжения винтовой пружины 23 сжатия противодействует воздействукяцее
на другую сторону мембранной пластины 24 давление в испарителе 2, так что
клиновой ремень 11 при номинальной скорости вращения компрессора 3 сохраняет
свое не показанное среднее положение до тех пор, пока не меняется скорость вращения двигателя 4,
давление или температура в испарителе Если скорость вращения двигателя 4
возрастает, то временно повьш1ается и скорость вращения компрессора 3 сверх
номинальной, так что последний отбирает из испарителя больше газообразного
холодильного агента. Вследствие этого давление в испарителе снижается
, так что мембранная пластина 24 может несколько продвинуться вправо.
В результате этого конические диски 7 и 8 сдвигаются и клиновой ремень
11 описывает большую окружность. Тем самым скорость вращения компрессора
снижается, давление в испарителе снова повышается, мембранная пластина
24 (фиг. 2) снова вдавливается влево, конический диск 8 несколько отходит
от конического диска 7 и клиновой.ремень 11 снова занимает свое среднее положение.
Соответственно повьшгается или понижается скорость вращения компрессора
, если давление в испарителе измеI . :
няется в результате изменения скорости вращения приводного двигателя или
0
5 гает к упорному шарикоподшипнику 21, 0 5
5
0
5
0
а с другой стороны, через винтовую
пружину 23 сжатия, опирается с возможностью вращения на .упорный уголь-
чатый роликоподшипник 26 на мембранной пластине 24. Мембранный корпус 29
имеет не изображенное неподвижное соединение с двигателем 4, так что он
не может вращаться. Направленной (фиг. 2) направо силе предварительного
натяжения винтовой пружины 23 сжатия противодействует воздействукяцее
на другую сторону мембранной пластины 24 давление в испарителе 2, так что
клиновой ремень 11 при номинальной скорости вращения компрессора 3 сохраняет
свое не показанное среднее положение до тех пор, пока не меняется скорость вращения двигателя 4,
давление или температура в испарителе. Если скорость вращения двигателя 4
возрастает, то временно повьш1ается и скорость вращения компрессора 3 сверх
номинальной, так что последний отбирает из испарителя больше газообразного
холодильного агента. Вследствие этого давление в испарителе снижается
, так что мембранная пластина 24 может несколько продвинуться вправо.
В результате этого конические диски 7 и 8 сдвигаются и клиновой ремень
11 описывает большую окружность. Тем самым скорость вращения компрессора
снижается, давление в испарителе снова повышается, мембранная пластина
24 (фиг. 2) снова вдавливается влево, конический диск 8 несколько отходит
от конического диска 7 и клиновой.ремень 11 снова занимает свое среднее положение.
Соответственно повьшгается или понижается скорость вращения компрессора
, если давление в испарителе измеI . : .
няется в результате изменения скорости вращения приводного двигателя или
10
15
20
емпературы окружаюп;ей среды испариеля .
Клиноременный шкив 15 компрессора 3 выполнен в виде конической дисковой
пары, конические диски которой благоаря подпруживанию (не изображено) взаимно зажаты. Если клиновой ремень
11 вследствие перестайовки конических дисков 7 и 8 движется по большей окружности, то пружины конической
дисковой пары 15 .соответственно ослабляются, так что клиновой ремень 11 движется по несколько меньшей
окружности. Предварительное натяжение пружин дополнительной конической дисковой
пары 15 и предварительное натяжение винтовой пружины 23 сжатия в конической дисковой паре 6 подобрано
так, чтобы при срабатывании сервопривода 9 всегда обеспечивалось требуе-
мое изменение скорости вращения компрессора 3.
Клиноременный шкив 15 компрессора 10 на фиг.4 заменен конической диско- 25
вой парой 6 с подчиненным сервоприводом 9. В этом примере выполнения
сервопривод 9 имеет еще одну напорную линию 34, которой он соединен с
конденсатором 1. Сервопривод 9 (фиг, 4) имеет две камеры, соединенные с линиями 34 или 10.
На фиг.5 изображена форма выполнения , в которой несколько конических
дисковых пар 35 и 36 соединены параллельно , а нежду наружными коническими
дисками 37 и 38 размещен общий конический диск 39. Применение нескольких
конических дисковых пар 35 и 36 и т.д. является предпочтительным в отношении
передачи более значительных вращающих моментов.
30
35
40
В изображенном на фиг.5 примере выполнения показана также еще одна
форма выполнения сервопривода 9, который служит не для регулирования скорости
вращения компрессора, а для остановки компрессора. Это относится к случаю, в котором скорость вращения
компрессора не регулируется, а посредством сервопривода компрессор соединен
с силовым замыканием с клиновым ремнем 12 или это приводное соединени
прерьшавтся сервоприводом 9, который имеет заполненную силиконом камеру
40, в которой размещен двухходовой змеевик 41, который по оси снаружи
опирается на соответствующую мембранной пластине 24 пластину 42, а по оси
0
5
0
25
30
35
40
45
55
внутри на колоколообразную подвижную стенку 43, которая перемещается по
отношению к пластине 42 и жестко соединенному с ней направляющему кольцу
44. G другой стороны стенка 43 прилегает к упорному шарикоподшипнику 46,
который (винт 47, шатунная шейка 48 коленчатого вала компрессора 3)
имеет неподвижное соединение с коническим диском 38. Вместо винтовой
пружины-23 сжатия (фиг.5) предусмотрен ряд винтовых пружин 49 сжатия,
которые размещены в осевых отверстиях среднего конического диска 39 и
своими концами опираются на внутренние поверхности конических дисков 37
и 38. Между коническими дисками 37 - 39 под обоими не изображенными клино-
вьми ремнями предусмотрены смонтированные на шариковых опорах установочные
упорные кольца 50, которые глухо посажены на средний конический диск 39
и на свободно вращающиеся наружные кольца которых могут опираться клиновые
ремни, если конические диски 37 и 38 находятся в своем удаленном
от среднего конического диска 39 положении . Функцию установочных упорных
колец 50 (фиг.2) выполняет верхняя окружная поверхность консоли 18
(которая предпочтительно отполирована ) .
Змеевик 41 (фиг.5) линией 34
(фиг.4) соединен с конденсатором 1 (или с источником сжатого возд}7ха) .
Если скорость вращения компрессора 3 не нуждается в регулировании и потому
применяется форма выполнения сервопривода согласно фиг.5, то сервопривод
9, исходя из внутреннего давления в змеевике 41, сжимает конические
диски 35 и 36 вопреки усилию винтовых пружин 49. Если нагружение давлением
прекращается (например, вследствие снижения давления в конденсаторе 1
или отключения источника сжатого воз- духа), то пружины 49 разжимают конические
диски 37 и 38, в результате
I
чего компрессор останавливается.
Конические диски 37 - 39 (фиг.5)
соединены со своими валами сооветст- венно .с геометрическим замыканием многоугольным
или щлицевым профилем, а именно внутренний конический диск 39 соединен со своим валом в виде фланцев
35 и 36 наружных конических дисков 37, 38 и последний через эти
фланцы соединен со втулкой 51,, которая соединена представленным образом
(коническая посадка и клиновое соединение ) с шатунной шейкой 48 коленчатого вала компрессора 3.
На фиг.6 Представлена измененная по сравнению с изображением на фиг.2
форма выполнения конической дисковой пары 6. В этой форме выполнения консоль
(фиг.2) заменена двумя консолями 52 и 53, между которыми расположена с возможностью вращения коническая
дисковая -пара 6. Двойной конический диск 54 соответствует коническому диску, представленному на фиг.2
клиновидным желобком 13, Шарикоподшипник 55, посаженный на буртик ко- нического диска 56J выполняет ту же
функцию, что и установочные упорные кольца 50 СФИГ.5). Вместо соединения
с силовым замыканием между конической дисковой парой 6 и пустотельм валом 16
(фиг.2) предусмотрено соединени е с геометрическим замыканием с помощью
шлицевого профиля на наружной стороне пустотелого вала 57 (фиг.6). Винтовая
пружина 58 сжатия опирается между левой консолью 52 и основанием отверстия
пустотелого вала 57. Пустотелый вал 57 жестко соединен с правым коническим диском 59. Пустотелый вал
57 расположен с возможностью переме- ш;ения в осевом направлении в левом
коническом диске 56. Конический диск 56 установлен на консоли 52 с возможностью
вращения и не может перемещаться в осевом направлении.
На фиг .6 справа представлена еще одна форма выполнения сервопривода 9,
в которой вместо мембранной коробки (фиг.2) предусмотрен мембранный цилиндр
, имеющий корпус 60, в котором укреплена роликовая мембрана 61, покрывающая поршень 62, перемещаемый
в корпусе 60. На левом конце поршня 62 укреплен конический диск 59 с возможностью
относительного вращения. Конический диск 59 и поршень 62 имеют возможность неотносительного перемещения
в осевом направлении, т.е. конический диск 59 следует за любым движением поршня 62 в осевом направлении
. Корпус 60 соединён линией 63, соответствующей линии 10, с испарителем 2 (фиг.1).
Поршень 62 с левой стороны нагружается давлением по еще одной линии
64, подсоединенной к корпусу 60. Линия 64 ведет или к конденсатору 1
(соответственно линии 34 на фиг.4), или к источнику сжатого воздуха. Обе
линии 64 и 63 могут соединяться между , собой логическим клапаном И/ИЛИ,, предпочтительно
электромагнитным обратным клапаном 65. Если необходимо отключить компрессор, то левая сторона поршня
62 по линии 64 нагружается давлением.
0 В этом случае шарик, символически
изображенный в электромагнитном обратном клапане 65, находится в своем
правом положении и блокирует соединение с линией..63. Если холодиЛьная ус5
тановка запускается, то сначала компрессор из-за давления линии 64 остается
отключенным. Затем шарик в электромагнитном обратном клапане 65 попадает в среднее положение Так как
0 активная поверхность поршня 62 с пра- вой стороны (роликовая мембрана 61)
больше, то поршень движется влево. Клиноременная передача вследствие
этого включается (конические диски
5 56 и 59 сходятся) и шарик в электромагнитном
обратном клапане 65 движется влево к левому отверстию. Дальнейший
процесс регулирования происходит также , как и в форме выполнения согласно
0 фиг.2.
Формула изобретения
1. Устройство управления скоростью .
5 вращения компрессора холодильной установки
для регулирования ее холодо- производительности, имеющей конденсатор
, испаритель и ком прессор, связанный с приводным двигателем, имею0
Щим переменную скорость вращения посредством клиноременной передачи с
бесступенчатым регулированием ее передаточного отношения,, содержащее по
меньшей мере, одну коническую пару с
5 подвижными дисками, установленными с
возможностью изменения расстояния между ними с помощью исполнительного
механизма при соблюдении зависимости между давлением хладагента на стороне
всасывания компрессора с объемным
расходом хладагента в последнем,
отличающееся тем, что, с целью поддержания холодопроизводи- тельности на постоянном уровне при
любых колебаниях числа оборотов приводного двигателя, исполнительный
механизм выполнен в виде сервоприво да, связанного с посредством гидравлической
линии с испарителем и непосредс венио воздействующего на пер емеще-
ние дисков под действием давления хладагента пропорционально изменениям последнего.
2.Устройство по п.1, о т л и - чающееся тем, что клиноремен ная передача содержит два клиновых
ремня, один из которых связан с приводным двигателем и с дисковой парой с подвижными дисками, на одном из
дисков которой выполнен клиновидный желоб для другого клинового ремня,
соединенного с компрессором посредством дополнительной конической диско- вой пары.
3.Устройство ПОП.1, отличающееся .тем,что конические дисковые пары соединены параллельно,
причем между двумя дисками смежных пар расположен общий конический диск
с двумя коническими поверхностями.
4.Устройство по п,1, о т л и-
чающееся тем, что сервопривод выполнен мембранного типа и со- держит корпус, контактирующий с одни
из конических дисков дисковой пары и разделенный мембраной, жестко соединенной
с другим коническим диском
и
Z7
20
пары, на подмембранную и надмембран-
ную полости, последняя из которых подключена к гидравлической линии,
связывающей сервопривод с испарителе
5.Устройство поп.1,отлича
ю щ е е с я тем, что сервопривод выполнен поршневого типа и содержит цилиндр
, контактирующий с одним из конических дисков дисковой пары и раздленный
поршнем, соединенным для совместного перемещения в осевом направлении с другим диском этой пары,
имеющим относительно последнего возможность вращения, на подпоршневую
и надпоршневую полости, последняя из которых подключена к гидравлической
линии, связывающей сервопривод с испарителем .
6.Устройство ПОП.1, отличающееся тем, что подпорш- невая полость подключена посредством
своей гидравлической линии к конденсатору или постороннему источнику давления.
7.Устройство ПОП.1, отличающееся тем, что обе гидравлические линии соединены между собой
клапаном И/ИЛИ.
А-А
33
21
13
Фие.З
. 50 г I мин
33 JS
J8
50
д
5
фие.6
Редактор Г.Волкова
Составитель Н. Алексеева
Техред л.Олийнык Корректор Н.Борисова
Заказ 5832/58
Тираж 462
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГРСНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул, Гагарина, 101