Реверсивная передача - SU805941A3

Код документа: SU805941A3

Чертежи

Описание

1

Изобретение относится к судостроению , в частности к реверсивным передачам , преимущественно для Z-обраэноfo привода водных транспортных средств.

Известна реверсивная передача, преимущественно для Z-образного привода водных транспортных средств, содержащая реверсивную муфту.,состоящую из двух фрикционных колец с фрикционными элементами и держателя, жестко соединенного с приводным валом , и приводные конические шестерни , заде пленные с общим приводным коническим зубчатым колесом ilj.

Однако такая передача не обеспечивает плавного переключения, что снижает ее надежность.

Цель изобретения - повышение надежности передачи.

Для этого фрикционные элементы вы .полнены в виде дисков, а реверсивная муфта снабжена муфтой включения, смонтированной на держателе, и пружинными элементами, размещенными между дисками и приводными коническими шестернями, при этом контактирующие поверхности держателя и фрикционных колец выполнены со впадинами ив них размещены элементы качения,

Кроме того, реверсивная муфта выполнена с двумя ограничительными упорами, служащими для ограничения хода пружинных элементов до превышеьшя максимально допустимой нагрузки.

Фрикционные кольца выполнены с по крайней мере одним зубом, а муфта включения - с окружными пазами,в которых размещены зубья, при этом зубья и пазы выполнены с наклонными к плоскости вращения взаимодействую Дими гранями, расположенными парешлельно друг другу. Дополнительно пружинные элементы выполнены в виде тарельчатых пружин, элементы качения в виде шариков, а впадины на держателе и на фрикционных кольцах - с наклонными гранями, причем взаимодействyю циe Друг с другом при выключении грани зубьев и пазов направлены под углом к наклонным граням впадин на держателе и фрикционных кольцах.

На фиг. 1 показан 2-о.бразный привод водного транспортного средства, разрез, на фиг. 2 - реверсивная передача , продольный разрез; на фиг.З часть разреза А-А на фиг.2;на фиг.4 вид Б на фиг. 2; на фиг. 5 - разрез Б. на фиг. 2. Z-образный привод водного трансtnopTHoro средства 1 содержит двигатель 2, свя занный через горизонтальный приводной вал 3, на котором установлена реверсивнаяпередача 4, две приводные конические шестерни 5 и 6 и находящееся с ними в зацеплении об oiee коническое зубчатое колесо 7, вал 8, конические шестерни 9, 10 с валом 11, на котором установлен гребной винт 12. Конические шестерни 5 и 6 свободно установлены на вгшу 3. Их осевое перемещение ограничено шайбой 13-и уступом 14. Реверсивная передача содержит реверсивную муфту, сос тоящую из держателя. 15, жестко установленного на валу 3 между шестернями 5 и 6, на котором установлена муф та включения 16, и фрикционных колец 17 и 18, свободно (с возможностью вращения) смонтированных на валу 3. Фрикционные кольца имеют выемки 19, в которых размещены наружные фрикцио ные элементы, выполненные в виде дисков 20, Между наружньлми дисками размещены внутренние фрикционные эле менты (диски) 21, зацепленные с нарух ным зацеплением 22 шестерен 5 и 6. Пакеты наружных и внутренних дисков прижимаются прижимными пластинами .23 и 24, имеющими возможность перемещения в осевом зазоре между усту пами 25, 26 шестерен 5, 6 и стопорными кольцами 27, 28. Стопорные коль ца расположены так, что диски не ежи маются, если кольца 17, 18 не связаны . Между пластинами 23, 24 и шестер нями 5, 6 размещены пружинные элемен ты, выполненные в виде тарельчатых пружин 29 и 30. Фрикционные кольца 17, 18 и держатель 15 на контактирую щих поверхностях имеют впадины 31 .и 32 с плоскими наклонными гранями 3336 ,Во впадинах расположены элементы качения, .выполненные в виде шариков 37.Фрикционные кольца 17, 18 прижимаются к держателю 15 при помощи воз вратных пружин 38. Муфт включения 1 состоит из корпуса , имеквдего. коль цевой паз 40, .и перемычки 41, 42,образующие окружные пазы 43, 44. На внутренней поверхности корпус имеет наклонные.грани 45, 46. Перемычки 41 42 имеют наклонные грани 47, 48, па раллвльные граням 45 46 Фрикционные кольца 17,.19 выполнены е зубьями 49, 50, грани 51, 52 парашлельные граням 47, 48. Пазы 44, 43 имеют ширину по оси больше ширины переьшчек 41 и 42. Дер жатель 15 имеет паз, в котором установлен подпружиненный фиксатор 53 дл фиксации муфты 16, а в последней выполнено гнездо 54 для фиксатора и скосы 55, 56 для фиксации других положений муфты 16. В держателе 15 смонтированы штифты 57, а фрикционные кольца имеют выемку 58 для обеспечения углового перемещения фрикцио ного кольца относительно держателя. Стопорные кольца 27, 28 и штифты 57 с выемками 58 являются ограничительными ynopaivM, служащими для ограничения хода пружинных элементов до превьвиения и при превьацении максимгшьио допустимой нагрузки. Работа передачи происходит следуюим образом. В исходном состоянии зубья 49,50 и перемычки 41, 42 прижаты друг к другу гранями, параллельньоии оси, и неподвижны друг относительно друга. Для приведения во вращение, наприм&р , левой шестерни 5 и придания соответствующего вращения гребному винту, муфту включения 16 перемещают влево; при этом перемычка 41 схоит с зуба 49, а грани 45 и 51 прижимаются друг к другу и фрикционное кольцо 18 перемещается влево. Вращение вала 3 через взаимодействующие иски 20, 21 передается фрикционному кольцу 18, которое поворачивается на некоторый угол, шарики 37 набегают на грани впадины, перемещаются еще левее, диски 20, 21 сжима атся и сцепление заканчивается. Для выключения сцепления муфту 16 перемещают вправо, при этом перемычка 41 и зуб 49 сталкиваются, фрикционное -кольцо 18 захватывается держателем и шарики 37 устанавливаются в нижней части впадин. Происходит расцепление . . Ограничение углового перемещения колец 17, 18 относительно держател$ обеспечивается штифтами 57 и выемками 58. Формула изобретения 1.Реверсивная передача, преимущественно для Z-образного привода водных транспортных средств, содержащая реверсивную муфту, состоящую из двух фрикционных колец с фрикционными элементами и держателя, жестко соединенного с приводным валом, и приводные конические шестерни, зацепленные с общим коническим зубчатым колесом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности передачи фрикционные 9лемеиты выполнены виде диско, а реверсивная муфта снабжена муфтой включения, смонтированной на держателе, и пружинными элементами, размещенными между дисками.и приводными коническими шестернями, при этом контактирующие поверхности держателя и фрикционных колец выполнены со впадинами и в них размещены элементы качения. 2.Передача по п. 1, отличающаяся тем, что реверсивная муфта выполнена с двумя ограничительными упорами, служащими для ограничения хода пружинных элементов до превышения и при превышении максимально допустимой нагрузки.

3.Передача по п. 1, отличаю « а я с я тем, что фрикционные кольца выполнены с по крайней мере одним зубом, а муфта включения - с окружными пазакш, в которых размещены зубья, при этом зубья и пазы выполнены с наклонными к плоскости вращения взаимодействукхдими гранякш,расположенными параллельно друг другу.

4.Передача поп. 1, отлйчаюцаяся тем, .что пружинные

элементы выполнены в виде тарельчатых пружин,, элементы качения - в виде шариков , а впадины на держателе и фрнк .ционных кольцах - с наклонными гранями , причем взаимодействуюцие друг с другом при выключении грани зубьев и пазов направлены под углом к наклонным граням впадин на держателе и фрикционных кольцах.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ГДР I 103421, кл. в 63 Н 21/26, 1974.

Реферат

Формула

П
18
BvtfS
IS
SB

Патенты аналоги

Авторы

Патентообладатели

СПК: B63H20/20 F02B61/045 F16H3/145

Публикация: 1981-02-15

Дата подачи заявки: 1977-03-15

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам