Код документа: SU713767A1
Изобретение относится к судовым движителям , в частности к гребным винтам с регулируемым шагом, предназначенным для использования на подвесных моторах.
Известен гребной винт с регулированием шага поворотных лопастей, содержащий ступицу, обтекатель и регулировочный элемент , взаимодействующий с рычагами, жестко связанными с комлями лопастей I.
Винт такой конструкции нуждается в ручном регулировании шага, для которого обязательна его остановка.
Цель изобретения - автоматическое регулирование щага винта.
Для этого винт снабжен пружиной, опи рающейся на обтекатель и размещенно внутри регулировочного элемента, выполненного в виде втулки, имеющей возможность поступательного перемещения и снабженной пальцами и штифтами, упирающимися в рычаги , причем поверхность контакта рычагов со штифтами и центры давления лопастей находятся с противоположных сторон от осей поворота лопастей, при этом оси поворота
лопастей расположены ближе к входным кромкам, чем центры давления, на 1/10 диаметра винта.
На фиг. 1 изображен предлагаемый винт со стороны лопасти; на фиг. 2 - то же, со стороны обтекателя; на фиг. 3 - разрез А -А фиг. 2.
Гребной винт имеет две полуступицы 1 и 2, которые стянуты проходящими сквозь них болтами 3, крепящими к ним обтекатель 4. В радиальных расточках полуступиц 1 и 2 расположены подшипники 5 и 6, на которых смонтированы своей комлевой .частью поворотные лопасти 7. При помощи бандажных колец 8 и вкладышей 9 к комлевым частям лопастей 7 крепятся рычаги 10. Регулировочный элемент, с которым взаимодействует пружина 11, выполнен в виде втулки 12 с запрессованными в нее штифтами 13. Пружина 11 опирается на палец 14, вставленный в расточку обтекателя 4. Герметизируется подщипниковый узел винта уплотнительными кольцами 15, расположенными в расточках полуступиц 1 и 2.
Винт работает следующим образом. При неподвижном винте лопасть 7 находится в положении максимального шага. С началом вращения винта на лопасть 7 начинает действовать подъемная сила, образованная перепадом давлений на нагнетающей и засасывающей поверхностях лопасти 7. Эта наибольшая подъемная сила, соответствующая максимальному углу лопасти 7, отжимает пружину П через рычаги. 10 и регулировочный элемент и поворачивает лопасть 7 в положение минимального шага. При наборе судном скорости уменьшается угол атаки лопасти 7, что ведет к уменьшению подъемной силы, приложенной в центре давлений лопасти 7. Равновесие двуплечего рычага, образованного лопастью 7 и рычагом 10, нарушается. Поэтому пружина 1 поворачивает лопасть 7 через регулировочный элемент и рычак 10 в положение большего шага до того состояния, пока момент от усилия пружины и, вокруг оси поворота лопасти 7, не уравновесится моментом подъемной силы.
Формула изобретения Гребной винт с регулированием шага поворотных лопастей, содержащий ступицу, обтекатель и регулировочный элемент, взаимодействующий с рычагами, жестко связанными с комлями лопастей, отличающийся тем, что, с целью автоматического регулирования шага випта, он снабжен пружиной, опирающейся на обтекате пь и размещенной внутри регулировочного элемента, выполненного в виде втулки, имеюпдей возможность поступательного перемещения и снабженной пальцами и штифтами, упирающимися в рычаги, причем поверхности контакта рычагов со штифтами и центры давления лопастей находятся с противоположных сторон от осей поворота лопастей, при этом оси поворота лопастей расположены к входным кромкам ближе, чем центры давления, на 1/10 диаметра вннта.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 468836, КЛ1 В 63 Н 3/12, 1973.
./