1
Изобретение относится к судостроению ,, в частности к однорьиажному
устройству для дистанционного управления лодочным мотором.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является однорычажное устройство для дистанционного
управления лодочным мотором, содержащее корпус, рычаг управления . с поводками, исполнительный механизм
изменения положения дроссельной заслонки и переключения муфты сцепления
и тросрблочную систему с тросиковым шкивом иЗ
Однако это устройство не обладает
достаточной точностью подаваемых команд, не позволяет изменять частоту оборотов двигателя на холостых
оборотах при пуске и прогреве двигателя , что особенно неудобно при эксплуатации мотора, оборудованного
электрозапуском.
Цель изобретения - повьшение надежности
, удобство эксплуатации и
расширение области применения устройства
.
Цель достигается тем, что исполнительный механизм изменения положения
дроссельной заслонки и переключения муфты сцепления состоит из
коромысла переключения муфты .сцепления , вьшолненного с прямоугольным
вьфезом, для взаимодействия с одним из поводков в нейтральном положении
и двумя дугообразными участками, радиус кривизны которых равен радиусу
кривизны траектории поводка при повороте рычага управления, и коромысла
управления дроссельной заслонкой , причем оба коромысла шарнирно смонтированы в корпусе, а коромысло
переключения муфты сцепления связано с тросиковым шкивом.
Кроме того, рычаг управления и исполнительный механизм смонтированы в одном корпусе.
Коромысло переключения муфты сцепления и тросиковый шкив выполнены с возможностью разобщения друг от друга.- На фиг. 1 изображено предлагаемое
устройство, продольный разрез-, на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - рычаг управления и
коромысло переключения муфты сцепления} на фиг. 4 - рычаг управления и коромысло
управления дроссельной заслонкой Однорычажное устройство для диста ционного управления лодочным : мотором
содержит корпус 1, рычаг управления 2 с пружинным фиксатором, качающийс5 вокруг оси 3, исполнительный
механизм изменения положения дро сельной заслонки и переключения муфты сцепления, состоящий из коромысла
4 переключения муфты сцепления, на цилиндрическу1в ступицу которого свободно посажен тросиковый шкив
5, качающийся синхронно с коромыслом 4 вокруг полуоси 6, за счет подпружиненного штырька 7, и коромысла
8 управления дроссельной заслонкой , качаищегося вокруг полуоси 9. На рычаге 2 имеется три поводка:
поводок 10 коромысла реверса и поводки I1 и 12 коромысла управления дроссельной заслонкой.
В нейтральном положении коромысло 8 удерживается ограничителем 13, поводки П и 12 при этом коромысла
8 не касаются. В этом же положении поводок 10 находится в прямоугольном вырезе 14, а при включенном ходе
выходит из него и скользит по од ному из дугообразных участков, дуга
которого при этом полностью совпадает с траекторией поводка. Этим обеспечивается надежная блокировка
реверса. Коромысло 4 переключения муфты сцепления и коромысло 8 посредством
тросиковой системы связаны со штатными органами управления двигателем
(тросиковая .система и двигатель не показаны). На штьфьке 7 имеется монетка 15.
Устройство работает следующим об разом. Для прогрева двигателя шкив 5 раз
щают с коромыслом 4 и фиксируют в нейтральном положении, для чего пер
мещают штырек 7 вправо и поворачивают монетку на 90 Затем производ
пуск двигателя, числсЮоборотов которого может изменяться.в необходимом диапазоне с помощью рычага 2.
Для включения двигателя на движение судна рычаг 2 ставят в нейтральное
положение, монетку штырька 7 поворачивают на 90 и отпускают, при этом коромысло 4 и тросиковый шкив
5 фиксируются относительно друг друга . Затем поворотом рычага управления
2 отклоняется коромысло 4 и поворачивается тросиковый шкив 5, а от него посредством тросиков передается
команда на двигатель. Поворотом рычага управления в ту или иную сторону обеспечивается работа двигателя
на передний или задний ход. Как только включается ход, один из поводков коромысла 8 прилегает к нему,
а при последующем повороте рычага управления 2 отклоняет его, за счет
чего через тросик передается команда на двигатель и он повьш1ает обороты.
Поводки 11 к 12 воздействуют на коромысло изменения частоты вращения
поочередно. На переднем ходу - поводок 11, на заднем - поводок 12. Предлагаемое устройство позволит
унифицировать строящийся в стране маломерный флот, как мотолодки с подвесными моторами, так и кахера
со стационарными двигателями по оборудованию для дистанционного управления
с минимальными отклонениями в деталях подключения к двигателю. Формула изобретения
1. Однорычажное устройство для дистанционного управления лодрчным мотором, содержащее корпус, рычаг
управления с поводками, исполнительный механизм изменения положения
дроссельной заслонки и переключения муфты сцепления и трособлочную систему
с тросиковым щкивом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, удобства
эксплуатации и расширения обл&сти применения устройства, исполнительный
механизм изменения положения дроссельной заслонки и переключения муфты сцепления состоит из коромысла
переключения муфты сцепления, выполненного с прямоугольным вырезом , для взаимодействия с одним иэ
поводков в нейтральном положении и двумя дугообразными участками, радиус
кривизны которых равен радиусу кривизоы траектории поводка при повороте
рычага упразвления, и коромысла управления дроссельной заслонкой
, причем оба коромысла шарнирно смонтированы в корпусе, а коромысло переключения муфты сцепления, связано
с тросиковым шкивом. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что рычаг управления
и исполнительный механизм смонтированы в одном корпусе. 8723
5 66 3. Устройство по- п. 1, о т Jt и чающееся
тем, что коромысло переключения муфты сцепления и тросиковый шкив вьшолнены с возможностью
разобщения друг от друга. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 531778, кл. В 63 Н 21/22, 1976.