Код документа: SU1107758A3
11зобреген - Е К састся устройства двигателя лхля мотоциклов. Известно устройство ;т,я -1Гате. для мотопккла, содержагцее пхлажтдпе мый л:идкостью рядный, сиабжсппьт ()локом цплиидров, двигатель, карте которого рп.сполол;он перед iinVi над корпусом коробки передач мсяиту кол caMii си 1метрично по отпсмпечик) к прод/ольно - HJTOCкости симметр.ы мот дикл-п и укреплегг на, раме, две кр(:1Ш кп, устаи(МАчепн|)е по обе сторопг: д)зи.гатсля иараллельпо по отношению к продольной плоскости симметрии |мотодикла, колеичатьп вал и вьклоп ное приспособление, расположе-.ииле пара.ллельч;: продо/тьпот плоскости симметрии |-отоднкла, и радиатор, pacnr;jio:KGHH.iii поперечно П15одольлой пюсгссСти симг-етр-тги в области торповой сто1)он:й ;:1цигателя и укреплеп Hbiii на раме l j. I (с д о с т а г к о м и з ii е с. т i; о il кои с т р у к П .ИИ пгЛ :стся то, что злемептм двилатс:1;т и трансмиссии выходят аа раму -Отюд1я ла па разные расстояния . что ухудшает эpIoнo Иvy мототг1П ла Цель изобретения - улуч1:1ение эр качеств мотод1-гкла, 1Т о с т а. л е и я а я и, ел ь д сз с т и г а е т с, я тем, что в устройстве, содержащем охг а;кдаемый жидкостью рядиь;й с бло кс;м ц1-ииищров двигателтз, картер коГс рого расположеп перед и.аи над, корпусом коробки передач мелл1,у ко .)тесами сгиаметрично по отиошегппо к продольно плоскости симметрит мот хдпчла тт укреплен на раме„ две крьш кя, устаповле}П ые по обе стороны двигателя параллельно по отпошеншо к продольной плоскости си етрии мотод15кла, :оленчат,.п-( вал и вьгхлсп пое приспособление, расположеги1ые параллельно продольной плоскост.и симметрии мотоцикла, а также радиа тор, расположеп1П 1й поперечткт к про дольно плоскости си.мметрии в об отасти тордовой сторон.ы двигателя и укрепленный па pa f-re, блок дили1щров дв1- гателя расположен по одл1у сторону продольной ПЛОСКОСТ1 симме рии мотоцикла, а коле1 чат ЛЙ вал по другую сторопу от нее, од,на из крышек установлена па картере, а другая на клапанной коробке, при ЭТ01.5 выхлопное приспособление выполнено по форме слмметоичной от продольной плоскости симметрии по 8Я OTHoi-ueHira к противоположной вип-ч- ; границе картера,, а радлатор выгю.и (еи по и1фине, соответствугаш.ей ширине двигателя, установлен на передне ; B.epjciefi кромке картера и блока г 1Л1 Ндрог с возмож ;ост( верхнего прлсос-динения и. закреп.пен на прилеraioFUix сверху участках рам1Л, KiTOMe того, к крышкам корпуса присоел.ичень по ь:апраплению вниз г.ых.попные трубы с олной сторон1 1 корпуса блока дилиндров и карте :1а, с д.руГОЙ стороны с соответству}ощими симме1ричнь мп выступами по ширине. Кроме тогО, связь двигателя с paMoii осу1;1ествлена поередством трубок, располо«енн1лх от зоны верхнегч1 переднего края блока/ двигателя в наппалзлении к рулю мото, ,икпа иод углом вверх, а )тади.атор охлакдаюLiieii )кц;.1,кости установлен перед трубкаг-л п с обеих сторон по иири.н.е вь-педен за предел) ,1Х трубок. Па фиг. 1 показано устройство дпигатапя д.ля мотопикла при виДе 1::боку; на фиг. 2 - разрез Л-Л на фиг, 1. соедините.ггьных точках / и соотiieTt .TBLHMo 3 установле двигатель . Двпгатедп, 4 еодеркит в оснотзноь; блок 5 двигателя, присоедттненную к негту сзади коробку б передач, уста озле И:1ую па передней части блока 5 дгзига.теля с наклоном вперед, радиатор 7 для Ж1т; т;костного охлаждения и друтле BTopocTeneFHibe агрегаты, наприьСр маслян ый фильтр S, насос 9 д,;и1 охл1аок;дак;гцей жиадкости, всась вающее устройство 10, генератор II, за)кпга;п е 12 н стартер 13, которые установлены на передней стороне (В и 9) и соответственно на верхне стороне (10-13) на блоке 5 двигатеBJJOK 5 двигателя состоит в своей верхнеГ части из картера 14, в ICOTOpOf-T коренной вал 15 смеш.ен в сторону 11араллельно 11род.оль11ой срединной глоскости 16 .готодикла 1, а три охлаждас .57;К ;сидкостью дилитщра 17 с приводнь ми коренр.ым валом 15 и nopuнями 18 расположег1Ы горизонтально поперек прод/эльпой средт-ппюй плоскости 16, Кроме того, к блоку 5 двига7епя относится охла;к,даемая жидKocTiiio головка цш1индра 19, содержаш .ая клaпa и J й 20 для работы четырехтактного двигателя ч. К головке циливдра 19 присоединено через всасывающие трубы 21 всасывающее устройство 10, а снизу выхлопное устройство 22. Па нижней стороне картера 14 блок 5 двигателя имеет деталь картера 23 с нижней крышкой 24 в качестве для мас ла. Эта деталь картера 23 содержит наряду с масляной ванной детали передачи (не показаны), например компенсадионный вал, вращагацийся в обратном направлении, но с тем же чис лом оборотовj как и коренной вал 15 ведомый им вал насоса для охлаждающей жидкости 9 и также масляный насос (не показан). Для сохранения симг-1етричной формы двигателя 4 в поперечном разрезе профиль боковых контуров устройства для выхлопных газов и части картера 23 придан также и противопо ложной стороне двигателя. Блок 5 дв гателя снабжен с двух сторон картер ными крьппками 25 и 26, которые зак рывают как полость 27 картера 14, так и ютапанную коробку 28 головки цилиндра 19, образуя максимально симметричную форму обоюдостороннег профиля. Поверхности фланцев 29 и 30 блока 5 двигателя для картерных крышек 23 и 26: расположены параллельно продольной срединной пло кости 16 мотодикла 1 на равном рас стоянии от нее. Такого выполнения можно достигнуть путем соответствующего выбора картера 14. Радиатор 7 установлен над блоко двигателя 5 на его передней сторону перед с трубками 31 и 32 рамы, С(Ьединенными с передними соедини .тельными точкам-1 2, в случае необ ,ходимости радиатор можно закреплят также на передней стороне блока 5 двигателя. Над радиатором 7 для охлазкдающей жидкости и верхними вспомогателышми агрегатами с 10 и 13 двигателя 4 размещаются распределительная головка 33, бензобак 34, а таюке направленные назад от распределительной головки 33 трубки рамы 35, К передаче 6 присоединен карданный вал 36 для приведения во вращение заднего колеса 37, Предлагаемое устройство двигате ля имеет для хорощей устойчивости мотоцикла 1 во время движения срав нительно низко расположенный центр тяжести и сравнительно короткую длинз. При этом, несмотря на-несимметричное распололсение относительно продольной срединной плоскости 1.6 лежащ5П поперек цилиндров 17 и расположенного в продольном . направлении коренного вала 15, двигатель выглядит весьма симметричным с заглаженными Это достигается соответственным выполнением наругкных контуров обоюдосторонних картерньк крышек 25 и 26 и расположенных под ними элементов (часть картера 23 и устройство для выхлопных газов 22), Наружный контур устройства для выхлопных газов 22 можно образовать также и другим путем, в частности, с помощью щитка 38 для изогнутой части выхлопной трубы 39, которая далее остается открытой. Установленные на блоке 5 двигателя впереди и сверху вспомогательные агрегаты 8 и 9 и соответственно с 10 по 3, лишь в небольшой степени нарушают заглаженность наружной поверхности двигателя и являются легкодоступным как и механизм клапанного распределения и кривошипно-шатунный механизм для монтажных работ и технического обслуживания после снятия боковых картерных крышек 25 и 26, Общая .компактная конструкция двигателя 4 при взаимодействии с полостями о:5слаждающей рубашки для Ж1Щкостного охлаждения цш1П1здров 17 и головки ципиндра 19, с устройст-. вом для выхлопньп газов 22, расположенного вплотную к голоЕке цилиндра 19, а такзке выгодное расположение всасывающего устройства 10 позволяет значительно снизить уровень работающего двигатсшя. Кроме, того, расположегше ycTpoiiCTва для выхлопных газов 22, при котором оно npiineraeT к головке Щ1линдра 19, способствует улз.чщению ее работы и позволяет выполнять это устройство в форме термического и/или каталитического устройства для последующей обработки вьсслопных газов. Наружный внц двигателя 4 может быть еще более установкой дополнителыгых пщтков 40 для охлалсдения перед pacпoлoжeннIJГ iи сверху на блоке 5 двигателя вспомогательными агрегатами или же с двух сторон от этих агрегатов (с 10 по 13), 5 Щитки для направления охлаждающего воздуха делают съемными, что не затрудняет легкий доступ к вспомогательным агрегатам. Одновременно щитки 36 отводят направляемый оаг радиатора 7 теплый воздух от вспомогательных агрегатов, при этом к ним может направляться под радиато ром 7 и направляющими щитками 36 холодный воздух. За счет расположетгая блока двигателя максимально близко к переднему колесу 41 мотоцикла 1 данное . устройство двигателя 4 дает воз п ность применять не только взятый для примера вьтолнения изобретения двигатель с тремя цилиндрами и более короткий двухцили адровьм, Без отрицательного влияния на общую длину мотоцикла 1 можно применять также двигатели с 4-6 цилиьщрами с обычным рабочим объемом. Предлагаемое изобретение позволит повысить эргономические качества , мотоцикла и удобство управления им.
1. УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ МОТОЦИКЛА, содержащее охлажда-:-; емьй жидкостью рядный с блоком цилиндров двигатель, картер которого расположен перед или над корпусом коробки передач между колесами симметрично по отношению к продольной плоскости симметрии мотоцикла и укреплен на раме, две крышки, установленные по обе стороны двигателя параллельно по отношению к продольной плоскости симметрии мотоцикла, коленчатый вал и выХлопное приспособление, расположенные параллельно продольной плоскости симметрии мотоцикла, а также радиатор , расположенньй поперечно к продольной плоскости симметрии в области торцовой стороны двигателя и укрепленный на раме, отличающееся тем, что, с целью улучшения эргономических качеств мотоцикла, блок цилиндров двигателя расположен по одну сторону продоль ,ной плоскости симметрии мотоцикла, а коленчатьпЧ вал - по другую сторону от нее, одна из крышек установлена на картере, а другая - на клапанной коробке, при этом выхлопное приспособление выполнено по форме симметричной от продольной плоскости симметрии по отношению к противоположной внешней границе картера, а радиатор выполнен по ширине, соответствующей ширине двигателя , установлен на передней верхней кромке картера и блока цилиндров с возможностью верхнего присоединения и закреплен на прилегагощик сверху у тастках рамы. 2.Устройство двигателя по п. 1, отличающееся тем, что к крьшкам корпуса присоединены по направлению вниз выхлопные трубы с одной стороны корпуса блока ци .линдров и картера, с другой стороны с соответствуюш 1ми симметричныО ми выступами по ширине. 3.Устройство двигателя по п. 1, ел отличающееся тем, что связь двигателя с рамой осуществ00 ляется посредством трубок, расположенных от зоны верхнего переднего края блока двигателя в направлении к рулю мотоцикла под углом вверх, а радиатор охлаждающей жидкости установлен перед трубками и с обеих сторон по ширине выведен за пределы упомянутых трубок.