Код документа: RU2005124908A
1. Способ оптимизации эффекта торможения двигателем в узле (1) привода, в частности, для использования в транспортных средствах с двигателем (3) внутреннего сгорания, включающим в себя коленчатый вал (4); с утилизационной турбиной (5), которая размещена в потоке (7) отработавшего газа двигателя (3) внутреннего сгорания для преобразования энергии отработавшего газа в энергию привода; причем утилизационная турбина (5) через передаточный узел (16) связана с коленчатым валом (4); в передаточном узле (16) размещена гидродинамическая муфта (8), включающая в себя первичный диск (10) и вторичный диск (9), причем вторичный диск (9) связан с коленчатым валом (4), а первичный диск (10) с утилизационной турбиной (5), по меньшей мере, опосредованно; отличающийся следующими признаками:
1.1 при котором в рабочем состоянии, которое соответствует режиму торможения двигателем, утилизационная турбина (5) приводится в действие в рабочей точке (II), которая характеризуется максимально допустимым предельным числом оборотов nМах-5 утилизационной турбины (5) при минимальном передаваемом моменте М5, и
1.2 в рабочем состоянии, которое соответствует режиму частичной нагрузки или режиму принудительного холостого хода, утилизационная турбина (5) приводится в действие в рабочей точке (I), которая характеризуется минимальным числом оборотов nmin-5 и минимальным воспринимаемым моментом Mmin-5, причем установка обеих рабочих точек осуществляется через гидродинамическую муфту (8), которая выполнена таким образом, что она пригодна для функционирования соответственно, по меньшей мере, одной характеристике, передаваемый момент которой для большей части разности чисел оборотов, характеризующей проскальзывание, с учетом передаточного отношения передаточных элементов в передаточном узле (16) к утилизационной турбине (5), соответствует минимальному моменту MMin-5, передаваемому от утилизационной турбины (5) или воспринимаемому ею.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используется гидродинамическая муфта (8) с постоянной степенью заполнения FG, характеристика которой для этой степени заполнения FG определяется процессом изменения момента, который для большей части диапазона проскальзывания находится, с учетом передаточного отношения в передаточном узле (16), в области минимального момента Мmin-5, воспринимаемого утилизационной турбиной (5) или передаваемого ею.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что используется гидродинамическая муфта (8), степень заполнения FG которой является управляемой и/или регулируемой.
4. Способ по п.3, отличающийся тем, что управление и/или регулирование степени заполнения FG осуществляется в зависимости от, по меньшей мере, одной из следующих величин: давления на входе (17) в рабочее пространство (1) гидродинамической муфты (8) и/или на выходе (18) из рабочего пространства (1) гидродинамической муфты (8), разности (Δр) давлений между входом (17) и выходом (18) из рабочего пространства (11), объемного расхода на входе (17) и/или выходе (18) из рабочего пространства (11), количества рабочего тела, передаваемого посредством механических устройств, например, питающих труб.
5. Способ по одному из пп.1-4, отличающийся тем, что установка рабочих точек (I, II) осуществляется путем управления числом оборотов n5 или, по меньшей мере, опосредованно характеризующим его значением параметра утилизационной турбины (5).
6. Способ по одному из пп.1-4, отличающийся тем, что установка рабочих точек (I, II) осуществляется путем регулирования числа оборотов n5 или, по меньшей мере, опосредованно характеризующего его значения параметра утилизационной турбины (5).
7. Способ по п.6, отличающийся тем, что значение параметра, по меньшей мере, опосредованно характеризующее действительное число оборотов утилизационной турбины (5), непрерывно определяется и сравнивается с подлежащим установке номинальным числом оборотов nном-5, причем в зависимости от отклонения регулируемой величины от заданного значения, определяется переменная регулирования для управления гидродинамической муфтой (8).
8. Способ по одному из пп.1-4, отличающийся тем, что рабочее состояние режима торможения двигателем определяется при наличии числа оборотов n5 утилизационной турбины, с учетом передаточного отношения в передаточном узле (16), большего, чем число оборотов коленчатого вала (4), а режим частичной нагрузки или режим вынужденного холостого хода определяется при наличии числа оборотов n5 утилизационной турбины, с учетом передаточного отношения в передаточном узле (16), меньшего, чем число оборотов П4 коленчатого вала (4), при исключении режима полной нагрузки.
9. Узел (1) привода с двигателем (3) внутреннего сгорания, включающим в себя коленчатый вал (4); с утилизационной турбиной (5), которая размещена в потоке (7) отработавшего газа двигателя (3) внутреннего сгорания для преобразования энергии отработавшего газа в энергию привода; причем утилизационная турбина (5) через передаточный узел (16) связана с коленчатым валом (4); в передаточном узле (16) размещена гидродинамическая муфта (8), включающая в себя первичный диск (10) и вторичный диск (9), причем вторичный диск (9) связан с коленчатым валом (4), а первичный диск (10) связан с утилизационной турбиной (5), по меньшей мере, опосредованно; отличающийся тем, что гидродинамическая муфта (8) выполнена таким образом, что она пригодна для функционирования соответственно, по меньшей мере, одной характеристике, передаваемый момент которой, с учетом передаточного отношения в передаточном узле (16), соответствует минимальному моменту МMin-5, воспринимаемому утилизационной турбиной (5) или передаваемому от нее, для большей части области проскальзывания, характеризуемой отношением чисел оборотов между первичным диском и вторичным диском.
10. Узел (1) привода по п.9, отличающийся следующими признаками:
10.1 гидродинамическая муфта (8) выполнена как управляемая или регулируемая муфта с изменяемой степенью заполнения;
10.2 с относящимся к гидродинамической муфте (8) управляющим устройством (2), включающим в себя формирователь переменной регулирования для формирования переменной регулирования для управления исполнительным механизмом (22) гидродинамической муфты (8).