1
Изобретение относится к мащино- строению, а именно двигателестрое-
нию, и может быть использовано в силовых установках с ДВС и утилизаци онньми газовыми турбинами.
Цель изобретения - повьщ1ение эффективности и мощности силовой установки
путем повьшения равномерности вращения вала двигателя, степени утилизации тепла выхлопных газов
двигателя.
На фиг. 1 изображена схема силовой установкиJ на фиг. 2 - положение
маховика и вала Двигателя в момент включения электрического двигателя;
на фиг. 3 - пример выполнения установки с четырехцилиндровым двигателем , в момент начала подачи тока на
обмотку электромагнита; на фиг. 4 - то же, в момент отключения подачи тока.
Силовая установка содержит ДВС . 1, снабженный коленчатым валом 2 по меньшей мере одним цилиндром 3с
поршнем 4, перемещающимся от нижней
к верхней мертвым точкам (НМТ и ВМТ)
и маховиком 5, газовую турбину 6, электрогенератор 7, электрический двигатель 8, электрический аккумуля-
тор 9 и профш1ирова нный кулачок 10 для привода подвижного контакта органа
включения. Гаховик 5 установлен в кожухе 11 сцепления и подключен к коленчатому валу 2. Газовая
турбина 6 установлена в газовыхлопной магистрали 12 двигателя 1. Электрогенератор 7 подсоединен к валу
турбины 6. Электрический двигатель 8 снабжен ротором 13, размещенным на
ободе маховика 5 и статором, снабженным электромагнитом 14 с обмоткой
, подключенной через электрическую цепь 15 с подвижным и неподвижным
контактами 16 и 17 органа включения к электрогенератору 7, и. сердечником
18, закрепленным на кожухе 11 сцепления и примыкающим к ротору 13 через зазор.
Профилированный кулачок 10 установлен на валу 2 двигателя 1, примыкает
к подвижному, контакту 16 органа включения и его профиль выполнен с
-возможностью обеспечения включения контактов 16 и 17 при положении поршня
вблизи верхней мертвой точки (на ходе сжатия и выпуска газов). Аккумулятор
9 подключен к электрической цепи 15 между электрогенератором 7 и
органом включения. Ротор 13 электрического двигателя 8 выполнен в виде
постоянных магнитов, а сердечник 18 электромагнита 14 статора вьшолнен
подковообразным и его концы примыкают через зазор к постоянным магнитам ротора 13. Постоянные магниты
ротора 13 установлены на маховике 5 симметрично через 180 и имеют угловую
длину 90. В электрической цепи 15 установлен реле-регулятор 19 для
регулирования напряжения в цепи 15. Обод маховика 5 выполнен из немагнитного материала.
Силовая установка работает еле-, дующим образом.
Запуск ДВС 1 осуществляется с помощью электрического двигателя 8. В процессе запуска один из магнитов
ротора 13 располагается напротив сер31
дечника 18 электромагнита 14 статора . При этом ось симметрии магнитов
на роторе 13 располагается, не доходя 45 до ВМТ (по углу поворота ко- ленчатого вала 2), а упор подвижного
контакта 16 находится напротив начала впадины кулачка 10, и контакты 16 и 17 замыкаются. Через эти контакты
от аккумулятора 9 по цепи 15 поступает электроимпульс на обмотку электромагнита 14. При этом в сердечнике
18 создается магнитное поле (направление поля показано пунктиром ) , которое создает в зазоре сердечника
18 магнитное поле, выталкивающее магнит ротора 13 маховика 5 в направлении вращения вала 2 двигателя
1 (показано стрелкой). Питание электрического двигателя 8 происходит от аккумулятора 9.
Поскольку наибольшее сопротивление движению поршней в двигателе 1
возникает в момент сжатия топливо- воздушной смеси в цилиндре 3 и при
такте выхлопа, магнит ротора 13 позволяет преодолевать эти сопротивления
, создавая силовой импульс вращения нд маховике 5 в момент, когда поршень 4 проходит ВМТ.
После запуска двигателя 1 выхлопные газы, выходящие из цилиндров 3,
поступают в газовыхлопиую магистраль 12 и в турбину 6, которая при враще-
нии передает энергию через редуктор на электрогенератор 7, где вырабатывается
электрический ток, поступающий через реле-регулятор 19 по цепи
15 на подзарядку электрического аккумулятора 9. При-работающем двигателе
1 всякий раз, когда один из магнитов ротора 13 маховика 5 проходит через зазор сердечника 18, на обмотку
электромагнита 14 поступает электрический импульс через контакты 16
и 17 органа включения аккумулятора 9.
При увеличении нагрузки на валу 2
двигателя 1 частота его вращения снижается , и топливовоздушная смесь,поступающая
в цилиндры 3 двигателя, становится богаче. При этом количество электрической энергии, поступающей
на электромагнит 14, также увеличивается , так как увеличивается время
действия электромагнита 14 при меньшей частоте вращения. Однако это компенсируется увеличением энергии
выхлопных газов.
666654
При необходимости, например, при торможении- транспортного средства
двигателем 1 на спусках электромагнит 14 можно отключить выключателем;, устанавливаемым в цепи 15.
Таким образом, положительный эффект заключается в том, что при утилизации
тепловой энергии выхлопных
10 газов двигателя 1 с помощью газовой
турбины 6 и электрогенератора 7 и передаче полученной электроэнергии
через электромагнит 14 статора электрического двигателя 8 к маховику 5
15 в положениях, когда поршень 4 не доходит до ВМТ на 45° угла поворота
коленчатого вала 2, увеличивается крутящий момент на валу 2 двигателя
1. При этом крутящий момент, созда2Q ваемый расширяющимися в цилиндре 3
газами, в это время невелик. Добавление энергии на вал 2 от электрического
двигателя 8 повышает равномерность крутящего момента двигате25 ля 1.
Поскольку для крепления электромагнита 14 статора используется кожух
11 сцепления, а маховик 5 выполняет роль статора 13 электрического
30 двигателя 8 (при установке на маховик 5 постоянных магнитов), то происходит
совмещение выполняемых функций - кожух 11 сцепления выполняет и свою основную роль и является одно35
временно корпусом электрического двигателя 8, маховик 5 выполняет как
роль накопителя энергии, так и роль ротора 13 электрического двигателя 8„
В результате из конструкции силовой
40 установки исключаются корпус и якорь
электродвигателя, подшипники и освобождается пространство, занимаемое
в известных устройствах электродвигателем .
45
Формула изобретения
Силовая установка, содержащая двигатель
внутреннего сгорания, снабжен50 ный коленчатым валом, по меньшей мере
одним цилиндром с поршнем, перемещающийся между нижней и верхней
мертвыми точками, и маховиком, установленным в кожухе сцепления и при55
крепленным к коленчатому валу, газовую турбину, установленную в газовыхлопной
магистрали двигателя, электрогенератор , подсоединенный к валу турбины
и электрический двигатель, снабженный ротором, размещенным на ободе
маховика, и статором, снабженным электромагнитом с обмоткой, подключенной через электрическую цепь ,с
подвижным и неподвижным контактами оргайа включения к электрогенератору
и сердечником, закрепленным на кожухе сцепления и примыкающим к ротору через зазор, отличающаяся
тем, что, с целью повышения эффективности и мощности путем повышения равномерности вращения вала двигателя,
установка дополнительно содержит электрический аккумулятор и профилированный кулачок для привода подвижного
контакта органа включения, при18
Фиа2
чем аккумулятор подключен к электрической цепи между электрогенератором
и органом включения, кулачок установлен на валу двигателя, примыкает
к подвижному контакту органа включения , и его профиль выполнен с возможностью
обеспечения включения контактов при положении поршня вблизи верхней мертвой точки, ротор электрического
двигателя вьшолнен в виде постоянных магнитов, сердечник электромагнита статора выполнен подковообразным
, его концы примыкают через зазор к постоянным магнитам ротора, а обод маховика выполнен из немагнитного
материала. ,
ВНИИШ1 Заказ 6800/30 Тираж 503
Произв.-полигр. пр-тие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
Выж.
фиеЛ