1
Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к способам
впрыска топлива в двигатель с преобладанием вихревого движения воздуха в камере сгорания, имеющей
форму тела вращения, и пленочным смесеобразованием при впрыске через
форсунку с изменяемой геометрией соплового отверстия.
Известен способ топлива
в двигатель внутреннего сгорания с непосредственным впрыском, самовосплменением
и принудительным зажиганием снабженный размещенной в днище порщня камерой сгорания, имеющей форму
тела вращения, в которой преобладает вихревое движение воздуха вокру
ее продольной оси; топливо впрыскивается через форсунку с отверстием изменяющегося поперечного сечения,
которое запирается подпружиненной иглой , причем топливо в области высоки
частот вращения и/или нагрузок подают преимущественно в виде пленки на стенку камеры сгорания в то время
как при холостом ходе, а также в области низких частот вращения и/или
нагрузок двигателя происходит преимущественно непосредственное смешивание топлива с воздухом, при этом
количество впрыскиваемого топлива регулируют в зависимости от нагрузки и частоты вращения С1.
Недостаток -известного способа впрыска топлива состоит в том, что
он не обеспечивает одинакового эффекта во всей области скоростных и на .грузочных режимов по уменьшению
токсичности выхлопных газой и облегчению запуска двигателя вследствие
трудности согласования характеристик топливоподачй с характеристиками работы двигателя.
Цель изобретения - уменьшение токсичности выхлопных газов и облегчение
запуска .двигателя.
Цель достигается тем, что согласно
способу впрыска топлива в двигатель внутреннего сгорания с непосредственным
впрыском, самовоспламенением и принудительньм зажиганием, снабженный размещенной в днище поршня
камерой сгорания, имеющей форму тела
вращения, с преобладанием вихревого
.движения воздуха вокруг ее продольной оси, у которого топливо впрыскивается
через форсунку с сопловым отверстием изменяющегося проходного
сечения, которое запирается подпружиненной иглой, причем топливо в области высоких частот вращения
и/или нагрузок двигателя подают преимущественно в виде пленки на стенку
камеры сгорания,а на холостом ходе и в области низких частот вращения
и/или нагрузок двигателя происходит преимущественно непосредственное
смешивание топлива с воздухом, при
этом количество впрыскиваемого топлива
регулируют в зависимости от нагрузки и частоты вращения, разделяют всю область рабочих режимов
двигателя от холостого хода до полной нагрузки на несколько (например,
четыре) областей и изменяют проходное сечение соплового отверстия путем
поднятия иглы опрыскивающего распылителя в зависимости от частоты вращения
и нагрузки двигателя в отдельных
областях, причем проходно.е сечение соплового отверстия увеличивают с помощью характеристики пружинящего
элемента или дополнительных средств увеличивают медленное в области жидких частот вращения и/или нагрузок.
Величину максимального проходного сечения соплового отверстия в области низких нагрузок и частот вращения
обеспечивают в пределах 3...15% проходного сечения в области номинальной нагрузки, а в области холостого
хода в 10 раз меньще, чем в области номинальной нагрузки. Давление впрыска топлива на номинальном
режиме обеспечивают в 2, . .3 раза больше давления впрыска при минимальной частоте холостого хода двигателя
. Обеспечивают количество топлива, впрыскиваемого на градус поворота ко
ленчатого вала и литр рабочего объема в области холостого хода 1±0,5 мм а при номинальном режиме 2±1 мм.
Угол начала впрыска топлива при номинальной частоте вращений регулируют
от номинальной нагрузки до холостого хода в пределах 20.,-50% от диа пазона регулирования угла начала
впрыска в функции частоты вращения, причем эти пределы сохраняют неизмен
ными во всей области рабочих частот вращения от номинальных до холостого хода.
На постоянном скоростном режиме начало впрыска топлива в функции нагрузки начинают регулировать в преде
лах 100-50% номинального количества впрыскиваемого топлива и регулируют
вплоть до области холостого .хода по. зависимости, которая может иметь
как линейный, так и нелинейный харак тер. На фиг. 1 представлен график области
рабочих режимов двигателя с разделением на отдельные области; на фиг. 2 - зависимость эффективного
проходного сечения соплового отверстия форсунки от подъема иглы} на
фиг. 3 - нижняя часть форсунки, реализующей предложенный способ впрыска
топлива} на фиг. 4-8 - различные варианты зависимости силы, действующей
на иглу со стороны упругого элемента форсунки, от подъема иглы/ на фиг. 4сила
, действующая на иглу, выполнена .в виде двух последовательных пружин , причем вторая пружина встроена
без преднатяга, на фиг. 5 - то же, с преднатягом; на фиг. 6 - характеристика
стальной пружины, действующей на иглу, возрастает до максимума на фиг. 7 - сила, действующая на иглу,
оказываемая пружиной и гидравлическим упругим элементом, на фиг. 8 то же, при открытии и закрытии иглы
форсунки, на фиг. 9 - зависимость давления впрыска топлива (Р) и подъема иглы форсунки (Н) от хода
поршня (S ) двигателя вблизи верхней мертвой точки (ОТ), на фиг. 10 диаграмма регулировки начала впрыска
топлива ( S) от частоты вращения двигателя (п ); на фиг. 11 - зависимость изменения начала впрыска
топлива (х ) от количества впрыскиваемого топлива (а ). Способ впрыска топлива в двигатель
внутреннего сгорания осуществляется следующим образом. Всю область рабочих режимов двигателя
(фиг. 1) от холостого хода (3) до полной нагрузки разделяют на несколько (например, четыре) областей
(фиг. 1) и изменяют проходное сечение (фиг. 2, величина jtt f ) соплового отверстия путем поднятия
иглы (фиг. 2, величина Н) впрыскивающего распылителя (фиг. 3) в зависимости
от частоты вращения и нагрузки двигателя в отдельных областях. Разделение на отдельные области
производится таким образом, чтобы двигатель мог работать при одном,
наиболее употребительном способе смесеобразования и способе смесеобразования
, соответствующем данной области режимов. Изображенный в качестве примера
на фиг. 1 набор областей показывает , что оптимизируемый двигатель
предполагается применить для транспортных средств, осуществляющих преимущественно
перемещение в городе. Для двигателя, эксплуатирующегося преимущественно в области полной нагрузки
, области 1-4 разделяются линиями 5-7, смещаются влево. Если к двигателю
предъявляются повышенные требования в части несгоСевших углеводородов и синего дыма, то области I и 2
выбирают щире, чем области 3 и. 4. Эффективное проходное сечение соплового
отверстия форсунки в зависимости от подъема иглы (фиг. 2) изменяют так, что в областях 1 и 2 при
подъеме иглы форсунки до 30% максимального хода величина jm F составляет
3...15% от ее максимальной величины (линия 8). Если зависимость
IH) определяемая типом форсунки и размерами сопловых отверстий,, имеет другую, например спрямленную
форму, то соответственно меняется и положение линий 5-7 на фиг. 1, разделяющих отдельные области.
Предложенный способ впрыска топлива реализуется, например, с помощью
известной штифтовой форсунки (фиг.З) В корпусе 9 форсунки 10 расположена
игла 11, прилегающая по уплотнительной поверхности 12 к корпусу 9 форсунки . Дросселирующий штифт 13 иглы
11 входит с перекрытием 14 в сопловое отверстие 15, образуя дроссельную щель 16. При полностью открытой
игле 11 (положение, изображенное пунктиром на Фиг. 3), дроссельная щель отсутствует.
В области 1 дросселирующий штифт 13 еще остается в сопловом отверстии
15, его подъем составляет приблизительно 50% перекрытия 14. В дроссельной
щели 16 при впрыске обеспечивается высокое давление, что позволяет получить хорошее распыливание топлива
.
В области 2 нижний цилиндрический конец дросселирующего щтифта 13 дост
гает конца перекрытия 14, но еще не выходит из соплового отверстия
15, чем обеспечивается хорошее распыливание топлива.
Область 3 охватывает путь дросселирующего штифта 13 от конца перекрытия 14 до положения максимального
открытия соплового отверстия 15. Проходное сечение распылителя при этом непрерывно увеличивается, поэто
му топливная струя фокусируется.
В области 4 дросселирующий штифт
13 находится в течение большей части периода впрыска в максимально открытом положении, и струя топлива
в преобладающей части попадает на стенки камеры сгорания. Максимальное
проходное сечение соплового отверстия форсунки выбирается в соответствии
с продолжительностью и давлением впрыска, необходимыми для режима максимальной мощности двигателя.
Соответствие свойств открытого проходного сечения форсунки режиму работы
двигателя, т.е. положению дросселирующего штифта 13, может достигаться
с помощью пружины, удерживающей иглу 11 в закрытом положении. Постоянная
жесткость пружины является в ряде случаев уже недостаточной. Жесткость, возрастающая
скачкообразно или непрерывно с увеличением подъема иглы, необходима
, когда требуется точное выдерживание положения иглы при малых подъемах иглы или должно затормаживаться
быстрое перемещение иглы после открытия клапана при низких частотах вращения
и нагрузках. То же достигается благодаря комбинации механической пружины
с гидравлическим упругим элементом , сЪздающим дополнительную, пропорциональную давлению в трубопроводе
силу, действующую на иглу форсунки. Изменение поперечного сечения соплового
отверстия позволяет производить впрыск от наименьшего до наибольшего
количества топлива при относительно малом изменении давления в отверстии
15 форсунки по сравнению с обычным впрыском с неизменяемой геометрией соплового отверстия.
Другая возможность установки необходимого подъема иглы в зависимости
от режима работы двигателя состоит в применении управляемого извне регулируемого
элемента. В этом случае может производиться впрыск при одинаковом давлении во всем поле характеристик
двигателя или даже устанавливаться при низких частотах вращения и нагрузках двигателя более высоким,
чем при высоких частотах вращения и нагрузках.
Необходимое изменение проходного сечения соплового отверстия форсунки
достигается, например, путем включения в ряд двух пружин, обеспечивающих
соответствующую характеристику изменения действующей на иглу силы
(фиг. 4 и 3). При этом вторая пружина используется только после подъема
иглы более 50% перекрытия 14 соплового отверстия 15 (см. пунктирные
линии на фиг. 4 и 5). При этом вторая пружина используется только после
подъема иглы более 50% перекрытия
14 соплового отверстия 15 (см. пунктирHbie
линии на фиг. 4 и 5). Различие:
характеристик 17 (фиг. 4) и 18
(фиг. 5) заключается в том, что в первом случае (фиг. 4) вторая пружина
встроена без преднатяга, а во втором случае (фиг. 5) с преднатягом.
Возможен вариант нелинейной характеристики пружины с прогрессивно
возрастающей жесткостью по мере увеличения подъема иглы (фиг. .6). 7П Большие возможности изменения характеристики упругого элемента дает
комбинированная система нагружения иглы форсунки (фиг. 7 и 8). В этом случае зависимость силы, действующей
на иглу, аналогична изменению давления впрыска во время открывания иглы и также зависит от частоты вращения
и количества впрыскиваемого топлива. Сила, действующая на иглу, может иметь различные характеристики при
открытии и закрытии иглы форсунки (фиг. 8), причем аналогично устройству с двумя пружинами гидравлически
элемент вступает в работу только после прохождения 50% перекрытия 14 (фиг. 3).
Фактическое изменение давления впрыска топлива и подъема иглы форсу ки (соответственно кривые 19 и 20
на фиг. 9) в зависимости от хода пор ня двигателя (21) вблизи верхней
мертвой точки происходит согласно за данной программы работы форсунки в
соответствии с выбранными областями рабочих режимов двигателя 1-4. На ординате 22 диаграммы на фиг.9
показан подъем иглы форсунки Н в про центах и соотношение давление впрыска
к давлению открытия форсунки в процентах. Абсцисса 21 представляет ход поршня вблизи верхней мертво
точки ОТ в градусах угла поворота коленчатого вала. Кривые 19 показывают характеристику давления впрыска
а кривые 20 - характеристику подъема иглы форсунки. В области 1 подъем иглы опять соответствует примерно
50% перекрытия 14, а давление впрыска сравнительно велико. В областк 2 подъем иглы форсунки продолжается
вплоть до конца перекрытия 14, ив области 4 игла форсунки полностью открыта. Здесь давление впрыска (19)
повышается существенно меньше. Давление впрыска достигает значений, только
в 2-3 раза более высоких, чем давление открытия иглы, значения эффективного
проходного сечения сопла форсунки JJL F на холостом ходу и полной
нагрузке отличаются примерно на порядок (фиг. 2). Интенсивность впрыска
1iO,5 мм (градус коленчатого вала и литр рабочего объема на холостом
ходу) и 2±1 мм (градус поворота коленчатого вала и литр при полной нагрузке и номинальном числе оборотов
Форсунка с неизменяемой геометрией отверстия сопла, которое выбрано для холостого хода, должна иметь при полной нагрузке и высокой частоте вращения
давление впрыска, которое на порядок превышает давление открытия,
чтобы длительность впрыска могла оставаться доэольно короткой. Для оптимизации рабочего процесса
двигателя целесообразно регулировать момент воспламенения не только в зависимости
от частоты вращения, но и нагрузки. Более позднее начало впрыска топлива, обеспечиваемое форсункой
с изменяемым проходным сечением соплового отверстия в соответствии с
предложенным способом, позволяет уменьшить период задержки воспламенения
и понизить шум в области частичных нагрузок и холостого хода, а также
снизить максимальное давление сгорания , не ухудшая удельного расхода
топлива и не повышая концентрации окиси углерода в выхлопных газах. Угол начала впрыска топлива при
номинальной частоте вращения регулируют от номинальной нагрузки до холостого хода в пределах 20...50%
от диапазона регулирования угла начала впрыска в функции частоты вращения,
причем эти пределы сохраняют неизменными во всей области рабочих частот
вращения от номинала до холостого хода. На фиг. 10 изображена диаграмма,
показывающая регулировку начала впрыска в зависимости от частоты вращения
. На оси ординат 23 отложена регулировка начала впрыска S в процентах
от максЕ мально возможной регулировки и на оси абсцисс 24 - число
оборотов п в процентах от номинального . Прямая 25 показывает регулировку
, необходимую на кривой полной нагрузки, линии 26, 27 ограничивают
область, в которой находится кривая начала впрыска при количестве впрысII
ка ноль Со снижением нагрузки
начало впрыска перемещается в указанном стрелкой 28 направлении. На постоянном скоростном режиме
начало впрыска топлива в функции нагрузки начинают регулировать в пределах
100-50% номинального количества впрыскиваемого топлива и регулиру ют вплоть до области холостого хода
по зависимости, которая может иметь ак линейный,так и нелинейный характер,
На фиг. 11 изображена зависимость изменения начала впрыска топлива от его количества.
9 На ординате 29 показан угол установки
ot в процентах от максимальной установки начала впрыска, регулируемой в занисимости от нагрузки при по
стоянном числе оборотов. оС-10С/ полной нагрузки -jt. «.полной нагрузки
где ei полной нагрузки - угол начал впрыска при полной нагрузке; oi-e угол при количестве впрыска п 0
of- угол начала впрыска топлива цт}я данного количества впрыскиваемого топлива.
Углы oi полной нагрузки ог и осо берут в градусах поворота коленчатого вала двигателя.
По абсциссе 30 отложены количества впрыскиваемого топлива в процентах от количества при полной нагрузке
Qg полной нагрузки. Характеристика между регулировкой впрыска нуль ( полной нагрузки)
и регулировкой впрыска 100% () является, как показано линией 31, линейной. В отдельных случаях выгодно
9Jto прежде всего при больших количествах
впрыска делать малую регулировку или даже не делать ее, а оставлять
начало вирьюка при ос полной нагрузки и производить регулировку только при
меньших количествах впрыска, как-показано кривой 32. Характеристика регулировки может быть закончена уже
при qe 0, до 50% с полной нагрузки , следовать, например, линии 33.
Таким образом, возможные характеристики заключены между линиями ЗА и 35.
Линия,--33 поясняет предельный случай, когда начало впрыска остается постоянным
до тех пор, пока количество впрыскиваемого топлива не достигнет 50% от его количества при полной
нагрузке. Линия 34 представляет предельный случай, когда регулировка
в зависимости от нагрузки начинается сразу и заканчивается уже при количестве
впрыскиваемого топлива, равном 50% от количества при полной нагрузке. Кривая 35 показывает возможную
нелинейную характеристику между предельными линиями 31 и 35.
Jlf
100 4S
50
3 ,,«
V5
H
z
050JOO
(Риг. 2
(pui,
lpui.5
F.
H
max
Фи9. 7
-30ОТ 10 п.о.Т
lpui,9