Описание
I
Изобретение относится к области двигателестроения в частности к регенеративным
двигателям с внешним подводом тепла , а именно к миниатюрным двигателям
с внешним подводом тепла,, предназначенным для выработки энергаи для приведения
в действие аппарата Искусственное сердце.
Известны двигатели с внешним под-
элдом тепла, содержащие корпус с цилиндром , в котором размещен поршень, связанный
с механизмом задания закона движения и разделяющий внутреннее прост-
,ранствО| цилиндра на нагреваемую и охлаждаемую полости, сообщенные через
нагреватель, регенератор и охладитель, источник тепла, подключенный к.
нагреваемой полости при помощи тепловой трубы , выполненной в виде охватывающего
кожуха, жидкостный аккумулятор тепла и устройство регулирования передачи тепла к нагреваемой полости .
Эти двигатели позволяют использовать тепловьзделение радиактивных ис-
точников энергии. Однако для приведения
в Действие такого оборудования как насосы
аппарата Искусственное сердце , продолжительность работы для кс торых
яЬляется определяющим параметром, при регулировании мощности двигателя требуется
применение дополнительных устройств для воздействия на клапан регулирования
расхода теплоносителя в тепловой трубе. В результате этого снижается
надежность работы устройства, увеличиваются его размеры и усложняется конструкция
. Двигатель невозможно устанавливать вблизи тела пациента.
Кроме того, применение такого двигателя в иных системах, требующих длительного
срока автономной работы с источником тепловой энергии переменной
производительности, также предполагают применения сложной контролирующей и
упразляк щей аппаратуры, что снижает надежность двигателя.
Лель изобретения - повышение надежности двигателя.
Поставленная цель достигается тем,
что устройство регулирования выполнено
виде дополнительной тепловой трубы,
дин конец которой подключен к нагревамой полости, а другой - к охлаждаемой.
Кроме того, дополнительную тепловую рубу выполняют в виде спирали, размеенной
на наружной поверхности циливдра. 5
Дополнительную тепловую трубу эаполняют
цезиевой рабочей жидкостью в комбинации с газообразным ксеноном.
Охватывающий кожух выполняют в ЁИ-, де цилиндрической оболочки из теплопередающего
материала, например из быстрорежущей стали.
Внут1)еннюю полость под цилиндрической
оболочкой заполняют фтористыми или углекислыми солями легких щелочных метал- лов.
На фиг. 1 схематически показан предлагаемый двигатель, на фиг, 2 представлена
тепловая часть двигателя; на фиг. 3 дан разрез тепловой масти двигателя.
Двигатель с внещним подводом тепла содержит корпус с цили1адром 1, в котором
разметен порщень 2, связанный с механизмом задания закона движения, например
, через шток 3 с кулисой 4, под- соединенной к кривошипу 5 или через
шток 3 подпружиненный пневматическим буфером, камерой 6,
Поршень 2 разделяет внутреннее пространство цилиндра на нагреваемую 7 и охлаяодаемую
8 полости, сообщенные между
собой через нагреватель, регенератор и
охладитель, функции которых выполняют стенка цилиндра 1 и зазор между поршнем
2 и цилиндром 1, Предпочтительная величина зазора 0,18-0,23 мм.
Источник тепла двигателя может быть выполнен в виде радиоактивного элемента
9, например плутония -238, размещенного в капсуле 10 на прокладке 11,
например, из вспененного тантала, и подключен к нагреваемой полости 7 при ппмощи
тепловой трубы 12, выполненной в виде охватывающего капсулу 10 кожуха
Тепловая труба 12 сообщает жидкостный аккумулятор тепла 13 с нагреваемой
полостью 7 через устройство регулирования передачи тепла, выполненное в виде
дополнительной тепловой трубы 14, один конец которой подключен к нагреваемой
полости 7, а другой - к охлаждаемой 8.
В двигателе для аппарата Искусственное
сердце охватывающий кожух выполнен в виде цилиндрической оболочки 15
из теплопрбводящего И жаростойкого материала , например из-быстрорежущей стали
. Во внутренней полости под оболочкой 15 размещен жидкостный аккумулятор 13
выполненный в видегащеобразного резервуара 16, заполненного фтористыми или
углекислыми солями легких щелочных металлов, ёыбор которых определяется,
например, по следующей таблице:
Формула
В качес1ве рабочей жидкости тепловой трубы 12 возможно применение жидкого
калия ИЛИ поташа.
Резервуар 16 теплоизолирован слоем
фольги 17 и низкотемпературной тепловой трубой 18. На наружной части оболочки
15 разметен охлаждаюгшй виток 19, а к наружной периферии цилннд;-.а 1
.может быть прикреплен экран 2О, выполненный в виде кольцевых ребер, для защиты
от излучения.
Кроме того, в двигателе устанавливается
дополнительно электрический нагреватель 21, выполненный в виде охватывающих
витков, подсоединенных к резервуару 16.
Для нормального функционирования жидкостного аккумулятора 13 в резервуаре предусмотрено термокомпенсациопное пр ранство 22. Дополнительную тепловую трубу 14
изготавливают в виде спирали, размеще ной на наружной поверхности цилиндра
и заполненной цеоиевой рабочей жидкос в комбинации с газообразным ксеноном В нижней части цилиндра имеются
впускной 23 и выпускной 24 клапаны, сообщающие охлаждаемую полость 8 с газовыми емкостями 25 и 26 низкого
и высокого дав/тения . соответственно. Е кости 25 и 26 сообщены между собой
разветвленным трубопроводом, одна ве 27 которого подключена через обратные
клапаны 28 к камере 6, другая ветвь 2 содер жит дроссельную заслонку ЗО, а
третья ветвь 31 подключена к пневмоци линдру 32 насоса аппарата Искусствен ное сердце .
Во время работы двигателя рабочий газ (гелий) перемещается из нагреваемой
в охлаждаемую полость через зазор между .стенкой цилиндра 1 и поршня 2§
что приводит к изменению давления в охлаждаемой полости 8. При понижении
давления во время уменьшения объема нагреваемой полости 7 до определенной
величины открывается впускной клапан 23,и охлаждаемая полость В подпитывается
из газовой емкости 25. При это давление в цилиндре 1 двигателя остает ся практически постоянным.
Во время обратного хода поршня 2, т.е. при увеличении объема нагреваемой
полости 7, происходит увеличение давления в цилиндре 1 до величины, определяющей
открытие Выпускного клапана 24.Происходит процесс заполнения емкости 26 газом высокого давления, который
используют для привода насоса аппарата Искусственное сердце , подавая
газ в пневмоцилиндр 32, нз которого отработавший газ поступает в т азовую емкость 25 низкого давления.
Перемещение поршня во время уменьшения объема нагреваемой полости 7 про
исходит за счет махового момента инерции механизма задания закона движения.
Переходные режимы двигателя осуществляют регулированием количества ис
пользуемого в пневмоцилиндре 32 газа высокого давления при помощи дроссельной заслонки ЗО.
Для исключения остановки насоса пре дусмотрены обратные клапаны 28, при помощи KOTOjJbrx иск; К чается превышение давления в емкости 25 над давлением в емкости 26.
Предлагаемый двигатель способен вырабатывать около 7 Вт пневматической
энергии от любого радиактивного или электрического источника тепла. изобретения
о р м у л а 1. Двигатель с внешним подводом тепла, содержащий корпус с цилиндром,
в котором размещен поршень, связанный с механизмом задания закона движения
и разделяющий внутреннее пространство цилиндра -на нагреваемую и охлаждаемую
полости, сообщенные через нагреватель, регенератор и охладитель, источник тепла,
подключенный к нагреваемой полости при помощи тепловой трубы, выполненной в
виде охватывающего кожуха, .жидкостный аккумулятор тепла и устройство регулирования
передачи тепла к нагреваемой полости, отличающийся тем, что, с целью повышения надеяаюсти, устройство
регулирования выполнено в виде дополнительной тепловой трубьг, один конец
которой подключен к нагреваемой Полости, а другой - к охлаждаемой, 2.Двигатель по п. 1, отлича ющ
и и с я тем, что дополнительная тепловая труба выполнена в виде спирали,
размещенной на наружной поверхности цилиндра . 3.Двигатель по пп. 1и 2, отличающийся
тем, что дополнительная тепловая труба заполнена цезиеьой
рабочей жидкостью в комбинации с газообразным ксеноном. 4.Двигатель по пп. 1-3,- отличающийся
трм, что охватывающий кожух выполнен в виде цилиндрической оболочки из теплопроводящего материала,
например из быстрорежущей стали. 5.Двигатель по п. 4, о т л и ч а ющ
и и с я тем, что внутренняя полость под цилиндрической оболочкой заполнена
фтористыми или углекислыми солями лег ких щедочных металлов. Источники информации, принятые во
внимание при экспертизе: l.P.O.Meijet-.P rospecis of the erfdmes fof vehicufaf proput
.5ton., Techrnca Review, 1970, 31, № 5/6, p. 172-173, ф. 1У.
фиъ. 1
fpi/s.2
17
12
22
16
;/
Ю
f8
14
1if
7
-1
21