Формула
1. Двигатель (100) внутреннего сгорания, в частности, транспортного средства, включающий контур (106-1, 106-2) охлаждающей жидкости, соединенный с головкой (102) цилиндров и/или блоком (104) цилиндров двигателя (100) внутреннего сгорания или выполненный с возможностью такого соединения и включающий насос (108) охлаждающей жидкости, который включает приводной вал (112) и выполнен с возможностью обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости (114) в контуре (106-1, 106-2) охлаждающей жидкости; и
вязкостную муфту (120), установленную для приведения в действие приводом (122) от двигателя (100) внутреннего сгорания или выполненную с возможностью такой установки, включающую дилатантную жидкость (124) для передачи крутящего момента и выходную сторону, соединенную с приводным валом (112) насоса (108) охлаждающей жидкости,
отличающийся тем, что приводной вал (112) насоса (108) охлаждающей жидкости включает по меньшей мере одну тепловую трубку (130), находящуюся в теплообмене с дилатантной жидкостью (124) в качестве источника тепла и с охлаждающей жидкостью (114) в качестве охладителя либо выполненную с возможностью теплообмена.
2. Двигатель внутреннего сгорания по п. 1, в котором вязкостная муфта (120) включает омываемые дилатантной жидкостью (124) пластины (126), которые соединены с приводным валом (112) без возможности вращения и через которые тепловая трубка (130) находится в теплообмене с соединительной текучей средой (124) в качестве источника тепла.
3. Двигатель внутреннего сгорания по п. 1 или 2, в котором насос (108) охлаждающей жидкости включает омываемое дилатантной жидкостью (114) рабочее колесо (110), которое соединено с приводным валом (112) без возможности вращения и через которое тепловая трубка (130) находится в теплообмене с охлаждающей жидкостью (114) в качестве охладителя.
4. Двигатель внутреннего сгорания по одному из пп. 1-3, в котором контур (106-1, 106-2) охлаждающей жидкости дополнительно включает радиатор (116) и термостат (118).
5. Двигатель внутреннего сгорания по одному из пп. 1-4, в котором тепловая трубка (130) включает один капилляр (132) или несколько капилляров (132), продолжающийся или продолжающиеся вдоль приводного вала (112).
6. Двигатель внутреннего сгорания по п. 5, в котором капилляр (132) или по меньшей мере один из капилляров (132) тепловой трубки (130) расположен соосно приводному валу (112).
7. Двигатель внутреннего сгорания по п. 5 или 6, в котором по меньшей мере один капилляр (132) содержит рабочую среду, испаряющуюся в результате теплового контакта с источником тепла и конденсирующуюся в результате теплового контакта с охладителем.
8. Двигатель внутреннего сгорания по п. 7, в котором тепловая трубка (130) представляет собой замкнутую систему с рабочей средой.
9. Двигатель внутреннего сгорания по одному из пп. 1-8, в котором тепловое сопротивление тепловой линии в металле приводного вала (112) многократно превышает тепловое сопротивление тепловой линии в тепловой трубке (130).
10. Двигатель внутреннего сгорания по одному из пп. 1-9, дополнительно включающий блок (136) управления, регулирующий коэффициент сцепления вязкостной муфты в зависимости от температуры охлаждающей жидкости (114).
11. Двигатель внутреннего сгорания по одному из пп. 1-10, в котором тепловая трубка (130) расположена соосно приводному валу (112).
12. Двигатель внутреннего сгорания по одному из пп. 1-11, в котором теплоемкость охлаждающей жидкости (114) многократно превосходит теплоемкость дилатантной жидкости (124).
13. Транспортное средство, в частности, транспортное средство хозяйственного назначения, с двигателем (100) внутреннего сгорания по одному из пп. 1-12.