Формула
1. Компенсатор (1) для компенсации относительных движений между двумя трубопроводными элементами (2, 3), включающий в себя многослойный сильфон (4), который в качестве стенки включает в себя по меньшей мере два находящихся друг на друге слоя (5a, 5b), между которыми соответственно выполнено промежуточное пространство (Z), отличающийся тем,
что по меньшей мере в одном промежуточном пространстве (Z) имеется антифрикционный элемент (6; 26).
2. Компенсатор (1) по п.1, отличающийся тем, что антифрикционный элемент представляет собой уменьшающее трение покрытие (26) и/или уменьшающее трение лаковое покрытие (26), которое нанесено на по меньшей мере один из двух примыкающих к данному промежуточному пространству (Z) слоев (5a, 5b) на их стороне, обращенной к промежуточному пространству (Z).
3. Компенсатор (1) по п.2, отличающийся тем, что уменьшающее трение покрытие (26) и/или лаковое покрытие (26) представляет собой лак для скольжения.
4. Компенсатор (1) по п.2, отличающийся тем, что уменьшающее трение покрытие (26) представляет собой покрытие на основе твердого смазочного материала.
5. Компенсатор (1) по п.4, отличающийся тем, что это покрытие на основе твердого смазочного материала представляет собой покрытие на основе сульфида молибдена(IV) (MoS2) или на основе нитрида хрома(III) (CrN).
6. Компенсатор (1) по п.1, отличающийся тем, что антифрикционный элемент выполнен в виде уменьшающего трение элемента или в виде промежуточного слоя (6), в частности в виде промежуточной трубы, из снижающего трение твердого вещества.
7. Компенсатор (1) по п.6, отличающийся тем, что промежуточный слой (6) представляет собой графитный промежуточный слой, и/или твердое вещество с пониженным трением представляет собой связанный графит.
8. Компенсатор (1) по пп.1, 2 или 6, отличающийся тем,
(a) что сила трения, созданная вследствие движения друг относительно друга двух находящихся друг на друге слоев (5a, 5b), уменьшена, благодаря антифрикционному элементу (6), введенному между этими слоями; и/или
(b) что антифрикционный элемент (6; 26) имеет поверхность, обладающую снижающими трение свойствами; и/или
(c) что антифрикционный элемент (6; 26) расположен по меньшей мере в отдельных участках промежуточного пространства (Z) или распространяется в осевом направлении предпочтительно по всей длине сильфона (4).
9. Компенсатор (1) по п.1, отличающийся тем,
(a) что указанные по меньшей мере два находящихся друг на друге слоя (5a, 5b) представляют собой каждый металлические слои; и/или
(b) что компенсатор (1) представляет собой компенсатор выхлопной системы и/или металлический компенсатор; и/или
(c) что стенка сильфона (4) выполнена по меньшей мере частично волнообразной.
10. Компенсатор (1) по п.1, отличающийся тем, что выполнен в виде гибкого трубопроводного элемента для применений в автомобилях.
11. Автомобиль, имеющий расположенный в выхлопном трубопроводе компенсатор (1) по одному из предыдущих пунктов
12. Автомобиль по п.11, отличающийся тем, что он представляет собой автомобиль промышленного назначения.