Изобретение относится к устройствам
для наддува многоцилиндрового поршневого двигателя внутреннего сгорания
с параллельно работающими турбонагнетателями и с регулированием отключением
подачи топлива в группу цилиндров .
Цель изобретения - поддержание избыточного
давления в сборном трубопроводе наддувочного воздуха на режимах работы с отключенной подачей топлива
.
На фиг. 1 показан двигатель внутреннего сгорания, цилиндры которого
разделены на две группы цилиндров, расположенные рядами, и два параллельно
работающих турбонагнетателя, а впускной трубопровод отключаемой группы цилиндров снабжен патрубком
для сообщения с атмосферой.и органом перекрытия этого патрубка, выполненным
в виде переключающего клапана на фиг. 2 - вариант раздельного выполнения органа перекрытия патрубка
для сообщения с атмосферой и органа отключения впускного трубопровода
отключаемой группы от сборного трубопровода i на фиг. 3 - вариант выпблнения
переключающего клапана заодно с органом отключения впускного трубопровода
от общего сборного трубопровода наддувочного воздуха на фиг. вариант выполнения переключающего
клапана управляемым.
Поршневой двигатель внутреннего
сгорания состоит из двух групп цилиндров 1 и 2, которые снабжаются
сжатым воздухом из сборного трубопровода 3 наддувочного воздуха через
впускные трубопроводы и 5. Группы 1 и 2 цилиндров снабжены выхлопными
коллекторами 6 и 7 для выпуска отработавших газов. Оба коллектора подсоединены
к сборному трубопроводу 8 отработавших газов. Питание ндддувочным воздухом происходит от двух подключенных параллельно друг другу турбонагнетателей 9 и 10, состоямдих
каждый из турбины 11 или 12 соответственно , работающих на отработавших
газах, и нагнетателя 13 Или I, соответственно, которые подклюмены
к сборному трубопроводу 3 наддувочного воздуха.
Турбонагнетатель 10 выполнен отключаемым и подключаемым посредством
управляемого запорного устройства 15I расположенного в трубопроводе
16 подвода отработавших газов к его турбине 12. Чтобы во время отклю чения
турбонагнетателя 10 через иагнетатель 1Л не было утечек наддувомного воздуха, на всасывании этого
нагнетателя 14 в трубопроводе 17 расположен обратный клапан 18.
Турбины 11 и 12, работающие на отработавших газах, подсоединены к
сборному трубопроводу 8 отработавших газов со стороны входа через трубопроводы
16 и 19, со стороны выхода эти турбины подключены к выпускному трубопроводу 20.
Нагнетатели 13 и k снабжены всасывающими трубопроводами 21 и 17 и
подают сжатый наддувочный воздух по трубопроводам 22 и 23 через охладители
2k и 25 наддувочного воздуха в сборный трубопровод наддувочного воздуха
. Каждый из турбонагнетателей 9, 10 снабжен трубопроводом 2б или
27 соответственно для подвода сжатого воздуха из трубопровода 22 или 23
соответственно для уплотнения крыльчатки .
Двигатель снабжен устройством для отключения подачи топлива (не показано
) в группу цилиндров 2 на холостом ходу и при работе с частичной
иугрузкой. Так как фазы газораспределения при отключенных цилиндрах 2 не
изменяются, в этих цилиндрах, в отключенном состоянии продолжает происходить
смена заряда воздуха.
На холостом ходу и при работе с
частичной нагрузкой количество отработавших газов двигателя незначительно
. -Так, при отключенном турбонагнетателе 10 имеющегося количества отработавших
газов недостаточно для того чтобы с помощью турбонагнетателя 9 получить давление наддува, превышающее
атмосферное давление, если подавать воздух из нагнетателя 13 в отключенные цилиндры 2.
При этом из-зй слишком низкого давления наддувочного воздуха воздушные
уплотнения крыльчаток обоих турбонагнетателей не эффективны и смазочное
масло может проступать сквозь эти уплотнения в полость нагнетателя.
Для устранения возникающих трудностей между сборным трубопроводом 3
наддувочного воздуха и впускным трубопроводом 5 установлен орган отключенйя
. Он может быть выполнен в виде переключающего кла.пана 28 заодно с орган9М перекрытия патрубка 29,
предназначенного для сообщения трубопровода 5 с атмосферой.
В каждом впускном трубопроводе и 5 расположен быстродействующийзапорный орган 30 для отключения его
от общего сборного трубопровода наддувочного воздуха 3 при возникновении
опасности. QH установлен-за переключающим клапаном по ходу воздухаi
В варианте по фиг. 2 орган отключения всасывающего трубопровода 5 выполнен
отдельно от органа перекрытия патрубка 29 в виде клапана 31. При этом орган перекрытия патрубка 29
выполнен в виде обратного клапана 32.
В варианте по фиг. 3 быстродействующий
запорный орган 30 и переключаю щий клапан 28 выполнень) заодно в ви-г
де комбинированного клапанного бло ка 33.
В варианте по фиг. k быстродействующий запорный орган и орган отключения
всасывающего трубопровода выполнены заодно в виде переключающего
устройства 3, а арган перекрытия патрубка выполнен в виде управляемого
переключающего клапана 35.
Отключение всасывающего трубопровода
5 и общего сборного трубопровода наддувочного воздуха 3 исключает
утечки наддувочного воздуха, подававмого турбонагнетателем 9 в цилиндры
отключенной группы 2, что исключает нежелательное падение давления в
сборном трубопроводе 3 наддувочного воздуха. Сообщение цилиндров этой
группы с атмосферой через всасывающий трубопровод 5 и патрубок 29 обеспечивает
снабжение их воздухом из атмосферы . Воздух под давлением, вытесняемый
из цилиндров группы 2 в трубопровод выхлопных газов, попадает вместе с выхлопным газом из цилиндров
группы 1 в турбину 11 турбонагнетателя 9, 8 результате турбина 11 развивает
дополнительную мощность, расходуемую на повышение давления, создаваемого
нагнетателем 13. Это обеспечивает поддержание заданного давления
в сборном трубопроводе наддувочного воздуха 3 на режимах работы с отключенной подачей топлива.
Формула изобретения
1.Многоцилиндровый поршневой двигатель
внутреннего сгорания с наддувом , содержащий несколько подключенны
параллельно друг другу турбонагнетателей , турбины которых работают На
отработавших газах, а нагнетатели подсоединены к общему сборному трубопро воду
наддувочного воздуха, к которому подключены впускные трубопроводы
отдельных групп цилиндров, причем двигатель снабжен устройством отключения
подачи топлива в группу цилиндров на холостом ходу и при работе с
частичной нагрузкой,а по меньшей мере один из турбонагнетателей выполнен
отключаемым и имеет обратный клапан на всасывании нагнетателя, отличающий с я тем, что, с целью
поддержания избыточного давления в сборном трубопроводе наддувочного
воздуха на режимах работы с отключенной подачей топлива, впускной трубопровод
группы цилиндров с отключаемой подачей топлива снабжен патрубком для
сообщения с атмосферой, органом перекрытия этого патрубка и органом
отключения этого трубопровода от общего сборного трубопровода наддувочного воздуха.
2. Двигатель по п. 1, отличающий ся тем, что орган перекрытия
патрубка выполнен в виде переключающего клапана.
717099208
3 Двигатель по п. 2, о т л и- общего сборйого трубопровода наллУ
ч ia ю щ и и с я тем, что переключаю- вочного воздуха щий клапан выполнен с органом . Двигатель по п. 2, о т л и отключения
впускного трубопровода от j ю щ и и с я тем, что переключаюЩиг ,
щий клапан выполнен управляемым.