Формула
1. Устройство для контроля масляного термостата (10), расположенного в масляном циркуляционном контуре двигателя внутреннего сгорания, при этом масляный термостат (10) выполнен, чтобы, в зависимости от входной температуры (T2) потока масла, подаваемого в масляный термостат, подавать этот поток масла в первую гидравлическую ветвь (17), в которой расположен маслоохладитель (16), и/или подавать в байпасную гидравлическую ветвь (18), при этом первый выход (12) масляного термостата (10), предназначенный для первой гидравлической ветви, закрыт, когда входная температура (T2) ниже первого порогового значения (T1) температуры, причем это устройство включает в себя:
(a) сенсорное устройство, которое выполнено, чтобы определять по меньшей мере один первый параметр, позволяющий делать вывод о текущем номинальном режиме работы масляного термостата (10), и определять по меньшей мере один второй параметр, позволяющий делать вывод о текущем фактическом режиме работы масляного термостата (10); и
(b) устройство (40) аналитической обработки данных, которое выполнено так, чтобы в зависимости от первого параметра и второго параметра распознавать возникновение ошибки функционирования масляного термостата (10).
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сенсорное устройство выполнено так, чтобы в качестве первого параметра измерять входную температуру (T2) масла, при этом в качестве входной температуры (T2) предпочтительно измеряется температура маслосборника.
3. Устройство по п.2, отличающееся тем,
(a) что сенсорное устройство выполнено, чтобы измерять вторую температуру (T3) масла ниже по потоку от маслоохладителя и выше по потоку от двигателя внутреннего сгорания, а в качестве второго параметра определять разность (ΔT) температур, входная температура (T2) минус вторая температура (T3) масла; и
(b) что устройство аналитической обработки данных распознает возникновение ошибки функционирования масляного термостата,
(b1) когда входная температура (T2) ниже первого порогового значения (T1) температуры, прошло по меньшей мере заданное время реакции (Z1), после того как входная температура (T2) стала ниже первого порогового значения (T1) температуры, и разность (ΔT) температур больше первого порогового значения; и/или
(b2) когда входная температура (T2) выше первого порогового значения (T1) температуры, прошло по меньшей мере заданное время реакции (Z1), после того как входная температура (T2) стала выше первого порогового значения (T1) температуры, и разность (ΔT) температур меньше второго порогового значения; и/или
(c) когда после превышения входной температурой (T2) первого порогового значения (T1) температуры возрастание разности (ΔT) температур проходит медленнее, чем заданное номинальное возрастание разности (ΔT) температур.
4. Устройство по п.3, отличающееся сенсором температуры для измерения второй температуры (T3) масла,
(a) который расположен выше по потоку от объединения первой гидравлической ветви (17) и байпасной гидравлической ветви (18) или ниже по потоку от масляного фильтра (20), расположенного перед двигателем внутреннего сгорания; и/или
(b) который выполнен в виде комбинированного сенсора (24, 25) давления и температуры; и/или
(c) который интегрирован в головку масляного фильтра.
5. Устройство по п.2, отличающееся тем,
(a) что сенсорное устройство выполнено, чтобы в качестве второго параметра измерять динамику (P) давления масла в месте измерения давления, которое расположено ниже по потоку от первого выхода (12) масляного термостата (10) и выше по потоку от двигателя внутреннего сгорания; и
(b) что устройство аналитической обработки данных распознает ошибку функционирования масляного термостата (10), когда измеренная динамика давления (P) масла в области (50) входной температуры (T2), которая лежит между первым пороговым значением (T1) температуры масла и вторым пороговым значением (T1*) температуры масла, не проявляет отклонения (ΔP) давления, при этом второе пороговое значение (T1*) температуры выше первого порогового значения (T1) температуры и указывает порог температуры, выше которого предназначенный для байпасной гидравлической ветви (18) второй выход (13) масляного термостата (10) полностью закрыт.
6. Устройство по п.5, отличающееся тем,
(a) что место измерения давления расположено в первой гидравлической ветви (17) между первым выходом (12) масляного термостата (10) и маслоохладителем (16), и что отклонение (ΔP) давления представляет собой отрицательный пик; и/или
(b) что место измерения давления расположено ниже по потоку от маслоохладителя (16) и после объединения первой гидравлической ветви (17) и байпасной гидравлической ветви (18), и что отклонение давления представляет собой положительный пик.
7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве первого параметра определяется:
(a) входная температура (T2) масла, при этом в качестве входной температуры (T2) предпочтительно измеряется температура маслосборника.
(b) температура охлаждающей воды; и/или
(c) рабочее состояние транспортного средства, в частности выполняется ли низкотемпературный пуск или движение при полной нагрузке.
8. Устройство по п.1 или 7, отличающееся тем,
(a) что в качестве второго параметра определяется градиент входной температуры (T2) масла, предпочтительно градиент температуры маслосборника; и
(b) что устройство аналитической обработки данных в зависимости от определенного значения первого параметра находит предопределенную и заложенную номинальную характеристику градиента входной температуры (T2) и распознает ошибку функционирования масляного термостата, когда измеренный градиент входной температуры не совпадает с номинальной характеристикой.
9. Устройство по п.1 или 7, отличающееся тем,
(a) что в качестве второго параметра измеряется температура масла в месте измерения, которое расположено в первой гидравлической ветви (17) выше по потоку от маслоохладителя (16); и
(b) что устройство аналитической обработки данных распознает ошибку функционирования масляного термостата, когда измеренная температура масла в соответствии со вторым параметром остается по существу неизменной, после того, как в соответствии с определенным первым параметром должно было бы осуществиться открытие или закрытие первого выхода (12).
10. Устройство по п.1 или 7, отличающееся тем,
(a) что сенсорное устройство выполнено, чтобы в качестве второго параметра регистрировать положение и/или движение регулирующего элемента (10b) масляного термостата (10); и
(b) устройство аналитической обработки данных выполнено, чтобы распознавать ошибку функционирования масляного термостата (10) по зарегистрированному положению и/или движению регулирующего элемента (10b).
11. Устройство по п.10, отличающееся тем, что ошибка функционирования масляного термостата (10) распознается,
(a) когда в заданной области температуры масла или области температуры охлаждающей воды не регистрируется движение регулирующего элемента (10b); и/или
(b) когда при низкотемпературном пуске регулирующий элемент (10b) находится в положении, в котором первый выход (12) открыт, и/или
(c) когда при режиме движения под полной нагрузкой регулирующий элемент (10b) находится в положении, в котором первый выход (12) закрыт.
12. Устройство по п.10 или 11, отличающееся тем, что сенсорное устройство включает в себя сенсор (81) перемещения, который механически подвижно соединен с регулирующим элементом (10b).
13. Устройство по п.10 или 11, отличающееся тем,
(a) что сенсорное устройство выполнено в виде электрического колебательного контура, имеющего катушку (76), причем эта катушка (76) расположена снаружи на масляном термостате (10) или вблизи него, таким образом, что движение регулирующего элемента (10b) масляного термостата (10) изменяет индуктивность катушки (76) и вместе с тем частоту колебаний колебательного контура; или
(b) что сенсорное устройство имеет катушку (74) передатчика и катушку (75) приемника, которые расположены каждая на противоположных сторонах снаружи на масляном термостате (10) или вблизи него, так что движение регулирующего элемента (10b) масляного термостата изменяет сигнал, индуцируемый катушкой (74) передатчика в катушке (75) приемника.
14. Устройство по п.13, отличающееся тем, что это устройство выполнено в виде мобильного контрольного устройства для применения в мастерской, включающего в себя крепежные средства для временной установки сенсорного устройства снаружи на масляном термостате или вблизи него для процесса измерения.
15. Устройство по п.10 или 11, отличающееся тем, что сенсорное устройство выполнено в виде интегрированной в масляный термостат переключательной схемы (80), которая выполнена,
(a) чтобы посредством интегрированных переключательных контактов регистрировать положение и/или движение регулирующего элемента (10b) масляного термостата (10);
(b) забирать энергию для своего снабжения посредством переключательной схемы сбора энергии тепла масла; и
(c) беспроводным способом, предпочтительно посредством радиопередачи ближнего поля, передавать сигнал измерения устройству аналитической обработки данных.
16. Устройство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что масляный термостат (10) представляет собой масляный термостат с кольцевым шибером или масляный термостат с элементом из расширяющегося материала, в частности масляный термостат с расширяющимся воском.
17. Транспортное средство, в частности автомобиль промышленного назначения, имеющий устройство по одному из предыдущих пунктов.