Код документа: RU201751U1
Полезная модель маслобак авиационного газотурбинного двигателя относится к области авиастроения, а именно к маслосистеме двигателей и предназначена для хранения запаса масла на двигателе и пополнения маслом системы двигателя по мере его расходования.
Известен маслобак авиационного газотурбинного двигателя согласно патента US № 7966965 (МПК B65B 1/30, публ. 28.06.2011), который является аналогом. Маслобак авиационного газотурбинного двигателя содержит корпус, который соединен с заливным отверстием; оптический индикатор, связанный с маслобаком, который включает в себя, по меньшей мере, один светоизлучатель, который излучает оптический сигнал при заданном уровне заполнения масляного бака.
Недостатком известного аналога с устройством контроля уровня масла в маслобаке является сложность конструкции из-за наличия светодиодных элементов или в связи со сложностью доступа к масломерной линейки и наличия дополнительного устройства очистки мерного стекла, которое необходимо достать для проверки состояния уровня масла и вероятным источником, влияющим на ухудшение класса чистоты масла при осмотре линейки. Также отсутствует устройство предотвращающее вытекание масла из маслобака в случае нарушения герметичности крышки заливной горловины и перепускного клапана для поддержания в маслобаке избыточного деления и перепуска излишек воздуха в атмосферу.
Известен маслобак авиационного газотурбинного двигателя согласно патента RU № 2717292 (МПК: B64C 27/04, F01M 1/12, F01M 11/02, публ. 19.03.2020), который наиболее близок по технической сущности к заявляемому техническому решению, и принят за прототип, при этом содержит сварной корпус с заливной горловиной, сливной кран, штуцер, рамку с масломерным стеклом, демпфирующую прокладку для стекла, мерную шкалу, а также внутри горловины фильтр, заливная горловина маслобака закрыта крышкой, снабженной ручкой. При этом маслобак содержит расширительный бак, закреплен через прокладки на кронштейнах, установленных при помощи болтов на фюзеляже вертолета между входным туннелем двигателя и капотом.
Недостатком наиболее близкого аналога с устройством контроля уровня масла в маслобаке является также отсутствует устройства, предотвращающее вытекание масла из маслобака в случае нарушения герметичности крышки заливной горловины и перепускного клапана для поддержания в маслобаке избыточного деления и перепуска излишек воздуха в атмосферу, недостаточная защита от поломки масломерного стекла.
Технической проблемой, не решенная в известных устройствах, решение которой обеспечивается заявляемой полезной моделью, заключается в пониженной надежности маслобака.
Технической задачей предлагаемой полезной модели является создание удобного в эксплуатации, надежного маслобака авиационного газотурбинного двигателя.
Техническая проблема решается за счет того, что в маслобаке авиационного газотурбинного двигателя, содержащем сварной корпус из листового металла, заливную горловину, крышку с ручкой, внутри заливной горловины сетчатый фильтр, рамку с масломерным стеклом, демпфирующую прокладку для стекла, мерную шкалу, штуцер, сливной кран, согласно полезной модели, дополнительно для масломерного стекла установлена вторая демпфирующая прокладка, на сварном корпусе закреплен перепускной клапан, внутри фильтра расположен предохранительный клапан.
На фиг. 1 представлен внешний вид маслобака авиационного газотурбинного двигателя (вид спереди).
На фиг. 2 представлен фрагмент разреза А-А маслобака авиационного газотурбинного двигателя (вид сбоку).
Маслобак 1 (фиг. 1, фиг. 2) авиационного газотурбинного двигателя содержит сварной корпус 2 из листового металла, например, нержавеющей стали, с внутренними перегородками жесткости (не показаны). Конструкция маслобака обеспечивает закрытую заправку маслом под давлением через штуцер 16 и заправку через заливную горловину 3, внутри которой установлен съемный сетчатый фильтр 4, внутри которого расположен предохранительный клапан 13. Фильтр 4 служит для предотвращения попадания посторонних частиц при открытой заправке и повышения отказобезопасности. Заливная горловина 3 закрывается крышкой 5, на которой установлена ручка (без позиции). Клапан 13 предотвращает вытекание масла при негерметичности крышки 5.
Указанные на фиг. 1: слив масла - это слив масла линии откачки масла от опор двигателя, а суфлирование - это естественное сообщение воздушной полости маслобака с воздушной полостью опор двигателя для поддержания в маслобаке избыточного давления.
Уровень залитого масла определяется при помощи мерной шкалы 17, установленной в сварном корпусе 2, рамки 7 с масломерным кварцевым оптическим стеклом 8, которые с помощью рамки 7 и винтов 10 установлены на маслобаке 1. Для герметизации и предотвращения поломки масломерного стекла 8 из-за вибраций двигателя, масломерное стекло установлено между демпфирующей прокладкой 9 и дополнительной демпфирующей прокладкой 11. Линейка 6 маслобака 1 необходима для визуального контроля уровня масла при контроле наличия масла меньше шкалы полной заправки (22…27 л), необходимого для выполнения штатного полетного цикла самолета и калибровки датчика уровня масла 12. На маслобаке 1 содержится перепускной клапан 14, который при повышении давления воздуха в полости маслобака выше допустимого значения открывается и перепускает излишек воздуха в атмосферу.
Слив масла обеспечивается благодаря установленному в нижней части маслобака сливному крану 15.
Маслобак крепится с левой стороны авиационного двигателя при помощи натяжных лент и кронштейнов, устанавливаемых на промежуточном фланце корпуса спрямляющего аппарата вентилятора и на разделительном корпусе (не показано). Остальные элементы маслобака (прокладки, крепеж - не показано) являются известными стандартными элементами авиационной двигательной техники.
Конструкция маслобака с масломерным стеклом, с обеих сторон уплотненного демпфирующими прокладками предотвращает стекло от поломки, упрощает процедуру заправки, снижает трудоемкость заправки, и дает возможность визуального контроля за уровнем масла, при этом снижая нагрузку на персонал. Предохранительный и перепускные клапана повышают долговечность маслобака. Усовершенствование маслобака авиационного газотурбинного двигателя направлено на повышение надежности конструкции маслобака в целом.
Таким образом, предлагаемая полезная модель с вышеуказанными отличительными признаками в совокупности с известными признаками, позволяет упростить процедуру заправки, повысить удобство обслуживания и долговечность маслобака и, в целом, повысить надежность маслобака авиационного газотурбинного двигателя.
Полезная модель относится к области авиастроения, а именно к маслосистеме двигателей и предназначена для хранения запаса масла на двигателе и пополнения маслом системы двигателя по мере его расходования. Маслобак (1) авиационного газотурбинного двигателя содержит сварной корпус (2), заливную горловину (3), крышку (5) с ручкой, внутри заливной горловины сетчатый фильтр (4), рамку (7) с масломерным стеклом (8), демпфирующую прокладку (9) для стекла, штуцер (16), сливной кран (15). Дополнительно для масломерного стекла установлена вторая демпфирующая прокладка (11), на сварном корпусе закреплен перепускной клапан (14), внутри фильтра расположен предохранительный клапан (13). Технический результат - упрощение процедуры заправки, повышение удобства обслуживания маслобака авиационного газотурбинного двигателя. 2 ил.