Код документа: RU2530394C2
Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к пространственному игровому устройству, улучшающему логические навыки и ловкость, в частности игре-лабиринту, имеющей правильную, неправильную или неупорядоченную охватывающую форму.
Уровень техники
Известный уровень техники включает в себя большое количество логических игр и игрушек. Из них наибольшей известностью пользуется пространственная логическая игра, описанная в венгерском патентном документе HU 170,062. Эта игрушка включает округлый охватывающий корпус с кубическими элементами, имеющими цветные поверхности и расположенными на его шестигранной наружной поверхности.
Цель игры заключается в том, чтобы решить головоломку, образовав стороны кубика одинакового цвета путем вращения элементов игрушки в трех пространственных направлениях.
Принцип игры аналогичен в случае игровых устройств, описанных в документах HU 180,612 и HU 180,387, которые, однако, не позволяют создать игру-лабиринт.
В венгерском патентном документе HU 183,551 описано игровое устройство лабиринтного типа, состоящее из различных шестигранных элементов, которые расположены перпендикулярно трем осям и имеют отверстия и карманы.
Согласно описанию патентного документа HU 185,746, лабиринт образуется набором пространственных фигур.
В описании патентного документа HU 186,604 раскрыто устройство игры-лабиринта, где сначала необходимо собрать лабиринт и только после этого можно перемещать по нему шарообразный элемент.
Согласно описанию патентного документа HU 206,637, кукла с встроенным в нее шариком движется по лабиринту, образованному базовой платой с канавками и отверстиями. Куклу перемещают вручную, наклоняя базовую плату.
В случаях этих известных игр лабиринт остается полностью видимым для пользователя, а игровой элемент, перемещаемый по дорожке лабиринта, обычно представляет собой шарик, который можно перемещать по этой дорожке - даже в случае пространственных лабиринтов - двигая корпус игрового устройства.
Раскрытие изобретения
Задачей настоящего изобретения является предложение пространственного игрового устройства, улучшающего логические навыки и ловкость, в частности игры-лабиринта, в которой игровой элемент, имеющий форму, соответствующую пространственному расположению лабиринта, можно перемещать по дорожке лабиринта, шаг за шагом двигая игровой элемент, корпус и корпусные части, образующие корпус, согласованным образом.
Задача изобретения решается путем предложения пространственного игрового устройства, улучшающего логические навыки и ловкость, имеющего правильную, неправильную или неупорядоченную охватывающую форму, которое отличается тем, что его корпус состоит из соосных корпусных частей, расположенных в одном или нескольких слоях, смещаемых и(или) вращаемых друг относительно друга, а также тем, что лабиринт выполнен внутри корпуса и корпусных частей корпуса из участков дорожки, карманов и концов, при этом игровое устройство содержит по меньшей мере один игровой элемент, перемещаемый по участкам дорожки, карманам и концам, образующим лабиринт.
В предпочтительном варианте осуществления пространственного игрового устройства, улучшающего логические навыки и ловкость, корпус представляет собой цельное тело вращения правильной формы, имеющее расположенные в нем участки дорожки и концы.
В другом варианте осуществления пространственного игрового устройства, улучшающего логические навыки и ловкость, корпус состоит из двух частей и образован внутренней и наружной частями, представляющими собой тела вращения правильной формы, внутренняя корпусная часть может выдвигаться в осевом направлении на заданную длину выдвижения и свободно вращаться вокруг своей оси, при этом внутренняя корпусная часть образована двумя цилиндрическими частями разного диаметра, а оконечная часть присоединяется к концу цилиндрической части меньшего диаметра, расположенному напротив цилиндрической части большего диаметра, причем внешняя поверхность оконечной части имеет форму, соответствующую форме наружной корпусной части. Внутренняя конфигурация наружной корпусной части соответствует цилиндрическим частям внутренней корпусной части с учетом длины выдвижения. Участки дорожки и примыкающие к ним расширяющиеся концы и карманы выполнены как во внутренней, так и в наружной корпусных частях.
В предпочтительном варианте осуществления пространственного игрового устройства, улучшающего логические навыки и ловкость, корпус состоит из трех соосно расположенных частей, образованных двумя концентрическими цилиндрическими частями и соосной корпусной частью, имеющей форму симметричного тела вращения, где две цилиндрические части свободно вращаются, могут выдвигаться в осевом направлении на заданную длину выдвижения и имеют оконечную часть на соответствующих противоположных концах, при этом два конца корпусной части выполнены с возможностью введения в них цилиндрической части, наружная корпусная часть завершается оконечными частями цилиндрических частей, а внешняя поверхность оконечных частей внутренних корпусных частей имеет форму, соответствующую форме наружной корпусной части.
В еще одном предпочтительном варианте осуществления пространственного игрового устройства, улучшающего логические навыки и ловкость, участки дорожки, идущие в окружном, осевом и радиальном направлениях, расположены в наружной и внутренней корпусных частях.
В предпочтительном варианте осуществления пространственного игрового устройства, улучшающего логические навыки и ловкость, имеются участки дорожки, идущие вдоль пространственных кривых.
Игровой элемент пространственного игрового устройства, улучшающего логические навыки и ловкость, согласно настоящему изобретению представляет собой предмет в виде штырька, состоящий из цилиндрического стержня и двух сферических головок, расположенных на концах стержня.
В предпочтительном варианте осуществления пространственного игрового устройства, улучшающего логические навыки и ловкость, игровой элемент является разветвленным или имеет несколько головок, тогда как в еще одном предпочтительном варианте осуществления игровой элемент имеет изогнутую форму.
В еще одном предпочтительном варианте осуществления пространственного игрового устройства, улучшающего логические навыки и ловкость, согласно настоящему изобретению наружная корпусная часть состоит из нескольких деталей.
К числу общих характеристик всех предпочтительных и наиболее эффективных вариантов осуществления игрового устройства, улучшающего логические навыки и ловкость, согласно настоящему изобретению относится то, что они изготовлены из твердого материала, например из дерева, металла, стекла или пластмассы.
Краткое описание чертежей
Предпочтительные варианты осуществления пространственной игры-лабиринта согласно настоящему изобретению подробно объясняются ниже со ссылкой на прилагаемые чертежи.
На ФИГ.1 представлен перспективный вид первого простого предпочтительного варианта осуществления пространственной игры-лабиринта согласно настоящему изобретению.
На ФИГ.2 показан вид сбоку пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.1.
На ФИГ.3 показан вид спереди пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.1.
На ФИГ.4 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.2, по плоскости А-А.
На ФИГ.5 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.2, по плоскости В-В.
На ФИГ.6 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.4, по плоскости С-С.
На ФИГ.7 показана пространственная игра-лабиринт, представленная на ФИГ.1, вместе со штырьком в процессе игры.
На ФИГ.8 показан вид сбоку элемента - штырька - который может перемещаться по пространственной игре-лабиринту, представленной на ФИГ.1.
На ФИГ.9 показаны шаги пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ. 1, при помощи которых перемещается штырек.
На ФИГ.10 представлен перспективный вид второго динамического предпочтительного варианта осуществления пространственной игры-лабиринта согласно настоящему изобретению.
На ФИГ.11 показан перспективный вид наружной корпусной части пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.10.
На ФИГ.12 показан перспективный вид внутренней корпусной части пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.10.
На ФИГ.13 показан вид сбоку пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.10.
На ФИГ.14 показан вид спереди пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.10.
На ФИГ.15 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.13, по плоскости А-А.
На ФИГ.16 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.13, по плоскости В-В.
На ФИГ.17 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.13, по плоскости С-С.
На ФИГ.18 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.13, по плоскости D-D.
На ФИГ.19 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.16, по плоскости Е-Е.
На ФИГ.20 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.16, по плоскости F-F.
На ФИГ.21 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.16, по плоскости G-G.
На ФИГ.22 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.16, по плоскости Н-Н.
На ФИГ.23 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.16, по плоскости I-I.
На ФИГ.24 показана пространственная игра-лабиринт, представленная на ФИГ.10, вместе со штырьком в процессе игры.
На ФИГ.25 показаны ходы пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.10, при помощи которых перемещается штырек.
На ФИГ.26 представлен перспективный вид еще одного динамического предпочтительного варианта осуществления пространственной игры-лабиринта согласно настоящему изобретению.
На ФИГ.27 показан аксонометрический вид наружной корпусной части пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.26.
На ФИГ.28 показан вид с местным разрезом пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.26.
На ФИГ.29 показан аксонометрический вид первой внутренней корпусной части пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.26.
На ФИГ.30 показан аксонометрический вид второй внутренней корпусной части пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.26.
На ФИГ.31 показан передний вид сбоку пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.26.
На ФИГ.32 показан вид спереди пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.26.
На ФИГ.33 показан вид сзади пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.26.
На ФИГ.34 показан задний вид сбоку пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.26.
На ФИГ.35 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.31, по плоскости А-А.
На ФИГ.36 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.31, по плоскости В-В.
На ФИГ.37 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.31, по плоскости С-С.
На ФИГ.38 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.31, по плоскости D-D.
На ФИГ.39 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.31, по плоскости Е-Е.
На ФИГ.40 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.37, по плоскости F-F.
На ФИГ.41 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.37, по плоскости G-G.
На ФИГ.42 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.37, по плоскости Н-Н.
На ФИГ.43 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.37, по плоскости I-I.
На ФИГ.44 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.37, по плоскости J-J.
На ФИГ.45 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.37, по плоскости K-K.
На ФИГ.46 показана пространственная игра-лабиринт, представленная на ФИГ.26, вместе со штырьком в процессе игры.
На ФИГ.47 показаны ходы пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.26, при помощи которых перемещается штырек.
Осуществление изобретения
Конфигурация и игровой процесс пространственной логической игры согласно настоящему изобретению подробнее описаны ниже.
На ФИГ.1 представлен перспективный вид первого статического предпочтительного варианта осуществления пространственной игры-лабиринта согласно настоящему изобретению. Этот предпочтительный вариант осуществления применим преимущественно для улучшения мануальной ловкости и пространственного зрения. Игра-лабиринт, показанная на ФИГ.1, в основном состоит из цельного корпуса 1 и игрового элемента 8, с многосекционной дорожкой лабиринта, расположенной в корпусе 1; при этом игровой элемент 8, реализованный в виде штырька, показанного на ФИГ.8, выполнен с возможностью перемещения по дорожке лабиринта. Цель игры состоит в том, чтобы переместить игровой элемент с начала до конца по пространственной траектории (дорожке), образованной в корпусе 1.
Пространственная траектория, расположенная в корпусе 1, выполнена в соответствии с геометрическими параметрами штырька 7. Штырек 7 имеет головки 9, не позволяющие пользователю извлекать штырек 7 из корпуса 1 в промежуточной точке дорожки лабиринта, которая образована внутри самого корпуса 1.
Некоторые участки дорожки, а именно участки 2, 3, 4, 5, видны на поверхности корпуса 1. Следует отметить, что участки 10, 11, 12 и 13 дорожки также расположены на поверхности корпуса 1, но они скрыты на виде, показанном на данном чертеже. Участки 2, 3, 4 дорожки имеют расширяющиеся концы 6, выполненные в соответствии с геометрическими параметрами головки 9 штырька 7. Участки дорожки или обладают кажущейся независимостью (см. участок 2 дорожки), или явным образом примыкают друг к другу (см. участки 3, 4, 5 дорожки). Функция участков 2, 3, 4, 5 дорожки, как и функция участков 10, 11, 12, которые не видны на чертеже, будет рассмотрена ниже.
На ФИГ.2 показан вид сбоку пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.1, тогда как на ФИГ.3 показан вид спереди пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.1. Как видно из ФИГ.3, другие участки 10, 11, 12, 13 дорожки, имеющие расширяющиеся концы 6, расположены также в других частях корпуса 1.
На ФИГ.4 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.2, по плоскости А-А. Поскольку плоскость А-А пересекает участок 5 дорожки, внутреннее соединение и взаимную ориентацию участка 5 дорожки с другими участками 10, 11, 12 дорожки легко увидеть. На ФИГ.5 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.2, по плоскости В-В. Плоскость сечения В-В пересекает концы 6 участков 2, 3, 4 дорожки, поэтому на чертеже показана конфигурация радиально направленного продолжения концов 6 к оси корпуса 1.
На ФИГ.6 показан продольный разрез пространственной игры-лабиринта, изображенной на ФИГ.4, представляющий внутреннее соединение участков 3 и 11 дорожки.
На ФИГ.7 пространственная игра-лабиринт показана в руках пользователя, при этом штырек 7 находится в игровом положении.
Простая игра-лабиринт, показанная на ФИГ.1, выполнена на основе соединения двух плоских систем. Первая плоская система образована двумя линиями, проходящими перпендикулярно оси 30 корпуса 1, одна из которых лежит в плоскости сечения А-А, а другая - в плоскости В-В, при этом вторая плоская система состоит из трех радиальных плоскостей, расположенных с равномерными угловыми интервалами.
Эта система радиальных плоскостей, состоящая из трех плоскостей а, b, с, изображена на ФИГ.5. Исходная точка, а также точки поворота и концы 6 планируемой дорожки лабиринта образованы линиями пересечения двух плоских систем. Исходная точка 16 и конечная точка игровой траектории расположены на оси 30 корпуса 1 игры-лабиринта.
Для перемещения игрового элемента - штырька 7 - по дорожке лабиринта необходимо выполнять в осевом направлении движения, направленные назад и вперед по отношению к оси 30 корпуса 1 пространственной игры-лабиринта, а также движения, которые включают подталкивание игрового элемента с одной стороны корпуса 1 к другой.
Согласно предпочтительному варианту осуществления, показанному на чертежах, штырек 7 состоит из цилиндрического стержня 8 и двух головок 9, расположенных на обоих концах стержня 8. Головки 9 имеют сферическую форму.
Штырек 7 вводят в направлении стрелки 14 в торец 6 на одной оконечности оси корпуса 1. Это одна из исходных точек 16 игры. Штырек 7, вставленный в корпус 1 в исходной точке 16, перемещают по участку 2 дорожки в направлении, указанном стрелкой 15 (а), чтобы привести его в положение, при котором стержень 8 штырька 7 перпендикулярен оси 30 корпуса 1. Затем штырек 7 продвигают через корпус 1 в направлении стрелки 17. В конечном положении головные части (головки) 9 штырька 7 выступают из верхней и нижней части корпуса 1. Теперь штырек 7 перемещают вдоль оси корпуса 1 в направлении стрелки 18 (b), а затем сдвигают вверх перпендикулярно оси корпуса 1 в направлении стрелки 19 (с). Следующий шаг включает поворот штырька 7 в направлении стрелки 20 и его последующее перемещение вверх перпендикулярно оси корпуса 1 в направлении стрелки 21. В конечном положении головки 9 штырька 7 снова выступают из корпуса 1 и оказываются на новом участке дорожки, видимом на поверхности 1. Затем штырек продвигают в направлении стрелки 22 (d) и сдвигают вниз перпендикулярно оси корпуса 1 в направлении стрелки 23. После этого штырек 7 поворачивают в направлении стрелки 24, ориентируя его перпендикулярно оси 30, продвигают наполовину в корпус 1 в направлении стрелки 25, а затем перемещают в плоскость, содержащую ось 30, сохраняя прежнюю ориентацию, в направлении стрелки 26. В дальнейшем штырек 7 сдвигают перпендикулярно оси корпуса 1 в направлении стрелки 27 и перемещают (поворачивают) дальше по новому участку дорожки (g). На этом шаге игра в перемещение штырька 7 по дорожке, образованной в корпусе 1, завершена, и штырек 7 извлекают из корпуса 1 в направлении стрелки 29 в конечной точке.
Как уже было упомянуто, вариант осуществления, показанный на ФИГ.1, представляет собой простейший статический вариант пространственной игры-лабиринта согласно настоящему изобретению, где имеется только одна возможная траектория, по которой можно перемещать штырек 7.
На ФИГ.10 представлен предпочтительный вариант осуществления пространственной игры-лабиринта, способный обеспечить динамический игровой процесс, в котором, тем не менее, существует единственная возможная траектория перемещения по лабиринту, образованному в корпусе 1. Здесь необходимо отметить, что на каждом этапе игры существуют возможные ходы, которые приводят к перемещению в неправильное положение, из которого необходимо совершать обратные ходы, чтобы снова обнаружить правильную траекторию. Корпус 101 пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.10, состоит из двух частей: корпусных частей 102 и 103. Корпусная часть 102 в основном образует наружный элемент игрового устройства.
Корпусные части 102 и 103 имеют общую ось вращения, при этом обе корпусные части содержат участки дорожки, которые образуют лабиринтную траекторию. Как лучше всего видно из ФИГ.12, корпусная часть 103 представляет собой цилиндрическое тело, состоящее из цилиндрической части 104, другой более короткой, но имеющей больший диаметр цилиндрической части 105, расположенной соосно с цилиндрической частью 104, и оконечной части 106, которая присоединена к другому концу цилиндрической части 104 напротив цилиндрической части 105 и имеет форму, дополняющую форму поверхности корпусной части 102.
Корпусная часть 102 представляет собой тело вращения, расположенное соосно с корпусной частью 103, при этом размер диаметра его внутреннего отверстия по отношению к диаметру цилиндрических частей 104, 105 задан таким образом, чтобы две корпусные части 102, 103 можно было перемещать относительно друг друга. Длина выдвижения 119 (см. ФИГ.22) определяется различными осевыми размерами цилиндрических частей 104, 105 и внутреннего отверстия.
Цилиндрические части 104, 105 содержат аксиально направленные участки 107, 109, 110 дорожки, имеющие расширяющиеся концы 108, соответствующие форме штырька.
Наружная корпусная часть 102 корпуса 101 также содержит участки 111, 113, 114, 115 дорожки (лабиринтной траектории), по которой перемещают штырек. Эти участки 111, 113, 114, 115 также заканчиваются расширяющимися концами 112. Некоторые участки дорожки расположены таким образом, чтобы являться продолжениями других участков дорожки, тогда как другие участки расположены так, чтобы пересекать друг друга.
Таким образом, корпус 101 пространственной игры-лабиринта состоит из корпусных частей 102, 103, причем корпусная часть 103 расположена частично внутри корпусной части 102, а оконечная часть 106 корпусной части 103 упирается торцом в корпусную часть 102 в основном (первоначальном) положении так, чтобы корпус 101 имел равномерную поверхность. Оконечная часть 106 также содержит участок дорожки и конец 112.
В случае когда штырек не введен в корпус 101, корпусная часть 103 свободно вращается в корпусной части 102 и может выдвигаться из нее на заданную длину выдвижения 119 вдоль оси корпуса 101. Возможность вращения и аксиально направленного смещения корпусной детали 103 является обязательной для успешного перемещения штырька по лабиринтной траектории. Чтобы иметь возможность перемещать штырек по динамической пространственной лабиринтной траектории, пользователь должен распознавать и - двигая части корпуса - шаг за шагом «выстраивать» правильную траекторию, соответствующую текущему положению и ориентации штырька (это вопрос более подробно рассматривается ниже).
На ФИГ.13 показан вид сбоку пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.10, и изображены участки 113, 114, 115 дорожки, образованные в наружной корпусной части 102, а также их концы 112. Корпусная часть 102 и оконечная часть 106 имеют маркировочный знак 116, указывающий начальное положение игры. Игру можно начать, введя штырек с противоположной стороны корпуса 101.
На ФИГ.14 показан вид спереди пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.10, и изображены другие участки дорожки и их концы.
На ФИГ.15 показан вид поперечного разреза пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.10, по плоскости А-А. На чертеже показаны относительные положения участков дорожки, расположенные в наружной корпусной части 102 и внутренней корпусной части 103.
На ФИГ.16, 17 и 18 показаны виды в поперечном разрезе пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.10, по плоскостям В-В, С-С и D-D соответственно, изображающие относительные положения других участков дорожки, расположенных в наружной корпусной части 102 и внутренней корпусной части 103, а также невидимый снаружи карман 117, форма которого соответствует размеру головки штырька.
На ФИГ.19, 20, 21, 22, 23 показаны виды в поперечном разрезе игры, представленной на ФИГ. 16, по плоскостям Е-Е, F-F, G-G, Н-Н и I-I соответственно, изображающие конфигурацию и относительные положения участков дорожки, расположенных в корпусных частях 102, 103.
Как ясно видно на чертежах, планируемая пространственная лабиринтная траектория игры включает:
- участки дорожки, направленные назад и вперед относительно оси 118 корпуса 101;
- участки дорожки, карманы и концы, которые не видны пользователю, но могут «отслеживаться» при помощи штырька;
- частично самопересекающиеся участки дорожки;
- участки дорожки, которые обеспечивают возможность продвижения штырька через корпус 101 в наклонных направлениях относительно плоскости, перпендикулярной оси 118 корпуса 101.
На ФИГ.24 показана пространственная игра-лабиринт, представленная на ФИГ.10, в руках пользователя со штырьком в игровом положении, при этом корпусная часть 103 находится в выдвинутом положении.
Шаги игры, состоящей в перемещении штырька по лабиринту от точки входа до точки выхода, объясняются ниже со ссылкой на ФИГ.25.
Чтобы начать игру, следует сначала выровнять по одной линии маркировочные знаки 116 на корпусных частях 102, 103, поворачивая эти части друг относительно друга. После выравнивания одну из головок 9 штырька 7 вводят перпендикулярно оси 118 в корпусную часть 102 в исходной точке, указанной маркировочным знаком 116, и поворачивают штырек, ориентируя его параллельно оси 118. Необходимо отметить, что форма штырька 7 идентична штырьку, показанному на ФИГ.8, но стержень 8 и головки 9 имеют другие размеры, соответствующие конфигурации корпуса, показанной на чертеже. После этого корпусную часть 103 поворачивают по часовой стрелке и, продвигая дальше вдоль участков 109, 115 дорожки, штырек 7 поворачивают в обратную сторону, ориентируя его перпендикулярно оси 118 (а), а затем перемещают дальше по оси 118. Затем штырек 7 продвигают в направлении, перпендикулярном оси 118, к другой стороне корпусной части 102 (b), а корпусную часть 103 поворачивают по часовой стрелке вместе со штырьком. Теперь штырек 7 отодвигают назад (с) в корпус и снова поворачивают по часовой стрелке вместе с корпусной частью 103. После этого штырек 7 продвигают через корпус до упора (d), затем головку 9 штырька 7 (находящегося в корпусной части 103) вводят в корпусную часть 102, а корпусную часть 103 выдвигают наружу. Теперь штырек 7 выдвигают наружу до упора, смещают по оси 118 вместе с корпусной деталью 103, а затем продвигают в направлении, перпендикулярном оси 118, к другой стороне корпусной детали 102 (е). После этого корпусную часть 103 поворачивают по часовой стрелке и выдвигают вместе со штырьком 7, затем головку 9 штырька 7 (находящегося теперь в корпусной части 103) вводят в корпусную часть 102. Корпусную часть 103 отодвигают назад в первоначальное положение, а головку 9 штырька 7 отводят назад в корпусную часть 103 (f). Затем корпусную часть 103 перемещают вместе со штырьком 7, а головку 9 штырька 7 продвигают в корпусную часть 102, после чего отодвигают назад корпусную часть 103. После этого головку 9 отводят назад в корпусную часть 102 (g), затем корпусную часть 103 выдвигают наружу вместе с головкой 9, одновременно наклоняя штырек под неперпендикулярным углом относительно оси 118 игрового устройства, и продвигают штырек 7 в направлении, перпендикулярном оси, к другой стороне, сохраняя его ориентацию (h). Далее, штырек 7 поворачивают таким образом, чтобы он снова был перпендикулярен оси 118, и смещают его вместе с корпусной частью 103 вдоль оси 118. Головку 9 штырька 7, находящегося теперь в корпусной части 103, продвигают теперь в направлении оси 118 в корпусную часть 102. Затем корпусную часть 103 выдвигают наружу (i), а головку 9 штырька 7 отводят назад и перемещают вместе с корпусной частью 103 (j). Теперь корпусную часть 103 и штырек 7 поворачивают вместе против часовой стрелки и смещают в направлении, параллельном оси 118. Головку 9 штырька 7 продвигают в корпусную часть 102, а затем корпусную часть 103 отодвигают на место (k). После этого головку 9 штырька 7 отводят назад, а корпусную часть 103 снова выдвигают наружу, при этом штырек 7 оказывается наклоненным под углом.
На следующем шаге штырек 7 продвигают в направлении, перпендикулярном оси 118 корпуса, на такое расстояние, чтобы обе головки 9 выступали из корпусной части 102 (l). Теперь корпусную часть 103 отодвигают назад, а штырек 7 проталкивают дальше в корпус до упора (m). Затем корпусную часть 103 снова выдвигают наружу вместе со штырьком 7, благодаря чему штырек 7 снова переходит в вертикальное положение, перпендикулярное оси корпуса. В дальнейшем штырек 7 продвигают в направлении собственной оси до упора, вследствие чего его головка 9 (находящаяся в начале шага в корпусной части 103) перемещается в скрытый карман, который расположен в корпусной части 102, и становится невидимой снаружи. После этого корпусную деталь 103 отодвигают на место (n), головку 9 штырька 7 отводят назад в корпусную деталь 103, а корпусную деталь 103 выдвигают вместе со штырьком 7. Теперь корпусную деталь 103 поворачивают вместе со штырьком 7 по часовой стрелке (о) и отодвигают назад. Затем штырек 7 продвигают к другой стороне корпуса (р). Корпусную часть 103 снова выдвигают наружу вместе со штырьком 7 и поворачивают против часовой стрелки (q). После поворота штырек 7 продвигают к оси 118 на такое расстояние, при котором обе головки 9 выступают из корпуса, а штырек 7 перемещают затем вместе с корпусной частью 103 вдоль оси 118. Теперь штырек 7 продвигают к оси 118 до упора (r) и вместе с корпусной частью 103 перемещают в направлении, параллельном оси 118. После этого корпусную часть 103 поворачивают по часовой стрелке вместе со штырьком 7 (s) и отодвигают назад в исходное положение вместе со штырьком 7, который продвигают через корпус к другой его стороне (t). Наконец, штырек 7 поворачивают так, чтобы он совпадал с осью 118 корпуса 101 (u), и извлекают из корпуса в направлении стрелки (v).
Шаги игры можно выполнять в обратном порядке, при этом игру следует начинать в описанной выше точке выхода (w).
На ФИГ.26 представлен другой предпочтительный вариант осуществления динамической версии пространственной игры-лабиринта согласно настоящему изобретению.
Корпус 201 пространственной игры-лабиринта согласно ФИГ.26 состоит из трех соосных корпусных частей 202, 203, 204. На ФИГ.28 показан вид с местным разрезом корпуса 201, изображающий конфигурацию и относительные положения участков дорожки, расположенных в корпусных частях 202, 203, 204.
На ФИГ.28 штырек 7 показан в промежуточном положении. Отдельные элементы пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.26, подробно объясняются со ссылкой на ФИГ.27, 29, 30.
На ФИГ.27 показан аксонометрический вид наружной корпусной части 204. Корпусная часть 204 представляет собой яйцеобразный элемент, содержащий участки 219, 220 дорожки, которые идут в осевом, радиальном и окружном направлениях и имеют расширяющиеся концы 221. Некоторые участки дорожки корпусной части 204 имеют расширяющиеся концы на обеих оконечностях, однако есть несколько участков дорожки, которые имеют расширяющийся конец только на одной из своих оконечностей. Концы 221 дорожки обеспечивают возможность перемещения штырька через корпус с одной стороны на другую в радиальном направлении.
Корпусная часть 203, расположенная соосно с корпусной частью 204, примыкает к одному концу корпусной части 204. Эта корпусная часть 203 состоит из цилиндрической части 207, имеющей внутренние отверстия, и оконечной части 208, завершающей корпусную часть 203 на одном конце, при этом корпусная часть 208 выполнена в соответствии с внешней поверхностью корпусной части 204. Цилиндрическая часть 207 корпусной части 203 включает участки 214, 215 дорожки, имеющие части 213, выполненные в соответствии с диаметром головок штырька.
Оконечная часть 208 также имеет участок 216 дорожки.
Третья корпусная часть 202 пространственной игры-лабиринта выполнена с возможностью введения в корпусную часть 203.
Корпусные части 202, 203, введенные в корпусную часть 204, могут свободно вращаться сами по себе, при этом их можно независимо выдвигать в осевом направлении из корпусной части 204 на заданную длину.
Корпусная часть 202 имеет идущие в осевом направлении участки 209, 210 дорожки и идущие по окружности участки 211 дорожки, при этом участок 216 дорожки корпусной части 203 имеет конец 212, а по длине участка 214 расположены расширяющиеся части 213, имеющие размеры, соответствующие размеру головки штырька. Стенка корпусных частей 203, 204 содержит карман 217, видимый снаружи, а также скрытые карманы 218, как показано на ФИГ. 39 и 45.
На ФИГ.31-34 показаны различные виды пространственной игры-лабиринта, представленной на ФИГ.26, с введенным штырьком 7.
На ФИГ.31 и ФИГ.34 изображены боковые виды игрового устройства, а на ФИГ. 32-33 показаны его передний и задний виды.
На ФИГ.31-34 показаны участки дорожки и карманы, расположенные в наружной корпусной части 204, а также те части участков траектории, которые расширены в соответствии с размером головки штырька.
На ФИГ.35-39 показаны виды поперечного разреза по плоскостям А-А, В-В, С-С, D-D и Е-Е соответственно, представленным на ФИГ.31. На этих чертежах изображены взаимное расположение трех корпусных деталей, а также форма, конфигурация и относительное положение участков дорожки, образованных в корпусных частях.
На ФИГ.40-45 показаны виды продольного разреза по плоскостям F-F, G-G, Н-Н, I-I, J-J и K-K, представленным на ФИГ.37. Эти чертежи иллюстрируют также осевую компоновку участков дорожки, а также конфигурацию и осевое положение участков дорожки, расположенных в них.
Вероятные шаги игры, состоящей в перемещение штырька 7 по дорожке лабиринта, образованной в корпусе пространственной игры-лабиринта согласно ФИГ.26, подробно описаны ниже со ссылкой на ФИГ.47.
Чтобы начать игру, следует сначала выровнять по одной линии маркировочные знаки 224 на корпусных частях 202, 203, 204, поворачивая эти части друг относительно друга. После выравнивания штырек 7 вводят перпендикулярно оси 223 в исходной точке 224, указанной маркировочным знаком 224, и поворачивают в положение, совпадающее с осью 223 (а). Затем корпусную часть 202 поворачивают по часовой стрелке, а штырек 7 снова переводят в вертикальное положение, перпендикулярное оси 223 (b), и продвигают в направлении оси 223 к другой стороне корпусной части 204. Затем корпусную часть 204 поворачивают против часовой стрелки (с), а штырек 7 вдвигают в нее. Теперь корпусную часть 204 поворачивают против часовой стрелки (d), штырек 7 продвигают через нее, а корпусную часть 203 сначала поворачивают по часовой стрелке, а затем выдвигают наружу (е). После этого корпусную часть 204 отводят в направлении корпусной части 203 и поворачивают по часовой стрелке (f). Штырек 7 продвигают в направлении, перпендикулярном оси 223, на такое расстояние, чтобы обе головки 9 выступали из корпуса. Затем корпусную часть 204 поворачивают против часовой стрелки (g), штырек продвигают дальше до упора, а корпусную часть 202 отодвигают назад (h). В дальнейшем штырек 7 продвигают в направлении оси 233 на такое расстояние, чтобы обе головки 9 оказались за пределами корпуса 201. Теперь корпусную часть 204 поворачивают по часовой стрелке, штырек 7 продвигают дальше, а корпусную часть 204 поворачивают в обратную сторону, после чего корпусную часть 202 выдвигают наружу вместе со штырьком 7 (i). Штырек 7 выталкивают таким образом, что головка 9, находящаяся внутри, выступает из корпуса, а затем корпусную часть 204 смещают в осевом направлении вместе со штырьком 7 (j). Головку 9 штырька отводят в корпус, а корпусную часть 204 отодвигают назад (k). Затем штырек 7 проталкивают через корпус, корпусную часть 204 поворачивают против часовой стрелки (l), а штырек 7 отодвигают назад. Корпусную часть 204 снова поворачивают против часовой стрелки, штырек 7 снова проталкивают на другую сторону (m), а корпусную часть 202 поворачивают по часовой стрелке (n), после чего корпусную часть 204 продвигают параллельно оси 223 к корпусной части 202. После этого корпусную часть 203 поворачивают по часовой стрелке (р), пока головка 9 штырька 7 не войдет в скрытый карман 215, расположенный в корпусной части 203. В дальнейшем корпусную часть 203 отводят на место (q), а корпусную часть 204 поворачивают по часовой стрелке, вытягивая головную часть 9 штырька 7 из кармана. Это позволяет повернуть корпусную часть 203 по часовой стрелке (r) на такой угол, чтобы штырек 7 можно было извлечь из корпуса 201 (s).
Аналогично предыдущему варианту осуществления, в эту игру можно играть «в обратном направлении», начав с точки, указанной маркировочным знаком 225, который помогает выполнить первоначальное выравнивание корпусных частей.
Приведенное выше описание относится к предпочтительным вариантам осуществления пространственной игры-лабиринта в соответствии с изобретением и поданными на него заявками. Следует иметь в виду, что настоящее изобретение можно реализовать бесконечным множеством других способов.
Например, корпус игрового устройства может быть многослойным корпусом, образованным преимущественно концентрически расположенными цилиндрическими частями с участками дорожек, карманами и концами, расположенными в их стенках. Карманы могут быть видимыми снаружи или скрытыми внутри корпуса.
Участки дорожки лабиринта могут располагаться многими различными способами. В представленных выше вариантах осуществления участки дорожки проходят в осевом, радиальном и окружном направлениях, но в одном из потенциально возможных вариантов участки дорожки идут вдоль пространственных кривых. Хотя в двух представленных выше динамических вариантах осуществления штырек не выходит за пределы внутренних корпусных частей, можно представить варианты, в которых штырек выходит из внутренних частей и перемещается только по наружной части. Игровое устройство может состоять из взаимозаменяемых корпусных частей, что обеспечивает возможность новых комбинаций. Сложность игрового устройства ограничена конструктивной толщиной частей и «играбельностью». Наружная часть может иметь произвольную форму. В описанных выше вариантах осуществления наружная корпусная часть представляет собой цельную деталь, однако она может состоять и из нескольких деталей, которые можно смещать друг относительно друга в осевом направлении, а также вращать вокруг их главной оси. Благодаря этому можно дополнительно увеличить количество возможных комбинаций.
В представленных вариантах осуществления игрового устройства согласно настоящему изобретению применяется простой игровой штыреобразный элемент, однако конфигурация дорожки лабиринта позволяет применять штырьки различной конфигурации. Например, вместо прямого штырька с двумя идентичными головными частями может применяться штырек с дополнительным элементом, имеющим размер, идентичный или отличный от размера головок, и расположенным на участке стержня между двумя (в некоторых случаях имеющими различную конфигурацию) головками. Конфигурация головной части штырька зависит от толщины стенок корпусных частей игрового устройства. В дополнение к прямым штырькам, имеющим две головки, могут также применяться разветвленные штырьки.
Дорожку лабиринта следует разумеется выполнять таким образом, чтобы она соответствовала типу и геометрии штырька.
К преимуществам пространственной игры-лабиринта согласно настоящему изобретению относится улучшение логических навыков, пространственного зрения, мануальной ловкости и памяти. Поскольку очень сложные и очень простые игры можно производить с равным успехом, игровое устройство согласно настоящему изобретению может доставлять удовольствие пользователям любого возраста и любой степени интеллектуального развития.
Рассматривая лабиринт в качестве логической концепции и принимая во внимание применяемые к ней основные формы, конструкции и материалы, настоящее изобретение можно использовать для создания любого вида игры, отличной от описанных вариантов осуществления.
Одно игровое устройство может иметь несколько присоединяемых или независимых дорожек различной сложности.
Степень возможного смещения корпусных частей в осевом направлении влияет на возможность увидеть внутренние части снаружи.
Игровое устройство можно реализовать таким образом, чтобы его можно было разбирать на части и использовать различное количество корпусных частей. Если корпусные части игрового устройства выполнены логически и геометрически взаимозаменяемыми, игра становится изменяемой без ограничений.
Игровое устройство можно также реализовать таким образом, чтобы игровой элемент (штырек), перемещаемый по дорожке лабиринта, оставался внутри корпуса в течение всей игры и его нельзя было извлечь.
Необходимо отметить, что соответствие охватывающей формы корпуса не может рассматриваться в качестве основного требования при создании компоновки корпусных частей игрового устройства.
ПЕРЕЧЕНЬ ПОЗИЦИОННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
1 корпус
2 участок дорожки
3 участок дорожки
4 участок дорожки
5 участок дорожки
6 конец
7 штырек
8 стержень
9 головка
10 участок дорожки
11 участок дорожки
12 участок дорожки
13 участок дорожки
14 стрелка
15 стрелка
16 исходная точка
17 стрелка
18 стрелка
19 стрелка
20 стрелка
21 стрелка
22 стрелка
23 стрелка
24 стрелка
25 стрелка
26 стрелка
27 стрелка
28 стрелка
29 стрелка
30 ось
101 корпус
102 корпусная часть
103 корпусная часть
104 цилиндрическая часть
105 цилиндрическая часть
106 оконечная часть
107 участок дорожки
108 часть
109 участок дорожки
110 участок дорожки
111 участок дорожки
112 конец
113 участок дорожки
114 участок дорожки
115 участок дорожки
116 маркировочный знак
117 карман
118 ось
119 длина выдвижения
201 корпус
202 корпусная часть
203 корпусная часть
204 корпусная часть
205 цилиндрическая часть
206 оконечная часть
207 цилиндрическая часть
208 оконечная часть
209 участок дорожки
210 участок дорожки
211 участок дорожки
212 конец
213 подучасток
214 участок дорожки
215 участок дорожки
216 участок дорожки
217 видимый карман
218 скрытый карман
219 участок дорожки
220 участок дорожки
221 конец дорожки
222 длина выдвижения
223 ось
224 маркировочный знак
225 маркировочный знак
Изобретение относится к пространственному игровому устройству, улучшающему логические навыки и ловкость, в частности игре-лабиринту, имеющей правильную, неправильную или неупорядоченную охватывающую форму. Пространственное игровое устройство, улучшающее логические навыки и ловкость, в частности игра-лабиринт, имеющая правильную, неправильную или неупорядоченную охватывающую форму, содержащее лабиринт и игровой элемент (7), выполненный с возможностью перемещения по лабиринту. Игровой элемент представляет собой штырек (7) с головкой (9), расположенной на каждом конце стержня (8) штырька (7), причем охватывающая форма реализована в виде корпуса (1, 101, 201), содержащего статический или динамический пространственный лабиринт, выполненный в соответствии с пространственной геометрической конфигурацией головок (9) и стержня (8) штырька (7) и позволяющий перемещать штырек (7), с пространственными участками (2, 3, 4, 5, 10, 12, 13, 109, 110, 111, 113, 114, 115, 209, 210, 211, 214, 215, 216, 219, 220) дорожки, расположенными в корпусе (1, 101, 201) и в корпусных частях (102, 103, 202, 203). Участки (2, 3, 4, 5, 10, 12, 13, 109, 110, 111, 113, 114, 115, 209, 210, 211, 214, 215, 216, 219, 220) дорожки образуют тело лабиринта и расположены таким образом, чтобы штырек (7) можно было перемещать по ним шаг за шагом, при этом штырек (7) выполнен с возможностью поворота в направлениях, параллельных или перпендикулярных оси корпуса (1, 101, 102), в направлениях, перпендикулярных или параллельных собственной оси, с возможностью свободного поворота путем сочетания предшествующих поворотов или перемещения вдоль пространственной кривой по мере его прохождения по лабиринту. Корпусные части (102, 103, 202, 203, 204) выполнены с возможностью перемещения