Код документа: RU2601923C2
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к игровым фигурам, набору данных игровых фигур, игре и применению данных игровых фигур.
Более конкретно, изобретение относится к игровым фигурам в форме связанных сферических элементов.
За счет соединения элементов между собой различными способами могут быть получены различные фигуры, каждая из которых образует игровую фигуру.
Уровень техники
Игровые фигуры предназначены для применения в играх типа головоломок, в которых двухмерное поле или трехмерный объем требуется заполнить целиком или до заданной степени путем последовательного размещения игровых фигур и/или в стратегических играх, в которых требуется заполнить один из набора заранее заданных участков, обеспечивающих победу в игре, при наличии нескольких игроков, причем размещение игровой фигуры конкретным игроком влияет на доступные варианты, остающиеся для других игроков.
Раскрытие изобретения
Целью настоящего изобретения является создание игровых фигур, которые по сравнению с известными игровыми фигурами обеспечивают дополнительные возможности по разработке различных игр.
Для этой цели изобретение относится к игровой фигуре, содержащей три или большее число сферических элементов, которые соединены друг с другом, в которой элементы разделены на две или большее число групп, в которой каждая состоит, по меньшей мере, из одного элемента, в которой элементы внутри одной группы неподвижно соединены друг с другом, и в которой каждая группа соединена с возможностью вращения, по меньшей мере, с одной другой группой, и в которой имеется, по меньшей мере, одна группа с двумя или большее число элементов. За счет этого обеспечивается возможность изменения конфигурации игровых фигур, что позволяет применять их для различных типов головоломок или игр.
Возможна ситуация, при которой элемент может рассматриваться как принадлежащий одновременно к двум группам, как станет понятно далее.
В предпочтительном варианте осуществления изобретения сферические элементы размещены на расстоянии друг от друга, равном расстоянию между их центрами, т.е. на расстоянии диаметра сферы, определяемой сферическими элементами.
За счет этого обеспечивается возможность заполнения трехмерных объемов при помощи игровых фигур, при котором игровая фигура может проходить от одного слоя игры или головоломки до другого слоя и при котором слой может затем частично заполняться элементами игровых фигур, которые находятся также в других слоях, и частично заполняться элементами игровых фигур, которые присутствуют только в конкретном слое.
В случае отсутствия данного признака это было бы невозможно, поскольку расстояние между слоями не соответствовало бы расстоянию между элементами в пределах слоя.
Очевидно, что также остается возможным заполнение двухмерного пространства так же, как и послойное заполнение трехмерного объема без прохождения игровых фигур через два или большее число слоев.
В еще одном предпочтительном варианте осуществления изобретения для каждой комбинации соседних соединенных с возможностью вращения групп формируется элемент одной или двух соединенных групп, который окружает другую соединенную группу, представляющий собой шарнир сферической формы, при этом физическая ось данного шарнира находится на оси вращения.
За счет этого обеспечивается создание прочных и стойких к повреждениям игровых фигур.
В еще одном предпочтительном варианте осуществления изобретения шарнир снабжен индикаторными средствами для индикации того, что две группы, соединенные шарниром находятся в одном или большем числе предпочтительных поворотных положений, определяемых углом, сформированным между линией между центром элемента, который формирует шарнир, и центром соседнего элемента той же группы, и линией между центром элемента, который формирует шарнир и центром соседнего элемента другой группы.
За счет этого пользователь игровой фигуры узнает, когда игровая фигура имеет конфигурацию, подходящую для игры или головоломки, в которой она должна применяться, и когда она имеет конфигурацию, не подходящую или менее подходящую для конкретной игры или головоломки.
В предпочтительных вариантах осуществления изобретения шарнир имеет предпочтительные положения при значениях угла 90° и 180° или при значениях угла 60°, 120° или 180°.
При помощи этих обоих альтернативных вариантов возможно выполнение регулярных 2- и 3-мерных рисунков из сферических элементов, что делает данные конфигурации особенно полезными.
В еще одном предпочтительном варианте осуществления изобретения индикаторные средства работают за счет создания сопротивления вращению, которое больше, когда две группы находятся в предпочтительном положении, чем когда две группы не находятся в подобном положении, и содержат, по меньшей мере, один выступ на одной части шарнира и, по меньшей мере, одно углубление на другой части шарнира.
Такое решение представляет собой эффективный способ реализации обратной связи для пользователя.
В другом предпочтительном варианте осуществления изобретения шарнир снабжен упором для предотвращения дальнейшего вращательного перемещения в определенном вращательном положении и снабжен средствами для предотвращения поломок при приложении дополнительного усилия при достижении данного положения, данные средства содержат круговую канавку на одной части шарнира и ответный круговой выступ на другой части шарнира, при этом центр канавки и выступа совпадает с осью вращения шарнира.
Возможно вращение двух групп элементов, но упор может быть выполнен таким образом, чтобы не допустить поворота групп на величину, большую заданной. Однако существует опасность деформации и/или поломки игровой фигуры из-за чрезмерного давления.
В предпочтительном варианте осуществления изобретения опасность возникновения данного повреждения меньше, поскольку процесс, приводящий к повреждению включает в качестве первого этапа взаимное относительное смещение конструктивный осей вращения двух частей шарнира, которые в нормальном состоянии совпадают.
За счет выступа и канавки исключается данное смещение, поскольку они сопротивляются смещению в плоскости, перпендикулярной оси вращения, одной части шарнира относительно другой.
В еще одном предпочтительном варианте осуществления изобретения шарнир имеет видимую или обозначенную ось.
Это упрощает для пользователя манипуляцию игровой фигурой, поскольку за счет этого он всегда знает, когда удерживает игровую фигуру, на каких участках возможно перемещение.
Изобретение также относится к набору игровых фигур, состоящему из нескольких игровых фигур по любому из предыдущих пп. Изобретение также относится к игре или головоломке, которая содержит набор игровых фигур, описанный выше, в сочетании с игровой доской с множеством углублений, соответствующих сферическим элементам как по форме, так и по расстояниям между ними, либо без такой доски.
Изобретение также относится к применению игровой фигуры, описанной выше, в головоломке, в которой при помощи нескольких подобных игровых фигур требуется заполнить двумерное поле или трехмерный объем и/или в игре, в которой установка игровой фигуры в данное поле или объем влияет на возможные для другого участника игры варианты установки последующей игровой фигуры.
Краткое описание чертежей
Для более наглядной демонстрации признаков изобретения далее в качестве не накладывающего ограничений примера приводится описание нескольких предпочтительных вариантов осуществления игровых фигур по изобретению со ссылками на прилагаемые рисунки, на которых: Фиг.1 - пространственный вид игровой фигуры по изобретению;
Фиг.2 - сечение по линии II-II игровой фигуры, показанной на Фиг.1;
Фиг.3 и 4 - составная часть игровой фигуры, показанной на Фиг.1 и 2;
Фиг.5 - другая составная часть игровой фигуры, показанной на Фиг.1 и 2;
Фиг.6 и 7 - схематический вид альтернативных игровых фигур по изобретению;
Фиг.8 - схематические виды двух версий игровой фигуры по изобретению;
Фиг.9 и 10 - пространственный и разнесенный виды еще одной альтернативной игровой фигуры по изобретению;
Фиг.11 и 12 - другие альтернативные игровые фигуры по изобретению и возможные конфигурации данных игровых фигур;
Фиг.13 - игровая доска для игровых фигур по изобретению, показанных на Фиг.1;
Фиг.14 - еще одна альтернативная игровая фигура по изобретению; и
Фиг.15 - альтернативная игровая доска для игровых фигур, показанных на Фиг.9 и 10.
Осуществление изобретения
Игровая фигура 1, показанная на Фиг.1 и 2, состоит из четырех частей 2, 3, 4, 5. Совместно данные части 2, 3, 4, 5 формируют шесть сферических элементов 6, разделенных на три группы 7, 8, 9.
Элементы 6, за исключением зон, в которых они соединяются с другими элементами 6, имеют сферическую форму, определяющую сферы 10 диаметром d.
Первая группа 7 состоит из одного элемента 6, вторая группа 8 состоит из трех элементов 6, соединенных один с другим в заданных положения в данном примере, но необязательно, расположенных на прямой линии, и третья группа 9 состоит из двух элементов 6, соединенных друг с другом.
Первая группа 7 и вторая группа 8 соединены друг с другом таким образом, что они могут осуществлять вращательное перемещение вокруг оси вращения А-А′. Первая группа 9 и вторая группа 8 также соединены друг с другом таким образом, что они могут осуществлять вращательное перемещение, в данном случае вокруг оси вращения В-В′. Обе оси вращения А-А′ и В-В′ проходят через центр элемента 6.
Элементы 6 соединены друг с другом на межцентровом расстоянии, которое равно диаметру D сферы 11. Другими словами, воображаемые сферы 10, определяемые соседними элементами 6 соприкасаются, но не пересекаются.
Подвижность групп 7, 8, 9 друг относительно друга обеспечивается за счет того, что два элемента 6 на краях второй группы 8 выполнены как шарниры.
Конкретный вариант осуществления шарниров показан на Фиг.3, 4 и 5.
На Фиг.3 и 4 показана первая часть 2 игровой фигуры 1. Она состоит из элемента 6 в форме сферы, прикрепленной к охватывающей части 11 шарнира.
Охватывающая часть 11 состоит из захвата 12, расположенного внутри, и внешнего кольца 13. С обеих сторон кольцо снабжено кольцевым выступом 14.
Захват 12 сформирован из двух плеч 15, каждое из которых снабжено выступом 16, который направлен в сторону центра кольца 13.
На Фиг.5 показана вторая часть 3. Она состоит из трех приблизительно полусферических элементов, скрепленных друг с другом и расположенных на прямой линии. Средний из этих полусферических элементов снабжен круговой канавкой 17 и штифтом 18.
Два других полусферических элемента второй части 4 являются идентичными. Каждый из них образует охватываемую деталь 19 шарнира.
Эти охватываемые детали 19 шарнира образованы шарнирной осью 20, сформированной из первой секции 21 и второй секции 22. Первая секция 21 является цилиндрической и имеет четыре продолговатых углубления, расположенных в данном примере с интервалами 90 градусов. Вторая секция 23 также является цилиндрической и имеет центральную прорезь 24, определяющую две лапки 25.
Охватываемые части 19 также снабжены упором 26 и круговой канавкой 27.
Третья часть 4 игровой фигуры 1 аналогична первой части 2, за исключением того, что она имеет два элемента 6 вместо одного.
Четвертая часть 4 представляет собой крышку, для которой не приводится дальнейшего более подробного описания, выполненную в форме трех полусфер и снабженную отверстиями, соответствующими штифту 18 и лапкам 25, и форма которой обеспечивает сопряжение с канавкой 17 и выступом 14.
При сборке игровой фигуры 1 берут каждую часть 2, 3, 4, 5 с первой по четвертую.
Захват 12 первой части 2 охватывает одну из осей 20 шарнира второй части 3, более конкретно, ее первую секцию 21. За счет этого первый выступ 14 устанавливается в канавку 27.
То же действие производится для третьей части 4 при помощи другой оси 20 шарнира второй части 3.
На финальном этапе четвертая часть 5 устанавливается на вторую часть 3, при этом лапки 25 фиксируются защелкиванием в отверстиях 28, выполненных в данной четвертой части 5 и проходящих через данную четвертую часть 5, штифт 19 входит в отверстие 29 четвертой части 5, не проходящее через нее, канавки 30 аналогично канавкам 27 закрывают выступы 14 и выступ 31 устанавливается в канавку 17.
Шарнирные оси 20 имеют такую длину, что они не выходят наружу из сферической части элементов 6.
Применение игровой фигуры 1 по изобретению происходит следующим образом.
Группы 7, 8, 9 могут вращаться друг относительно друга вокруг шарнирных осей 20. Когда выступы 16 и углубления 23 находятся в положении сопряжения, выступы 16 входят в углубления 23, фиксируя относительное положение групп 7, 8, 9.
Это ощущается пользователем игровой фигуры 1 благодаря повышенному сопротивлению дальнейшему перемещению. Однако фиксация может быть легко преодолена за счет увеличения усилия, при котором выступы 16 выталкиваются из углублений 23, что обеспечивается за счет определенной эластичности плеч 15, после чего возможно дальнейшее вращательное перемещение.
Углубления 23 и выступы 16 в данном примере находятся в положении, в котором происходит фиксация при расположении групп 7, 8, 9 на прямой линии или при их нахождении под прямыми углами.
Вне зависимости от взаимных угловых положений групп А-А′ и В-В′ всегда перпендикулярны этой плоскости.
При попытке дальнейшего вращения групп
В случае приложения дополнительного усилия возможна деформация частей 2, 3, 4, 5 и их смещение, приводящее к повреждению игровой фигуры 1. Этому противодействует сочетание выступов 14, находящихся в канавках 27 и 30, за счет чего обеспечивается удержание центральных осей охватываемых частей и охватывающих частей шарниров на одной линии, за счет чего предотвращается повреждение игровой фигуры 1, очевидно, что только до приложения избыточного усилия.
Игровые фигуры 1, описанные выше, могут применяться как набор с соответствующей игровой доской, имеющей выступы для элементов, как фигур головоломки, в которой требуется заполнить заданное двухмерное или трехмерное пространство.
Элементы 6 и/или части 2, 3, 4, 5 могут быть снабжены рисунками или иметь различные цвета.
Специалистам в данной области техники понятно, что в зависимости от числа элементов в каждой группе, числа групп в игровой фигуре, ориентации элементов в пределах группы и положения соединений между группами возможно создание бесконечного числа игровых фигур по изобретению.
Это проиллюстрировано начиная с Фиг.6 и далее.
Игровая фигура 1, показанная на Фиг.6 и состоящая из пяти элементов 6 обеспечивает вращательное перемещение, отличное от описанного выше.
Игровая фигура 1, показанная на Фиг.7, состоит из 5 элементов в двух группах, из которых одна группа, обозначенная штриховкой, не является прямолинейной, а имеет свои элементы 6, установленные под углом.
Средний элемент 6 этой фигуры, хотя и показан выше как принадлежащий заштрихованной группе, может также рассматриваться как принадлежащий к незаштрихованной группе, поскольку его положение относительно двух незаштрихованных элементов 6 также зафиксировано.
В связи с этим можно считать, что данный средний элемент одновременно является частью двух групп.
На Фиг.8 показана прямолинейная игровая фигура в двух различных конфигурациях. На этой фигуре и на последующих фигурах шарнирная ось обозначена штрихпунктирной линией.
Данная фигура демонстрирует, что игровая фигура с совершенно одинаковыми возможными конфигурациями может быть выполнена из различных составных частей, показанной на Фиг.8A, у которой охватывающая часть шарнира скреплена с другим элементом, который не является крайним элементом, и показанной на Фиг.8B, у которой охватывающая часть шарнира скреплена с крайним элементом.
На Фиг.9 и 10 показана игровая фигура 1 в конфигурации отличной от конфигурации игровых фигур 1, подробно описанных выше.
Основные отличия заключаются в том, что группы могут поворачиваться одна относительно другой при помощи щелчкового механизма в положения соответствующие шагу 60°, а не 90°, и в том, что одна группа соединяется с другой группой в среднем элементе данной другой группы, а не в крайнем элементе, за счет чего обеспечивается получение разветвленной конфигурации.
Элемент, формирующий шарнир, в данном примере также может рассматриваться, как элемент, одновременно входящий в две группы.
На Фиг.12 показан диапазон возможных конфигураций, которые могут быть получены при помощи игровой фигуры, имеющий только пять элементов и две оси поворота.
Игровые фигуры на Фиг.11 и 12 также имеют предпочтительные конфигурации с интервалами 60°.
На Фиг.13 и 15 показаны игровые доски, которые могут применяться в сочетании с игровыми фигурами. В случае Фиг.13 - в сочетании с игровыми фигурами, показанными на Фиг.1-7, а в случае Фиг.15 - в сочетании с игровыми фигурами, показанными на Фиг.9.
На Фиг.14 показана альтернативная игровая фигура, у которой внутри одной группы имеется разветвленная конфигурация, в отличие от Фиг.9, на которой разветвленная конфигурация присутствует только для игровой фигуры в целом.
Настоящее изобретение ни в коей мере не ограничивается вариантами осуществления, описанными в качестве примера и показанными на чертежах, но игровая фигура по изобретению может быть реализована в различных вариантах, не выходящих за пределы объема изобретения.
Изобретение относится к игровым фигурам. Фигура игровая, содержащая три или большее число сферических элементов, которые соединены друг с другом, в которой элементы разделены на две или большее число групп, каждая из которых состоит, по меньшей мере, из одного элемента, в которой элементы внутри одной группы неподвижно соединены друг с другом и в которой каждая группа соединена с возможностью вращения, по меньшей мере, с одной другой группой, и в которой имеется, по меньшей мере, одна группа с двумя или большим числом элементов, при этом каждая группа связана с другой группой с возможностью поворота относительно оси (А-А′, В-В′) вращения, совпадающей с линией, проходящей через центр элемента, причем все центры элементов лежат в одной плоскости, и что ось (А-А′, В-В′) вращения для каждой комбинации соседних связанных с возможностью поворота групп перпендикулярна этой плоскости, за счет чего во всех возможных вращательных конфигурациях игровой фигуры центры элементов находятся в одной плоскости. Обеспечивается возможность применять игровые фигуры для различных типов головоломок или игр. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 15 ил.