Код документа: RU2280486C2
Изобретение относится к области настольных шахматных игр, а именно к устройству игры в пространственные двухуровневые военные шахматы.
Классические шахматы были созданы как отображение реального боя на плоскую шахматную доску.
Соответствующие тому времени вооружение и род войск - пешие воины (пехотинцы), конница, слоны и т.д., преобразились на шахматной доске в пешки, коней, слонов, ладей и т.д. В те времена участники сухопутного боя перемещались только по земле, они не могли летать, поэтому естественно, что классическая игровая шахматная доска двухмерная.
Известны способы игры в пространственные шахматы, в которых шахматные фигуры перемещают в игровом поле, состоящем из нескольких игровых слоев, расположенных параллельно один другому. Короля перемещают во всех направлениях на одну клетку как внутри одного слоя, так и с переходом в другой (нижний или верхний) слой, ферзя по всем направлениям перемещения короля, но на любое количество клеток, коня - Г-образным ходом, внутри одного слоя или с переходом на один или два соседние игровых слоя. Остальные фигуры пространственных шахмат перемещают аналогичным образом. Недостатком известного способа является снижение занимательности из-за невозможности проведения анализа общей игровой ситуации, т.к. игровые слои перекрывают друг друга, и необходимо выдвигать игровые слои для проведения анализа ситуации.
В патенте RU 2123371 описано устройство для игры в шахматы.
Вышеназванное известное устройство для игры в военные шахматы содержит игровое поле с шахматной поверхностью и отличающиеся по цвету фигуры двух игроков. Игровое поле выполнено с возможностью поворота, имеет многогранную шахматную поверхность и содержит два игровых слоя, каждый из которых состоит из параллельных игровых граней, смещенных относительно друг друга в одном направлении вдоль оси, перпендикулярной граням, на ширину одной клетки. Проекция параллельных игровых граней на плоскость, параллельную им, составляет плоскость, состоящую из 64 светлых и темных клеток, цвета которых в различных игровых слоях отличны, причем фигуры обоих игроков выполнены с возможностью закрепления на клетках игрового поля и включают для каждого игрока 32 фигуры, отражающие различные рода войск и отличающиеся по цвету.
Известное устройство позволяют проводить анализ игровой ситуации одновременно на нескольких игровых слоях, однако игра получилась сложной для восприятия, громоздкой и тяжелой из-за объемного многогранного элемента игрового поля и необходимости снабжения каждой фигуры и поля магнитами для их удержания на взаимно перпендикулярных плоскостях.
В патенте US 1418409 описана игра, включающая игровое поле в виде шахматной доски с фишками, обозначающими сухопутные, морские и воздушные технические средства боя, установленные на подставках. Находясь на игровом поле, подставка фишки занимает всю площадь клетки игрового поля, уменьшая при этом количество игровых ситуаций.
Наиболее близкой к предложенной конструкции является военная игра, описанная в патенте US 1877154. Она содержит шахматные игровые поля двух параллельных уровней. На нижнем игровом поле размещены обычные шахматные фигуры, а на верхнем - фигуры в виде различных аэропланов. Верхнее игровое поле установлено на нижнем с помощью четырех опорных ножек, размещенных на противоположных краях поля. Эта игра обеспечивает создание большего количества игровых ситуаций, чем игра по патенту US 1418409, однако она также является громоздкой, а шахматные фигуры разрушают впечатление от военной игры. Кроме того, фигуры нижнего уровня труднодоступны для перемещения.
Предложенная игра отвечает требованию целостности входящих в нее компонентов, соответствующих военной тематике и стилистике. Кроме того, она отличается компактностью, т.к. игровое поле представляет собой складную карту, а подставки, формирующие верхний игровой уровень, выполнены разборными, поэтому для создания этого уровня не требуется привлечение громоздких, в том числе упаковочных, конструкций. Вместе с тем игра обеспечивает большое количество игровых ситуаций, способствующих повышению ее занимательности.
Вышеназванные преимущества, составляющие технический результат изобретения, достигнуты следующей совокупностью признаков.
Игра в военные шахматы содержит игровое поле в виде шахматной доски, образующей нижний игровой уровень, и игровые фишки, часть из которых выполнена в виде моделей авиационной боевой техники, установленных на средстве, образующем верхний игровой уровень, при этом средство, образующее верхний игровой уровень, выполнено в виде съемных подставок под каждую игровую фишку, выполненную в виде модели авиационной боевой техники. Указанная подставка выполнена с обеспечением возможности размещения ее основания на периферии клетки нижнего уровня игрового поля.
Подставка выполнена из двух разборных элементов: П-образного основания и стойки, один конец которой выполнен с возможностью соединения с центральной частью средней полки основания, а другой - с фишкой.
Подставка, в преимущественном варианте изобретения, выполнена из прозрачного полимерного материала, но она может быть выполнена из любого подходящего для этих целей материала, например из дерева или металла.
Шахматная доска выполнена в виде складной карты и включает 64 темных и светлых клетки.
Игра включает четыре разных по цвету комплекса игровых фишек для двух игроков, каждый из которых состоит из 32 фигурок, из них 16 фигурок выполнены в виде воинов-пехотинцев и моделей наземной боевой техники, включающих штаб, и 16 фигурок - в виде моделей авиационной боевой техники.
Игровые фишки, относящиеся к боевой авиационной технике, входящие в один комплект, выполнены в виде восьми фигурок вертолетов, двух тяжелых истребителей, двух истребителей, двух штурмовиков и двух бомбардировщиков.
Другая часть игровых фишек одного комплекта выполнена в виде моделей наземной боевой техники: двух танков, двух бронетранспортеров, двух самоходных артиллерийских и одной реактивной установок.
Часть игровых фишек, входящих в комплект, выполнена в виде восьми фигурок воинов-пехотинцев.
Одна игровая фишка, входящая в один комплект, выполнена в виде звезды с флажком, символизирующей штаб.
Игра в военные шахматы заключается в том, что на игровом поле в виде шахматной доски, образующем нижний игровой уровень, размещают два различных по цвету комплекта игровых фишек, включающих модели наземной боевой техники, воинов-пехотинцев и фигурки в виде звезд с флажками, символизирующих штабы, а над ними на подставках, образующих верхний игровой уровень, устанавливают два разных по цвету комплекта игровых фишек, включающих модели авиационной боевой техники, при этом фишки верхнего и нижнего уровня в процессе игры перемещают в соответствии с правилами классических шахмат, а при ударе фишек верхнего уровня по фишкам нижнего уровня первые снимают с подставок и устанавливают на место последних.
Правила классических шахмат давно отработаны и показали свою состоятельность при игре на двумерной черно-белой 64-клеточной доске, поэтому такая система перемещения фигур и правила игры взяты на вооружение для игры внутри каждого игрового уровня в предложенном решении.
В современном сухопутном бою тактическая авиация уничтожает сухопутные цели, а сухопутные войска уничтожают самолеты и вертолеты противника, поэтому при отражении этих действий на обоих уровнях игрового поля разработана система перемещения фигур из одного игрового уровня в другой и обратно с учетом различия и особенностей этих фигур.
Согласно предложенной игре фишки наземной техники могут наносить удары по фишкам авиационной техники только тогда, когда последние сняты с подставок и находятся на клетках нижнего игрового уровня.
Фишки авиационной техники могут быть возвращены на верхний игровой уровень в любой из последующих ходов игрока, если они не оказались уничтоженными в ходе атаки со стороны фишек наземной техники противника.
При этом в процессе возвращения на верхний уровень они могут уничтожать фишки противника, находящиеся на верхнем уровне.
Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг.1-6 изображены фишки, входящие в комплект нижнего игрового уровня;
на фиг.7-11 - фишки, входящие в комплект верхнего игрового уровня;
на фиг.12 - игровое поле нижнего уровня с соответствующими нему фишками (вид в аксонометрии);
на фиг.13 - игровое поле верхнего уровня с соответствующими нему фишками (вид в аксонометрии);
на фиг.14 - фишка верхнего игрового уровня, расположенная на подставке (вид в аксонометрии);
на фиг.15-16 - подставка в разобранном виде.
В распоряжении каждого игрока находятся 32 игровые фишки, отражающие различные рода войск и отличающиеся по цвету в разных игровых уровнях, комплект фишек нижнего игрового уровня состоит из 16 одноцветных фишек, включающих изображенные на фиг.1-6 восемь фигурок воинов-пехотинцев 1, соответствующих пешкам в классических шахматах, модели двух самоходных артиллерийских установок 2 (САУ) - ладьи; двух бронетранспортеров 3 (БТР) - кони; двух танков 4 - слоны; одной ракетной установки 5 (реактивная система замкового огня - РСЗО) - ферзь и одну фигурку штаба 6 (звезда с флажком) - король.
Над комплектом фишек нижнего игрового уровня, окрашенных в один цвет, на подставках устанавливают комплект фишек верхнего игрового уровня, также состоящий из 16 фишек, окрашенных в единый цвет и включающих изображенные на фиг.7-11 восемь вертолетов 7, соответствующих в классических шахматах пешкам, две фигурки стратегических бомбардировщиков 8 - ладьи; две фигурки штурмовиков 9 - кони; две фигурки истребителей 10 - слоны и две фигурки тяжелых истребителей 11 - ферзь и король.
Игровое поле 12 состоит из 64 темных и светлых, расположенных в шахматном порядке, клеток с обозначением по горизонтали поля букв латинского алфавита от А до Н, а по его вертикали цифр от 1 до 8.
Фишки обоих игроков, подобно классическим шахматам, размещаются в начале игры в двух первых рядах на противоположных сторонах поля, при этом основания (опорные части) подставок фишек верхнего уровня охватывают клетки нижнего уровня (фиг.13), на которых размещены соответствующие фишки наземной боевой техники, воинов-пехотинцев и штаба (фиг.12).
Каждая подставка 13 под каждую модель авиационной боевой техники (фиг.14) выполнена разборной и состоит из основания 14 (фиг.15), которое имеет в преимущественном варианте выполнения игры П-образную форму и ступенчатую выемку 15, выполненную в центральной (средней) части горизонтальной полки основания 14 для соединения с ответной по форме выемке 15 крепежной частью 16 (фиг.16) дугообразной стойки 17, на другом конце которой образован выступ 18, предназначенный для соединения с гнездом (не показан), образованным в нижней части фигурки авиационной модели.
В современном сухопутном бою участвуют сухопутные войска и поддерживающая их авиация тактического назначения. Основные участники сухопутных войск - это: пехота, бронетранспортеры, артиллерия, танки, ракетные установки и т.д. Авиация тактического назначения поддерживает наступление или оборону сухопутных войск, уничтожая наземные и воздушные цели противника. Основные участники тактической авиации - это: боевые вертолеты, бомбардировщики, штурмовики, истребители и тяжелые истребители.
Ассоциируя основных участников современного сухопутного и воздушного боев с шахматными фигурами, заявитель исходил из важности огневой мощи и характера поведения в современном бою данной "боевой единицы", и в зависимости от ее боевых качеств наделил ее определенной системой перемещений и правилами игры, как это делается в классических шахматах.
В предложенной игре существует следующая система перемещений фишек в игровом поле двух уровней. Фишки в виде фигурок штаба 6, подобно королю в классических шахматах, перемещают во всех направлениях на одну клетку на нижнем игровом уровне. Фишку в виде модели реактивной установки 5 нижнего уровня и две фишки в виде моделей тяжелых истребителей 11 верхнего уровня, подобно ферзю, перемещают во всех направлениях на любое количество клеток. Две фишки в виде моделей танков 4 нижнего уровня и две фишки в виде моделей истребителей 10 верхнего уровня, подобно слону, перемещают по диагонали на любое количество клеток. Две фишки в виде моделей бронетранспортеров 3 нижнего уровня и две фишки в виде моделей штурмовиков 9 верхнего уровня, подобно коню, перемещают буквой "Г". Две фишки в виде моделей самоходных артиллерийских установок 2 нижнего уровня и две фишки в виде моделей бомбардировщиков 8 верхнего уровня, подобно ладье, перемещают на одну клетку вперед, назад и по сторонам.
Пример осуществления предложенного способа игры.
1 ход первого игрока.
БТР совершает ход на G1-H2 (аналогично коню).
1 ход второго игрока.
Истребитель ходит F1-D6 (аналогично слону).
2 ход первого игрока.
Бомбардировщик ходит А1-А4 (аналогично ладье).
2 ход второго игрока.
Истребитель ходит D6-H2 - уничтожает БТР (фишка убирается из игры), истребитель снимается с подставки и ставится на место БТР.
3 ход первого игрока.
Бомбардировщик ходит А4-А7 - уничтожает пехотинца, снимается с подставки и ставится на его место.
3 ход второго игрока.
Истребитель ставится на подставку и ходит H2-D6.
Игра относится к области настольных шахматных игр, а именно к устройству игры в пространственные двухуровневые военные шахматы. Игра содержит игровое поле в виде шахматной доски, образующей нижний игровой уровень, и игровые фишки, часть из которых выполнена в виде моделей авиационной боевой техники с возможностью установки на средстве, образующем верхний игровой уровень. Средство, образующее верхний игровой уровень, выполнено в виде съемных подставок под каждую игровую фишку в виде модели авиационной боевой техники, при этом подставка выполнена разборной с возможностью размещения ее основания на периферии клетки нижнего уровня игрового поля и состоит из двух элементов - П-образного основания и стойки, один конец которой выполнен с возможностью соединения с основанием, а другой - с фишкой. В игре обеспечивается компактность. 6 з.п. ф-лы, 16 ил.