Код документа: RU2014861C1
Изобретение относится к лыжам, в частности к носковому лыжному креплению.
Известно лыжное крепление, содержащее жестко закрепленный на лыже корпус с расположенной в его полости нагружаемой пружиной сжатия тягой, один конец которой взаимодействует с поршнеобразным упругим диском, а другой конец, выступающий за пределы корпуса, через отверстие в его поперечной стенке снабжен опорной для коротких плеч угловых рычагов управляющей пластиной, взаимодействующей своей нижней частью с подпружиненным прижимом, при этом длинные плечи рычагов прилегают к подошве лыжного ботинка, а угловые рычаги выполнены на вертикальных осях с возможностью поворота относительно продольной оси корпуса.
Недостатком этого крепления является то, что при комбинированном падении лыжника вперед и набок пружина сжатия сильно сжимается, из-за чего снижается работа, требуемая для поворота держателя подошвы.
Целью изобретения является снижение необходимой при падении лыжника вперед и набок работы за счет отведения тяги назад на меньшее расстояние и, следовательно, меньшего сжатия пружины.
На фиг. 1 показано продольное среднее сечение носкового лыжного крепления, которое соответствует положению его во время езды; на фиг. 2 - то же, вид сверху, с частичным разрезом по линии А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - продольное среднее сечение крепления при фронтальном падении лыжника; на фиг. 4 - то же, вид сверху, частичный разрез Б-Б на фиг. 3, когда одновременно с фронтальным падением происходит также и падение лыжника набок; на фиг. 5 - управляющая пластина крепления в аксонометрии.
Носковое лыжное крепление содержит корпус 1, который крепится к лыже 2 посредством шурупов 3. Корпус 1 снабжен удлинением 4 для лыжного ботинка, имеющим форму пластины, которое располагается под подошвой ботинка. В корпусе 1 выбрано отверстие 5, в котором расположена винтовая пружина 6 сжатия. Одним концом она упирается в поперечную стенку 7 корпуса 1, а другим концом - в поршнеобразный упругий диск 8, который посредством резьбовой втулки 9 может быть установлен в направлении оси пружины 6 сжатия и заведен в отверстие 5. Резьбовая втулка 9 сферической поверхностью 10 контактирует с сопряженной поверхностью 11 упругого диска 8. Резьбовая втулка 9 навинчена на тягу 12, которая проходит через пружину 6 сжатия, удлиненное в вертикальном направлении отверстие 13 в поперечной стенке 7 корпуса 1 и несет на своем нижнем конце управляющую пластину 14.
На стороне корпуса 1, обращенной к лыжному ботинку, закреплены симметрично по отношению к вертикальному продольному среднему уровню носкового лыжного крепления две вертикальные оси 15, на которых расположены угловые рычаги 16 (фиг.2). Эти угловые рычаги более коротким плечом 17 рычага прилегают к передней стороне управляющей пластины 14, а более длинным плечом 18 - к лыжному ботинку. Более короткие плечи рычага, как это видно по сечению, прямоугольные, причем каждое плечо рычага в нижней части боковой поверхности, обращенной к управляющей пластине 14, скошено под острым углом α.
На свободном конце, имеющем форму пластины удлинения корпуса 1, посредством оси 19 закреплена на шарнирах педаль 20, снабженная пластиной 21 скольжения. Свободный конец педали 20 входит в выемку 22 управляющей пластины 14. Этот конец педали 20 скользит по выемке 22, при этом выемка ориентирована клинообразно по отношению к оси 19 педали 20. Под педалью 20 расположена пружина 23, например, в виде резинового блока, назначение которой состоит в том, чтобы давить на педаль 20 вверх, так чтобы тяга 12 попадала в верхний конец удлиненного отверстия 13 в поперечной стенке 7 корпуса 1.
Управляющая пластина 14 выполнена в форме прямоугольного параллелепипеда. Передняя сторона управляющей пластины 14, соответствующая коротким плечом 17 рычага, в своей нижней области снабжена двумя симметрично расположенными относительно вертикальной оси пластины 14 нижними поверхностями 24 управления, которые отделены друг от друга перемычкой 25. Верхние 26 и нижние 24 поверхности управления, выполнены в виде части поверхности цилиндра. При этом радиусы верхних поверхностей 26 управления больше, чем радиусы нижних поверхностей 24 управления. Обе верхние поверхности 26 управления отделены друг от друга перемычкой 27, которая является более узкой, чем нижняя перемычка 25. При этом переход между верхней 27 и нижней 25 перемычками образуется цилиндрическими поверхностями 28 поверхностей 26 управления (см.фиг.5).
Устройство работает следующим образом.
В положении для езды все элементы располагаются так, как это показано на фиг.1 и 2. При этом более короткие плечи 17 рычага 16 приложены к нижней более широкой вертикальной перемычке 25.
Если во время езды происходит падение лыжника набок, то управляющая пластина 14 под действием пружины 6 сжатия подается назад, пока одно из более коротких плеч 17 рычага 16 не соскользнет с нижней перемычки 25 на цилиндрическую поверхность 24 управления.
Если происходит падение лыжника вперед и набок, то сначала педаль 20 под действием пружины 23 поворачивается в направлении к верхней стороне лыжи, причем управляющая пластина 14 подается вниз. При этом поворотное движение педали 20 ограничивается расчетом пружины 23, в результате чего ни тяга 12 в нижнем конце продольного отверстия 13 в поперечной стенке 7 корпуса 1, ни управляющая пластина 14 на удлинении 4 в виде пластины корпуса 1 не могут опуститься. Этим в процессе расцепления надежно устраняется возникновение нежелательных сил трения. Во время процесса расцепления более короткие плечи 17 рычагов 16 занимают положение на верхней более узкой перемычке 27. Благодаря этому более короткие плечи 17 рычага отводят тягу 12 назад на существенно меньшее расстояние, чем это происходит в случае чисто бокового падения (см.фиг.4). Из-за этого требуемый для расцепления носкового лыжного крепления путь расцепления при падении вперед и вбок приблизительно на 40% меньше, чем при чисто боковом падении. Поэтому происходит компенсация возникающего повышенного трения.
Изобретение не ограничивается описанными примерами выполнения. Возможны его различные модификации. Например, поршнеобразный упругий диск для спусковой пружины можно было бы навинтить на тягу непосредственно и снабдить выпуклой боковой поверхностью, которой бы упругий диск вводился в отверстие корпуса, что дает возможность поворота тяги на вертикальном уровне. Далее можно было бы под педалью расположить также другую пружину, например винтовую пружину или пакет упругих тарельчатых пружин. Другой вариант состоит в том, что управляющая пластина на стыке с обеими перемычками снабжена двумя синусоидальными в сечении управляющими поверхностями или двумя ровными наклонными плоскостями. Во всех случаях целесообразно округлять переходы между перемычками и поверхностями управления.
Носковое лыжное крепление содержит корпус, в полости которого расположена пружина сжатия, одним концом упирающаяся в поперечную стенку корпуса, а другим концом - в поршнеобразный упругий диск, который связан с тягой. Тяга проходит через удлиненное в вертикальном направлении отверстие в поперечной стенке и снабжена управляющей пластиной, выполненой с двумя расположенными одна над другой перемычками различной ширины, к которым прилегают короткие плечи двухугловых рычагов, смонтированных с возможностью поворота на вертикальных осях корпуса. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.