Код документа: RU2014860C1
Изобретение относится к спортивным играм, а именно к спортивной игре с использованием метательного игрового элемента, и может быть использовано для детей в начальных классах школ, а также для занятий спортом инвалидов, передвигающихся на коляске.
В последнее время в связи с падением интереса к традиционным спортивным играм, все большее распространение получают нетрадиционные спортивные игры.
Известна спортивная игра баскетбол - игра двух команд, каждая из которых состоит из пяти игроков [1]. Цель обеих команд - забросить мяч в корзинку противника и препятствовать противоположной команде овладеть мячом или забросить его в корзину. Мяч можно передавать, бросать, отбивать, катать или вести в любом направлении при условии соблюдения соответствующих правил. Продолжительность игры - два периода по 20 мин каждый с перерывом 10 мин.
Игрок может продвигаться с мячом в любом направлении, соблюдая следующие правила. Игрок, получивший мяч, находясь в движении или после завершения ведения, может использовать двухшаговый ритм для остановки или освобождения от мяча. Мяч, попавший в корзину с игры внутри зоны, ограниченной линией трехшагового броска, оценивается в два очка, за линией трехшагового броска - в три очка.
Теоретически баскетбол является неконтактной игрой, однако полностью избежать персонального контакта невозможно. Главным недостатком является размеры и вес мяча, что затрудняет для детей и инвалидов его ведение, поднятие его с пола одной рукой, крепкое удержание мяча в руке при перемещении игрока, а также пас или бросок в корзину одной рукой. Кроме того, двухшаговый ритм при ведении мяча является весьма затруднительным для освоения школьниками младших классов.
Известно и приспособление для спортивной игры, содержащее L-образный штырь для крепления на опоре и игровой элемент в виде кольца для набрасывания на штырь [2].
Однако оно не позволяет осуществить игру типа баскетбольной из-за жесткого выполнения кольца.
Цель изобретения - создание спортивной игры, в которой ее правила и конструкция метательного игрового элемента делали бы ее более доступной для школьников младших классов и инвалидов, передвигающихся на коляске.
Для этого в спортивной игре с участием двух команд, в каждую из которых входит несколько игроков, включающей ведение метательного игрового элемента каждым игроком по игровой прямоугольной площади с баскетбольной разметкой, передачу его игрокам своей команды и метание в цель, в качестве метательного игрового элемента используют надувное кольцо, а в качестве цели - штырь, на который набрасывают кольцо, при этом игрок, получивший кольцо, находясь в движении или после завершения ведения, использует трехшаговый ритм для остановки или освобождения от кольца.
Использование кольца позволяет значительно облегчить его удержание одной рукой при пасе, поднятии с пола и перемещении с кольцом для инвалидов на колясках. Кроме того, трехшаговый ритм облегчает усвоение этой игры детьми младшего возраста.
Целесообразно, чтобы размеры игровой площадки были 26-30 м в длину и 14-16 м в ширину.
В предпочтительном варианте выполнения изобретения игра состоит и двух периодов по 25 мин каждый с перерывом 15 мин.
Целесообразно, чтобы начало игры одной из команд определялась жеребьевкой.
В соответствии с одним из вариантов выполнения изобретения кольцо, надетое на штырь, оценивается в одно очко, а результативный бросок из-за центральной линии игровой площадки - в четыре очка.
В приспособлении для спортивной игры, содержащем L-образный штырь для крепления на опоре и игровой элемент в виде кольца для набрасывания на штырь, игровой элемент выполнен в виде кольца, в радиальном сечении имеющего форму усеченного конуса с вершиной, обращенной к центру кольца, при этом толщина оснований конуса превышает толщину боковых его сторон.
На фиг. 1 изображает кольцо, вид в плане; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - щит со штырем, вид спереди; на фиг. 5 - то же, вид сбоку.
Кольцо 1 (фиг. 1-3) состоит из резиновой камеры с покрышкой из резины или синтетического материала. Вес кольца 1 лежит в пределах 450-550 г. Кольцо 1 в поперечном сечении имеет форму усеченного конуса с вершиной, обращенной к центру кольца 1 (фиг.1). Наружный диаметр D кольца 1 равен 29-31 см, а внутренний d - 15-16 см. Периметр поперечного сечения кольца 1 равен 29-31 см.
Толщина оснований конуса покрышки кольца превышает толщину боковой части покрышки и составляет 2,5-3,5 на внутреннем основании и 0,2-0,4 см на внешнем.
Утолщения на наружной и внутренней поверхностях покрышки придают кольцу большую устойчивость при полете кольца 1 и ударе его о площадку. Кроме того, утолщение предотвращает деформацию кольца 1 при набрасывании последнего на штырь.
Ширина покрышки кольца 1 плавно уменьшается от периферии к центру с 10 до 4 см.
Форма камеры отражает конфигурацию внутренней поверхности покрышки.
Для игры в баскетбол и баскетринг может быть использована универсальная опора-стойка 2. Эта стойка состоит из несущей конструкции, закрепленной на полу. На стойке 2 шарнирно установлен щит 3, несущий с одной стороны баскетбольную корзину 4, а с другой - L-образный штырь 5. В зависимости от того, в какую игру предстоит играть на данной площадке, щит 3 можно легко установить в соответствующее положение.
Штырь 5 устанавливают на щите 3, чтобы его верхний конец отстоял от площадки на расстоянии 350 см. Горизонтальная часть штыря 5 имеет длину 20 см, а вертикальная часть штыря 5 - 30 см и его верхний конец удален от щита 3 на 30 см. Диаметр штыря 5 - 2,5-3,5 см.
Игру можно проводить как на обычной баскетбольной площадке, так и на специальной площадке.
Использование изобретения.
Правило I. Игра.
Спортивная игра, далее будет называться баскетринг, - это игра двух команд, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель обеих команд - набросить кольцо на штырь противника и препятствовать противоположной команде овладеть кольцом или набросить его на штырь. Кольцо можно передавать, бросать, отбивать, катить или вести в любом направлении при условии соблюдения изложенных правил.
Правило II. Оборудование, игровая площадка.
Размеры площадки 26-30 м в длину и 14-16 м в ширину, размеры берутся по внутреннему краю линий, ограничивающих площадку (фиг.1). Разметка площадки баскетбольная.
Правило III. Игроки, тренеры.
1. Команда состоит из двенадцати игроков, тренера и помощника тренера.
На площадке играет по 5 человек в каждой команде.
Правило IV. Правила игры.
1. Игра состоит из двух периодов по 25 мин с перерывом 15 мин.
2. Перед началом игры судьи на поле проводят жеребьевку в присутствии капитанов обеих команд. Команда, выигравшая жеребьевку, имеет право выбирать либо сторону, либо ввод мяча в игру (начальный бросок).
3. Игра начинается по сигналу судьи, броском кольца игроком с центра поля. При начальном броске до момента введения кольца в игру все игроки обязаны находиться на своей половине поля, а сопернику не разрешается быть ближе 3 м от средней линии. Во втором периоде вводит в игру кольцо противная команда.
4. При розыгрыше спорного броска каждый из игроков становится внутри той половины круга, которая ближе к его собственному штырю, затем судья подбрасывает кольцо вверх под прямым углом между игроками на высоту, большую, чем может достать в прыжке какой-либо из спорящих игроков, и так, чтобы кольцо падало между ними. Кольца должен коснуться один или оба спорящих игрока лишь после достижения им высшей точки.
5. Набрасывание кольца на штырь и его оценка.
Набрасывание кольца на штырь считается действительным, когда кольцо является "живым".
а) Кольцо, надетое на штырь с игры, оценивается 1 очком;
б) Кольцо, наброшенное на штырь
в результате
штрафного броска, оценивается 1 очком;
в) Кольцо, наброшенное на штырь с игры внутри зоны, ограниченной линией трехочкового броска, оценивается в 2 очка;
г) Кольцо,
наброшенное на
штырь с игры за линией трехочкового броска, оценивается в 3 очка;
д) Кольцо, наброшенное на штырь с игры из-за центральной линии площадки, оценивается в 4 очка.
6. Касание кольца в нападении и защите.
Нападающие игроки и защищающие свой штырь игроки не имеют права касаться кольца, когда оно находится в спускающемся полете выше уровня штыря, независимо от того, является ли это бросок или пасом.
Защитник и нападающий не имеет права касаться штыря или щита, когда кольцо находится на штыре после броска. Если такое нарушение совершил нападающий игрок, то кольцо засчитывается и передается противнику для вбрасывания из-за боковой линии в месте, ближайшем к месту нарушения. Если подобное нарушение совершил защитник, кольцо считается "мертвым". Бросающему игроку засчитывается результативный бросок, который оценивается в зависимости от места произведенного броска согласно изложенным правилам. Кольцо вбрасывают из-за лицевой линии так, если бы бросок был удачным и не было никаких нарушений.
7. Результат игры определяется по наибольшему количеству очков, набранных командой за игровое время. Если по окончании второй половины игры счет ничейный, то назначается дополнительный период в 5 мин или такое количество пятиминутных периодов, которое необходимо, чтобы нарушить равенство очков.
Игра заканчивается по сигналу секундометриста, извещающего об истечении игрового времени.
Правило V. Регулирование времени.
1. Игровые часы включают в начале половины или дополнительного периода в тот момент, когда игрок вводит (сбрасывает) кольцо в игру с центрального круга. Часы выключают по истечении времени каждого игрового периода.
Кольцо входит в
игру, когда:
а) судья входит в круг для розыгрыша спорного кольца;
б) судья входит в область штрафного броска для проведения штрафного броска;
в) кольцо,
подлежащее
вбрасыванию из-за пределов площадки, находится у игрока, который стоит в месте вбрасвыания.
2. Кольцо становится "живым", когда:
а) при вбрасывании игроком с
центрального
круга при начале игры, второго периода и из-за пределов игровой площадки с момента касания его одним из игроков, находящихся на игровой площадке;
б) первый игрок коснулся его
после достижения
им высшей точки, при розыгрыше спорного броска;
в) судья передал кольцо в расположение игрока, выполняющего штрафной бросок.
3. Кольцо становится "мертвым",
когда:
а)
наброшено или надето на штырь;
б) совершено любое нарушение;
в) совершен фол в момент, когда кольцо "живое" или в игре;
г) назначено спорное кольцо или
оно застряло на опоре
штыря;
д) звучит свисток в тот момент, когда кольцо "живое" или в игре;
е) истекло время одной из половины игры или дополнительного периода.
4.
Время не считается
игровым и часы останавливаются, когда судья дает сигнал и фиксируется:
а) нарушение;
б) фол;
в) спорный бросок;
г) необычная задержка при вводе
"мертвого" мяча в
игру;
д) остановка игры при травме или выходе игрока, когда на это есть санкция судьи;
е) остановка игры по любой причине с санкции судьи;
ж) при звучании
сигнала
30-секундного устройства;
з) когда набрасыается кольцо на штырь игроками команды, тренер которой попросил минутный перерыв.
Возобновление игры после остановки времени производится вбрасыванием кольца либо из-за лицевой, либо из-за боковой линии согласно изложенным правилам.
Правило VI. Правила для игроков.
1. В баскетринге кольцом играют руками.
Удары кулаком считаются нарушением, умышленные удары ногой также считаются нарушением.
Случайный удар по кольцу ногой не является нарушением.
2. Игрок контролирует кольцо, если он держит или ведет "живое" кольцо либо стоит с кольцом за пределами площадки для вбрасывания. Команда контролирует кольцо до тех пор, пока игроки этой команды контролируют его и также пока мяч передается партнерами друг другу.
3. Поворотом считается прием, при котором игрок, владеющий кольцом, делает одной ногой один или несколько шагов в любом направлении, в то время как другую ногу, называемую опорной, не отрывает от площадки.
4. Ведением считается процесс, когда игрок, получивший контроль над кольцом, придает ему движение, бросая его, ударяя, катя, и касается снова прежде, чем его коснется другой игрок. При ведении кольцо должно обязательно касаться пола.
5. Продвижение с кольцом. Игрок может продвигаться с кольцом в любом направлении, соблюдая следующие правила.
1. Игрок, получивший кольцо, стоя на месте, может сделать поворот , используя в качестве опорной любой ногу.
2. Игрок, получивший кольцо, находясь в движении или после завершения ведения, может использовать трехшаговый ритм для остановки или освобождения от кольца.
Шаг считается сделанным, если нога с земли поднята и снова поставлена. За один шаг считается и такое движение, когда одна нога переместилась по земле с одного места на другое.
Исчисление трех шагов всегда следует считать от опорного положения игрока (на двух ногах), т.е. получив кольцо в движении, в воздухе, игрок может приземлиться на одну ногу, затем поставить другую и только после этого положения начинается отсчет трех шагов. Если же игрок, приземлившись на одну ногу, делает на ней подскок, то это считается за первый шаг, затем отсчитываются второй, третий и последующие шаги. Прыжок с кольцом считается за два шага, даже если касание земли ногами было неодновременным.
Разрешается применять ведение кольца одной рукой или попеременно двумя руками (дриблинг). Как только кольцо поймано двумя руками, при ведении игрок должен после 3 шагов передать кольцо партнеру или бросить его на штырь, а также может сразу выполнить пас или бросок по штырю.
Игрок, ведя кольцо, в промежутках между касаниями его руками может делать неограниченное количество шагов.
Разрешается перекладывать кольцо из одной руки в другую.
Разрешается при приеме кольца после отскока кольца от рук снова его поймать, не получив при этом территориального преимущества (нечеткая ловля кольца).
Разрешается играть кольцом, стоя на коленях, сидя и лежа.
Когда игрок правильно останавливается, при этом одна нога находится впереди другой, он может совершить поворот, но в качестве опорной может быть использована только нога, находящаяся сзади.
Игрок, совершивший правильную остановку, владея кольцом, может оторвать опорную ногу, прыгнув для броска либо передачи, но должен выпустить кольцо из рук прежде, чем одна или обе ноги снова коснутся пола.
Случаи продвижения с кольцом, при которых не соблюдаются эти правила, рассматриваются как нарушение.
Кольцо передается противной команде для вбрасывания из-за боковой линии вблизи нарушения.
1. Правило трех секунд. Игрок не должен находиться более 3 с в ограниченной зоне противника.
2. Правило пяти секунд. Если игрок, владея мячом, плотно опекается игроком противоположной команды и не передает, не бросает, не катит или не ведет кольцо в течение 5 с, то кольцо передается противной команде.
3. Правило десяти секунд. Команда, контролирующая "живое" кольцо в своей тыловой зоне, должна в течение 10 с перевести его в свою передовую зону. При несоблюдении этого правила мяч передается противной команде.
4. Мяч, возвращенный в тыловую зону. Игрок, находящийся в своей передовой зоне, не может перевести мяч обратно в свою тыловую зону. Несоблюдение этого правила наказывается передачей кольца противной команде.
Игрок, овладевший кольцом в своей передовой зоне непосредственно от розыгрыша спорного кольца в центральном круге, может передавать кольцо в свою тыловую зону.
Правило тридцати секунд. Когда команда осуществляет контроль "живого" кольца на игровой площадке, она обязана в течение 30 с произвести попытку броска по кольцу. В противном случае свободный бросок из-за боковой линии.
Спорное кольцо. Кольцо объявляется спорным, когда два или более игроков противоположных команд прочно держат одну или обе руки на кольце в случае одновременного перехвата ими кольца в момент паса или броска. Запрещается выхватывать, выдергивать кольцо из рук противника, крепко держащего кольцо.
Кольцо объявляется спорным в случае выхода кольца за пределы площадки при невозможности судьей определить, кто из игроков последним коснулся кольца.
Борьба с противником за кольцо.
1. Разрешается руками отбирать или перехватывать кольцо у противника, если он им прочно не владеет.
2. Разрешается "снять" открытой рукой кольцо у противника с любой стороны как при ведении и пасе, так и в момент броска на штырь и начальной стадии полета кольца.
Запрещается при "снятии" кольца захват руки.
3. Запрещается вырывать или выбивать кольцо у противника одной или двумя руками, когда тот прочно держит его одной или двумя руками. Игрок не должен блокировать, держать противника, толкать, сталкиваться, ставить ему подножку, препятствовать продвижению, расставляя руки, плечи, бедра или колени, сгибаясь в необычном положении, а также применять какую бы то ни было грубую тактику.
Игрок, ведущий кольцо, не должен ни сталкиваться, ни входить в контакт с противником на своем пути, ни пытаться вести кольцо между противниками, если это вызовит контакт.
Нарушения и фолы. Несоблюдение правил рассматривается как нарушение и наказанием за это является потеря мяча.
Когда нарушение является результатом персонального столкновения с противником, удара по рукам или неспортивного поведения, оно рассматривается как фол, который записывается виновному.
Кольцо в игре после нарушения или фола.
После того как кольцо стало
считаться "мертвым" в результате нарушения правил, оно вводится в игру:
а) вбрасыванием из-за пределов площадки;
б)
спорным броском в одном из кругов;
в) одним или
несколькими штрафными бросками.
Если фол был совершен по отношению к игроку, который не выполнял броска по штырю, судья передает кольцо игрокам пострадавшей команды для вбрасывания из-за боковой линии.
Если фол был совершен по отношению к игроку, выполнявшему бросок по штырю, то
а) если кольцо
наброшено на штырь, оно засчитывается и дополнительно
назначается один штрафной бросок;
б) если кольцо не наброшено на штырь, судья встает с кольцом на линию штрафного броска и передает его
в распоряжение игрока, которому предстоит выполнить
штрафные броски, в количестве очковой оценки броска согласно изложенным правилам об оценке наброшенного кольца, если только игра не должна быть
возобновлена спорным кольцом, как в случае обоюдного
фола.
Использование: спортивные игры с использованием метательного снаряда для школьников младших классов и инвалидов, перемещающихся на коляске. Сущность изобретения: игра включает в себя ведение метательного снаряда- надувного кольца игроком одной из двух команд по игровой площадке, передачу кольца игрокам своей команды и метание кольца на L-образный штырь, установленный на щите. Игрок, получивший кольцо, находясь в движении или после завершения ведения, использует трехшаговый ритм для остановки или освобождения от кольца. Кольцо имеет в радиальном сечении форму усеченного конуса с обращенной к центру кольца вершиной. 2 с.и. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.