Формула
1. Скруббер (1) для выхлопных газов морского судна, содержащий
нижнюю и верхнюю скрубберные камеры (3, 13), которые являются, по существу, симметричными относительно общей продольной оси, расположенной, по существу, вертикально, при этом выход (12) нижней камеры для выхлопных газов расположен вверху нижней скрубберной камеры (3) в виде коаксиального сужения и предназначен для отведения частично очищенных выхлопных газов из первой скрубберной камеры и подачи этих газов в верхнюю скрубберную камеру (13),
отличающийся тем, что выхлопная труба (2) проходит, по существу, коаксиально через дно нижней скрубберной камеры и открыта в нижнюю скрубберную камеру (3), при этом выход (20) для выхлопных газов проходит коаксиально через верх верхней скрубберной камеры,
причем над отверстием выхлопной трубы (2) расположен отражатель (4) нижней скрубберной камеры, который содержит два противоположно направленных прямых конуса, имеющих общее основание и общую ось вращения, совпадающую с продольной осью скруббера, и служит для отклонения выхлопных газов к стенкам скруббера и создания турбулентного газового потока,
причем над отражателем нижней скрубберной камеры (4) расположен (расположены) один или более водяных инжекторов нижней камеры (6, 6'), предназначенный (предназначенные) для введения скрубберной воды в поток выхлопных газов, при этом по меньшей мере один из водяных инжекторов (6) направлен вверх к выходу (12) нижней камеры для выхлопных газов.
2. Скруббер по п. 1, в котором предусмотрен (предусмотрены) один или более выходов (8) нижней камеры для отвода скрубберной воды, накапливающейся в нижней части нижней скрубберной камеры (3).
3. Скруббер по п. 1 или 2, в котором водяной инжектор (водяные инжекторы) нижней камеры (6, 6') расположен (расположены), по существу, вдоль продольной оси нижней скрубберной камеры.
4. Скруббер по п. 1 или 2, в котором два или более водяных инжекторов расположены в нижней скрубберной камере, при этом по меньшей мере один из водяных инжекторов (6') направлен (направлены) вниз, к отражателю (4) нижней скрубберной камеры.
5. Скруббер по п. 1 или 2, в котором на стенке скруббера расположен кольцеобразный настенный отражатель (5) нижней камеры.
6. Скруббер по п. 1 или 2, в котором угол (а) при вершине направленного вниз конуса составляет 80-100°, а угол при вершине направленного вверх конуса составляет 70-90°.
7. Скруббер по п. 1 или 2, в котором в нижней скрубберной камере (3) под отражателем (4) нижней скрубберной камеры расположена (расположены) одна или более форсунок тонкораспыляемой воды.
8. Скруббер по п. 1 или 2, в котором в верхней скрубберной камере (13) над выпускным каналом (12) выхлопных газов нижней скрубберной камеры расположен отражатель (14) верхней скрубберной камеры.
9. Скруббер по п. 6, в котором в верхней скрубберной камере расположен (расположены) один или более водяных инжекторов (16).
10. Скруббер по любому из пп. 1, 2, 9, в котором в верхней части верхней скрубберной камеры расположен влагоуловитель для уменьшения содержания тонкораспыленной воды в очищенных выхлопных газах.
11. Способ очистки выхлопных газов, в котором выхлопные газы вводят в скруббер, где их очищают в контакте с морской водой, чтобы уменьшить содержание в выхлопных газах SOx и твердых частиц, при этом указанный способ содержит следующие шаги:
a) вводят выхлопные газы, подлежащие очистке, через коаксиально расположенную выхлопную трубу в нижнюю скрубберную камеру трубчатого скруббера, содержащего две или более последовательно соединенные скрубберные камеры,
b) отклоняют поток выхлопных газов посредством отражателя, который содержит два противоположно направленных прямых конуса, имеющих общее основание и общую ось вращения, совпадающую с продольной осью скруббера, и расположен над отверстием выхлопной трубы, чтобы создавать турбулентный газовый поток;
c) вводят частицы воды в выхлопные газы для их очистки,
d) отводят частично очищенные выхлопные газы из первой скрубберной камеры через выход нижней камеры для выхлопных газов, выполненный в виде коаксиального расположенного сужения,
e) вводят указанные частично очищенные выхлопные газы во вторую скрубберную камеру, где их дополнительно очищают,
f) выпускают очищенные выхлопных газов в окружающую среду,
причем по меньшей мере часть частиц воды, вводимых на шаге с), вводят посредством одного или более инжектора (инжекторов) впрыска воды нижней камеры, расположенных над отражателем нижней камеры, при этом по меньшей мере один из инжекторов впрыскивает воду вверх, в направлении выхода нижней камеры для выхлопных газов.
12. Способ по п. 11, в котором тонкораспыленную воду вводят в поступающие выхлопные газы для их охлаждения и увлажнения между шагами а) и b).
13. Способ по п. 11 или 12, в котором использованную скрубберную воду, отводимую из скруббера, выпускают в окружающее море.
14. Способ по п. 13, в котором удаляют твердые частицы из использованной скрубберной воды перед ее выпуском.
15. Способ по п. 11 или п. 12, в котором использованную скрубберную воду повторно подают в скруббер.
16. Способ по п. 15, в котором перед повторной подачей в скруббер использованную скрубберную воду обрабатывают для уменьшения содержания в ней твердых частиц.
17. Способ по п. 15 или п. 16, в котором в воду перед ее повторной подачей в скруббер добавляют щелочь.
18. Способ по п. 17, в котором щелочь представляет собой вод. раствор MgO или Mg(OH)2.