Код документа: SU1457817A3
I
Изобретение относится к текстильному машиностроению и может быть использовано в направляющих узлах скользяще движущихся деталей ткацких станков преимуп1ественно с зажимными челноками.
Цель изобретения - увеличение cpiOKa службы и уменьшение перекосов.
На фиг. 1 представлен пример выполнения направляющей на боевом механизме ткацкого станка с зажимными челноками; на фиг. 2 - пример выполнения направляющей на рычаге обратного хода; на фиг. 3 - направляющий паз согласно фиг. 1; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 5 и 6 схематическое функциональное изображение направляющей согласно фиг. 3; на фиг. 7 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 8 - схематическое изображение функционирования направляющей согласно фиг. 7; на фиг. 9 и 10 - пример выполнения направляющей по фиг,. I с шаровыми шарнирами; на фиг. 11- 13 - вариант по фиг. 9 и 10 с открытыми корпусами шаровых опор; на фиг. 14 и 15 - вариант выполнения кулисных камней по фиг. 9 и ГО; на фиг. 14 - соответствуюищй вариант с выпуклыми кулисными камнями; на фиг. 17 - пример выполнения узла с подвижной направляющей шиной; на
сл
00
ы
фиг. 18 и 19 - пример вьшолнения узла с направляющими элементами, шар- нирно присоединенными на цапфах; на фиг. 20 - соответствующий вариант с вьшуклыми кулисными камнями; на фиг. 21 и 22 - вариант выполнения со сменными опорными бапмаками скольжения ; на фиг. 23 и 24 - примеры вьшол- нения узла с направляющими брусьями в виде шин.
Боевой механизм ткацкого станка с зажимными челноками имеет боевой рычаг 1 (фиг. 1), который через вращающуюся цапфу 2, ударную толкающую планку 3 и палец 4 шарнирно соединен с ударной деталью 5, имеющей для уменьшения веса выемку 6. Ударная деталь ведома в направляющем пазу 7, служащем в качестве направляющего бруса, в направлении челнока. Палец 4 в качестве непосредственного удлинения имеет боевой мысок В для зажимного челнока 9. Посредством боевого механизма (не показан) боевой рычаг I движется по стрелке 10 в конечное положение, обозначенное щтрихпункти- ром, при этом челнок 9 соответствующим образом ускоряется.
У обратного толкателя челнока в корпусе 11 (фиг. 2) улавливающего устройства 12 опирается в подшипниках .рычаг 13 обратного хода, который движется возвратно-поступательно посред ством обычных средств (не показаны), по направлению стрелки 14. На рычаге 13 обратного хода через палец 15, планку 16 и палец 17 шарнирно присое дине1Н обратный толкатель 18 челнока , состоящий из удерживающего корпуса 19 и ударной детали 20, при этом последняя посредством заклепки 21 закреплена на удерживающем корпусе 19, Ударная деталь 20 своей ударной поверхностью 22 передает усилие челноку 9, заторможенному посредст- вом улавливающего тормоза 23. Удерживающий корпус 19 ведом в направляющем пазу 24. При работе обратный толкатель 18 с удерживающим корпусом движется согласно стрелке 25 между передней позицией и показанной штри- ховьтми линиями задней позицией 26. Челнок при этом во время процесса торможения в зависимости от тормозящего действия может дойти до задней позиции.
Ударная деталь 5 (фиг. 4) имеет перегородку 27 с направляющими
х - -
10
элементами 28 и 29, которые за счет упругой деформации мест 30 и 31 профиля становятся подвижными. На фиг. 5 показана деформация при пово- роте тела вокруг осей вращения X и Y по фиг. 3. При этом зазор S1 между направляющим элементом 28 и пазом 7 составляет около 0,2 мм.
Обратный толкатель 18 челнока в плоскостях, проходяо(их в поперечном направлении к направляющим элементам 28 и 29, имеет дополнительные направляющие элементы 32 и 33, которые при- 15 даны отдельному направляющему пазу 34 (фиг. 7). Во время работы (фиг. 8) при повороте тела 27 вокруг оси X (фиг. З) направляющие элементы 32 и 33 служат для дополнительной 20 стабилизации и увеличения контактных поверхностей и, таким образом, для уменьшения поверхностного трения в пленке смазки.
Перегородка 35 имеет шаровые : 25 цапфы 36 и 37, к которым шарнирно присоединены верхний 38 и нижний 39 кулисные камни (фиг. 5 и 6).
При вариантах согласно фиг. 11-13, которые одновременно служат в качестве схематического функционального изображения согласно фиг. 9 и 10, вместо шаровых цапф 36 и 37 предусмотрены открытые корпуса подшипников шаровых тел 40, которые опираются в соответствующих выемках 41 и 42 в перегородке 35 или в обоймах 43 и 44. Зазор S2 составляет около 0,2 мм.
Кулисные камни 45 имеют скосы 46 для улучшения свойства скольжения. Кроме того, предусмотрены выемки 47 для сокращения веса и уменьшения, таким образом момента инерции, благодаря чему подвижность кулисных камней дополнительно увеличивается (фиг. 14 и 15).
Кулисные камни 48, 49 имеют цилиндрическую рабочую поверхность 50 для дополнительного улучшения свойств скольжения (фиг.16),
Ударная деталь 5 имеет тело 51 с направляющими элементами 52 и 53, каждый из которых может сдвигаться по пластмассовым шинам 54 и 55, могущим двигаться в стороны в пазу 56 согласно стрелкам 57 и 58 с зазором S3, который составляет при этом около 0,3 мм, тогда как зазор S4 составляет около 0,2 мм (фиг. 17),
30
35
50
55
в примере выполнения обратного толкателя 18 челнока (фиг, 18 и 19) кулисные камни 38 и 39 гаарнирно присоединены к цилиндрическим цапфам 59 и 60 на теле 35. Перегородка 35, таким образом, подвижна только согласно фиг. 13.
Кулисные камни 61 и 62 имеют ци линдрическую рабочую поверхность 57 и посредством подшипников опираются в пазу 63, имеющем соответствующие направляющие поверхности (фиг. 20).
В качестве направляющих элементо на теле 64 предусмотрены сменные onopHbie башмаки 65 скольжения из пластмассы или металла, которые при износе легко могут быть заменены (фиг. 21 и 22).
В качестве направляющего бруса предусмотрена шина 66, профиль 67 которой. Служащий в качестве направляющего элемента, охватывается полками 68 и 69 ударной детали 70. Путем упругой деформации в местах профиля 30 и 31 направляющий элемент 67 с ударной деталью 70 может, например, двигаться поперек в позицию, обозначенную штрихпунктиром (фиг. 23).
Аналогично направляющие элементы в виде полок 71 и 72 тела 73 (фиг. 24) подвижны в местах 74 и 75 профиля посредством зшругой деформации поперек к продольному направлению , при этом профиль щины 76 может быть жестким.
Описанные виды выполнения с кулисными камнями, движущимися в направляющих пазах, могут быть перенесены также на исполнения, аналогичны с исполнениями с щинами согласно фиг. 23 и 24.
Благодаря предлагаемому выполнению направляющего узла удается достичь того, что направляющие поверхности направляющего элемента независимо от положения тела относительно направляющих поверхностей направляющего бруса в основном могут прилегать параллельно так, что обеспечивается оптимальное скольжение поверхностей, при этом направляющий элемент и/или тело могут быть подвижны за счет 176
упорной деформации, что дает возможность особенно простого изготовления тела совместно с направляющими эле- ментами в одном целом,
Формула изобретения
1. Направляющий узел для скользя- nze .движущихся деталей ткацкого станка , преимущественно ткацкого станка с зажимными челноками, содержащий контактирующие между собой деталями направляющий брус и установленное с возможностью возвратно-поступательного продольного перемещения относительно бруса тело, отличающийся , тем, что, с целью увеличения срока службы и уменьшения перекосов 8 одна из контактирующих деталей имеет направляющий элемент, а другая - паз для размещения направляющего элемента, при этом направляющий элемент установлен в пазу с возможностью взаимного перемещения поперек направл5тощего бруса, причем направляюрщй элемент или стенки паза выполнены по мгньшей мере из двух шарнирно соединепкьгх одна с другой частей, при этом тиркнй паза больще ширины разметенного в пазу направляющего элементя.
2. Узел по п. 1, отличащийся тем, что части ли направляющего элемента имеют арнирное соединение посредством пругой деформации,
3.Узел по п.. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что налравляющнй
элемент состоит из двух сменных кулисных камней, шарнирно соединенных с перегородкой.
4.Узел поп. , о т л и ч а ю - Щ и и с я тем, что направляюршй
элемент состоит из двух шаровых шарниров , щарнирно соединенных с перегородкой .
5.Узел по п. 1 , о т л и ч а ю - щ и и с я тем, что направляющий
брус имеет направляющий элемент, а тело - паз, охватывающий направляющий элемент.
Изобретение относится к текстильному машиностроению, может быть использовано в направлятцих узлах ткацких станков преимугдественно с зажимными челноками и позволяет увеличить срок службы и уменьшить перекосы . Направляющий уггел содержит контактирующие между собой деталями направляющий брус и установленное в нем с возможностью «озвратно-посту- пательного перемещения тело. Одна из контактирующих деталей имеет направляющий элемент, а другая - паз для размещения направляющего элемента. Направляющий элемент или стенки паза имеют возможность взаимного переме- в;ения поперек направляющего бруса за счет выполнения их из двух П1арн-.:р- но соединенных между собой частей. Лпя обеспечения перемещения поперек направляющего бруса ширина паза бол,- ше ширины размещенного в пазу направляющего элемента. Шарнирное соединение может обеспечиваться .упругой деформацией , шаровыми ша-рнирами, кулисными камнями, 4 з.п. ф-лы, 24 ил. f (Л