Код документа: RU2395191C2
Настоящее изобретение относится к сельскохозяйственной машине, содержащей самоходное шасси и несколько рабочих агрегатов, предназначенных для скашивания растений на корню, при этом указанные рабочие агрегаты соединены с указанным самоходным шасси.
Из предшествующего уровня техники известна сельскохозяйственная машина, содержащая самоходное шасси и, по меньшей мере, два фронтальных рабочих агрегата, выступающих в боковом направлении, захватывая широкую площадь укоса и повышая, таким образом, производительность машины.
Рабочая ширина таких косилок может достигать десятка метров, и для их транспортировки необходимо предусмотреть транспортное положение меньшей ширины, в котором рабочие агрегаты приводятся в вертикальное положение.
При такой транспортировочной конфигурации возникает первая проблема, связанная с обзором дороги со стороны механика-водителя, поскольку в этой конфигурации рабочие агрегаты затрудняют обзор.
Вторая проблема связана с приведением рабочих агрегатов в поднятое положение спереди самоходного шасси, так как в этом положении снижается устойчивость шасси, в частности, на неровных участках местности. Такое снижение устойчивости самоходного шасси при определенных неблагоприятных условиях может даже привести к его опрокидыванию.
Для обработки максимально большой площади поля выпускают все более длинные рабочие агрегаты. Складывание указанных рабочих агрегатов вокруг самоходного шасси в транспортном положении для соблюдения габаритов, максимально допустимых при движении по дорогам общего пользования, приводит, таким образом, к серьезной проблеме, связанной с сокращением обзора из водительской кабины при вождении и с неустойчивостью указанного самоходного шасси.
Как в известных сельскохозяйственных машинах, так и в машине в соответствии с настоящим изобретением расположенные спереди самоходного шасси рабочие агрегаты могут находиться практически на одной линии и могут содержать только режущие устройства или режущие устройства в сочетании с плющильными аппаратами для обработки скошенной массы, то есть такие машины могут относиться к категориям косилок или косилок-плющилок. Кроме того, такие машины могут содержать средства для укладки скошенной массы в валки для облегчения ее дальнейшего сбора, например, при помощи подборщика.
Задачей настоящего изобретения является устранение указанных выше недостатков посредством создания сельскохозяйственной машины, характеризующейся хорошим обзором из кабины как во время работы в поле, так и при движении по дороге при сложенном транспортном положении рабочих агрегатов, которое не приводит к неустойчивости самоходного шасси при движении по автомобильным и проселочным дорогам.
В связи с этим объектом настоящего изобретения является сельскохозяйственная машина, содержащая самоходное шасси с установленными на нем рабочими агрегатами, предназначенными для скашивания растений на корню, при этом, по меньшей мере, два рабочих агрегата во время работы расположены спереди самоходного шасси, если смотреть в направлении движения, и выступают за его габариты в боковом направлении, при этом указанная сельскохозяйственная машина содержит:
- самоходное шасси, выполненное с возможностью перемещения в двух противоположных направлениях: в рабочем направлении и в направлении транспортировки;
- водительскую кабину, выполненную с возможностью перемещения вдоль самоходного шасси;
- по меньшей мере, одну центральную раму, соединенную с подъемником самоходного шасси и несущую указанные фронтальные рабочие агрегаты, при этом указанные рабочие агрегаты выступают в боковом направлении за габариты самоходного шасси и выполнены с возможностью перемещения посредством центральной рамы в транспортное положение, в котором они располагаются в продольном направлении, по меньшей мере, частично выступая над шасси.
Расположение рабочих агрегатов и их конфигурация в сложенном положении вокруг самоходного шасси в соответствии с настоящим изобретением позволяет получить сельскохозяйственную машину высокой производительности при сокращенной ширине транспортного положения. Самоходное шасси является компактным, относительно сбалансированным по массе, что повышает его устойчивость при переездах между рабочими зонами и по дорогам общего пользования.
В транспортном положении сельскохозяйственная машина в соответствии с настоящим изобретением является относительно компактной, и ее высота может быть меньшей четырех метров, то есть соответствовать допустимым габаритам при движении по дорогам общего пользования.
Способ складывания, позволяющий перейти от рабочего в транспортное положение и наоборот, может быть оптимизирован при использовании простейшей конструкции, которая имеет небольшой вес и содержит ограниченное число гидравлических силовых цилиндров управления, что снижает стоимость машины при сохранении ее характеристик.
Использование косилки с несколькими рабочими агрегатами позволяет увеличить ширину скапливания до двенадцати метров при трех режущих аппаратах, такая машина обеспечивает повышенную производительность работы в поле и позволяет, таким образом, сократить количество рабочих дней при покосе. Это решение наиболее привлекательно для сельхозпроизводителей, обрабатывающих большие площади.
Другие отличительные признаки и преимущества настоящего изобретения будут более очевидны из нижеследующего описания не ограничительных примеров его выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых представлено:
фиг.1 - вид сверху сельскохозяйственной машины в соответствии с настоящим изобретением, содержащей два фронтальных рабочих агрегата, при этом агрегаты находятся в рабочем положении;
фиг.2 - вид сбоку сельскохозяйственной машины, показанной на фиг.1;
фиг.3 - вид сельскохозяйственной машины, показанной на фиг.2, в которой рабочие агрегаты сложены в транспортное положение, а водительская кабина смещена и повернута на 180°;
фиг.4 - вид сельскохозяйственной машины, оборудованной тремя рабочими агрегатами в рабочем положении;
фиг.5 - вид транспортного положения сельскохозяйственной машины, показанной на фиг.4, в котором рабочие агрегаты сложены, а водительская кабина смещена и повернута на 180°.
Согласно предпочтительному варианту выполнения настоящего изобретения, показанному на фиг.1, самоходное шасси 1 несет два фронтальных рабочих агрегата 2, 3, расположенных практически на одной линии и выступающих в боковом направлении. В рабочем положении, показанном на фиг.1 и 2, направление движения А, обозначенное стрелкой, является рабочим направлением при движении в поле.
В варианте косилок-плющилок, о которых в основном идет речь, фронтальные рабочие агрегаты 2, 3 содержат, по меньшей мере, один режущий аппарат 4, одно устройство для плющения скошенной массы и одно валкообразующее устройство 5 для укладки скошенной массы в валки. Это валкообразующее устройство 5 находится сзади режущего аппарата 4.
Известны разные устройства обработки скошенной массы, которые позволяют плющить защитный слой скошенных растений, чтобы ускорить время сушки перед подборкой валков, и которые могут выполняться встроенными или с возможностью установки во фронтальные агрегаты в рамках настоящего изобретения.
Валкообразующее устройство 5 может содержать конвейерную ленту, позволяющую собирать растения во время одного захода в валок, который легко подбирается, например, подборщиком. Предпочтительно валкообразующее устройство 5 может быть выполнено с возможностью удаления от режущего аппарата 4 в нерабочее положение, если пользователь хочет оставить растения сушиться на земле для последующего получения сенажа.
Средства, обеспечивающие удаление или приближение валкообразующего устройства 5, могут быть выполнены, например, в виде гидравлических силовых цилиндров 6, 7, установленных на конструкции, соединяющей фронтальные рабочие агрегаты 2, 3 с самоходным шасси 1.
Согласно изобретению два находящихся на одной линии фронтальных рабочих агрегата 2, 3 шарнирно соединены с самоходным шасси 1 посредством центральной рамы 8, состоящей из одной или нескольких частей и установленной на подъемный механизм 9 самоходного шасси.
Два фронтальных агрегата 2, 3 шарнирно установлены на центральной раме 8 при помощи незначительно наклоненных осей 10, 11, вокруг которых они могут поворачиваться, поднимаясь практически до вертикального положения под действием гидравлических силовых цилиндров 12, 13.
Центральная рама 8 содержит поперечную шарнирную ось 14, вокруг которой могут перемещаться два фронтальных рабочих агрегата под действием гидравлического силового цилиндра 15 для приведения в транспортное положение, показанное на фиг.3, а также для перемещения из транспортного в рабочее положение.
В рабочем положении, показанном на фиг.1, водительская кабина 16 находится рядом с фронтальными рабочими агрегатами 2, 3. Она ориентирована в направлении А и выдвинута вперед для обеспечения механику-водителю хорошего обзора зон захвата при работе в поле.
На фиг.2 показан вид сбоку самоходного шасси в рабочем положении и, в частности, положение водительской кабины 16 рядом с рабочими агрегатами 2, 3.
На фиг.3 показано транспортное положение, в котором водительская кабина 16 повернута на 180° и смещена на самоходном шасси 1 в сторону, противоположную рабочим агрегатам 2, 3. Для этого водительскую кабину 16 можно установить на поворотной опоре, которая сама может перемещаться на самоходном шасси 1 в продольном направлении посредством силовых цилиндров или тросов. Указанные рабочие агрегаты устанавливаются в продольном направлении над передней частью самоходного шасси 1 посредством комбинированного действия групп силовых цилиндров 12, 13 и 15. Такое расположение кабины 16 и рабочих агрегатов 2, 3 позволяет равномерно распределить нагрузку на самоходном шасси и тем самым обеспечить хорошую устойчивость.
Для установки фронтальных рабочих агрегатов 2, 3 из рабочего в транспортное положение эти агрегаты сначала поворачиваются вокруг осей 10 и 11 в практически вертикальное положение посредством гидравлических силовых цилиндров 12, 13, затем образованный таким образом комплекс укладывают в транспортном направлении В практически в горизонтальное положение посредством поворота примерно на 90° вокруг поперечной шарнирной оси 14 посредством гидравлического силового цилиндра 15.
Гидравлические силовые цилиндры 12, 13 установлены по обе стороны от центральной рамы 8, с которой они соединены, и закреплены своим противоположным концом на соответствующем рабочем агрегате 2, 3 практически в его центральной части, как показано на фиг.1.
В транспортном положении, показанном на фиг.3, водительская кабина 16 повернута на 180° вокруг вертикальной поворотной опоры и смещена назад в направлении В, что позволяет самоходному шасси передвигаться в транспортном направлении В. Транспортное направление В противоположно рабочему направлению А движения.
Перемещение водительской кабины 16 в транспортное положение позволяет высвободить место на самоходном шасси для укладывания фронтальных рабочих агрегатов 2, 3 и конструкции, несущей указанные фронтальные рабочие агрегаты, по меньшей мере, частично над самоходным шасси 1.
Складывание фронтальных рабочих агрегатов 2, 3 в транспортное положение позволяет разместить их вдоль самоходного шасси 1 в конфигурации, при которой машина является очень компактной, при этом ее высота предпочтительно меньше 4 метров, а ширина уменьшается. Кроме того, происходит равномерное распределение нагрузки на переднюю и заднюю оси, что улучшает устойчивость машины во время транспортировки.
Кроме того, после складывания комплекс фронтальных рабочих агрегатов 2, 3 почти не увеличивает ширину самоходного шасси 1.
Согласно изобретению, как показано на фиг.3, в транспортном положении сложенные фронтальные рабочие агрегаты нисколько не мешают механику-водителю при вождении по дорогам.
Сельскохозяйственная машина выполнена как с точки зрения силовой установки, так и в плане органов управления с возможностью перемещения в обоих направлениях А и В.
Согласно другому варианту выполнения сельскохозяйственной машины, показанному на фиг.4 и 5, самоходное шасси содержит перемещающуюся водительскую кабину 16 и три фронтальных рабочих агрегата 17, 18, 19, расположенных практически на одной линии в положении для скашивания растений.
Расположенный в центре фронтальный агрегат 18 соединен с центральной рамой 8 посредством тяг, тогда как боковые фронтальные рабочие агрегаты 17, 19 шарнирно соединены с центральной рамой 8 посредством осей 20, 21, ориентированных в направлении А движения во время работы.
Оба боковых фронтальных рабочих агрегата 17, 19 складываются вокруг осей 20, 21 под действием гидравлических силовых цилиндров 22, 23 практически до вертикального положения. Каждый гидравлический силовой цилиндр 22, 23 закреплен одним концом на центральной раме 8 и другим концом - на соединительных штангах 27, 28, соединенных с рабочими агрегатами 17, 19.
Соединительные штанги 27, 28 одним концом закреплены на поперечинах 29, 30, а другим концом на балках 31, 32, соединенных с шарнирами 20 и 21.
Узел, образованный соединительными штангами 27, 28, поперечинами 29, 30 и балками 31, 32, составляет несущую конструкцию, обеспечивающую перемещение фронтальных агрегатов 17, 19 посредством гидравлических силовых цилиндров 22, 23.
Центральная рама 8 содержит поперечную шарнирную ось 24 (см. фиг.5) и один или два гидравлических силовых цилиндра 25, 26, обеспечивающих складывание рабочих агрегатов 17, 18, 19 вокруг указанной оси 24 в транспортное положение после поворота примерно на 90° в транспортном направлении В.
В сельскохозяйственной машине, показанной на фиг.5, центральный фронтальный агрегат 18 в транспортном положении находится, по существу, в вертикальной плоскости и перпендикулярно к двум боковым фронтальным рабочим агрегатам 17, 19, сложенным вдоль самоходного шасси 1.
Это перемещение центрального фронтального агрегата 18 в рабочее положение и в транспортное положение осуществляется поворотом на угол примерно 90° вокруг поперечной оси 24.
Не выходя за рамки настоящего изобретения, можно предусмотреть несколько вариантов выполнения средств, обеспечивающих складывание фронтальных рабочих агрегатов вокруг самоходного шасси, в частности, что касается числа гидравлических силовых цилиндров и их расположения, а также размещения указанных рабочих агрегатов в транспортном положении.
Можно предусмотреть большее или меньшее число фронтальных агрегатов, при этом указанные агрегаты могут быть косилками или косилками-плющилками.
В варианте, когда машина содержит более двух фронтальных агрегатов, можно предусмотреть различные варианты складывания указанных рабочих агрегатов на самоходном шасси, при этом все эти варианты входят в настоящее изобретение.
Поворотная водительская кабина может иметь разные формы и размеры и содержать все обычные функциональные средства для управления рабочими агрегатами и самоходным шасси или только часть таких средств.
В другом варианте выполнения настоящего изобретения водительская кабина может не быть поворотной, при этом она должна содержать второй руль и дублирующие органы управления и, возможно, поворотное кресло для механика-водителя или второе место для вождения в противоположном направлении. В рамках настоящего изобретения можно предусмотреть различные комбинации перемещения вдоль самоходного шасси с поворотом на 180° или без такого поворота водительской кабины.
Очевидно, что настоящее изобретение не ограничивается описанными и представленными в качестве примеров вариантами выполнения и может охватывать любые технические эквиваленты или их комбинации.
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в машинах для кошения растений. Сельскохозяйственная машина содержит самоходное шасси с установленными на нем несколькими рабочими агрегатами, водительскую кабину и центральную раму. Самоходное шасси выполнено с возможностью перемещения в двух противоположных направлениях: в рабочем направлении и в транспортном направлении. Водительская кабина установлена с возможностью перемещения вдоль самоходного шасси. Центральная рама несет фронтальные рабочие агрегаты и соединена с подъемником самоходного шасси. Рабочие агрегаты выступают в боковом направлении за габариты самоходного шасси и выполнены с возможностью перемещения посредством центральной рамы в транспортное положение. В транспортном положении рабочие агрегаты располагаются в продольном направлении, частично выступая над самоходным шасси. Конструкция машины обеспечивает хороший обзор из кабины как во время работы в поле, так и при движении по дороге при сложенном транспортном положении рабочих агрегатов. 10 з.п. ф-лы, 5 ил.