Насос предназначен для впрыска топлива в двигатели внутреннего сгорания.
Известны насосы, содержащие распределитель и несколько насосных элементов, нриводимых
от вала с наклонной нлайбой. Каждый насосный элемент сообщен нагнетательным
каналом с одной топливо-впрыскивающей форсункой и со всасывающей полостью при
помощи каналов на распределителе.
Однако число нагнетательных элементов в
известном насосе должно быть равно числу форсунок в двигателе.
В описываемом насосе число нагнетательных элементов можно уменьшить и обеспечить
простое выполнение насоса при небольшом количестве прецизионных деталей нагнетающих секций и привода.
Указанная цель достигается путем подачи топлива от одного насосного элемента к нескольким
форсункам с помощью каналов распределителя , сообщающих нагнетательный канал
с насосным элементом при впрыске топлива в форсунку и всасывающую полость с
насосным элементом при отсутствии подачи топлива в форсунку.
Для этого распределитель насоса имеет каналы для соединения каждой нагнетательной
полости с несколькими форсунками и перепускные канавки, чередующиеся с нагнетательными
для сообщения нагнетательной и всасывающей полости между подачами топлива в
форсунки.
Преимущества описываемого насоса заключаются
в том, что в нем применено небольшое
количество простых по форме насосных элементов
с гладкими цилиндрическими нлунжерами , и простой в изготовлении привод с наклонной
шайбой. При этом все полости высокого давления выполнены в одной компактной
детали, что позволяет уплотнить полость привода .
На фиг. 1 приведена характеристика подачи топлива для насоса с тремя насосными
элементами при шестицилиндровом двигателе;
на фиг. 2 - представлен насос, продольный
разрез; на фиг. 3 - поперечное сечение по А-А на фиг. 2.
Как показано на фиг. 1, при углах вращения 360° получается шесть одинаковых интервалов
подачи. Из этих интервалов подачи можно путем подбора конструкции распределителя
выделить на расстояниях 60° равные впрыскиваемые количества от Qi до QeИз
характеристики подачи видно, что при
одном и том же насосе с тремя насосными
элементами и соответствующей конструкции распределителя можно выделить при углах
поворота 75, 155, 255 и 345° четыре одинаковых внрыскиваемых количества топлива от Qi
до QIV для четырехцилиндрового двигателя. В корпусе 1 и втулке плунжеров 2 с возможностью
вращения расноложен вал 3 наклонной шайбы. Наклонная шайба 4 взаимодействзбт с плунжерами 5. Нагнетательная
полость над плунжером 5 сообщена с нагнетательной полостьЕО подкачивающей помпы 6
и с камерой всасывания 7. К втулке плунжеров 2 прикреплена головка 8. В головке выполнены
нагнетательные полости 9, в которые помещены плунжеры 5. Полости сообщены
радиальными отверстиями 10 с отверстиями распределителя. Распределитель 11 соединен
в области камеры 7 с валом 3 и имеет на своей наружной поверхности продольные перепускные
канавки 12, выходящие в камеру всасывания , и радиальные отверстия 13, ведущие к продольному отверстию 14.
В распределителе 11 от отверстия 14 ведет наружу радиальное отверстие 15, которое при
вращении распределителя сообщается поочередно с выпускными отверстиями 16, сообщенными
трубопроводами с форсунками в цилиндрах двигателя. На распределителе также выполнены наклонно
одна к другой канавки 17, сообщенные радиальными каналами 18.с центральным отверстием
14. Отсечная втулка 19, имеющая осевое перемещение, размещена на выступающем
из головки 8 конце распределителя. Число отверстий 20, выполненных в ней, равно
числу выпускных отверстий. Осевым перемещением втулки 19 достигается регулирование
количества впрыскиваемого топлива. Кольцом 21 полость привода 22 уплотнена
относительно камеры 7, так что привод может смазываться независимо от применяемого топлива
. На боковой поверхности распределителя выполнена выемка 23. На валу 3 расположен
зубчатый обод 24 привода щестерни 25 центробежного регулятора. На фиг. 3 показано расположение канавок
12 и отверстий 13 в распределителе для шестицилиндрового двигателя.
Насос содержит три нагнетательных элемента с плунжерами 26, 26а, 266, которые расположены
со смещением на 120° один относительно другого вокруг оси распределителя.
Три радиальных отверстия 27, 27а, 276, выполненные равномерно вокруг распределителя
1 1 в головке 8, сообщены с полостями для плунжеров. При этом отверстие 27 сообщено с полостью
плунжера 26, отверстие 27а - с полостью плунжера 26а, а отверстие 276 - с полостью плунжера 266.
Радиальные отверстия 27, 27а, 276 при вращении распределителя 11 сообщаются отверстиями
28, 28а, 286 с отверстием 14. Отверстия 28, 28а, 286 смещены на 60° одно относительно
другого. Канавки 29 выполнены на боковой поверхности распределителя между отверстиями 28,
28а, 286. Эти канавки сообщены с камерой всасывания 7 и предназначены для отвода
топлива из полостей плунжеров в промежутках между впрысками. Распределитель соединен с валом 3 таким
образом, что отверстие 28 лежит в одной плоскости с точкой на наклонной щайбе, соответствующей
верхней мертвой точке плунжеров. Насос работает следующим образом.
В положении, показанном на фиг. 3, плунжер 26а, сообщенный с отверстием 27а, и
плунжер 266, сообщенный с отверстием 276, нагнетают топливо через отверстия 28а, 286,
14 и 15, расположенные в одной плоскости с отверстием 28, в форсунку двигателя. При
этом, плунжер 26, сообщенный через отверстие 27 с выемкой 23 распределителя, всасывает
топливо из камеры 7 насоса. При вращении распределителя по часовой
стрелке отверстия 27й и 28а разобщаются и подача топлива в форсунку прекращается. Канавка
29 сообщается с отверстием 27а, перепуская топливо, нагнетаемое плунжерами 26а
и 266, в камеру всасывания 7. Предмет изобретения 1. Распределительный насос для подачи
топлива в форсунки двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с нагнетательными
и всасывающими полостями, внутри которого размещен распределитель и плунжеры,
приводимые в движение от вала с наклонной шайбой, отличающийся тем, что, с целью
уменьшения числа насосных элементов, распределитель имеет каналы для соединения
каждой нагнетательной полости с несколькими форсунками и перепускные канавки, чередующиеся
с нагнетательными, для сообщения нагнетательной и всасывающей полостей между
подачами топлива в форсунки. 2.Насос по п. 1, отличающийся тем,
что в корпусе помещена подкачивающая помпа с приводом от вала наклонной шайбы, связанная
при помощи канала со всасывающей полостью. 3.Насос по п. 1, отличающийся тем,
что на распределителе между перепускными канавками и приводом установлено уплотнение .
4.Насос по п. 1, отличающийся тем, то на валу с наклонной шайбой помещена
естерня привода центробежного регулятора. О 20 W 60 80 100 120 WO 160 180 200 22O 2W
/ 2 260 280 300 320
n 20 18 19 S/ / 8
29
27 S
27а
26а
29