Код документа: RU2275830C2
Изобретение относится к универсальному лежаку с одноместной поверхностью для лежания для применения внутри и вне автомобиля, в частности военной машины.
Подобный, известный, например, из DE 3625633 А1 универсальный лежак содержит жесткий, состоящий из двух вставляемых друг в друга половин трубчатый каркас, на который натянута поверхность для лежания. Известный лежак может быть установлен в автомобилях непосредственно над спинками сидений или положен на них. При необходимости известный лежак может быть снабжен дополнительными устройствами. С известным лежаком пространство в высоту над сидениями автомобиля может быть использовано для отдыха пассажиров или для багажа. Лежак может быть использован также вне машины. После отделения обеих половин жесткого трубчатого каркаса возникают, однако, трудности с размещением лежака в автомобиле.
Задачей изобретения является поэтому создание универсального лежака описанного выше рода так, чтобы в нерабочем состоянии его можно было легко разместить в автомобиле и чтобы он, помимо своего назначения в качестве спального лежака, мог выполнять еще и другие функции.
Эта задача решается согласно изобретению посредством отличительных признаков п.1 формулы изобретения.
Зависимые пункты включают в себя предпочтительные усовершенствования изобретения.
Согласно изобретению поверхность для лежания образована свертываемым материалом, на обеих продольных кромках которого предусмотрены приемные устройства для перекладин, повышающих продольную устойчивость поверхности для лежания. Перекладины размещены с возможностью извлечения в приемных устройствах, предусмотренных на продольных кромках поверхности для лежания, например, в виде петель или трубок, состоящих из материала поверхности для лежания. Перекладины могут быть вставлены в эти приемные устройства и извлечены из них. Для поперечной устойчивости поверхности для лежания с обеими перекладинами разъемно соединены, по меньшей мере, две распорки. За счет распорок обе перекладины удерживаются на расстоянии друг от друга приблизительно по ширине поверхности для лежания. В результате поверхность для лежания расправлена и, в частности, в слегка натянутом состоянии расположена на раме или каркасе, состоящем из перекладин и распорок. Свертываемый материал, образующий поверхность для лежания, может быть выполнен, например, в виде сетки, однако, для образования поверхности для лежания может применяться также подходящий текстильный материал или прочное сукно.
В нерабочем состоянии перекладины и распорки разборной рамы отделены друг от друга. Образующий поверхность для лежания материал, например сетку, наматывают на одну из обеих перекладин. С помощью другой перекладины и обеих распорок разобранный таким образом лежак можно разместить и прикрепить в подходящем месте машины, например в удерживающем приспособлении на задней стенке кабины.
Устройство для подвешивания может быть закреплено, по меньшей мере, в четырех местах, предусмотренных предпочтительно на продольных кромках образующего поверхность для лежания полотна материала. Для этого могут применяться ремни или петли для подвешивания. Внутри машины, в частности в кабине, предусмотрены соответствующие точки подвешивания, в которых подвешивают ремни или петли, образующие устройство для подвешивания, так что универсальный лежак в этом случае может быть использован в подвешенном виде в качестве спального лежака в машине, в частности в ее кабине.
Поскольку каркас или рама универсального лежака выполнен/выполнена разборным/разборной, поверхность для лежания, в частности сетка, после извлечения перекладин и распорок каркаса может быть подвешена с помощью ремней или петель также в виде гамака в машине, например в ее кабине.
Далее, состоящий из перекладин и распорок каркас универсального лежака может содержать складные или предпочтительно отделяемые ножки-опоры. Универсальный лежак может быть тогда установлен, например, в качестве походной кровати на основании также и вне машины. Ножки-опоры могут иметь дугообразную форму, причем эти дугообразные ножки-опоры, разъемно вставляемые в перекладины, выполняют при соответствующей прочности одновременно распорную функцию.
Далее, в продолжении обеих продольных перекладин могут быть предусмотрены или разъемно закреплены на каркасе посредством резьбовых или вставных соединений ручки, так что универсальный лежак может быть использован в этом случае также в качестве носилок для транспортировки больных или раненых.
Далее, образующее поверхность для лежания свертываемое полотно, в частности сетка, может выполнять также функцию удерживающей, или найтовочной, или багажной сетки внутри машины, в частности в кабине вездехода или военной машины. Для этого поверхность для лежания может быть фиксирована на одной продольной кромке с помощью одной из обеих продольных перекладин в соответствующем удерживающем устройстве внутри машины и, будучи расположена перед или над размещаемыми предметами, затянута на другой продольной кромке в машине, например, стяжными ремнями.
Изобретение может быть использовано предпочтительно в военных машинах, в частности в кабине военной машины, а также в вездеходах, грузовых автомобилях и т.п. благодаря своей многосторонней применимости и компактного размещения в нерабочем состоянии.
Изобретение более подробно поясняется с помощью нескольких примеров выполнения и применения, изображенных на чертеже, на котором представляют
- фиг.1 - поперечное сечение кабины военной машины с двумя подвешенными в ней в качестве спальных лежаков универсальными лежаками согласно изобретению, вид спереди;
- фиг.2 - продольный разрез кабины машины по фиг.1, из которого видны оба подвешенных в ней в качестве спальных лежаков универсальных лежака в поперечном сечении;
- фиг.3 - вид в перспективе выполненного в виде сетки примера выполнения материала поверхности для лежания универсального лежака;
- фиг.4 - пример выполнения универсального лежака;
- фиг.5 - другой пример выполнения универсального лежака;
- фиг.6 - другой пример выполнения универсального лежака;
- фиг.7 - поперечное сечение кабины машины по фиг.1, 2, из которого видна затяжка сетки для лежания в качестве найтовочной или удерживающей сетки;
- фиг.8 - продольный разрез кабины машины по фиг.7, из которого видны затяжка сетки для лежания в качестве найтовочной или удерживающей сетки и прикрепление частей универсальных лежаков к задней стенке кабины, в сечении.
Изображенный на чертежах универсальный лежак содержит образующий поверхность для лежания свертываемый материал 1 с приемными устройствами 2 и разборную раму, состоящую из двух перекладин 3 и двух распорок 4, размещаемых предпочтительно на концах перекладин. Перекладины 3 и распорки 4 могут быть изготовлены из жестких труб, в частности металлических. Обе перекладины 3 могут быть вставлены в приемные устройства 2, проходящие на продольных кромках свертываемого материала 1 поверхности для лежания. Приемные устройства 2 могут быть образованы приемными трубками, изготовленными, например, путем сшивания материала 1 поверхности для лежания на продольных кромках. Вместо сплошных с продольной стороны приемных трубок приемные устройства 2 могут быть выполнены также в виде приемных петель на продольных кромках свертываемого материала 1 поверхности для лежания. Предпочтительно материал поверхности для лежания состоит из сетки, как это видно в перспективе сверху из фиг.3.
Обе распорки 4 разъемно соединены с перекладинами 3, например, посредством вставных соединений. Вместо таких вставных соединений могут быть предусмотрены также резьбовые соединения. За счет распорок 4 материал 1 поверхности для лежания может удерживаться в слегка натянутом состоянии между обеими перекладинами 3, обеспечивающими продольную жесткость универсального лежака.
В одном случае применения универсальный лежак может быть в качестве спального лежака подвешен в машине, в частности в кабине военной машины, как это видно на фиг.1 и 2. Для этого предусмотрено устройство для подвешивания в виде ремней или петель 5. В изображенном примере выполнения универсальный лежак содержит на своем материале 1 поверхности для лежания снаружи четыре петли 5 для подвешивания. Эти петли 5 закреплены в боковых местах 10 закрепления на материале 1 поверхности для лежания (фиг.3), например, путем пришивания. В машине, в частности в кабине 11, для каждого из обоих универсальных лежаков, подвешенных здесь в качестве спальных лежаков, предусмотрено четыре места 9 размещения. Таким образом, два универсальных лежака в качестве спальных лежаков, расположенных друг за другом в поперечном направлении кабины 11, могут быть подвешены в местах 9 размещения, например в зоне потолка кабины или машины (фиг.2).
Поскольку рама или каркас, образованные обеими перекладинами 3 и обеими распорками 4, выполнены разборными, материал 1 поверхности для лежания может быть подвешен в машине или кабине 11 в местах 9 размещения с помощью петель 5 также без каркаса или рамы, образуя в этом случае гамак.
Для других целей применения универсального лежака на распорках 4 или перекладинах 3 могут быть предусмотрены складные или отделяемые ножки-опоры 6. Ножки-опоры 6 могут быть выполнены в виде дуг (фиг.4-6), проходящих по всей ширине универсального лежака, или в виде отдельных ножек. Для разъемного закрепления ножки-опоры 6 могут быть соединены с перекладинами 3 или распорками 4 посредством вставных соединений или, в случае отдельных ножек - также посредством резьбовых соединений. Универсальный лежак может быть тогда использован в качестве кровати, в частности походной кровати, установленной на основании также вне машины.
Для другого вида применения универсального лежака на раскладной раме, в частности на распорках 4, разъемно, например, посредством резьбовых соединений могут быть закреплены ручки 7 (фиг.5). Универсальный лежак может быть использован тогда в качестве носилок для транспортировки больных или раненых.
В примерах выполнения по фиг.4-6 универсальные лежаки изображены при виде спереди (А), при виде сбоку (В) и в перспективе (С) под углом сверху. У изображенной на фиг.4 формы выполнения дугообразные ножки-опоры 6 могут быть разъемно вставлены в предусмотренные для этого в перекладинах 3 втулки. Дугообразные ножки-опоры находятся при этом приблизительно в пределах одной трети продольной протяженности универсального лежака от концов. У изображенного на фиг.5 примера выполнения ручки 7, как уже сказано, соединены с перекладинами 3 и/или распорками 4 разъемно, например, посредством вставных или резьбовых соединений.
У изображенного на фиг.6 примера выполнения распорки 4 соединены с концами перекладин 3 разъемно. С распорками 4 или с концами перекладин дугообразные ножки-опоры 6 соединены разъемно. Можно также изготовить распорки 4 и ножки-опоры 6 за одно целое и разъемно вставить в концы перекладин.
Распорки 4 в примерах выполнения могут быть разъемно вставлены в образованные материалом 1 поверхности для лежания приемные трубки или петли. Эти приемные трубки или петли могут быть прочно соединены с материалом 1 поверхности для лежания путем пришивания или разъемно соединены с ним посредством застежек-липучек или кнопок и т.п. при оборачивании вокруг распорок 4. Таким же образом могут быть выполнены также приемные устройства 2, образованные для перекладин 3 на продольных кромках материала 1 поверхности для лежания.
Как видно из фиг.7 и 8, выполненный, в частности, в виде сетки материал 1 поверхности для лежания может быть использован в качестве удерживающей или найтовочной сетки. Для этого одну перекладину 3 оставляют в приемном устройстве 2, а другую извлекают из него. Для лежащей вверху перекладины 3 в кабине 11 предусмотрены держатели 12, с помощью которых одну продольную кромку материала 1 поверхности для лежания можно закрепить вверху в кабине 11. На лежащей внизу кромке материал 1 поверхности для лежания затягивают в кабине 11 с помощью затяжных ремней 8, затяжных веревок и т.п. За счет этого получают удерживающую или найтовочную сетку перед или над самым различным багажом и предметами, перевозимыми в машине или в кабине 11.
Извлеченная перекладина 3, относящаяся к используемому в качестве удерживающей или найтовочной сетки материалу 1 поверхности для лежания одного универсального лежака, а также обе перекладины 3 другого универсального лежака и, при необходимости, распорки могут быть посредством свертываемого материала 1 поверхности для лежания другого универсального лежака свернуты в компактный пакет 13. Этот пакет 13 может быть закреплен в имеющемся за удерживающей или найтовочной сеткой пространстве, предпочтительно к задней стенке кабины 11, подходящими крепежными средствами 14.
Перечень ссылочных позиций
1 - материал поверхности для лежания
2 - приемные устройства
3 - перекладины
4 - распорки
5 - петли для подвешивания
6 - ножки-опоры
7 - ручки
8 - затяжные ремни
9 - места размещения
10 - места закрепления
11 - кабина
12 - держатели
13 - пакет
14 - крепежные средства
Универсальный лежак с одноместной поверхностью для лежания, образующий поверхность для лежания, свертываемый материал и имеющий разборную раму, содержащую две перекладины, каждая из которых размещена с возможностью извлечения в приемном устройстве на продольных кромках материала поверхности для лежания, и две распорки, разъемно соединенные с перекладинами, лежак предназначен для применения внутри и вне автомобиля, в частности военной машины; в лежаке предусмотрено устройство для подвешивания, причем этот лежак размещается внутри автомобиля в различных монтажных состояниях и положениях, а именно с расправленной поверхностью для лежания подвешивается во внутреннем пространстве автомобиля на предусмотренном там месте с помощью устройства для подвешивания или своим полотном поверхности для лежания закрепляется в виде найтовочной или багажной сетки во внутреннем пространстве автомобиля, или своим полотном поверхности для лежания образует пакет, обмотанный вокруг перекладин и прилагаемых к ним распорок, закрепленный во внутреннем пространстве автомобиля. Использование данного изобретения позволяет легко разместить лежак в автомобиле, при этом помимо своего назначения в качестве спального лежака может выполнять и другие функции. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.