Код документа: RU2340477C2
Настоящее изобретение касается способа видоизменения внутреннего пространства транспортного средства, а также кресла для осуществления такого способа.
В частности, настоящее изобретение предназначено для применения на общественном транспорте (самолеты, поезда, автобусы и т.д.), однако оно может применяться и на автомобилях, например, с кузовом моноспейс.
В транспортных средствах общего пользования кресла чаще всего устанавливают в неразборной конфигурации. Кресла, в случае необходимости, могут иметь «степени свободы», позволяющие, например, наклонять спинку или даже трансформировать кресло в ложе. Вместе с тем в транспортных средствах общего пользования, как правило, направление кресел не меняется. В пассажирском самолете все кресла чаще всего направлены вперед таким образом, что пассажиры занимают в них положение по направлению полета самолета. В поезде существуют кресла, расположенные друг против друга, комплекты кресел, позволяющие сидеть по ходу поезда, и комплекты кресел, позволяющие сидеть против хода поезда.
В некоторых транспортных средствах существуют поворотные кресла и кресла, установленные на полозьях, что позволяет видоизменять внутреннее пространство транспортного средства. Такие кресла устанавливают, например, в некоторых автомобилях с кузовом типа моноспейс. Такой тип кресел применяют также в специальных конструкциях салона самолета или вагона поезда для частных владельцев.
Недостатком известных решений, позволяющих видоизменять внутреннее пространство транспортного средства, является то, что вокруг трансформируемого кресла необходимо предусматривать пространство, в частности, предназначенное для его поворота. В результате происходит существенная потеря полезного пространства. Это несовместимо с экономическими задачами, решаемыми общественным транспортом. Действительно, в силу очевидных проблем рентабельности всегда стараются разместить максимальное число пассажиров в данном объеме пространства.
Задачей настоящего изобретения является обеспечение возможности видоизменения внутреннего пространства транспортного средства, не меняя объема этого пространства с точки зрения числа устанавливаемых в нем кресел. Предпочтительно изменение конфигурации этого пространства должно осуществляться быстро. В случае самолета предпочтительно также, чтобы предлагаемое решение не приводило к существенному увеличению полетной массы.
В этой связи настоящим изобретением предлагается способ видоизменения внутреннего пространства транспортного средства, содержащего кресла, каждое из которых состоит из спинки и сиденья.
Согласно изобретению этот способ состоит, в случае использования по меньшей мере одного кресла, в том, что перемещают упомянутое кресло из первого положения, в котором нижний край спинки находится напротив первого поперечного края сиденья, во второе положение, в котором упомянутый нижний край спинки оказывается напротив поперечного края, противоположного упомянутому первому поперечному краю.
Таким образом, можно менять направление кресла. Когда спинка кресла находится в своем первом положении, пассажир в этом кресле сидит лицом в направлении движения транспортного средства, в котором он путешествует. После перемещения спинки сидящий в том же кресле пассажир оказывается против хода упомянутого транспортного средства. Таким образом, по желанию можно установить кресла друг против друга и соответственно видоизменить внутреннее пространство транспортного средства. Благодаря настоящему изменению нет необходимости поворачивать кресло или снимать его, чтобы поменять его направление в транспортном средстве. Достаточно простого перемещения спинки. Это перемещение можно осуществлять, не уменьшая соответствующего пространства вокруг соседнего кресла.
Описанное выше движение спинки предпочтительно комбинируют с поворотом примерно на 180° вокруг ее оси. Таким образом, независимо от положения спинки спина пассажира опирается все время на одну и ту же сторону спинки. Благодаря этому на одной стороне спинки можно установить откидной столик. Другая сторона спинки может быть выполнена, как обычно, чтобы соответствовать форме тела пассажиров.
Осью вращения является, например, ось, по существу перпендикулярная к сиденью. Вместе с тем, можно предусмотреть, чтобы ось была параллельной этому сиденью.
Для удержания спинки в ее рабочем положении предпочтительно предусмотреть стопорение спинки относительно ее сиденья, когда она находится вдоль края сиденья.
Настоящее изобретение предлагает также кресло для транспортного средства, содержащее сиденье и подвижную спинку. Согласно изобретению это кресло содержит направляющие средства, называемые первыми направляющими средствами, для перемещения спинки от края сиденья к его противоположному краю. Такое кресло позволяет применять описанный выше способ.
В предпочтительном варианте выполнения такое кресло предпочтительно также содержит вторые направляющие средства для направления поворота спинки примерно на 180°. Как было указано выше, опорой для спины пассажира служит та же самая сторона спинки. В этом случае противоположную сторону можно оборудовать аксессуарами, например, такими как откидной столик. В этом варианте выполнения средства направления поворота содержат поворотную ось, по существу соответствующую оси симметрии спинки. Эта поворотная ось может быть, например, по существу перпендикулярной к сиденью кресла.
Вариантом описанного выше кресла предусмотрено устанавливать спинку относительно сиденья при помощи подвижного узла, содержащего, с одной стороны, подвижное основание между краем сиденья и его противоположным краем и, с другой стороны, кронштейн, установленный с возможностью поворота на основании. В этом варианте выполнения первые направляющие средства обеспечивают, например, направление основания относительно сиденья, а вторые направляющие средства обеспечивают, например, направление поворота кронштейна относительно основания. В данном случае первые направляющие средства могут содержать паз, параллельный направлению перемещения спинки, который выполнен в сиденьи кресла и в который заходит часть основания соответствующей формы.
Когда кресло содержит подвижное основание и кронштейн, подвижное основание выполняют, например, в виде скобы, основание которой расположено от одного бокового края сиденья к другому и каждая ветвь которой расположена по существу параллельно боковому краю и загибается своим свободным концом под сиденье.
Для перемещения подвижного основания оно содержит, например, по обе стороны от сиденья ручку, с помощью которой его перемещают. В другом варианте выполнения для перемещения подвижного основания первые направляющие средства с каждой стороны сиденья содержат рычаг; каждым из своих концов рычаг направляется полозком, и основание соединено с рычагом.
Настоящее изобретение касается также комплекта кресел, отличающегося тем, что он содержит, по меньшей мере, одно описанное выше кресло.
Изобретение касается также транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров, содержащего, по меньшей мере, одно такое кресло. Таким транспортным средством может быть, в частности, самолет.
Отличительные признаки и преимущества настоящего изобретения будут более очевидны из нижеследующего описания со ссылками на прилагаемые схематичные чертежи, в числе которых:
фиг. 1-4 изображают вид сбоку кресла в соответствии с настоящим изобретением в четырех разных положениях;
фиг. 5а-5h - вид сверху кресла, показанного на фиг. 1-4, в восьми разных положениях;
фиг.6 изображает вид спереди в увеличенном масштабе первого варианта выполнения механизма, позволяющего перемещать спинку кресла в соответствии с настоящим изобретением;
фиг.7 - детальный вид средств стопорения для кресла, схематично показанного на фиг. 6;
фиг.8 - детальный вид замка, показанного на фиг.7;
фиг.9 - вид сбоку второго варианта выполнения кресла в соответствии с настоящим изобретением.
На чертежах показано кресло, которое обычно устанавливают в самолете. Тем не менее, изобретение может применяться для любых видов транспортных средств и, в частности, для поезда или автобуса.
Как известно, показанные на чертежах кресла содержат опору 2, сиденье 4, спинку 6 с установленным на ней подголовником 8, а также два подлокотника 10.
Опора 2 позволяет крепить кресло к полу 12. В самолете на полу, как известно, установлены продольные полозья, закрепленные на конструкции самолета и содержащие точки крепления, выполненные вдоль каждого полозка с заранее определенным шагом.
В вариантах выполнения, показанных на чертежах, сиденьем 4 является сиденье, установленное неподвижно относительно опоры 2. Эта сиденье содержит два продольных края 14 и два поперечных края 16.
В настоящем описании направления определены относительно сидящего в кресле пассажира. Так, продольные края 14 соответствуют краям, находящимся справа и слева от пассажира, сидящего в кресле, тогда как поперечные края 16 являются краями, соединяющими эти два продольных края 14.
В то время как сиденье 4 находится по существу в горизонтальной плоскости, спинка 4 является по существу вертикальной. Ее форма соответствует форме тела человека и, следовательно, она выполнена слегка изогнутой. В основном спинка имеет прямоугольную форму. Она содержит также нижний край 18, верхний край 20 и две боковые стойки 22. В рабочем положении нижний край 18 спинки 6 находится напротив поперечного края 16 сиденья 4, будучи более или менее удаленным от этого поперечного края 16. Таким образом, сиденье 4 и спинка 6 образуют по существу двугранный угол.
Как известно, подголовник 8 крепят на уровне верхнего края 20 спинки 6, тогда как каждый из подлокотников 10 крепят на боковой стойке 22 спинки 6.
Согласно изобретению спинка 6 кресла может занимать место на уровне поперечного края 16 кресла или на уровне противоположного поперечного края 16. На фиг. 1-4 показаны различные этапы, позволяющие перемещать спинку 6 от одного поперечного края 16 к другому. На фиг. 5а-5h это же перемещение спинки показано в изображении сверху. При этом на фиг.5 показано то же кресло, что и на фиг. 1-4.
Показанное на фиг.5а кресло находится в нормальном рабочем положении. Спинка 6 находится напротив поперечного края 16 сиденья 4, и подлокотники 10 откинуты по существу в горизонтальное положение. Сначала эти подлокотники 10 поднимают. Это положение показано на фиг.1, где одно положение подлокотников 10 показано сплошной линией, а два других положения этих подлокотников показаны пунктирной линией. Положение с поднятыми подлокотниками 10 соответствует фиг.1 и 5b. На этой последней фигуре стрелкой 24 показано перемещение спинки 6 в центральное положение, показанное пунктирной линией.
Дойдя до этого центрального положения (фиг. 2 и 5с), спинка 6 начинает поворачиваться, как показано стрелкой 26. На фиг. 5d-5f показаны промежуточные положения спинки 6 во время ее поворота. В общей сложности спинка 6 поворачивается на 180° вокруг центральной вертикальной оси 28. После этого поворота спинка оказывается в положении, показанном на фиг.3. После этого спинку 6 толкают к второму поперечному краю 16 кресла, что показано стрелкой 30 на фиг.5g. После этого подлокотники 10 откидывают из по существу вертикального положения в по существу горизонтальное положение, как показано на фиг.4 и 5h. При этом кресло занимает другое направление. Таким образом, пассажир, сидевший по ходу полета самолета в кресле, показанном на фиг.5а, сидит теперь в направлении, обратном к направлению полета, в том же кресле, имеющем конфигурацию, показанную на фиг.5h.
Возможность перемещения спинки 6, как описано выше со ссылками на фиг. 1-5, позволяет добиться значительного изменения в конфигурации кабины самолета или в любом салоне транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров. В таком салоне для перевозки пассажиров по желанию можно располагать кресла друг против друга. Если два пассажира путешествуют вместе, они могут по желанию сидеть друг против друга или рядом. Можно также легко расположить четыре кресла друг против друга для путешествующих вместе четырех пассажиров. Можно предусмотреть любую конфигурацию. Можно, например, менять направление кресел от одного ряда к другому. Комбинации могут быть самыми разнообразными. Для комплекта из n кресел существует 2n возможных комбинаций.
Получение такой видоизменяемости возможно с сохранением положения кресел рядом друг с другом. Для их поворота нет необходимости предусматривать свободное пространство между двумя соседними креслами. В данном пространстве можно размещать большое число кресел с возможностью широкой видоизменяемости.
В самолете из предшествующего уровня техники для достижения такой же видоизменяемости в данном объеме и с такой же загрузкой с точки зрения числа пассажиров требовалось демонтировать каждое кресло, повернуть его и затем закрепить на полу салона. В исключительных случаях такая операция возможна, но занимает очень много времени. Решение в соответствии с настоящим изобретением может применяться, например, в самолете для путешествующих вместе пассажиров бизнес-класса, которые могут, по желанию, выбрать специальную конфигурацию. Таким образом, внутреннее пространство самолета можно менять перед каждым отдельным полетом.
На фиг. 6-9 показаны технические средства, установленные на кресле и позволяющие перемещать спинку, как показано на фиг.1-5.
На фиг.6 показан предпочтительный вариант выполнения устройства, позволяющего перемещать спинку, показанную на фиг.1-5. На этой фиг.6 показаны опора 2, сиденье 4, часть спинки 6, а также два подлокотника 10. Спинка 6 соединена с сиденьем 4 при помощи подвижного узла, содержащего, с одной стороны, подвижное основание 32 и, с другой стороны, кронштейн 34.
Подвижное основание 32 выполняют, например, в виде металлической полосы, установленной поперечно по отношению к сиденью 4 и загнутой на концах. В виде спереди (фиг.6) это подвижное основание 32 имеет вид скобы. Основание этой скобы опирается на верхнюю поверхность сиденья 4, то есть на поверхность, предназначенную для сидящего пассажира. Ветви 36 загнуты вниз и расположены параллельно продольным краям 14 сиденья 4. Свободные концы ветвей 36 загнуты под сиденье 4, и каждая из них имеет направляющий загиб 38. Каждый из направляющих загибов 38 устанавливают в продольный паз 40, выполненный в нижней поверхности сиденья 4. Таким образом, направляющие загибы 38 взаимодействуют с пазами 40, направляя подвижное основание 32 во время продольного поступательного движения относительно сиденья 4.
Кронштейн 34 устанавливают с возможностью поворота на подвижном основании 32. Для этого в центре подвижного основания 32 устанавливают поворотную ось 42, выступающую в сторону спинки 6. Кронштейн 34 имеет U-образную форму. Его основание 44 опирается на основание скобы, образующей подвижное основание 32. Оно содержит в центре отверстие 46, взаимодействующее с поворотной осью 42.
Спинку 6 крепят между ветвями 48 кронштейна 34. Таким образом, боковые стойки 22 спинки 6 опираются на внутреннюю сторону ветвей 48 кронштейна 34. На этих ветвях 48 устанавливают, например, подлокотники 10.
На фиг. 7 и 8 показаны средства стопорения, позволяющие застопорить, с одной стороны, подвижное основание относительно сиденья 4 и, с другой стороны, кронштейн 34 и спинку 8 относительно подвижного основания 32.
На фиг.8 показан замок 50 для стопорения подвижного основания 32 относительно сиденья 4. Этот замок имеет в основном цилиндрическую форму. Его устанавливают на подвижном основании 32 под сиденьем 4, как показано на фиг.7. Этот замок 50 устанавливают с возможностью скольжения в отверстии 52, выполненном в подвижном основании 32. Конец замка 50, находящийся со стороны сиденья 4, заходит в предназначенное для этого гнездо 54. Со стороны гнезда 54 замок 50 содержит бортик 56. Этот бортик выполняет функцию упора для ограничения хода конца замка 50 внутри гнезда 54 сиденья 4. На своей стороне, противоположной упору, этот конец служит опорой для пружины 58. Эта пружина опирается также на подвижное основание 32. Предпочтительно на уровне этого подвижного основания 32 выполняют заплечик для установки конца пружины 58, что показано на фиг.8. Таким образом, пружина 58 поджимает замок 50 в положение стопорения. Для разблокирования подвижного основания 32 достаточно потянуть за замок 50, преодолевая усилие пружины 59. Для этого предусмотрено вытяжное кольцо 60.
Стопорение кронштейна 34 на подвижном основании 32 осуществляют почти таким же образом. Цилиндрический замок 62 устанавливают с возможностью скольжения в отверстии 64 кронштейна 34. Этот замок 62 взаимодействует с отверстием, выполненным в подвижном основании 32 и предназначенном для установки конца замка 62. Пружина 66 поджимает замок 62 в положение стопорения. Пружина 66 опирается, с одной стороны, на конец замка 62, противоположный концу, предназначенному для взаимодействия с подвижным основанием 32, и, с другой стороны, на поверхность, выполненную для этого на кронштейне 34. Показанный на чертеже (фиг. 6 и 7) кронштейн 34 содержит в основании каждой ветви 48 вогнутость, направленную внутрь U-образной формы, образованной кронштейном 34. Система стопорения кронштейна 34 на подвижном основании 32 находится внутри этой вогнутости. Для разблокирования замка 62 достаточно воздействовать усилием, преодолевая действие пружины 66. Для облегчения воздействия на замок 62 предусмотрен заплечик 68. Как показано на чертеже, для ограничения хода замка 62 в направлении стопорения вокруг отверстия 64 можно выполнить бортик 70, опирающийся на кронштейн 34.
Можно предусмотреть только один замок 50 или только один замок 62. Однако для обеспечения лучшего стопорения предпочтительно предусмотреть симметричную установку второго замка 50 и/или 62. Для каждого замка 50 сиденье содержит гнездо 54 для установки конца соответствующего замка 50, при этом каждое из этих гнезд 54 находится вблизи поперечного края 16.
Для замка 62, если предусмотрен только один замок, необходимо предусмотреть два отверстия в подвижном основании 32 для обеспечения стопорения спинки 6 и ее кронштейна 34 в двух разных положениях. Если же предусмотрены два замка 62 с симметричным расположением, то в подвижном основании 32 выполняют только два отверстия для установки концов этих замков 62, при этом поворот кронштейна 34 относительно подвижного основания 32 составляет 180°.
После разблокирования подвижного основания 32 относительно сиденья 4 для перемещения этого подвижного основания 32 относительно сиденья 4 предусматривают две ручки. Эти ручки образованы ветвями 36 подвижного основания 32, если оно имеет форму скобы, как было указано выше. Для облегчения маневра перемещения подвижного основания 32 предпочтительно предусматривают, чтобы ветви 36 отстояли на небольшое расстояние от продольных краев 14 сиденья 4.
На фиг. 9 показан вариант выполнения кресла в соответствии с настоящим изобретением. В этом варианте используют ту же конструкцию кресла и аналогичные средства перемещения спинки 6 относительно сиденья 4, то есть содержащие подвижное основание 32 между поперечным краем 16 сиденья 4 и противоположным поперечным краем 16, а также кронштейн 34 со спинкой 6, установленной на нем с возможностью поворота на подвижном основании 32. Отличия выполнения проявляются в данном случае на уровне направления подвижного основания 32 относительно сиденья 4, а также в стопорении этого подвижного основания относительно этого сиденья.
В этом варианте выполнения рычаг 72 соединяет опору 2 с основанием 32 и с сиденьем 4. Каждый рычаг 72 направляется на уровне своего нижнего конца в направляющем пазу 74, выполненном, например, в боковой стороне опоры 2. Этот паз 74 может также крепиться на опоре 2.
Верхний конец каждого рычага 72 направляется в пазу 76, выполненном в продольном крае 14 сиденья 4. На уровне верхнего конца каждого рычага 72 можно, например, предусмотреть установку пальца 78, проходящего через соответствующую ветвь 36 подвижного основания 32 и заходящего в паз 74. Таким образом, когда воздействуют на рычаги 72, подвижное основание 32 перемещается и направляется относительно паза 74.
В этом варианте выполнения для осуществления стопорения на каждом конце паза 74 выполняют выпуск, направленный вниз. Как только рычаг 72 приходит в положение упора в дно конца паза 74, достаточно установить конец пальца 78 в предусмотренный для этого выпуск, чтобы застопорить рычаг 72 и, следовательно, подвижное основание 32 в этом положении.
Эти два варианта выполнения кресла позволяют получить упомянутую выше видоизменяемость внутреннего пространства транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров. По сравнению с «классическим» креслом превышение стоимости кресла в соответствии с настоящим изобретением является достаточно относительным. Кроме того, масса кресла практически не меняется. Поэтому такие кресла в соответствии с настоящим изобретением можно применять также в самолете.
Настоящее изобретение не ограничивается описанными выше вариантами выполнения, представленными в качестве неограничительных примеров. Оно касается также любых возможных вариантов выполнения, доступных специалисту в рамках прилагаемой формулы изобретения.
Так, например, для перемещения спинки относительно сиденья можно предусмотреть другие механизмы. Можно предусмотреть наличие двух полозков с каждой стороны сиденья или даже один центральный полозок. Поворот спинки на 180° является также предметом выбора. Действительно, спинку можно выполнить реверсивной, например, в виде «двояковогнутой» спинки.
В описанных примерах спинки выполнены поворотными относительно оси, по существу перпендикулярной к плоскости сиденья. Можно также осуществлять поворот спинки относительно оси, по существу горизонтальной (и, следовательно, по существу параллельной сиденью). В этом случае выбирают, например, центральную горизонтальную ось. Это позволяет предусмотреть также наклон спинки. Таким образом, можно предусмотреть поворот спинки либо на несколько градусов вокруг ее поворотной оси, либо примерно на 180°. Если спинка выполнена с возможностью поворота, то этот поворот можно осуществлять, когда спинка находится по существу в центре сиденья, как было описано выше, а также при любом другом положении спинки относительно сиденья.
Изобретение касается способа видоизменения внутреннего пространства транспортного средства, а также кресла для осуществления такого способа. Способ в соответствии с настоящим изобретением позволяет видоизменять внутреннее пространство транспортного средства, содержащего кресла, каждое из которых содержит сиденье и спинку. Способ состоит в том, что, по меньшей мере, для одного кресла спинку упомянутого кресла перемещают из первого положения, в котором нижний край спинки находится напротив первого поперечного края сидения, во второе положение, в котором упомянутый нижний край спинки оказывается напротив поперечного края, противоположного упомянутому первому поперечному краю. При этом упомянутое перемещение спинки комбинируют с поворотом примерно на 180° вокруг оси. Изобретение касается также кресла для осуществления этого способа, применяющегося для установки внутри салонов самолетов. Обеспечивается возможность видоизменения внутреннего пространства транспортного средства. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 9 ил.