Код документа: RU2571023C2
Изобретение относится к мебели для сидения, в частности к стулу, с пружинящим каркасом, на котором расположено сиденье.
Мебель для сидения, в частности стулья, с пружинящим каркасом, известны из уровня техники как так называемые самобалансирующие стулья. Самобалансирующий стул - это стул без ножек, сиденье которого упруго подается под тяжестью человека и слегка опускается назад. Самобалансирующий стул имеет несущий каркас, причем части каркаса, образующие передние ножки, соответственно, сверху и снизу перегибаются назад. В нижней части каркас, соответственно, проходит вдоль пола к заднему краю стула. В верхней части каркас проходит, соответственно, параллельно проходящим вдоль пола частям каркаса до заднего края стула, обе боковые стороны каркаса также лежат в параллельных плоскостях. На виде сбоку каркас такого самобалансирующего стула имеет по существу U-образную форму. Верхние части каркаса проходят по существу параллельно друг другу, причем сиденье расположено по существу между двумя верхними частями каркаса.
Из AT 128771 известна модификация самобалансирующего стула такого рода, при которой передние верхние части каркаса соединены не с передними, а с задними нижними частями каркаса, так что каркас такого самобалансирующего стула имеет по существу Z-образный профиль.
Известный из уровня техники самобалансирующий стул имеет недостатки, состоящие в том, что, хотя сиденье и может упруго наклоняться назад, раскачивание (наклон) в боковом направлении является невозможным. Следующий недостаток, прежде всего самобалансирующих стульев U-образной формы, состоит в том, что из-за своей формы они не являются идеально штабелируемыми.
Задача настоящего изобретения состоит в том, чтобы предложить мебель для сидения, в частности стул, с пружинящим каркасом, который лишен известных из уровня техники недостатков и, в частности, обеспечивает повышенную свободу движения, в том числе в боковом направлении, а также улучшенную штабелируемость мебели для сидения.
Согласно изобретению эта задача решается посредством мебели для сидения, в частности стула, с пружинящим каркасом, согласно независимому п. 1 формулы. Предпочтительные варианты осуществления изобретения являются предметом зависимых пунктов формулы.
Таким образом, предлагается мебель для сидения, в частности стул, с пружинящим каркасом, на виде сбоку выполнен по существу Z-образной формы и имеет верхнюю часть каркаса, две нижние части каркаса и две средние части каркаса, каждая из которых соединяет одну из нижних частей каркаса с соответствующей верхней частью каркаса. Верхняя часть каркаса проходит от задней области сиденья, располагаемого на верхней части каркаса, к передней области сиденья. Нижние части каркаса образуют опорные полозья, по меньшей мере частично, параллельные сиденью и проходящие от передней области сиденья к задней области сиденья. Средние части каркаса проходят, соответственно, наклонно вверх от соответствующей нижней части каркаса в задней области сиденья к верхней части каркаса в передней области сиденья, причем в предпочтительном варианте осуществления изобретения боковое расстояние между средними частями каркаса уменьшается по направлению к верхней части каркаса и, таким образом, по направлению к сиденью. Расстояние между средними частями каркаса вблизи верхней части каркаса составляет максимум две третьих, предпочтительно максимум половину ширины сиденья в его передней области, чтобы при пользовании мебели для сидения обеспечить, по меньшей мере частично, боковое, эргономически благоприятное смещение верхней части каркаса по отношению к нижним частям каркаса без существенного отрыва нижних частей каркаса от пола.
Благодаря предлагаемому изобретением малому расстоянию между средними частями каркаса в области верхней части каркаса, то есть в области сиденья, обеспечивается возможность наклона сиденья вправо и влево, что способствует особенно удобному сидению. Поскольку благодаря Z-образному профилю каркаса возможен также наклон назад и вперед, сиденье может быть наклонено почти в любом направлении. Посредством выполнения Z-образного профиля сходящегося кверху каркаса достигается, кроме того, улучшенная штабелируемость мебели для сидения, поскольку средние части каркаса в штабелированном состоянии располагаются не в точности друг перед другом, как в случае известных из уровня техники самобалансирующих стульев, а частично перекрываются. Благодаря этому осуществляется некоторое самоцентрирование штабелированной мебели для сидения. В то же время перекрывание служит для того, чтобы верхняя единица мебели для сидения при двух штабелированных единицах мебели для сидения не выдвигалась вперед, как в уровне техники, по меньшей мере, на толщину средней части каркаса, но лишь на часть этой толщины. Таким образом, несколько единиц мебели для сидения могут быть штабелированы друг на друга, пока штабель не станет неустойчивым из-за смещающегося вперед при увеличении высоты центра тяжести. Кроме того, посредством средней части каркаса, проходящей от соответствующей нижней части каркаса в задней области сиденья наклонно вверх к верхней части каркаса в передней области сиденья, достигается особенно большая свобода движения в области ног.
В одном из вариантов осуществления предлагаемой изобретением мебели для сидения расстояние между средними частями каркаса вблизи верхней части каркаса составляет максимум одну треть ширины сиденья в его передней области. Таким образом, еще больше может быть улучшена возможность наклона сиденья влево и вправо.
В одном из вариантов осуществления изобретения нижние части каркаса проходят по существу параллельно друг другу.
Верхняя часть каркаса может быть выполнена по существу трапециевидной и расширяться к задней области сиденья, так что обеспечивается устойчивое расположение сиденья на верхней части каркаса. В одном из вариантов осуществления изобретения на верхней части каркаса у передней области сиденья может быть расположен соединительный элемент, который в передней области наклонен по отношению к образованной верхней частью каркаса поверхности. С одной стороны, соединительный элемент может быть предусмотрен для того, чтобы повысить устойчивость каркаса в верхней части, с другой стороны, соединительный элемент может использоваться для того, чтобы соединить сиденье с каркасом.
Соединительный элемент предпочтительно имеет крепежное приспособление, так что на соединительном элементе могут быть установлены вспомогательные приспособления, в частности подлокотники и/или подставки для письма.
Оказалось, что является предпочтительным, чтобы на нижней стороне сиденья была предусмотрена ниша, в которой, по меньшей мере, частично, по существу с геометрическим замыканием может располагаться проходящий в задней области сиденья участок верхней части каркаса. Также оказалось предпочтительным, чтобы в нижней стороне сиденья была предусмотрена соответствующая соединительному элементу прочная поверхность, посредством которой сиденье может соединяться с соединительным элементом. При соединении, предпочтительно резьбовом соединении, прочной поверхности с соединительным элементом возникает сила, которая закрепляет расположенный в нише участок верхней части каркаса по отношению к нише. Таким образом, сиденье соединяется с каркасом особенно простым способом, причем в то же время обеспечивается высокая устойчивость сиденья на каркасе.
Каркас предпочтительно может быть выполнен в виде единого целого.
Каркас предпочтительно выполнен из металла, предпочтительно стали, причем каркас имеет округленный, предпочтительно круглый профиль. В следующем варианте осуществления изобретения каркас может быть выполнен из износоустойчивой пластмассы.
Между нижними частями каркаса, а также и в средней части каркаса может быть предусмотрена поперечина, которая соединяет друг с другом средние части каркаса. Поперечина предпочтительно расположена в средней или в нижней области нижней части каркаса. Таким образом, еще больше повышается устойчивость каркаса.
Другие подробности и признаки изобретения разъясняются в нижеследующем описании при помощи чертежей. На них представлено:
фиг. 1 - каркас предлагаемой изобретением мебели для сидения в изометрии, причем сиденье показано лишь схематически;
фиг. 2 - каркас предлагаемой изобретением мебели для сидения в изометрии с расположенными на каркасе подлокотниками;
фиг. 3 - предлагаемая изобретением мебель для сидения в изометрии (вид снизу) для пояснения расположения сидения на каркасе; и
фиг. 4 - предлагаемая изобретением мебель для сидения (вид сверху), причем сиденье показано лишь схематически.
На фиг. 1 представлена предлагаемая изобретением мебель для сидения, в данном случае стул, с пружинящим каркасом 10. Каркас 10 имеет две нижние части 12a, 12b каркаса и две соединяющие, соответственно, одну из нижних частей 12a, 12b каркаса с верхней частью 11 каркаса средние части 13a, 13b каркаса. Каркас имеет по существу Z-образный боковой профиль. Z-образный боковой профиль каркаса особенно хорошо виден на фиг.3. Средние части 13a, 13b каркаса проходят, соответственно, наклонно вверх от задних, внешних сбоку областей нижних частей 12a, 12b каркаса к верхней части 11 каркаса в передней области сиденья 20, где боковое расстояние между ними меньше. Устойчивость каркаса 10, несмотря на отсутствие передних ножек, обеспечивается тем, что сила, которая возникает при посадке человека на мебель для сидения, посредством упругого напряжения в средних частях 13a, 13b каркаса передается под углом вниз к нижним частям 12a, 12b каркаса.
Благодаря Z-образной форме каркаса 10 возможен как наклон назад, так и наклон вперед без отрыва полозообразных нижних частей 12a, 12b каркаса от пола.
Средние части 13a, 13b каркаса сходятся к верхней части 11 каркаса, так что расстояние между средними частями 13a, 13b каркаса в передней области сиденья 20 меньше, чем в задней области сиденья 20, то есть там, где средние части 13a, 13b каркаса переходят в нижние части 12a, 12b каркаса. Схождение средних частей каркаса к верхней части каркаса 11 особенно хорошо видно на фиг. 4 и более детально описано при описании фиг. 4. Эти сходящиеся в передней области сиденья средние части 13a, 13b каркаса обеспечивают то, что сиденье 20 может легко наклоняться влево и вправо, что может быть легко осуществлено посредством перемещения центра тяжести сидящего на стуле человека влево или вправо. Поскольку расстояние между нижними частями 12a, 12b каркаса по существу соответствует ширине сиденья 20 (сравнить с фиг. 4), несмотря на возможность наклона сиденья влево или вправо, обеспечивается достаточно устойчивое состояние, то есть предотвращается возможность переворота стула. Из-за достигнутой таким образом боковой упругости в верхней области, боковой наклон не так быстро приводит к отрыву одной из опор от пола, как было бы в случае жесткой в боковом направлении системы, а значит и в случае самобалансирующего стула, согласно уровню техники.
Верхняя часть 11 каркаса выполнена в этом случае трапециевидной и расширяется к задней области сиденья 20. Посредством этого обеспечивается, что сиденье 20 может быть устойчиво расположено на верхней части 11 каркаса.
Чтобы повысить устойчивость каркаса, между нижними частями 12a, 12b каркаса и/или между средними частями 13a, 13b каркаса может быть предусмотрена поперечина (здесь не показана). Поперечина предпочтительно расположена в нижней области нижних частей 12a, 12b каркаса. Она по существу препятствует относительному перемещению нижних частей каркаса при нагрузке.
Вместо выполнения верхней части 11 каркаса трапециевидной она может быть выполнена по существу прямоугольной или кругообразной.
Нижние части 12a, 12b каркаса проходят в этом случае по существу параллельно сиденью 20 и имеют, соответственно, на переднем и заднем концах защитные накладки. Обе нижние части 12a, 12b каркаса, соответственно, могут быть выполнены в виде опорных полозьев, причем опорные полозья в передней области и в задней области могут загибаться вверх, а в средней области проходить по существу прямо. Мебель для сидения с выполненными в виде опорных полозьев нижними частями 12a, 12b каркаса в средней, прямой области служит для нормального сидения, в то время как мебель для сидения следует перемещениям пользователя, если он наклоняется вперед или назад.
На верхней части 11 каркаса расположены подлокотники 40, которые под сиденьем 20 проходят наружу вбок и вне сиденья 20 проходят вверх. На одном из подлокотников 40 может быть альтернативно расположена опора для письма или подставка для письма, которая предпочтительно выполнена поворотной.
На фиг. 2 представлен каркас предлагаемой изобретением мебели для сидения в изометрии с расположенными на каркасе подлокотниками. В передней области выполненной по существу трапециевидной верхней части 11 каркаса расположен соединительный элемент 30, который жестко соединен с верхней частью 11 каркаса. Соединительный элемент 30 или часть соединительного элемента 30 наклонен (наклонена) по отношению к образованной верхней частью 11 каркаса поверхности. Наклоненная часть соединительного элемента 30 предусмотрена для того, чтобы соединить сиденье 20 с каркасом 10, например, посредством резьбового соединения. В дополнение к этому, крепежное приспособление 30 может быть предусмотрено для того, чтобы повысить устойчивость каркаса в верхней части.
Кроме того, соединительный элемент 30 имеет крепежное приспособление, так что на соединительном элементе могут быть расположены подлокотники и/или подставки для письма, или опоры для письма. Как видно из фиг. 2, на соединительном элементе может быть расположена пластина, которая проходит по существу в боковом направлении, выступая за верхнюю часть каркаса. На выступающих частях может быть в этом случае, соответственно, расположен подлокотник 40. Кроме того, подлокотники 40 могут быть расположены на пластине таким образом, что они, например, могут быть повернуты вперед до достижения области под сиденьем. При поворотно установленных подлокотниках 40 может быть дополнительно предусмотрен стопорный механизм для фиксации подлокотников 40 при использовании.
На фиг. 3 представлена предлагаемая изобретением мебель для сидения в изометрии (по существу вид снизу). Здесь отчетливо виден каркас, выполненный с Z-образным боковым профилем.
Сиденье 20 в задней области имеет нишу или углубление 50, в котором, по существу с геометрическим замыканием может быть расположен проходящий в задней области сиденья 20 участок по существу трапециевидной верхней части 11 каркаса. В передней области сиденья 20 на нижней стороне оно имеет прочную поверхность 35, посредством которой сиденье 20 может быть соединено с соединительным элементом 30. Прочная поверхность 35 предпочтительно соответствует наклоненной поверхности соединительного элемента 30. Для соединения каркаса с сиденьем 20 наклоненная поверхность может иметь несколько просверленных отверстий для осуществления резьбового соединения соединительного элемента 30 с сиденьем 20.
Прочная поверхность 35 вместе с нишей или углублением 50 обеспечивают особенно простое и тем не менее надежное соединение сиденья 20 с каркасом 10. При свинчивании прочной поверхности 35 с соединительным элементом 30 возникает сила, которая закрепляет расположенный в нише или углублении 50 участок верхней части 11 каркаса по отношению к нише или углублению 50. При этом ниша 50 предпочтительно имеет проходящее по передней боковой стенке углубление, в которое входит расположенная в нише часть каркаса при соединении прочной поверхности 35 с соединительным элементом 30. Таким образом, одновременно удается избежать того, что задняя область сиденья 20 отгибается вверх от каркаса 10. Кроме того, монтаж мебели для сидения существенно упрощается, поскольку, в конечном счете, соединены друг с другом должны быть только прочная поверхность 35 и соединительный элемент 30.
Ниша 50 может также проходить на нижней стороне сиденья 20, соответственно, в боковом направлении до передней области сиденья 20, так что боковые части выполненной по существу трапециевидной верхней части каркаса также предпочтительно с геометрическим замыканием могут быть расположены в нише 50. Таким образом, можно предотвратить смещение сиденья 20 в боковом направлении.
Вместо резьбовых соединений для соединения прочной поверхности 35 с соединительным элементом 30 прочная поверхность 35 или соединительный элемент 30 могут быть снабжены цапфами, которые, соответственно, могут стопориться в соответствующих выемках на соединительном элементе 30 или на прочной поверхности 35. Таким образом, сиденье может быть соединено с каркасом без необходимости в этом случае применять резьбовое соединение или использовать инструменты. Сиденье 20 может в этом случае навешено своей нишей (углублением) 50 в задней области трапециевидной верхней части 11 каркаса. Затем к сиденью 20 или к расположенной с нижней стороны сиденья 20 прочной поверхности 35 может быть приложено нажимающее усилие в направлении соединительного элемента 30, пока цапфы не застопорятся в соответствующих выемках. Последующее отсоединение сиденья 20 от каркаса может быть осуществлено посредством того, что прочная поверхность 35 имеет некоторую упругость, чтобы отсоединить цапфы от соответствующих выемок.
На фиг. 4 представлена предлагаемая изобретением мебель для сидения (вид сверху-спереди), причем сиденье 20 показано лишь схематически.
На фиг. 4 отчетливо видно, что расстояние a между средними частями 13a, 13b каркаса в передней области сиденья 20 меньше, чем ширина A сиденья 20 в передней области сиденья 20. Особенно предпочтительным является, что расстояние a составляет максимум половину ширины A. Оказалось, что особенно предпочтительным является, чтобы расстояние a между средними частями 13a, 13b каркаса в передней области сиденья 20 было выбрано таким образом, чтобы оно составляло максимум одну треть ширины A сиденья 20 в его передней области. Благодаря этому возможен наклон сиденья влево и вправо, который осуществляется посредством перемещения центра тяжести (сидящего на стуле человека) влево или вправо.
Как видно на фиг. 4, расстояние между средними частями 13a, 13b каркаса в нижней области, то есть там, где средние части каркаса переходят в нижние части 12a, 12b каркаса, по существу больше, чем расстояние a между средними частями каркаса в передней области сиденья 20. Таким образом, достигается особенно хорошая штабелируемость предлагаемой изобретением мебели, причем благодаря сужению кверху средних частей каркаса поддерживается некоторое центрирование штабелируемой мебели для сидения.
В представленном здесь варианте осуществления изобретения каркас выполнен в виде единого целого, причем каркас имеет округленный, предпочтительно круглый профиль.
В другом, не показанном здесь варианте осуществления изобретения каркас может быть выполнен составным из нескольких частей. Например, каркас может быть выполнен составным из двух частей, причем правая часть и левая части каркаса образуют, соответственно, одну из частей выполненного составным из двух частей каркаса. Вместо металла каркас может быть выполнен из износоустойчивой пластмассы. Таким же образом, каркас может иметь другой подходящий для этого профиль.
Расположенное на верхней части каркаса сиденье 20 может быть выполнено из дерева или из пластмассы. Верхняя сторона сиденья 20 может быть также снабжена обивкой. Равным образом, подлокотники 40 также могут иметь обивку.
Изобретение относится к мебели для сидения, в частности стулу, с пружинящим каркасом, и направлено на повышение свободы движения и на улучшение штабелируемости. Мебель для сидения, в частности стул, с пружинящим каркасом, который на виде сбоку имеет по существу Z-образную форму и содержит верхнюю часть каркаса, две нижние части каркаса и две средние части каркаса, каждая из которых соединяет соответствующую нижнюю часть каркаса с верхней частью каркаса. Верхняя часть каркаса проходит от задней области расположенного на верхней части каркаса сиденья к передней области сиденья. Нижние части каркаса образуют опорные полозья, по меньшей мере, частично параллельные сиденью и проходящие от передней области сиденья к задней области сиденья. Каждая средняя часть каркаса проходит от соответствующей нижней части каркаса в задней области сиденья наклонно вверх к верхней части каркаса в передней области сиденья. Расстояние (а) между средними частями каркаса в верхней части каркаса составляет максимум половину, предпочтительно максимум треть ширины (А) сиденья в его передней области, чтобы при пользовании мебелью для сидения обеспечить, по меньшей мере частично, эргономически благоприятное боковое смещение верхней части каркаса по отношению к нижним частям каркаса без существенного отрыва нижних частей каркаса от пола. 13 з.п. ф-лы, 4 ил.