Код документа: RU2516151C2
Данное изобретение относится к выдвижному ящику, который может вдвигаться и выдвигаться из корпуса мебели и содержит дно, переднюю панель, две боковые царги и заднюю стенку, посредством угловых соединений с геометрическим и/или силовым замыканием соединенную с концевыми частями боковых царг.
Рассматриваемые выдвижные ящики известны в различных исполнениях. В современных выдвижных ящиках промышленного изготовления боковые царги состоят из отрезков полого профиля, в которые вставлены переходники для восприятия и передачи сил на направляющие. На том конце переходников, который обращен к задней стенке, установлены угловые соединения. Часто задняя стенка выполняет не только функцию ограничения находящихся внутри ящика предметов, но и передает силы на боковую царгу. Она может быть выполнена в виде фасонной детали из листового металла или в виде плиты, состоящей из древесины или заменителя древесины. Угловые соединения обычно выполнены в виде пластиковых фасонных деталей, чтобы использовать для соединения упругие свойства пластиковых деталей, связанные с их формой и материалом. Угловые соединения обычно выполнены так, что соединение между боковыми царгами и задней стенкой могут осуществить без помощи инструментов.
В известном угловом соединении на той стороне, которая соответствует задней стенке, устанавливают расположенные через промежуток монтажные цапфы, на которые насаживают заднюю стенку. Для этого в задней стенке имеются расположенные в соответствующем месте отверстия, которые должны быть точно подогнаны к ширине выдвижного ящика. Фиксация задней стенки достигается при помощи расположенных группами крюков, которые обладают пружинными свойствами и имеют разную длину, так что в зависимости от фактической толщины задней стенки заднюю стенку с наружной стороны захватывают соответствующие крюки. Благодаря лишь частично захватывающим крюкам передача сил через заднюю стенку снижена, а отверстия в задней стенке, которые необходимо изготавливать точно, увеличивают расходы на изготовление задней стенки.
Хотя угловое соединение состоит из одной детали, из-за сравнительно большого количества крюков эти угловые соединения требуют больших затрат.
По выбору рассматриваемые выдвижные ящики оснащают задними стенками, выполненными либо в виде фасонных деталей из листового металла, либо в виде пластинчатых деталей. При этом толщина фасонных деталей из листового металла отличается от толщины пластинчатых деталей, обычно пластинчатые детали имеют меньшую толщину, чем фасонные детали. Таким образом, также требуются разные угловые соединения.
В основе данного изобретения лежит задача, предложить такую конструкцию выдвижного ящика вышеописанного типа, чтобы угловые соединения идентичной конструкции самым простым образом можно было использовать как с пластинчатыми задними стенками, так и с задними стенками, состоящими из фасонных деталей из листового металла, причем при этом должна улучшаться передача сил и простота использования.
Поставленная задача решена за счет того, что каждое угловое соединение состоит из первой соединительной детали и шарнирно соединенной с ней второй соединительной детали, а также того, что вторая соединительная деталь имеет по меньшей мере один фиксатор, выполненный с возможностью соединения с первой соединительной деталью и/или с задней стенкой, причем первая соединительная деталь соединена с переходником, сопряженным с концевой частью боковой царги.
Так как теперь угловое соединение состоит из двух соединительных деталей, которые соединены друг с другом шарнирно, первую соединительную деталь можно обычным образом жестко соединить с концевой частью сопряженного с боковой царгой переходника, причем на этом этапе вторую соединительную деталь можно перемещать относительно первой соединительной детали. Затем вторую соединительную деталь можно повернуть в перпендикулярное относительно боковой царги положение, причем в этом случае фиксаторы второй соединительной детали сцеплены с первой соединительной деталью. При соответствующей конструкции они также могут быть соединены с задней стенкой - дополнительно или только с задней стенкой. Это в особенности относится к случаю, когда задняя стенка выполнена в виде фасонной детали из листового металла. Кроме того, детали можно установить так, что каждый фиксатор расположен вне задней стенки, и фиксаторы обоих угловых соединений образуют упоры, так что концевые части задней стенки, входящие в первую соединительную деталь, предохранены от смещения.
В предпочтительном варианте осуществления изобретения каждый фиксатор второй соединительной детали состоит по меньшей мере из одного фиксирующего выступа с поднутрением, поверхность прилегания которого входит в зацепление с соответствующей областью первой соединительной детали углового соединения или задней стенки, выполненной в виде фасонной детали из листового металла.
Каждый фиксатор имеет такую конструкцию, что он может пружинить, если вторую соединительную деталь поворачивают в крайнее положение. В этом случае в крайнем положении соединительной детали фиксатор защелкивается в фиксированное положение.
Тем не менее, предпочтительно каждый фиксатор состоит из нескольких попарно расположенных фиксирующих выступов с поднутрением. Так как между этими выступами имеются промежутки вторая деталь крепится многократно, так что это соединение с фиксирующими выступами чрезвычайно надежно.
Весьма предпочтительным образом каждый фиксирующий выступ выполнен в виде гарпунного выступа. Так как свободные концевые части имеют клиновидную форму, прилегающий участок смещается для образования поверхности прилегания. Попарно расположенные гарпунные выступы захватывают либо отверстия первой соединительной детали, либо ограничивающие край отверстия задней стенки, причем в последнем случае гарпунные выступы проходят через отверстия первой соединительной детали.
В еще одном варианте осуществления предусмотрено, что та поверхность второй соединительной детали, которая обращена к задней стенке, выполнена в виде пластины и имеет уступ в форме ступеньки, причем свободная часть, обращенная в противоположную от оси поворота сторону, имеет большую толщину. В результате угловое соединение можно использовать как с задними стенками, выполненными в виде фасонных деталей из листового металла, так и с массивными задними стенками. Предпочтительно толщина массивных задних стенок меньше толщины задних стенок, выполненных в виде фасонных деталей из листового металла. В случае массивных задних стенок к задней стенке прилегает свободная концевая часть второй соединительной детали, имеющая большую толщину, в то время как в случае задних стенок, выполненных в виде фасонных деталей из листового металла, к задней стенке прилегает та часть, которая обращена к оси поворота, так что свободная концевая часть входит в заднюю стенку на величину смещения.
Чтобы заднюю стенку, выполненную в виде фасонной детали из листового металла, можно было прикрепить ко второй соединительной детали на соответствующем уровне, предусмотрено, что в угловой части первой соединительной детали, обращенной в противоположную от оси поворота сторону, имеется по меньшей мере одна выемка, в которую с геометрическим замыканием входит расположенный на второй соединительной детали выступ, который одновременно входит в расположенный на краю задней стенки вырез. Кроме того, благодаря этому предотвращают воздействие на фиксирующие выступы сил, которые действуют на фиксирующие выступы в вертикальном направлении и в противном случае могли бы вызвать перемещение.
В предпочтительном варианте осуществления изобретения предусмотрено, что первая соединительная деталь и вторая соединительная деталь соединены друг с другом при помощи пленочного шарнира. В результате угловое соединение можно рассматривать как цельную фасонную деталь, которую могут изготовить из пластика литьем под давлением, применяя соответствующую пресс-форму. Кроме того, является предпочтительным, чтобы две соединительные детали были соединены друг с другом так, чтобы они не могли разъединиться.
Остальные предпочтительные варианты осуществления предлагаемого выдвижного ящика являются предметом зависимых пунктов формулы изобретения, они рассматриваются в нижеследующем описании.
Более подробно изобретение объясняется при помощи прилагаемых чертежей.
На чертежах изображено следующее.
Фиг.1. Изображение в аксонометрии предпочтительной конструкции предлагаемого ящика.
Фиг.2. Изображение в аксонометрии соединения боковой царги с задней стенкой при помощи углового соединения (в незафиксированном состоянии).
Фиг.3. Изображение в аксонометрии соединения боковой царги с задней стенкой согласно фиг.1 и 2 (в зафиксированном состоянии).
Фиг.4. Изображение в аксонометрии соединения боковой царги с задней стенкой - вид на внутренние поверхности боковой царги и задней стенки.
Фиг.5. Изображение в аксонометрии переходника для концевой части боковой царги с установленным угловым соединением (боковая царга не показана).
Фиг.6. Изображение в аксонометрии переходника для концевой части боковой царги с установленным угловым соединением (боковая царга не показана) - вид снизу.
Фиг.7. Изображение в аксонометрии переходника для концевой части боковой царги без установленного углового соединения (боковая царга не показана).
Фиг.8. Изображение в аксонометрии углового соединения как отдельной детали - вид снизу.
Фиг.9. Вид сверху на соединение боковой царги с массивной задней стенкой.
Фиг.10. Вид сверху на соединение боковой царги с задней стенкой, выполненной в виде фасонной детали из листового металла.
Изображенный на фиг.1 выдвижной ящик имеет дно 2, переднюю панель 3, две боковые царги 4, 5 и заднюю стенку 6. Задняя стенка 6 соединена с боковыми царгами 4, 5 при помощи угловых соединений 7, которые более подробно рассмотрены ниже.
Как показано на фиг.2-6 и 8, каждое угловое соединение 7 состоит из первой соединительной детали 8 и второй соединительной детали 9, которые, как более подробно пояснено ниже, могут входить в зацепление друг с другом. Две соединительные детали 8, 9 соединены друг с другом так, как показано на фиг.6 и 8, при помощи пленочного шарнира 18, который образует вертикальную ось вращения. Как показано на фиг.5 и 6, в нижней части первая соединительная деталь 8 установлена на переходнике 15 и, как показано на фиг.8, закреплена при помощи выполненных за одно целое Т-образных цапф 21 и действующих как фиксаторы выступов 22. Конструкция соответствующих выемок в переходнике показана на фиг.7. Угловое соединение 7 вставляют Т-образными цапфами 21 в выемки 19, выполненные в виде замочных скважин, а затем сдвигают в направлении задней стенки. При этом выступы 22 входят в отверстия 20 и, таким образом, фиксируют угловое соединение 7 в собранном положении. Благодаря Т-образным цапфам 21 (здесь показана пара таких цапф), расположенных вблизи наружных кромок нижней поверхности 23, крепление углового соединения 7 к переходнику 15 выполнено, в том числе, с возможностью противостояния в отношении изгибающих сил, действующих поперечно направлению выдвигания ящика. Кроме того, выступы 22, действующие в качестве фиксаторов, вносят свой вклад в повышение жесткости в отношении изгибающих сил, действующих поперек направления выдвигания. Выбрав соответствующие размеры, можно ограничиться одним выступом 22 на каждое угловое соединение 7. Кроме того, на переходнике 15 между двумя выемками выполнен гребень 24, который после монтажа в результате пластической деформации можно, по меньшей мере частично, ввести в выемку 25 в угловом соединении 7 и, таким образом, предотвратить ненамеренное разъединение из смонтированного положения. То же самое относится и к угловой части (на чертеже не показана) на другой стороне. На задней стороне первая соединительная деталь 8 имеет два сквозных отверстия 10, 11, между которыми имеется промежуток. В представленном примере осуществления изобретения на второй соединительной детали 9 сформована пара гарпунных выступов 12 с расположенной посредине выемкой, которые расположены на одинаковом расстоянии друг от друга и от шарнира. Гарпунные выступы 12 расположены в соответствии с положением отверстий 10, 11.
В представленном примере осуществления первая соединительная деталь 8 в угловой части, обращенной в противоположную от шарнира 18 сторону, имеет выемку 13, в которую в зафиксированном положении углового соединителя 7 с геометрическим замыканием входит выступ 14, образованный на внутренней поверхности второй соединительной детали 9. С таким же контуром, как этот выступ, и в соответствии с положением выступа выполнена выемка в скошенной торцевой грани задней стенки 6, выполненной в виде фасонной детали из листового металла.
На фиг.3 показано зафиксированное положение для того случая, когда задняя стенка 6 выполнена в виде фасонной детали из листового металла. В соответствии с этим чертежом вторая соединительная деталь 9 расположена под прямым углом к боковой царге 4. В зафиксированном положении гарпунные гребни 12 захватывают сзади края, ограничивающие отверстия 10, 11, в результате задняя стенка 6 без дополнительных крепежных средств закреплена между упором 16 и второй соединительной деталью 9.
На фиг.4 показан угол выдвижного ящика 1 с видом на внутренние поверхности боковой царги 4 и задней стенки 6. Концевые части задней стенки 6 прилегают с задней стороны к упору 16, который расположен на первой соединительной детали 8, выполнен с виде конического выступа и перекрывает зазор со смежной задней стенкой 6. Благодаря перекрытию на упоре 16 задняя стенка 6 предпочтительно может быть прямоугольной и, следовательно, недорогой деталью, в том числе со скошенной или профилированной боковой царгой 4, 5.
Как показано на чертежах, в частности на фиг.2 и 5, та поверхность второй соединительной детали 9, которая обращена к первой соединительной детали 8, выполнена ступенькой, причем большую толщину имеет концевая часть, расположенная с противоположной по отношению к шарниру стороны.
На фиг.9 и 10 на виде сверху показано крепление задней стенки 6 к боковой царге 4 при помощи углового соединения 7. Исполнение согласно фиг.9 имеет пластинчатую массивную заднюю стенку 6, в то время как на фиг.10 показана задняя стенка 6, выполненная в виде фасонной детали из листового металла. Как следует из сравнения этих чертежей, наружная угловая часть второй соединительной детали 9, имеющая наибольшую толщину, прилегает к наружной поверхности массивной задней стенки 6, в то время как в случае исполнения согласно фиг.10 та выступающая часть, которая обращена к шарниру, утоплена в заднюю стенку 6. Чтобы повысить жесткость второй соединительной части 9 по отношению к вертикально направленным силам, в случае применения массивной задней стенки 6 через отверстия 17 в заднюю стенку можно ввести обычные крепежные средства (на чертеже не показаны), например, винты, гвозди, заклепки, и т.д.
Особенно предпочтительно то, что угловые соединения 7 одинакового исполнения могут применять с задними стенками 6 обеих конструкций.
Представленными примерами исполнения изобретение не ограничивается. Важно то, что угловое соединение 7 выполнено из двух деталей, соединенных друг с другом посредством шарнира, причем вторая соединительная деталь 9, расположенная под прямым углом к боковой царге 4, имеет фиксатор, предпочтительно состоящий из нескольких гарпунных гребней 12.
Перечень номеров позиций
1 выдвижной ящик
2 дно
3 передняя панель
4 боковая царга
5 боковая царга
6 задняя стенка
7 угловое соединение
8 первая соединительная деталь
9 вторая соединительная деталь
10 сквозное отверстие
11 сквозное отверстие
12 гарпунный гребень
13 выемка
14 выступ
15 переходник
16 упор
17 отверстие
18 пленочный шарнир
19 выемка
20 отверстие под фиксатор
21 Т-образная цапфа
22 выступы
23 нижняя поверхность
24 гребень
25 выемка
Изобретение относится к выдвижному ящику для мебели, в котором задняя стенка соединена с геометрическим и/или силовым замыканием с концевыми частями боковых царг, и направлено на упрощение конструкции. Ящик содержит дно, переднюю панель, две боковые царги и заднюю стенку, посредством угловых соединений с геометрическим и/или силовым замыканием соединенную с концевыми частями боковых царг, в котором каждое угловое соединение состоит из первой соединительной детали и соединенной с ней шарнирно второй соединительной детали. Вторая соединительная деталь имеет по меньшей мере один фиксатор, выполненный с возможностью соединения с первой соединительной деталью и/или с задней стенкой. Первая соединительная деталь соединена с переходником, сопряженным с торцевой частью боковой царги. 12 з.п. ф-лы, 10 ил.