Код документа: RU199715U1
Область техники
Полезная модель относится к средствам обеспечения безопасности движения для слабовидящих, в частном случае к указателям тактильным наземным для инвалидов по зрению, на опасных участках, например, в качестве ограничительной линии вдоль края железнодорожной платформы.
Уровень техники
Тактильные наземные указатели (далее - ТНУ) являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры. ТНУ подразделяются на: наружные указатели, обустраиваемые вне зданий на поверхностях пешеходных путей, на остановках маршрутных транспортных средств и других объектах транспортной инфраструктуры, и напольные указатели, обустраиваемые внутри зданий на коммуникационных путях. Наружные и напольные ТНУ в зависимости от назначения подразделяются на предупреждающие указатели, направляющие указатели и поля различного назначения. Предупреждающие ТНУ должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению избегать опасностей, способных причинить вред их жизни, здоровью и имуществу на путях следования внутри зданий и сооружений и прилегающих к ним участках, при передвижении по пешеходным маршрутам территорий общего пользования в населенных пунктах, на объектах транспортной инфраструктуры. Тактильный указатель отличается по структуре и цвету от пешеходной поверхности, что обеспечивает его распознавание по отношению к пешеходной поверхности инвалидами по зрению посредством осязания стопами ног или тростью и (или) визуально. Под пешеходной поверхностью подразумевается пешеходная зона, прилегающая к тактильному указателю. Предупреждающие ТНУ подразделяются на локальные и протяженные. Протяженные предупреждающие указатели имеют форму шуц-линии - прямоугольной тактильной полосы (согласно ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению», дата обращения 13.01.2020 г.).
Известно устройство - тактильная лента (информация представлена на сайте https://ntc-niir.ru/taktilnaya-lenta/?yclid=18297870377734934268, дата обращения 13.01.2020 г.). Тактильная лента представляет собой длинномерное плоское тело из термоэластопласта с нанесенным на оду из его поверхностей адгезионным слоем, покрытым защитной пленкой. Верхняя поверхность тактильной ленты, противоположная адгезионному слою, выполнена рельефной с чередующимися продольными выступами и канавками.
Наиболее близким техническим решением (прототипом) является тактильный индикатор «Полоса» (информация представлена на сайте http://neo-vo.ru/catalog/tactile-strips-and-indicators/taktilnye-indikatory/taktilnyi-indikator-polosa/, дата обращения 13.01.2020 г.). Тактильный индикатор «Полоса» представляет собой плоскую полосу со штифтами, расположенными по одну сторону от плоскости тактильного индикатора. Штифты выполнены в виде стержней, присоединенных к тактильному индикатору своими торцами и расположенными перпендикулярно плоскости тактильного индикатора. Тактильный индикатор может быть выполнен из нержавеющей стали, полиуретана или поливинилхлорида. Верхняя поверхность, противоположная соединению со штифтами, выполнена рельефной. При этом на верхней поверхности образованы чередующие друг друга продольные выступы и впадины.
Техническим результатом предлагаемой полезной модели является расширение арсенала технических средств данного назначения.
Поставленный технический результат достигается за счет того, что в тактильной шуц-линии из холодного пластика, содержащей верхнюю часть и две установочные части, при этом верхняя часть и установочные части выполнены заодно, кроме того, верхняя часть и установочные части выполнены из холодного пластика, верхняя часть выполнена в виде полосы и ограничена основной поверхностью, контактной поверхностью, двумя боковыми краями и двумя торцевыми краями, при этом каждый боковой край содержит соответствующую ему наклонную поверхность и соответствующую ему первую боковую поверхность, основная поверхность расположена параллельно контактной поверхности, при этом основная поверхность с одной длинной стороны соединена с контактной поверхностью посредством последовательно расположенных одной наклонной поверхности и соответствующей ей первой боковой поверхности, с противоположной стороны посредством последовательно расположенных другой наклонной поверхности и соответствующей ей первой боковой поверхности, при этом каждая наклонная поверхность образует тупой угол с примыкающей к ней основной поверхностью и тупой угол с примыкающей к ней первой боковой поверхностью, на контактной поверхности выполнены канавки, канавки расположены вдоль длины контактной поверхности, длина канавок выполнена меньшей, чем длина верхней части, в верхней части выполнены два крепежных отверстия, каждая установочная часть выполнена в виде полосы и ограничена двумя вторыми боковыми поверхностями, нижним краем и двумя скругленными торцами, каждая установочная часть расположена со стороны контактной поверхности ортогонально верхней части, каждая установочная часть расположена на расстоянии от соответствующей ей первой боковой поверхности, канавки расположены между установочными частями, нижний край каждой установочной части расположен противоположно верхней части и контактирует с одной стороны с соответствующей ему одной второй боковой поверхностью, а с другой стороны - с соответствующей ему другой второй боковой поверхностью, каждый скругленный торец выполнен за счет плавного уменьшения расстояния от нижнего края до верхней части, на каждой второй боковой поверхности, обращенной к ближайшей к ней первой боковой поверхности, выполнены два фиксирующих элемента, каждый фиксирующий элемент выполнен в виде выступа, расположенного вдоль установочной части, каждый фиксирующий элемент выполнен ассиметричным в направлении от верхней части к соответствующему нижнему краю, с обеспечением возможности введения установочной части в паз с приложением меньшего усилия, чем усилие, прилагаемое при извлечении установочной части из указанного паза, каждый конец каждого ближайшего к верхней части фиксирующего элемента расположен на меньшем расстоянии от ближайшего к этому концу торцевого края, чем соответствующий конец ближайшего к нижнему краю фиксирующего элемента, расположенного на той же второй боковой поверхности, каждое крепежное отверстие расположено между соответствующим ему торцевым краем и ближайшим к этому торцевому краю концом ближайшего к нижнему краю фиксирующего элемента, в частном случае место соединения основной поверхности с каждой из наклонных поверхностей выполнено с образованием соответствующего скругления, в другом частном случае каждое крепежное отверстие расположено между соответствующим концом ближайшего к верхней части фиксирующего элемента и соответствующим ему концом ближайшего к нижнему краю фиксирующего элемента, в третьем частном случае каждая первая боковая поверхность расположена ортогонально контактной поверхности, в четвертом частном случае расстояние от одной установочной части до ближайшей к ней первой боковой поверхности равно расстоянию от другой установочной части до ближайшей к ней первой боковой поверхности.
Краткое описание чертежей
Полезная модель поясняется чертежами (фиг. 1-5), где на фиг. 1 показан вид снизу тактильной шуц-линии из холодного пластика, на фиг. 2 показан вид сбоку тактильной шуц-линии из холодного пластика, на фиг. 3 показан поперечный размер области дополнительной фиксации (вид А), на фиг. 4 показана область дополнительной фиксации в увеличенном виде (вид В), на фиг. 5 показан поперечный разрез тактильной шуц-линии из холодного пластика (вид С).
Раскрытие полезной модели
На фигурах обозначены: торцевой край 1, контактная поверхность 2, установочная часть 3, канавка 4, боковой край 5, область дополнительной фиксации 6, основная поверхность 7, скругленный торец 8, фиксирующий элемент 9, дополнительное отверстие 10, крепежное отверстие 11, первая боковая поверхность 12, наклонная поверхность 13, верхняя часть 14, вторая боковая поверхность 15, первый переход 16, второй переход 17, нижний край 18.
Основными элементами тактильной шуц-линии из холодного пластика (далее по тексту именуемой иногда - шуц-линия) являются верхняя часть 14 и две установочные части 3. Верхняя часть 14 и установочные части 3 выполнены заодно. Верхняя часть 14 и установочные части 3 могут быть выполнены из различных материалов, обладающих достаточной прочностью и стойкостью к эксплуатационным нагрузкам. В частном случае в качестве материала верхней части 14 и установочных частей 3 могут быть выбраны холодные пластики.
Верхняя часть 14 выполнена в виде полосы. Верхняя часть 14 ограничена основной поверхностью 7, контактной поверхностью 2, двумя торцевыми краями 1 и двумя боковыми краями 5. Торцевые края 1 расположены противоположно друг другу. Торцевые края 1 могут быть выполнены прямолинейными или закругленными. Боковые края 5 расположены противоположно друг другу. Каждый боковой край 5 образован соответствующей наклонной поверхностью 13 и соответствующей первой боковой поверхностью 12. Основная поверхность 7 и контактная поверхность 2 расположены противоположно друг другу. Основная поверхность 7 в частном случае расположена параллельно контактной поверхности 2 или в положении близком к параллельному. Противоположные продольные края основной поверхности 7 соединены каждый с соответствующим краем соответствующей наклонной поверхности 13. Край каждой наклонной поверхности 13, противоположный ее соединению с основной поверхностью 7, соединен с соответствующим краем соответствующей первой боковой поверхности 12. Край каждой первой боковой поверхности 12, противоположный соединению с соответствующей наклонной поверхностью 13, соединен с соответствующим краем контактной поверхности 2. Каждая наклонная поверхность 13 образует тупой угол с примыкающей к ней основной поверхностью 7 (т.е. частью основной поверхности 7 находящейся в непосредственной близости к соответствующей наклонной поверхности 13 и физически образующую угол с указанной наклонной поверхностью 13) и тупой угол с примыкающей к ней первой боковой поверхностью 12. Толщина верхней части 14, т.е. расстояние от контактной поверхности 2 до основной поверхности 7 выполнена с обеспечением возможности распознавания по отношению к пешеходной поверхности инвалидами по зрению посредством осязания стопами ног или тростью без оказания препятствий на пути следования другим группам населения.
Контактная поверхность 2 представляет собой поверхность верхней части 14 наибольшей площади. Контактная поверхность 2 обращена в процессе эксплуатации к поверхности установки тактильной шуц-линии из холодного пластика, в частности к пешеходной поверхности (полу или земле). На контактной поверхности 2 выполнены канавки 4.
Канавка 4 представляет собой углубление в теле верхней части 14, выполненное со стороны контактной поверхности 2. Канавки 4 выполнены прямолинейными и расположены вдоль боковых краев 5. Канавка 4 в поперечном сечении может быть выполнена любой формы. В частном случае канавки 4 выполнены с прямоугольным поперечным сечением. Канавки 4 выполнены меньшей длины, чем верхняя часть 14. При этом концы канавок 4 расположены на некотором расстоянии от торцевых краев 1. Канавки 4 в частном случае расположены между установочными частями 3. В области дополнительной фиксации 6 канавки 4 не выполняют. Канавки 4 могут быть выполнены не по всей длине контактной поверхности 2, а иметь разрывы, например, для нанесения на контактную поверхность 2 какой-либо информации.
Область дополнительной фиксации 6 выполнена с обеспечением возможности осуществления фиксации краев верхней части 14 вблизи торцевых краев 1. Область дополнительной фиксации 6 выполнена между соответствующим ему торцевым краем 1 и ближайшим к этому торцевому краю 1 концом ближайшего к нижнему краю 18 фиксирующего элемента 9. В частном случае область дополнительной фиксации 6 выполнена как крепежное отверстие 11 и четыре дополнительных отверстия 10. Крепежное отверстие 11 выполнено с обеспечением возможности установки в него крепежного элемента (болт, саморез, винт и т.п.) и дальнейшего его крепления к пешеходной поверхности. Дополнительные отверстия 10 выполнены с обеспечением возможности скопления в них излишков клея, нанесенного на контактную поверхность 2 при установке шуц-линии.
Основная поверхность 7 выполнена меньшей площади чем контактная поверхность 2. Основная поверхность 7 может быть выполнена ровной или иметь рельеф, отвечающий требованиям, предъявляемым к тактильным наземным указателям для инвалидов по зрению. Края основной поверхности 7 наибольшей протяженности (продольные) равноудалены от соответствующих краев контактной поверхности 2 наибольшей протяженности (продольных).
Каждая наклонная поверхность 13 образует с основной поверхностью 7 тупой угол. В месте соединения каждой наклонной поверхности 13 с соответствующей первой боковой поверхностью 12 образован тупой угол. Под углом, образованным указанными поверхностями, понимается угол, образованный непосредственно в месте примыкания одной поверхности к другой. При этом в месте соединения основной поверхности 7 с каждой из наклонных поверхностей 13 может быть выполнено скругление. Каждая наклонная поверхность 13 выполнена в виде фаски.
Первая боковая поверхность 12 расположена в целом ортогонально контактной поверхности 2. В частном случае высота первой боковой поверхности 12 в направлении от контактной поверхности 2 к основной поверхности 7 выполнена приблизительно равной половине толщины верхней части 14.
Установочная часть 3 выполнена в виде полосы. Установочная часть 3 ограничена двумя вторыми боковыми поверхностями 15, нижним краем 18 и двумя скругленными торцами 8. Вторые боковые поверхности 15 выполнены большей площади, чем нижний край 18. Вторые боковые поверхности 15 расположены противоположно друг другу. В частном случае вторые боковые поверхности 15 могут быть расположены параллельно друг другу. Нижний край 18 расположен противоположно соединению установочной части 3 с верхней частью 14. Установочных частей 3 в тактильной шуц-линии из холодного пластика установлено две. При этом каждая установочная часть 3 расположена со стороны контактной поверхности 2 ортогонально верхней части 14 с образованием верхней частью 14 и двумя установочными частями 3 в поперечном сечении П-образной формы. Установочные части 3 в частном случае расположены на расстоянии от соответствующих ближайших к ним первых боковых поверхностей 12 с образованием выступающих участков. При этом канавки 4 расположены между установочными частями 3. Нижний край 18 выполнен с обеспечением возможности беспрепятственного введения в паз, выполненный на пешеходной поверхности. В частном случае нижний край 18 выполнен закругленным. Каждый скругленный торец 8 выполнен за счет плавного уменьшения расстояния от нижнего края 18 до верхней части 14. При этом длина нижнего края 18 выполнена меньшей, чем длина места соединения установочной части 3 с верхней частью 14. При этом каждый скругленный торец 8 расположен на некотором расстоянии от ближайшего к нему торцевого края 1.
Фиксирующий элемент 9 представляет собой выступ на второй боковой поверхности 15 установочной части 3. Фиксирующий элемент 9 выполнен прямолинейным и расположен по длине установочной части 3. На каждой второй боковой поверхности 15, обращенной к ближайшей к ней первой боковой поверхности 12, выполнен фиксирующий элемент 9. Фиксирующих элементов 9 на указанных вторых боковых поверхностях 15 выполнено в частном случае по два. Первый переход 16 образован в месте примыкания фиксирующего элемента 9 к соответствующей второй боковой поверхности 15 со стороны верхней части 14. Второй переход 17 образован в месте примыкания фиксирующего элемента 9 к соответствующей второй боковой поверхности 15 со стороны нижнего края 18. При этом первый переход 16 выполнен более резким, чем второй переход 17, т.е. угол, образованный первым переходом 16, выполнен меньшим, чем угол, образованный вторым переходом 17. В случае выполнения первого перехода 16 и второго перехода 17 закругленными, радиус скругления первого перехода 16 выполнен меньшим, чем радиус скругления второго перехода 17. Таким образом каждый фиксирующий элемент 9 выполнен ассиметричным в направлении от верхней части 14 к соответствующему нижнему краю 18 и ориентированным в сторону верхней части 14. Указанная конфигурация фиксирующих элементов 9 выполнена с обеспечением возможности введения установочной части 3 в паз с приложением меньшего усилия, чем усилие, прилагаемое при извлечении установочной части 3 из указанного паза. Каждый конец каждого ближайшего к верхней части 14 фиксирующего элемента 9 расположен на меньшем расстоянии от ближайшего к этому концу торцевого края 1, чем соответствующий конец ближайшего к нижнему краю 18 фиксирующего элемента 9, расположенного на той же второй боковой поверхности 15. В частном случае каждое крепежное отверстие 11 расположено между соответствующим концом ближайшего к верхней части 14 фиксирующего элемента 9 и соответствующим ему концом ближайшего к нижнему краю 18 фиксирующего элемента 9.
Осуществление полезной модели
Полезная модель реализуется следующим образом.
Тактильную шуц-линию из холодного пластика изготавливают способом смешивания двух главных компонентов в жидком состоянии в определенных пропорциях, с последующей заливкой смеси в форму, где происходит ее полимеризация под действием химической реакции (изготовление осуществляется без дополнительного нагрева, при температуре окружающей среды). После полного затвердевания смеси, тактильную шуц-линию извлекают из формы. Холодный пластик представляет собой многокомпонентный пластичный материал на основе полимерного связующего, содержащий пигменты и наполнители, отверждаемый в результате химической реакции и образующий после отверждения непрозрачные элементы.
Холодный пластик предназначен для устройства горизонтальной и вертикальной разметки проезжей части автомобильных дорог, улиц с усовершенствованным покрытием по ГОСТ Р 51256-99 (далее дорожной разметки), стоянок, остановок, других специализированных объектов, в том числе специализированных для слабовидящих.
Холодный пластик ручного нанесения изготавливается смешением в определенных количествах основополагающего компонента «А», представляющего собой полимерную основу холодного пластика, и компонента «Б», являющегося отвердителем (инициатором холодной полимеризации при смешении) см. https://roadplastic.ru/holodnyj-plastik, дата обращения 16.03.2020 г.
Тактильную шуц-линию из холодного пластика применяют для разметки пешеходных путей следования людей инвалидов по зрению, в частности для обозначения края опасной зоны. Например, по краю платформы железнодорожных путей.
Для установки тактильной шуц-линии из холодного пластика в пешеходной поверхности выполняют два паза, соответствующих ширине установочной части 3 (расстояние между вторыми боковыми поверхностями 15 одной установочной части 3). Пазы выполняют на расстоянии, равном расстоянию, на котором установочные части 3 расположены друг от друга на верхней части 14. В указанные пазы посредством внешнего воздействия (вдавливания или вбивания) вводят установочные части 3 и устанавливают тактильную шуц-линию из холодного пластика. При этом выполнение установочных частей 3 со скругленными торцами 8 облегчает установку тактильной шуц-линии из холодного пластика в пазы, выполненные посредством дисковой пилы и имеющие закругленные концы. За счет выполнения вторых переходов 17 более плоскими, чем первые переходы 16 и за счет выполнения нижнего края 18 закругленным обеспечивается облегчение введения установочной части 3 в паз. Введение в паз производят до полного прилегания контактной поверхности 2 к пешеходной поверхности. Для обеспечения более надежного крепления тактильной шуц-линии из холодного пластика может быть использован адгезионный состав (клей). Клей наносят на контактную поверхность 2. При этом при установке шуц-линии излишки клея попадают в канавки 4, обеспечивая тем самым более плотное совмещение контактной поверхности 2 с пешеходной поверхностью. При этом за счет выполнения канавок 4 на контактной поверхности 2 обеспечивают более плотное прилегание шероховатостей (неровностей) пешеходной поверхности к верхней части 14. Концы верхней части 14 со стороны торцевых краев 1 фиксируют, например, посредством шурупов, пропущенных через крепежное отверстие 11 и вкрученных в пешеходную поверхность.
Инвалид по зрению при перемещении по пешеходной поверхности осязает (чувствует) стопами ног или тростью установленные шуц-линии. При этом за счет выполнения шуц-линий в частном случае яркого цвета, например, белого или желтого, обеспечена дополнительная возможность их визуального отличия от пешеходной поверхности для инвалидов по зрению имеющих остаточное зрение. Таким образом инвалид по зрению получает информацию о наличии опасной зоны и о направлении ее протяженности. Следуя вдоль шуц-линии инвалид по зрению не пересекает границы опасной зоны до ее окончания или обозначения места посадки. При этом в процессе длительной эксплуатации при задевании края шуц-линии тростью или подошвой обуви, особенно в условиях большой проходимости, не происходит отслоение шуц-линии от пешеходной поверхности. Данная возможность обеспечена за счет увеличения прочности крепления шуц-линии посредством введения установочных частей 3 в пазы, за счет использования клея. Также повышению износостойкости способствует выполнение края верхней части 14, состоящей из наклонных поверхностей 13 и первых боковых поверхностей 12, расположенных под тупым углом друг к другу. При этом за счет отсутствия у верхней части 14 тонких краев с острыми углами предотвращают их разрывы и повреждения вследствие воздействия трости или подошвы обуви человека. Зацеплению и повреждению шуц-линии со стороны торцевых краев 1 мешает крепление области дополнительной фиксации 6. Выполнение первых переходов 16 фиксирующих элементов 9 более резкими, чем вторые переходы 17, способствует их сопротивляемости при попытке вывода установочных частей 3 из пазов. Выполнение на контактной поверхности 2 канавок 4 обеспечивает более плотное прилегание верхней части 14 к пешеходной поверхности за счет попадания в канавки 4 излишков клея и различных шероховатостей пешеходной поверхности.
Таким образом, выполнение устройства описанным выше образом обеспечивает расширение арсенала технических средств данного назначения.
Полезная модель относится к средствам обеспечения безопасности движения для слабовидящих, в частном случае к указателям тактильным наземным для инвалидов по зрению, на опасных участках, например в качестве ограничительной линии вдоль края железнодорожной платформы.Техническим результатом предлагаемой полезной модели является расширение арсенала технических средств данного назначения.Инвалид по зрению при перемещении по пешеходной поверхности осязает (чувствует) стопами ног или тростью установленные шуц-линии. При этом за счет выполнения шуц-линий в частном случае яркого цвета, например белого или желтого, обеспечена дополнительная возможность их визуального отличия от пешеходной поверхности для инвалидов по зрению, имеющих остаточное зрение. Таким образом, инвалид по зрению получает информацию о наличии опасной зоны и о направлении ее протяженности. Следуя вдоль шуц-линии, инвалид по зрению не пересекает границы опасной зоны до ее окончания или обозначения места посадки. При этом в процессе длительной эксплуатации при задевании края шуц-линии тростью или подошвой обуви, особенно в условиях большой проходимости, не происходит отслоение шуц-линии от пешеходной поверхности. Также повышению износостойкости способствует выполнение края верхней части 14, состоящей из наклонных поверхностей 13 и первых боковых поверхностей 12, расположенных под тупым углом друг к другу. При этом за счет отсутствия у верхней части 14 тонких краев с острыми углами предотвращают их разрывы и повреждения вследствие воздействия трости или подошвы обуви человека. Зацеплению и повреждению шуц-линии со стороны торцевых краев 1 мешает крепление области дополнительной фиксации 6. Выполнение первых переходов 16 фиксирующих элементов 9 более резкими, чем вторые переходы 17, способствует их сопротивляемости при попытке вывода установочных частей 3 из пазов.
Тактильный указатель для размещения на пешеходной поверхности