Код документа: RU198740U1
Область техники
Полезная модель относится к средствам обеспечения безопасности движения для слабовидящих, в частном случае к указателям тактильным наземным для инвалидов по зрению, на опасных участках, например, в качестве ограничительной линии вдоль края железнодорожной платформы.
Уровень техники
Тактильные наземные указатели (далее - ТНУ) являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры. ТНУ подразделяются на: наружные указатели, обустраиваемые вне зданий на поверхностях пешеходных путей, на остановках маршрутных транспортных средств и других объектах транспортной инфраструктуры, и напольные указатели, обустраиваемые внутри зданий на коммуникационных путях. Наружные и напольные ТНУ в зависимости от назначения подразделяются на предупреждающие указатели, направляющие указатели и поля различного назначения. Предупреждающие ТНУ должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению избегать опасностей, способных причинить вред их жизни, здоровью и имуществу на путях следования внутри зданий и сооружений и прилегающих к ним участках, при передвижении по пешеходным маршрутам территорий общего пользования в населенных пунктах, на объектах транспортной инфраструктуры. Тактильный указатель отличается по структуре и цвету от пешеходной поверхности, что обеспечивает его распознавание по отношению к пешеходной поверхности инвалидами по зрению посредством осязания стопами ног или тростью и (или) визуально. Под пешеходной поверхностью подразумевается пешеходная зона, прилегающая к тактильному указателю. Предупреждающие ТНУ подразделяются на локальные и протяженные. Протяженные предупреждающие указатели имеют форму шуц-линии - прямоугольной тактильной полосы (согласно ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению», дата обращения 13.01.2020 г.).
Известно устройство - тактильная лента (информация представлена на сайте https://ntc-niir.ru/taktilnaya-lenta/?yclid=18297870377734934268, дата обращения 13.01.2020 г.). Тактильная лента представляет собой длинномерное плоское тело из термоэластопласта с нанесенным на оду из его поверхностей адгезионным слоем, покрытым защитной пленкой. Верхняя поверхность тактильной ленты, противоположная адгезионному слою, выполнена рельефной с чередующимися продольными выступами и канавками.
Наиболее близким техническим решением (прототипом) является тактильный индикатор «Полоса» (информация представлена на сайте http://neo-vo.ru/catalog/tactile-strips-and-indicators/taktilnye-indikatory/taktilnyi-indikator-polosa/, дата обращения 13.01.2020 г.). Тактильный индикатор «Полоса» представляет собой плоскую полосу со штифтами, расположенными по одну сторону от плоскости тактильного индикатора. Штифты выполнены в виде стержней, присоединенных к тактильному индикатору своими торцами и расположенными перпендикулярно плоскости тактильного индикатора. Тактильный индикатор может быть выполнен из нержавеющей стали, полиуретана или поливинилхлорида. Верхняя поверхность, противоположная соединению со штифтами, выполнена рельефной. При этом на верхней поверхности образованы чередующие друг друга продольные выступы и впадины.
Техническим результатом предлагаемой полезной модели является расширение арсенала технических средств данного назначения.
Поставленный технический результат достигается за счет того, что в тактильной шуц-линии из полимерного материала, содержащей верхнюю часть и две установочные части, выполненные заодно, при этом верхняя часть и установочные части выполнены из полимерного материала, верхняя часть выполнена в виде полосы и ограничена основной поверхностью, контактной поверхностью, двумя наклонными поверхностями и двумя первыми боковыми поверхностями, противоположные края основной поверхности соединены каждый с соответствующим краем соответствующей наклонной поверхности, край каждой наклонной поверхности, противоположный ее соединению с основной поверхностью, соединен с соответствующим краем соответствующей первой боковой поверхности, край каждой первой боковой поверхности, противоположный ее соединению с соответствующей наклонной поверхностью, соединен с соответствующим краем контактной поверхности, при этом каждая наклонная поверхность образует тупой угол с основной поверхностью и тупой угол с соответствующей первой боковой поверхностью, место соединения основной поверхности с каждой из наклонных поверхностей выполнено с образованием соответствующего скругления, на контактной поверхности выполнены канавки, канавки расположены вдоль длины контактной поверхности, каждая установочная часть выполнена в виде полосы и ограничена двумя вторыми боковыми поверхностями и нижним краем, каждая установочная часть расположена со стороны контактной поверхности ортогонально верхней части, при этом установочные части расположены на расстоянии друг от друга, каждая установочная часть расположена на расстоянии от соответствующей ей первой боковой поверхности, нижний край каждой установочной части расположен противоположно верхней части и контактирует с одной стороны с соответствующей ему одной второй боковой поверхностью, а с другой стороны - с соответствующей ему другой второй боковой поверхностью на каждой второй боковой поверхности выполнен фиксирующий элемент, фиксирующий элемент выполнен в виде выступа, расположенного вдоль установочной части, каждый фиксирующий элемент выполнен ассиметричным в направлении от верхней части к соответствующему нижнему краю, с обеспечением возможности введения установочной части в паз с приложением меньшего усилия, чем усилие, прилагаемое при извлечении установочной части из указанного паза, в частном случае каждая первая боковая поверхность расположена ортогонально контактной поверхности, в другом частном случае расстояние от одной установочной части до ближайшей к ней первой боковой поверхности равно расстоянию от другой установочной части до ближайшей к ней первой боковой поверхности.
Краткое описание чертежей
Полезная модель поясняется чертежами (фиг. 1-2), где на фиг. 1 показан общий вид тактильной шуц-линии из полимерного материала, на фиг. 2 показан поперечный разрез тактильной шуц-линии из полимерного материала.
Раскрытие полезной модели
На фигурах обозначены: выступающий участок 1, торцевая поверхность 2, основная поверхность 3, наклонная поверхность 4, фиксирующий элемент 5, установочная часть 6, канавка 7 контактная поверхность 8, вторая боковая поверхность 9, нижний край 10, верхняя часть 11, второй переход 12, первый переход 13, первая боковая поверхность 14.
Основными элементами тактильной шуц-линии из полимерного материала (далее по тексту именуемой иногда - шуц-линия) являются верхняя часть 11 и две установочные части 6. Верхняя часть 11 и установочные части 6 выполнены заодно. Верхняя часть 11 и установочные части 6 могут быть выполнены из различных полимерных материалов, обладающих достаточной прочностью и стойкостью к эксплуатационным нагрузкам. В частном случае в качестве материала верхней части 11 и установочных частей 6 могут быть выбраны полиуретан, поливинилхлорид или термоэластопласт. Верхняя часть 11 и установочные части 6 ограничены двумя торцевыми поверхностями 2, имеющими форму близкую к П-образной.
Верхняя часть 11 выполнена в виде полосы. Верхняя часть 11 ограничена основной поверхностью 3, контактной поверхностью 8, двумя наклонными поверхностями 4, двумя первыми боковыми поверхностями 14 и соответствующими частями торцевых поверхностей 2. Основная поверхность 3 и контактная поверхность 8 расположены противоположно друг другу. Основная поверхность 3 в частном случае расположена параллельно контактной поверхности 8 или в положении близком к параллельному. Противоположные продольные края основной поверхности 3 соединены каждый с соответствующим краем соответствующей наклонной поверхностью 4. Край каждой наклонной поверхности 4, противоположный ее соединению с основной поверхностью 3, соединен с соответствующим краем соответствующей первой боковой поверхности 14. Край каждой первой боковой поверхности, противоположный соединению с соответствующей наклонной поверхностью 4, соединен с соответствующим краем контактной поверхности 8. Толщина верхней части 11, т.е. расстояние от контактной поверхности 8 до основной поверхности 3 выполнена с обеспечением возможности распознавания по отношению к пешеходной поверхности инвалидами по зрению посредством осязания стопами ног или тростью без оказания препятствий на пути следования другим группам населения. В частном случае толщина верхней части 11 выполнена в пределах пяти миллиметров.
Контактная поверхность 8 представляет собой поверхность верхней части 11 наибольшей площади. Контактная поверхность 8 обращена в процессе эксплуатации к поверхности установки тактильной шуц-линии из полимерного материала, в частности к пешеходной поверхности (полу или земле). На контактной поверхности 8 выполнены канавки 7.
Канавка 7 представляет собой углубление в теле верхней части 11, выполненное со стороны контактной поверхности 8. Канавки 7 выполнены прямолинейными и расположены вдоль длины верхней части 11. Канавка 7 в поперечном сечении может быть выполнена любой формы. В частном случае канавки 7 выполнены закругленными. В верхней части 11 может быть выполнено несколько канавок 7, в частном случае тринадцать.
Основная поверхность 3 выполнена меньшей площади, чем контактная поверхность 8. Основная поверхность 3 может быть выполнена ровной или иметь рельеф, отвечающий требованиям, предъявляемым к тактильным наземным указателям для инвалидов по зрению. Края основной поверхности 3 наибольшей протяженности (продольные) равноудалены от соответствующих краев контактной поверхности 8 наибольшей протяженности (продольных).
Каждая наклонная поверхность 4 образует с основной поверхностью 3 тупой угол. В месте соединения каждой наклонной поверхности 4 с соответствующей первой боковой поверхностью 14 образован тупой угол. При этом в месте соединения основной поверхности 3 с каждой из наклонных поверхностей 4 может быть выполнено скругление. Каждая наклонная поверхность 4 выполнена в виде фаски.
Первая боковая поверхность 14 расположена в целом ортогонально контактной поверхности 8. В частном случае высота первой боковой поверхности 14 в направлении от контактной поверхности 8 к основной поверхности 3 выполнена приблизительно равной половине толщины верхней части 11.
Установочная часть 6 выполнена в виде полосы. Установочная часть 6 ограничена двумя вторыми боковыми поверхностями 9, нижним краем 10 и соответствующими частями торцевых поверхностей 2. Вторые боковые поверхности 9 выполнены большей площади, чем нижний край 10. Вторые боковые поверхности 9 расположены противоположно друг другу. В частном случае вторые боковые поверхности 9 могут быть расположены параллельно друг другу. Нижний край 10 расположен противоположно соединению установочной части 6 с верхней частью 11. Установочных частей 6 в тактильной шуц-линии из полимерного материала установлено две. При этом каждая установочная часть 6 расположена со стороны контактной поверхности 8 ортогонально верхней части 11 с образованием верхней частью 11 и двумя установочными частями 6 в поперечном сечении П-образной формы. Установочные части 6 в частном случае равноудалены от первых боковых поверхностей 14 с образованием выступающих участков 1. При этом канавки 7 могут быть расположены только между установочными частями 6 или также располагаться на выступающих участках 1 (в частном случае по одной канавке 7 на каждом выступающем участке 1). Нижний край 10 выполнен с обеспечением возможности беспрепятственного введения в паз, выполненный на пешеходной поверхности. В частном случае нижний край 10 выполнен закругленным.
Фиксирующий элемент 5 представляет собой выступ на второй боковой поверхности 9 установочной части 6. Фиксирующий элемент 5 выполнен прямолинейным и расположен по всей установочной части 6. Фиксирующих элементов 5 на каждой второй боковой поверхности 9 выполнено в частном случае по два. Первый переход 13 образован в месте примыкания фиксирующего элемента 5 к соответствующей второй боковой поверхности 9 со стороны верхней части 11. Второй переход 12 образован в месте примыкания фиксирующего элемента 5 к соответствующей второй боковой поверхности 9 со стороны нижнего края 10. При этом первый переход 13 выполнен более резким, чем второй переход 12, т.е. угол, образованный первым переходом 13, выполнен меньшим, чем угол, образованный вторым переходом 12. В случае выполнения первого перехода 13 и второго перехода 12 закругленными, радиус скругления первого перехода 13 выполнен меньшим, чем радиус скругления второго перехода 12. Таким образом, каждый фиксирующий элемент 5 выполнен ориентированным в сторону верхней части 11. Указанная конфигурация фиксирующих элементов 5 выполнена с обеспечением возможности облегчения ввода установочной части 6 в паз и затруднения выхода установочной части 6 из паза.
Осуществление полезной модели
Полезная модель реализуется следующим образом.
Тактильную шуц-линию из полимерного материала производят методом экструзии полимерного состава через специальную фильеру. При этом используют материал с заданными техническими характеристиками необходимыми для обеспечения стойкости изделия к эксплуатационным нагрузкам.
Тактильную шуц-линию из полимерного материала применяют для разметки пешеходных путей следования людей инвалидов по зрению, в частности для обозначения края опасной зоны. Например, по краю платформы железнодорожных путей.
Для установки тактильной шуц-линии из полимерного материала в пешеходной поверхности выполняют два паза, соответствующих ширине установочной части 6 (расстояние между вторыми боковыми поверхностями 9 одной установочной части 6). Пазы выполняют на расстоянии, равном расстоянию, на котором установочные части 6 расположены на верхней части 11. В указанные пазы посредством внешнего воздействия (вдавливания или вбивания) вводят установочные части 6 и устанавливают тактильную шуц-линию из полимерного материала. За счет выполнения вторых переходов 12 более плоскими, чем первые переходы 13 и за счет выполнения нижнего края 10 закругленным обеспечивается облегчение введения установочной части 6 в паз. Введение в паз производят до полного прилегания контактной поверхности 8 к пешеходной поверхности. При этом за счет выполнения канавок 7 на контактной поверхности 8 обеспечивают более плотное прилегание шероховатостей (неровностей) пешеходной поверхности к верхней части 11.
Инвалид по зрению при перемещении по пешеходной поверхности осязает (чувствует) стопами ног или тростью установленные тактильные шуц-линии из полимерного материала. При этом за счет выполнения тактильных шуц-линий из полимерного материала в частном случае яркого цвета, например, белого или желтого, обеспечена дополнительная возможность их визуального отличия от пешеходной поверхности для инвалидов по зрению имеющих остаточное зрение. Таким образом, инвалид по зрению получает информацию о наличии опасной зоны и о направлении ее протяженности. Следуя вдоль шуц-линии, инвалид по зрению не пересекает границы опасной зоны до ее окончания или обозначения места посадки. При этом в процессе длительной эксплуатации при задевании края тактильной шуц-линии из полимерного материала тростью или подошвой обуви, особенно в условиях большой проходимости, не происходит отслоение шуц-линии от пешеходной поверхности. Данная возможность обеспечена за счет увеличения прочности крепления шуц-линии посредством введения установочных частей 6 в пазы. Также повышению износостойкости способствует выполнение края верхней части 11 состоящей из наклонных поверхностей 4 и первых боковых поверхностей, расположенных под тупым углом друг к другу. При этом за счет отсутствия у верхней части 11 тонких краев с острыми углами предотвращают их разрывы и повреждения вследствие воздействия трости или подошвы обуви человека. Выполнение первых переходов 13 фиксирующих элементов 5 более резкими, чем вторые переходы 12, способствует их сопротивляемости при попытке вывода установочных частей 6 из пазов. Выполнение на контактной поверхности 8 канавок 7 обеспечивает более плотное прилегание верхней части 11 к пешеходной поверхности.
Таким образом, выполнение устройства описанным выше образом обеспечивает расширение арсенала технических средств данного назначения.
Полезная модель относится к средствам обеспечения безопасности движения для слабовидящих, в частном случае к указателям тактильным наземным для инвалидов по зрению, на опасных участках, например, в качестве ограничительной линии вдоль края железнодорожной платформы.Техническим результатом предлагаемой полезной модели является расширение арсенала технических средств данного назначения.Полезная модель реализуется следующим образом. Инвалид по зрению при перемещении по пешеходной поверхности осязает (чувствует) стопами ног или тростью установленные тактильные шуц-линии из полимерного материала. При этом за счет выполнения тактильных шуц-линий из полимерного материала в частном случае яркого цвета, например, белого или желтого, обеспечена дополнительная возможность из визуального отличия от пешеходной поверхности для инвалидов по зрению, имеющих остаточное зрение. Таким образом, инвалид по зрению получает информацию о наличии опасной зоны и о направлении ее протяженности. Следуя вдоль шуц-линии, инвалид по зрению не пересекает границы опасной зоны до ее окончания или обозначения места посадки. При этом в процессе длительной эксплуатации при задевании края тактильной шуц-линии из полимерного материала тростью или подошвой обуви, особенно в условиях большой проходимости, не происходит отслоение шуц-линии от пешеходной поверхности. При этом за счет отсутствия у верхней части 11 тонких краев с острыми углами предотвращают их разрывы и повреждения вследствие воздействия трости или подошвы обуви человека. Выполнение первых переходов 13 фиксирующих элементов 5 более резкими, чем вторые переходы 12, способствует их сопротивляемости при попытке вывода установочных частей 6 из пазов. Выполнение на контактной поверхности 8 канавок 7 обеспечивает более плотное прилегание верхней части 11 к пешеходной поверхности.
Тактильный указатель для размещения на пешеходной поверхности