Код документа: SU1088877A1
эр эо эо
Изобретение относится к металлургии , конкретнее, к вспомогательному оборудованию,, используемому для футеровки сталеразливочных ковшей полусухими или жидкоподвижными маесами .
Известен шаблон, содержащий гибкую обечайку и радиальный распорностяжной вал, которые позволяют производить футеровку ковшей, получивших в процессе эксплуатации эллипсность. Для футеровки одного ковша здесь требуется от двvx до четырех секций, которые ставятся друг на друга рТ .
Недостатком является то, что, име от двух до четырех секций, шаблон получается насыщенным узлами регулировки , каждый из которых перед футеровкой настраивать на определенный размер, необходимо применение ручного труда, а для установки в ковш концентричио, шаблон стопорят и опускают приблизительно по центру ковша на днище. Через отверстия в нижней части обечайки шаблона с помощью винтовых упоров, вворачиваемых в упор до контрольной футеровки ковша, замеряют истинное положение шаблона. Затем шаблон приподнимают над днищем, с помощью винтовых упоров центрируют низ шаблона и опускают снова на днище. При опускании шаблона с вщцвинутыми упорами не исключено, что можно погнуть последние или разрушить ими контрольную футеровку. После того как шаблон отцентрирован, упоры вворачиваются внутрь шаблона.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаеному результату является регулируемы шаблон для футеровки сталеразливочных ковшей, содержащий корпус с основанием, снабженным тремя упорами равноотстоящими друг от друга, и распорно-стяжной вал 2j .
Недостатки известного шаблона следующие.
Необходимо вручную выводить упоры в рабочее положение и убирать в исходное (при опущенном шаблоне в ковш нужно пробраться через лабиринты распорно-стяжных валов на дно его). Для ковшей большой грузоподъемности упоры будут громоздки, а труд тяжелым .
Расположение упоров в нижней части игаблона должно обеспечить концентричное его .размещение на днище ковша только в идеальных условиях, когда упругие свойства каждого упора будут абсолютно одинаковыми, когда ось троса, на котором подвешен шаблон , будет постоянно перпендикулярна , плоскости, в которой расположены точки касания упоров о стенки ковша до момента касания шаблона о днище ковша. А такое расположение упоров не обеспечивает этого, так как при зависании на них шаблона создается неустойчивое равновесие, шаблон при этом может отклониться в любую сторону , нарушая концентричность.
В условиях производства контрольная футеровка не зеркально гладкая, а имеет выступы, впадины. Упоры буду . скользить со значительным удельным давлением, так как шаблон имеет массу , поэтому неровности на контрольной футеровке бУДУт отрицательно влиять на концентричность или будут разрушены упорами.
При набивке футеровки футеровочная масса, особенно жидкая, будет попадать внутрь шаблона, так как не решен вопрос герметизаг-ни нижней части его, что создает дополнительные трудности в работе с такими упорами .
Цель изобретения - повышение производительности при изготовлении футеровки сталеразливочных ковшей.
Поставленная цель достигается тем, что регулируемый шаблон для изготовления футеровки сталеразливочны ковшей, содержащий корпус с верхним и нижним основаншми, тремя равноотстоящими друг от друга упорами и распорно-стяжной вал, снабжен тремя равноотстоящими друг от друга дополнительными упорами, выполненными в виде роликов, установленных на верхнем основании корпуса, и распреде -лительными обоймами, жестко закрепленными на распорно-стяжном валу, при этом ролики шарнирно связаны посредством тяг, с распределительными обоймами, упоры имеют возможность перемещения в горизонтальной плоскости, а к нижнему основанию корпуса с зазором жестко прикреплено дно.
Кроме того, корпус выполнен с возможностью вертикального перемещения относительно нижнего основания посредством скалок, прикрепленных к верхнему основанию, и возвратной пружины распорно-стяжного вала в направляющих, установленных на нижнем основании. При таком конструктивном решении при опускании шаблона в ковш краном с корпусом ковша будут контактировать как минимум два. расположенных друг над другом, упора, выдвинутых от края шаблона на максимально требуемую толщину футеруемого слоя, чт исключает наклон шаблона относител но вертикали и позволяет концентри но опустить его в ковш, сокращая при этом время и трудозатраты при его установке. Вращаюшрсеся упоры не будут разрушать контрольную футеровку, а выполнение корпуса шаблона с возможностью вертикального перемещения относительно нижнего основания его обеспечивает герметичность шаблона и исключает попадание футеруемой массы внутрь. На чертеже изображена кинематичес кая схема предпагаемого шаблона. Шаблон содержит упоры, выполиенненые в виде роликов 1, соедииенных шарнирно через ползун 2, направляю щую 3 и тягу 4 с распределительной обоймой 5, имеющей регулировочные отверстия 6. Однако группа установлена на верхнем основании 7 корпуса 8 шаблона, а другая на нижнем основании 9 и связаны группы между собой вертикальным распорно-стяж ным валом 10 с возвратной пружиной 11. К нижнему основанию 9 с зазором дпя прохождения роликов жестко закреплено дно 12 при помощи стоек 13. Для вертикального перемещения корпуса шаблона относительно нижнего основания 9 к верхнему основанию 7 закреплены скалки 14, а на нижнем основании 9 установлены направляющие 15. В крыше шаблона имеются отверстия 16 для чалок. Устройство работает следующим образом. Устанавливают закреплением тяги 4 в соответствующее регулировоч ное отверстие 6 обоймы 5 оптимальный размер толщины футеруемого сло зная размеры ковша. Толщина футеру мого слоя определяется величиной выступания роликов 1 за корпус 8 и нижнее основание 9 шаблона. Краном с помощью чалочных приспособлений за отверстия 16, симметрично расположенные относительно оси распорностяжного вала 10, шаблон опускают в ковш. При соприкосновении роликов 1 о стенки ковша они катятся по ней. Если при этом окажется, что толщина контрольной футеровки ковша несколько больше расчетной, т.е. внутренние размеры ковша будут меньше расчетных, то при опускании шаблона он зависнет на верхних и нижних роликах. От действия собственного веса усилие от шаблона передается на ролики и, благодаря малому углу между ползуном 2 и тягой 4, реакции от действия горизонтальных составляющих сил через ролики I передаются на обойму 5. Горизонтальные составляюоще сил велики по сравнению с весом шаблона, от которого они возникают (вертикальная нагрузка),так как угол конуса шаблона мал. А поэтому велики и реакции опор, действующие на ролики 1, Обойма 5 от. действия реактивных сил повернется, ролики с ползунами 2 одновременно все продвинутся к центру шаблона на одинаковое расстояние и шаблон опустится на днище ковша концентрично относительно его стенок. Затем включается привод и верхняя и нижняя регулировочные обоймы 5 поворачиваются вместе с валом относительно вертикальной оси до тех пор, пока упоры не втянутся из зоны набивки футеровки за кромку корпуса, шаблона. После этого привод отключается . С целью исключения попадания футеровочной массы внутрь шаблона, на него устанавливают дополнительньй груз с таким расчетом, чтобы он закрыл верхнюю группу роликов и массой заставил сжаться возвратную пружину П распорно-стяжного вала 10. При этом корпус шаблона на скалках 14 в направляющих 15 будет двигаться вниз, пока нижней кромкой не упрется в днище ковша, закрывая тем самым нижнее основание 9 и обеспечивая герметичность шаблона. После изготовления футеровки шаблон вынимают из ковша краном и готовят его для следующего ковша. Перед опусканием в ковш наружную боковую поверхность шаблона смазыва
1, РЕГУЛИРУЕМЫЙ ШАБЛОН ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФУТЕРОВКИ СТАПЕРАЗЛИВОЧНЬС КОВШЕЙ, содержащий корпус с верхним и нижним основанияьш, тремя равноотстоящими друг от друга упорами и распорно-стяжной вал, о т л и ча ю ц и йен тем, что, с целью повышения производительности при изготовлении футеровки, он снабжен тремя равноотстоящими друг от друга дополнительиыки упорами, выполненными в виде роликов, установленных на верхнем основании корпуса, и распределительными обоймами, жестко зaкpeплeнны oI на распорно-стяжном валу, пои этом оолики шарннрно связаны с помощью тяг с распределителькьмн обоймами, упоры имеют возможность яереиеценхя в горизонтальной плоскости, а к шскнему основанию корпуса с зазор ж жестко прикреплено дно. 2..Шаблон по П.1, отличаюЧ и и с я тем, что корпус выполнен с возможностью вертикального перемещения относительно нижнего основания при помощи скалок, прикрепленных к верхнему основанию, и возвратной, (Л пружины распорно-стяжноговала в направляющих, уста к вленных на нижс нем основании.