Изобретение относится к литейному
производству, в частности к литью Под давлением,
Известен дозатор жидкого металла, содержащий корпус, поворотный транспортный рычаг, шарнирно связанный
с корпусом и через систему рычагов с подвеской, на которой установлен
ковш, и привод поворота ковша. Такой дозатор позволяет осуществить заливку
металла в камеру прессования при наличии верхней стяжки механизма прессования машины литья под давлением
L1 J.
Недостатком данного дозатора явля ется неизменяемость траектории движения
ковша, что вызывает необходимость изменения высоты установки дозатора и раздаточной печи при переходе
от центральной заливки к нижней и наоборот. Кроме того, у дозатора сложна рычажная система, так как
представляет собой шестизвенный рычажный механизм с большим количеством шарниров.
Наиболее близким к изобретению является дозатор жидкого металла,
содержащий корпус, поворотный, шарнирно связанный с корпусом транспортный
рычаг, на конце которого шарнирно установлена подвеска с ковшом и привод поворота подвески. Кинематика
движения транспортного рычага и подвески позволяет изменять их конечные
угловые положения, что позволяет легко перехо 1,ить от центральной залргвки
к нижней и наоборот, не изменяя высот установки дозатора и раздаточной печи Г 2 J.
Недостаток известного состоит в том, что при работе происходит
скачкообразное изменение скорости движения подвески с ковшом, что приводит к вьптлеску металла через
заборное отверс.тие. Для исключения выплесков снижают скорость движения
поворотного транспортного рычага, что уменьшает производительность дозатора .
Цель изобретения - повышение производительности дозатора.
Поставленная цель достигается тем что в дозаторе жидкого металла, содежащем
корпус, поворотный, шарнирно связанный с корпусом транспортный
рычаг, на конце которого шарнирно установлена подвеска с ковшом и привод
поворота подвески, последний выполнен в виде ведомой звездочки, установленной
на оси поворота подвески, и кулачка, установленного на оси поворота транспортного рычага, соединенных
между собой незамкнутой цепью, один конец которой связан с кулачком
а другой через упругий элемент с корпусом .
При этом кулачок вьшолнен с профилем , состоящим из двух участков,
один из которых имеет радиус кривизны , равньй радиусу ведомой звездочки
а другой - больший радиуса ведомой звездочки.
Кроме того, привод подвески снабжен регулятором угла поворота кулачка .
На фиг. 1 изображен дозатор жидкого металла, общий вид,а также траектория движения ковша; на фиг.2то
же, разрез) на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 2,
Дозатор жидкого металла состоит из корпуса 1, шарнирно установленного
на нем транспортного рычага 2, на конце которого шарнирно смонтирована подвеска 3 с ковшом 4. Дозатор
установлен между раздаточной печью 5 и машиной литья под давлением с камерой 6 прессования, доступ к которой затруднен наличием верхней стяжки механизма прессования. Камера прессования
может быть установлена как в верхнее положение (центральная заливка ), таки в нижнее (на фиг. 1 пункти
ром) . Поворот транспортного рычага к машине ограничен регулируемым упором 7, установленным на корпусе 1.
Для остановки поворота рычага при движении в сторону печи служит контактньй
датчик 8 уровня расплава, закрепленный на подвеске 3. На геомет-. рической оси поворота транспортного
рычага 2 установлен кулачок 9, связанный незамкнутой цепью 10 с ведомой
звездочкой 11, закрепленной к подвеске 3 соосно с ее шарниром. Транспортный рычаг 2 закреплен
на валу 12,- смонтированному поворотно в корпусе 1, и может получать вращение
через червячное колесо 13, сопряженное с червяком 14, связанным с Двигателем (не показан). Поворот ковша
4 осуществляется от другого двигателя через установленный в корпусе 1
червяк 15, червячное колесо 16, закрепленное на валу 17, расположенном
внутри вала 12 и соосно с ним. На втором конце вала 17 закреплена звездочка
18, связанная замкнутой цепью 19 со звездочкой 20, сидящей на валу 21;
консольный конец которого несет звездочку 22, связаннзпо цепью 23 со звездочкой
24, закрепленной на валу 25, расположенном в расточке консольного конца подвески 3 и несущим ковш 4.
Передаточное отношение между звездочками 18 и 20 (22 и. 24) равно 1.
Цепь 10 выполнена незамкнутой, причем40 Ч,
ветвь,- охватьшающая кулачок 9, закреплена
к корпусу посредством рыча-, га 26; а ветвь, охватывающая ведомую
звездочку 11 закреплена к транспортному рычагу 2 через пружину 27 растя-45
жения. Кулачок 9 установлен на оси 28, на втором конце которой закреплен
поводок 29, фиксируемый относительно корпуса регулируемыми упорами 30. Профиль
кулачка состоит из двух частей: 50 первый с радиусом кривизны, равным,
радиусу кривизны ведомой зведочки, 11, а второй - с радиусом кривизны большим
, чем у ведомой звездочки 11. Обе части профиля в точке сопряжения име-55 ют общую касательную.
Дозатор работает следующим образом .
Двигатель привода транспортного рычага 2 через червячную пару 14 и 13 осзпцествляет поворот рычага от
раздаточной печи к машине литья под
получают вращение в своем абсолютном
движении в сторону,противоположную вращению транспортного рычага 2, причем
, так как обе части профиля сопряжены по общей касательной, т.е. плавно
, то и начальная скорость поворота подвески равна нулю (часть траектории
tc). Подвеска осуществляет движение к камере прессования машины
литья под давлением по наиболее благоприятной траектории, обеспечивающей
непосредственный подход к заливочному отверстию. Точка начала поворота
подвески устанавливается положением кулачка 9 с помощью регулируемых упоров 29. .
Поскольку передаточное отношение сопрягаемых звездочек в кинематической
цепи поворота ковша равно единисохраняет постоянным свое угловое
положение и получает вращение от своего двигателя после остановки транспортного
рычага у машины литья под
металл непосредственно в камеру прессования
. Возврат ковша в положение забора металла из печи осуществляется в обратной последовательности, к
Плавное.изменение скорости движения подвески в момент начала ее поворота
позволяет повысить скорость движения транспортного рычага и, следовательно,
снизить время переноса металла от давлением. При этом цепь 10 огибает профиль кулачка 9. Когда цепь 10
контактирует с той частью кулачка 9, которая имеет радиус кривизны равный
радиусу кривизны ведомой звезДочки 11, подвеска 3 совершает поступательное движение, оставаясь в своем
абсолютном движении параллельной самое себе (часть схЬ траектории движения
транспортного рычага, фиг. 1). Это позволяет ковшу вьйти беспрепятственно из тигля и наиболее полно
использовать свою емкость. При набегании цепи 10 на -вторзто часть профиля кулачка9 ведомая звездочка
11 и, следовательно, подвеска 3 то ковш при движении подвески давлением, заливая транспортируемьш
печи к машине - параметр дозатора. непосредственно влияющий на производительность
машины литья под давлением . . 7 Т
5 S П 1
Фмаг Фиг.З