Код документа: RU2137411C1
Изобретение относится к автоматически раскрывающемуся и закрывающемуся, складываемому до карманного формата зонту, содержащему расположенные в ручке первое спусковое устройство для раскрывания и второе спусковое устройство для закрывания, расположенную в ручке спусковую, кнопку для совместного, смещенного во времени приведения в действие спусковых устройств, телескопически уменьшаемый шток с наконечником, с перемещаемым вдоль штока по направляющей толкателем и с образованной отдельными рычажно-тяговыми спицами системой рычажных тяг купола, первый пружинный привод для раскрывания зонта, включающий расположенную в штоке зонта пружину сжатия, которая одновременно с раскрыванием зонта выдвигает шток, второй пружинный привод для закрывания зонта, включающий интегрированные в рычажно-тяговые спицы купола пружины растяжения, которые натягиваются одновременно с раскрыванием зонта, и механизм тросовой тяги с тросиком, который действует на толкатель и одним концом через подвижно установленный в штоке зонта тяговый стержень и расположенную на нем защелку взаимодействует со вторым спусковым устройством, причем защелка выполнена с возможностью ее стопорения действующим на стопорное звено крючковым выступом.
Зонт такой конструкции описан, например, в патенте США 5492140. Эти зонты особенно просты в эксплуатации, поскольку как их раскрывание, так и закрывание происходит автоматически простым нажатием спусковой кнопки. Однако, с другой стороны, это преимущество в эксплуатации связано со значительным усложнением конструкции и дополнительными затратами на механизмы, необходимые для автоматического раскрывания и закрывания, а также на спуск и деблокировку механизмов, которые должны быть все взаимно согласованы друг с другом. Эти механизмы у известных типов с двойной (раскрывание и закрывание) автоматикой представляют собой весьма сложные, в основном плотно размещенные, центрированные в штоке зонта и вокруг него структуры, сборка которых в процессе их изготовления является довольно трудоемкой и которые, кроме того, недоступны или почти недоступны для ремонта. Это, а также определенные функциональные недостатки, в частности недостатки механизма блокировки и деблокировки при закрывании зонта, являются результатом того, что эти механизмы не только миниатюризированы и расположены внутри очень ограниченного монтажного пространства в штоке зонта и вокруг него и находятся под действием значительных пружинных сил сжатия, но и что складывание находящегося под действием определенных сил телескопического штока с одновременной его фиксацией, равно как и его высвобождение происходит исключительно между штоком и ручкой зонта и, кроме того, защелка, фиксирующая механизм тросовой тяги в стопорном звене со стороны штока, является жестким элементом, а стопорное звено, напротив, поперечно-подвижным ловителем.
Поэтому в основу изобретения была положена задача усовершенствовать зонт с двойной (раскрывание и закрывание) автоматикой вышеуказанной конструкции, в частности выполнить функционально более надежно стопорение и деблокирование механизма тросовой тяги и сделать менее конструктивно насыщенной концентрически тесно размещенную структуру спуска и деблокирования раскрывающей и закрывающей механики и расположить, распределить и выполнить ее таким образом, чтобы она выдерживала большие нагрузки и обеспечивала более легкий монтаж и демонтаж.
Эта задача согласно изобретению решается благодаря тому, что первое спусковое устройство вместе со спусковой кнопкой выполнено подвижным в направлении поперечно к продольной оси штока, обеспечивая стопорение толкателя, а второе спусковое устройство выполнено с возможностью попеременного соединения со спусковой кнопкой и отсоединения от нее в результате перемещения в направлении продольной оси штока.
Кроме того, согласно одному из предпочтительных вариантов выполнения изобретения второе спусковое устройство имеет взаимодействующий с защелкой, перемещаемый по оси штока зонта деблокирующий толкатель, а также перемещаемую синхронно с ним, взаимодействующую со спусковой кнопкой собачку и эта подвижная система, образованная деблокирующим толкателем и собачкой, в зависимости от вдвигания или выдвигания штока зонта попеременно входит в готовую к спуску позицию относительно защелки и спусковой кнопки в направлении к защелке и выходит из этой позиции в нейтральное положение.
Такое решение позволяет значительно усовершенствовать автоматически раскрывающийся и закрывающийся зонт вышеуказанного типа как конструктивно, так и функционально, упростить его изготовление и повысить надежность в работе, а также улучшить возможности для его сборки и разборки. Благодаря центрированному относительно штока и одновременно конформно параллельному с ним расположению и перемещению деблокирующего устройства и второго спускового устройства и их согласованному включению в рабочую позицию и выключению из нее спусковой кнопкой, соответственно защелкой и ее крючковым выступом достигается конструктивно существенно менее насыщенное и тем самым более прочное, более стабильное структурирование плотно размещенных механизмов раскрывания и закрывания, вынесенных из крайне неблагоприятного ограниченного монтажного пространства в полости штока зонта. В нем остается в этом случае только защелка и ее устройство деблокирования для закрывающей механики. Устройства блокировки и деблокировки механизма раскрывания отделены от закрывающей механики и вынесены в более просторное пространство вне штока, при этом подвижная спусковая кнопка одновременно обеспечивает выполнение двойной автоматической функции в качестве спускового элемента для раскрывания и закрывания и в качестве управляющего толкателя, соответственно сцепного элемента для непрерывного включения и выключения деблокировки защелки тягового стержня тросовой тяги и крючкового выступа этой защелки. Раскрывающая и закрывающая механика работает, таким образом, как две конструктивно и функционально разнесенные группы, которые при последовательном осуществлении раскрывания, закрывания и укорачивания штока могут функционировать согласованно друг с другом и независимо друг от друга. Следовательно, все вовлеченные в эти процессы детали также могут выдерживать более высокую нагрузку, и они более надежны в работе и, кроме того, легко собираются и при необходимости могут быть легко заменены.
В одном из особенно предпочтительных вариантов осуществления изобретения спусковая кнопка выполнена с возможностью перемещения в направляющей, стопорное звено для приема и стопорения крючкового выступа выполнено в форме трубки с соответствующей полостью и расположено коаксиально оси штока внутри него и опирается на шток, второе спусковое устройство объединено с деблокирующим толкателем и собачкой в один унифицированный узел, при этом указанная полость служит направляющей для деблокирующего толкателя, который предварительно нагружен пружиной в направлении к крючковому выступу защелки и при закрытом и укороченном зонте опирается на толкатель через выполненный на боковом кронштейне упор, а собачка установлена на кронштейне с возможностью пружинящего поворота вокруг оси и выполнена в виде двуплечего рычага, одно плечо которого служит для воздействия на спусковую кнопку во время закрывания, а второе плечо выполнено со стопорным крючком для стопорения деблокирующего толкателя с отступом от крючкового выступа, за счет чего во время раскрывания первое спусковое устройство при нажатии на спусковую кнопку высвобождает шток зонта, причем торцевая сторона деблокирующего толкателя удерживается стопорным крючком на некотором расстоянии от крючкового выступа, а первое плечо рычага попадает в зону действия спусковой кнопки, во время процесса закрывания зонта стопорный крючок в результате повторного нажатия на спусковую кнопку освобождается, и деблокирующий толкатель входит в зацепление с крючковым выступом, освобождая защелку от стопорного звена, а при укорачивании штока зонта при ненагруженных пружинах растяжения пружина сжатия сжимается, и крючковой выступ стопорится в стопорном звене.
При этом в особенно предпочтительном варианте выполнения изобретения собачка, перемещающаяся синхронно с деблокирующим толкателем, расположена на этом толкателе и выполнена с возможностью перемещения в полость, в которой совершает перемещения спусковая кнопка, и из нее.
В предпочтительном варианте выполнения механики второго спускового устройства стопорный крючок взаимодействует с упором, который предусмотрен на нижней стороне удерживающей втулки, соединенной с ручкой зонта и охватывающей шток зонта.
Наиболее надежное в работе выполнение механики тросовой тяги достигается благодаря тому, что другой конец тросика непосредственно воздействует на толкатель или пропущен через тросовый шкив на толкателе и соединен с наконечником зонта.
Согласно еще одному предпочтительному варианту выполнения изобретения особая прочность при приложении нагрузки и надежность в работе блокировки и деблокировки тросовой тяги обеспечиваются за счет того, что защелка установлена на закрепленном или сформованном на тяговом стержне U-образном полом профиле с радиально пружинящим зазором, а стопорное звено выполнено в виде вставленной в конец штока втулки с центрированным относительно штока упорным кольцом для зацепления за него крючкового выступа.
Согласно еще одному предпочтительному варианту выполнения блокировки тросовой тяги полый профиль при стопорении защелки входит заостренным концом во входное отверстие стопорного звена и опирается в нем на соответствующую заостренному концу фаску, как только крючковой выступ зайдет за упорное кольцо.
Согласно еще одному предпочтительному варианту выполнения изобретения особо стабильная, простая в выполнении и легко монтируемая и демонтируемая благодаря своему расположению деблокирующая механика тросовой тяги реализована таким образом, что деблокирующий толкатель выполнен в виде поршня, перемещаемого в полости стопорного звена, с насаженным полым цилиндром, причем полый цилиндр обращен к крючковому выступу.
Еще один предпочтительный вариант выполнения изобретения позволяет рационально выполнить механику второго спускового устройства в виде эффективно работающего унифицированного узла за счет того, что поршень установлен с возможностью перемещения внутри прорези на неподвижно закрепленном на ручке зонта поперечном штифте и опирается противоположным относительно полого цилиндра концом через тарельчатую шайбу и прилегающую к ней пружину сжатия на дно ручки зонта, а на шайбе установлен кронштейн, выступающий вверх в полость ручки зонта.
Согласно еще одному предпочтительному варианту осуществления изобретения полное выдвижение телескопического штока, соответственно его выдвижение на большие расстояния при постоянном передаточном отношении тросовой тяги, а также необходимое выравнивание допусков по длине в пределах механизмов раскрывания и закрывания и между ними достигается благодаря тому, что в механизме тросовой тяги предусмотрен тяговый компенсатор в виде структуры типа подпружиненный поршень-цилиндр, где цилиндром служит гильза, а в качестве поршня используется перемещаемая в этой гильзе подпружиненная пружиной сжатия втулка.
Наиболее функционально оптимальное расположение тягового компенсатора в сочетании со стопорением тросовой тяги в стопорном звене достигается согласно еще одному варианту благодаря тому, что тяговый компенсатор в закрытом укороченном зонте располагается внутри штока зонта между тросиком и тяговым стержнем перед тросовым шкивом, размещенным на наконечнике. Согласно еще одному предпочтительному варианту изобретения возможность доступа к находящейся в ручке зонта механике и ее монтаж и демонтаж особенно облегчаются за счет того, что дно ручки зонта образовано крышкой, съемно закрепляемой на рукоятке посредством пружинного зажимного соединения, а образованная между ней и удерживающей ручку и шток зонта втулкой цилиндрическая полость служит пространством под размещение и перемещение тарельчатой шайбы и ее пружины сжатия.
И, наконец, еще один предпочтительный вариант изобретения обеспечивает упрощенный монтаж и демонтаж деталей в штоке и ручке зонта за счет того, что поперечный штифт одновременно соединяет шток зонта со стопорным звеном и ручкой зонта в один блок.
Ниже изобретение более подробно поясняется на примере его выполнения со ссылкой на
чертежи, на которых показано:
на фиг. 1 - продольный разрез зонта согласно изобретению в закрытом, укороченном до карманного формата положении только с одной отдельной рычажно-тяговой спицей
купола,
на фиг. 2 - нижняя часть зонта с ручкой в продольном разрезе и в рабочем положении согласно фиг. 1,
на фиг. 3 - та же зона ручки в увеличенном продольном разрезе в рабочем
положении после процесса раскрывания,
на фиг. 4 - та же зона ручки также в увеличенном продольном разрезе, однако после процесса закрывания,
на фиг. 5 - отдельно увеличенный
монтажно-передвижной узел вместе с предназначенными для процесса закрывания спусковым и деблокирующим устройствами в положении спуска, соответственно деблокирования,
на фиг. 6 - раскрытый
зонт в продольном разрезе с отдельной рычажно-тяговой спицей купола,
на фиг. 7 - закрытый зонт в продольном разрезе с отдельной рычажно-тяговой спицей купола,
на фиг. 8 - в
увеличенном поперечном сечении ручка зонта в зоне крепления на штоке в сечении a-b по фиг. 2,
на фиг. 9 - увеличенный участок верхнего конца зонта в рабочем положении согласно фиг. 1,
на фиг. 10 - в увеличенном продольном разрезе тяговый компенсатор механизма реверсирования тросовой тяги в рабочем положении по фиг. 1 и
на фиг. 11 - тот же тяговый компенсатор в увеличенном
продольном разрезе, но в рабочем положении по фиг. 6.
Автоматически раскрывающийся и закрывающийся зонт имеет телескопически уменьшающийся шток 1 и складной и/или сдвижной купол D, благодаря чему в закрытом положении зонт может храниться сложенным до карманного формата. Купол D, поддерживаемый системой 2 тяг и снабженный обтяжкой 3, состоит из нескольких отдельных рычажно-тяговых спиц 2o, расположенных звездообразно вокруг штока 1 и шарнирно соединенных как с насаженной на верхний конец 1a штока наконечником 4, так и с возвратно-поступательно перемещающимся по штоку 1 толкателем 5. Каждая из рычажно-тяговых спиц 2, из которых на чертеже для наглядности показана только одна, состоит из соответствующих шарнирно соединенных собственно купольных спиц 2' и распорок 2''. Одна из распорок 2'' шарнирно соединена с толкателем 5, так что купол D в результате поступательного движения толкателя 5 может раскрываться, а при возвратном его движении закрываться с помощью пружинного привода F1, соответственно F2. Из них пружинный привод F1 предназначен для автоматического телескопического выдвижения штока 1 с одновременным раскрытием купола D, а пружинный привод F2 служит для его автоматического закрытия, причем последний, например, может быть встроен в отдельные рычажно-тяговые спицы 2o в виде нескольких пружинных приводов F2' таким образом, чтобы они постоянно стремились захлопнуть систему тяг купола. При этом, однако, упругая сила всех пружинных тяг F2' рассчитана и выбрана такой, что она, как более подробно описано ниже, намного меньше упругой силы пружинного привода F1 для телескопического выдвижения штока 1 и раскрытия купола D. Продольная ось штока 1 обозначена на чертежах буквой X.
Более сильный пружинный привод F1 выполнен в виде размещенной в штоке 1 с возможностью ее растяжения спиральной пружины F1' сжатия, которая одним концом опирается на наконечник 4, а другим внизу опирается на неподвижно закрепленный на штоке упор 1b. Образованная таким образом пружинная телескопическая конструкция 1' постоянно стремится раздвинуться. С целью одновременно использовать это ее стремление для раскрытия купола D между штоком 1 и толкателем 5, который управляет куполом D, предусмотрен выполненный по принципу полиспаста механизм S реверсирования тросовой тяги. Этот снижающий прикладываемое усилие механизм предпочтительно представляет собой двухшкивную тяговую систему с одним шкивом 6 на наконечнике 4 и одним шкивом 7 на толкателе 5, а также с перемещающимся по ним тяговым тросиком S'. Последний одним концом зафиксирован зажимом 4a на наконечнике 4, а другим концом соединен непосредственно или через тяговый компенсатор Z с тяговым стержнем 8. На свободном конце 8a стержня 8 или сформованного на конце 8a либо присоединенного к нему U-образного полого профиля 9a закреплена размещенная внутри полого профиля 9a задвижка в виде радиально пружинящей защелки 9, так что эта защелка 9 с крючковым выступом 9b при своем качающемся движении может упруго выскакивать из полого профиля 9a, а также снова прижиматься ко дну 9a' профиля 9a, причем боковой направляющей для нее служат полки 9a'' профиля (фиг. 5).
Защелка 9 взаимодействует с "жестким" стопорным звеном 10 фиксатора A2 спуска, предназначенного для закрывания, за счет того, что она, как видно на фиг. 1 и 2, в закрытом, укороченном положении зонта зацепляется крючковым выступом 9b внутри полости 10a выполненного в форме трубки стопорного звена 10 за кольцевой уступ 10b. Стопорное звено 10 вдвинуто внутрь штока (1) со стороны конца 1c штока, а глубина, на которую он входит в этот шток, определяется фланцем 10c, опирающимся на конец 1c штока. Тем самым защелка 9 не является какой-либо жесткой задвижкой, которая захватывается и стопорится радиально подвижным, соответственно гибким стопорным звеном, а представляет собой в некотором роде пружинящий гарпун, который сам закрепляется в "жестком" стопорном звене 10. С целью обеспечить оптимальное точное по центру самозапирание пружинящей защелки 9 и ее предохранителя, предохраняющего ее от перемещения в утопленном в жестком стопорном звене 10 положении, U-образный полый профиль 9a с находящейся в нем защелкой 9, как видно на фиг. 2 и 3, может иметь заостренный конец 9a''', которым он при запирании защелки стопорным звеном 10 достаточно глубоко входит в ее входное отверстие 10d до опоры на соответствующей фаске 10e, пока крючковой выступ 9b защелки 9 не пройдет отверстие 10d и не зацепится за кольцевой уступ 10b. Таким образом, механизм S реверсирования тросовой тяги между его неподвижными точками 4, 4a и 9b, 10b в сдвинутом, укороченном положении (фиг. 1, 2) зонта представляет собой штоковый телескоп 1', нагруженный пружиной. Механизм S реверсирования тросовой тяги, поскольку он встроен в шток 1 и может перемещаться, для предотвращения нежелательного фрикционного замыкания с находящейся также в штоке 1 пружиной F1' сжатия привода раскрывания может быть заключен в телескопический защитный кожух TK, согласованный по длине с телескопическим штоком 1, а также по длине выдвигаемой и вдвигаемой частей. Кроме того, уже упоминавшийся тяговый компенсатор Z в соответствии с положением тягового стержня 8 предпочтительно может быть расположен таким образом, чтобы он в сдвинутом штоке 1 оказывался между стержнем 8 и расположенным на наконечнике 4 тросовым шкивом 6. Тяговый компенсатор Z позволяет соблюсти допуски на размеры в структуре штокового телескопа 1' и связанной с ним кинематики купола, однако основная особенность заключается в том, что благодаря этому штоковый телескоп 1' при раскрытом куполе D и в полностью выдвинутом положении может выдвигаться на свою полную длину (фиг. 6, 11). Тяговый компенсатор Z предпочтительно представляет собой поршневую направляющую, состоящую из гильзы Z' в качестве цилиндра, перемещаемой в гильзе втулки Z'' в качестве поршня и пружины Z* сжатия, через которую втулка упруго опирается на гильзу Z', причем гильза Z' заклепкой Za соединена с тяговым стержнем 8, а поршневая втулка Z'' соединена с тросиком S', конец которого продет через эту втулку Z'' и завязан в узел S*, упирающийся под растягивающей нагрузкой во фланец Zb втулки Z'' (фиг. 10, 11).
Ручка 12 состоит из центральной удерживающей втулки 12a, радиальных перемычек 12b, выполненных внутри ручки, и цилиндрической собственно рукоятки 12c. Последняя соединена с удерживающей втулкой 12a перемычками 12b, так что в ручке 12 в пространстве между втулкой 12a и рукояткой 12c образуется несколько радиальных полых камер 12d, расположенных по длине ручки. В удерживающую втулку 12a вставлен своим нижним концом 1c шток 1 и разъемно зафиксирован в ней поперечным штифтом 13, который пропущен через рукоятку 12c, через две противолежащие перемычки 12b, 12b и посредине через удерживающую втулку 12a и конец 1c штока 1 (фиг. 8). Одновременно поперечный штифт 13 проходит также, фиксируя его, через втулкообразное стопорное звено 10 спускового устройства A2, а также через прорезь 14a перемещаемого в стопорном звене 10 поршня 14 поршневой направляющей К спускового устройства A2, более подробно описанной ниже. Таким образом, шток 1, ручка 12 и стопорное звено 10 зафиксированы относительно друг друга поперечным штифтом 13, и, кроме того, последний, проходя через прорезь 14ao, образует также ограничительный упор для перемещения поршня 14 в полости 10a стопорного звена 10.
Еще одна цилиндрическая полость 12e в ручке 12 расположена между концом 1c штока, соответственно прилегающим к нему фланцем 10c стопорного звена 10 и дном 12f ручки 12. Дно 12f образовано крышкой 12g, которая посредством пружинного зажимного соединения 12h съемно закреплена на рукоятке 12c, благодаря чему к полости 12e и полым камерам 12d, а также к размещенным в них механизмам после снятия крышки 12g обеспечивается свободный доступ для монтажа и ремонта. Верхний конец 12i рукоятки открыт, образуя отверстие для вдвигания и выдвигания толкателя 5.
Втулкообразное стопорное звено 10 спускового устройства A2 свободно и съемно вставлено в конец 1c штока и, как уже описано, зафиксировано. Оно образует своей верхней кромкой также уже описанный неподвижно закрепленный на штоке упор 1b для спиральной пружины F1' сжатия и проходит до нижнего конца 1c штока 1, на который оно опирается фланцем 10c. При монтаже и ремонте стопорное звено 10 легко может быть вставлено, соответственно заменено простым способом при условии точного совмещения соответствующих взаимных положений его кольцевого уступа 10b под пружинящую защелку 9 и его крепежного отверстия под поперечный штифт 13. То же самое относится и к механике, размещенной в ручке 12.
Необходимое для закрывания зонта деблокирование пружинящей защелки 9 осуществляется деблокирующим толкателем 15 в виде перемещаемого в полости 10a стопорного звена 10 полого цилиндра, который при движении вверх поршневой направляющей К перемещается по крючковому выступу 9b защелки 9 и выводит ее тем самым из зацепления с кольцевым уступом 10b стопорного звена 10 (фиг. 4, 5). Полый цилиндр, образующий деблокирующий толкатель 15, выполнен на уже описанном поршне 14 или закреплен на его цапфе 14a. Поршень 14 является частью поршневой направляющей K. Эта направляющая может перемещаться с помощью образованной поперечным штифтом 13 и прорезью 14a направляющей штифт-прорезь внутри стопорного звена 10 вверх и вниз в некоторых пределах, определяемых длиной прорези 14a, причем верхний конец 14a' ограничивает перемещение поршневой направляющей К из стопорного звена 9, а нижний конец 14a'' прорези ограничивает перемещение в стопорное звено 10. Поршень 14 закреплен на тарельчатой шайбе 14b или выполнен заодно с ней, причем на некотором расстоянии от шайбы параллельно поршню расположен кронштейн 14c таким образом, что он, свободно двигаясь параллельно стенкам рукоятки 12c, входит в одну из полых камер 12d ручки 12. При этом кронштейн 14c с силовым замыканием прилегает своей верхней кромкой 14c* к толкателю 5 (фиг. 1, 2). На кронштейн 14c насажена выполненная в виде двуплечного рычага стопорная собачка 16, которая может поворачиваться вокруг оси 17, а в закрытом и укороченном положении зонта (фиг. 1, 2) удерживается торсионной пружиной 18 таким образом, что кромка 16b' нижнего плеча 16b рычага прилегает к цилиндрической наружной поверхности удерживающей втулки 12a. Нижнее плечо рычага 16b снабжено стопорным крючком 16b'', которым оно в показанном на фиг. 3 положении готовности к закрыванию зонта зацепляется за нижнюю кромку 12a'' или за установленное на ней упорное кольцо 12a' удерживающей втулки 12a. Своим верхним плечом 16a собачка 16 взаимодействует со спусковой кнопкой 11, как только собачка 16 будет вдвинута поршневой направляющей K в полость H перемещения кнопки 11 и захвачена ею, причем плечо 16a выходит из зацепления с нижней кромкой 12a'', соответственно с упорным кольцом 12a'. Смещение собачки 16 в полость H перемещения спусковой кнопки 11 происходит под действием пружины 19 сжатия, которая зажата между тарельчатой шайбой 14b и дном 12f крышки 12g ручки зонта. Таким образом осуществляется центрированное по оси X штока в пределах направляющей штифт-прорезь 13, 14a перемещение поршневой направляющей К собачки 16 и образующего деблокирующий толкатель 15 полого цилиндра по направлению к концу ручки 12 под действием толкателя 5 и в противоположном направлении к спусковой кнопке 11 под действием пружины 19, обеспечивая при этом необходимую для стопорения вращения ориентацию кронштейна 14c и собачки 16 в отношении их пересечения с ходом спусковой кнопки 11 в полости H. Однако наряду с этим перемещением, обеспечивающим стопорение вращения, достигается также в частности равнонаправленное согласованное перемещение деталей 14, 15, 16, 17, 18 спускового устройства A2 и соответствующего деблокирующего устройства в таком унифицированном узле, как подвижной узел V (фиг. 2, 3, 4, 5). Этот узел V также разработан и собран из простых и прочных деталей, за счет чего он обеспечивает высокую надежность в работе и может быть смонтирован за несколько операций простой установкой в ручку и также легко снова демонтирован и заменен после снятия крышки 12g с рукоятки 12c и извлечения поперечного штифта 13 (фиг. 4, 5). Ограничение движения узла V вовнутрь может осуществляться также за счет того, что шайба 14b упирается непосредственно во фланец 10c стопорного звена 10, а не за счет упора 14a'' в прорези.
Спусковая кнопка 11 служит не только для приведения в действие уже описанного спускового устройства A2 при закрывании зонта, но также и для приведения в действие спускового устройства A1 при раскрывании зонта, для которого это спусковое устройство предусмотрено. Для упрощения конструкции спусковая кнопка 11 предпочтительно смонтирована в одном узле со спусковым устройством A1 и его деблокирующим устройством. Она может перемещаться толкателем 11a в той же полости H в ручке 12 зонта в поперечном направлении к штоку 1 в пазу 12h. При этом толкатель 11a охватывает шток 1 овальным кольцом таким образом, что он может обходить шток 1 с достаточным зазором и перемещать кнопку 11 из ее исходного положения в ее спусковое положение для раскрывания и закрывания зонта против действия пружины 20, удерживающей толкатель 11a в исходном положении. При раскрывании зонта кнопка 11 выводит выполненный на толкателе Па фиксатор 21 из стопорного отверстия 5a толкателя 5 раскрывания купола, освобождая шток 1, который под действием механизма S реверсирования тросовой тяги телескопически выдвигается с одновременным раскрытием купола D (фиг. 2, 5). В момент закрывания зонта кнопка 11 выводит собачку 16 против действия торсионной пружины 18 из ее стопорного положения (фиг. 3) за нижней кромкой 12a'', соответственно упорным кольцом 12a', в результате чего поршневая направляющая К под действием пружины 19 толкает деблокирующий толкатель 15 по крючковому выступу 9b, а пружинящая защелка 9 благодаря этому выходит из ее застопоренного положения на кольцевом уступе 10b, разблокируя механизм S реверсирования тросовой тяги с одновременным закрытием купола под действием пружин F2'.
Основные функции зонта
определены, следовательно,
а) автоматическим процессом раскрывания купола D под действием пружинного привода F1 с одновременным его выдвижением телескопического штока 1 и натяжением
пружинного привода F2 закрывания,
б) последующим автоматическим процессом закрывания купола D под действием пружинного привода F2 закрывания и
в) последующим укорачиванием зонта
вручную до карманного формата путем складывания телескопического штока 1 с одновременным натяжением пружины F1' привода раскрывания.
Во время раскрывания зонта при нажатии спусковой кнопки 11 фиксатор 21 выходит из своего положения фиксации в толкателе 5 раскрывания купола, в результате чего этот толкатель механизмом S реверсирования тросовой тяги под действием выдвигающегося телескопического штока 1 с одновременным раскрытием купола D перемещается вверх в положение, показанное на фиг. 6. Поскольку механизм S реверсирования тросовой тяги зафиксирован в стопорном звене 10, тросик S' перемещается по шкиву 7 на толкателе 5, телескопический кожух TK соответственно раздвигается, а пружины F2' закрывания купола натягиваются. Одновременно толкатель 5 раскрывания купола отделяется от кронштейна 14c, так что состоящий из деталей 14- 18 подвижной узел перемещается с деблокирующим толкателем 15 и собачкой 16 под действием пружины 19 из положения, показанного на фиг. 2, в положение, показанное на фиг. 3. В этом положении собачка 16 своим плечом 16a заходит в полость H перемещения спусковой кнопки 11, при этом собачка 16, однако, другим своим плечом 16b все еще остается зацепленной за упор 12a, соответственно 12a'', а деблокирующий толкатель 15 оказывается расположенным непосредственно перед крючковым выступом 9b пружинящей защелки 9. Тяговый компенсатор Z механизма S реверсирования тросовой тяги в этом случае сжат (фиг. 11).
При последующем, также происходящем при нажатии спусковой кнопки 11 закрывании купола D спусковая кнопка 11 поворачивает собачку 16 из зафиксированного положения на упоре 12a', соответственно 12a'' против действия торсионной пружины 18, так что подвижной узел с деблокирующим толкателем 15 и собачкой 16 под действием пружины 19 перемещается еще на некоторое расстояние вверх в положение, показанное на фиг. 4. В этом положении нижняя кромка 14a'' направляющей штифт-прорезь 13, 14a упирается в поперечный штифт 13, деблокирующий толкатель 15 находит на крючковой выступ 9b и при радиально упругом центрирующем движении снимает его с кольцевого уступа 10b стопорного звена 10, после чего механизм S реверсирования тросовой тяги, подтягивая пружинящую защелку 9 вверх за тяговый стержень 8, под действием пружин F2' закрывания купола движется в обратном направлении с помощью тросика S', перемещающегося по шкивам 6, 7 с одновременным перемещением вниз толкателя 5 и складыванием купола D. Тяговый компенсатор Z при этом вследствие полностью выдвинутого телескопического штока 1 полностью разгружен (фиг. 10). При последующем уменьшении длины телескопического штока 1 зонт следует взять обеими руками и надавливать навстречу друг другу конец ручки и наконечник, пока втулка 5b толкателя 5 не войдет в соответствующее приемное отверстие 12i на ручке 12, а толкатель 5 не соприкоснется с кронштейном 14c подвижного узла, состоящего из спускового устройства A2 и деблокирующего толкателя 15, и не переместится в нейтральное положение, показанное на фиг. 1 и 2, в котором также фиксатор 21 спуска входит в стопорное отверстие 5a толкателя 5, что удерживает купол от раскрывания, а телескопический шток 1 в исходном положении, показанном на фиг. 1. В этом положении тяговый компенсатор Z механизма S реверсирования тросовой тяги снова разгружен. Шкив 7, по которому движется тросик S', снова перемещается вниз. Тяговый компенсатор Z, в свою очередь, вследствие того, что длина тягового стержня 8 с его блокирующими деталями 9, 10 согласована с длиной телескопического штока 1 в его укороченном положении, также оказывается снова расположенным непосредственно перед установленным на наконечнике 4 шкивом 6, а телескопический кожух TK снова оказывается убранным. Пружина F1' привода раскрывания снова натягивается, а пружины F2' 5 закрывания, напротив, разгружаются. Обтяжка 3 купола при этом предпочтительно убрана без складок в системе тяг купола.
Автоматически раскрывающийся и закрывающийся, складываемый до карманного формата зонт содержит расположенные в ручке первое спусковое устройство для раскрывания и второе спусковое устройство для закрывания, спусковую кнопку, телескопически уменьшаемый шток с наконечником, перемещаемый вдоль штока по направляющей толкатель, систему рычажных тяг купола, первый и второй пружинные приводы и механизм тросовой тяги с тросиком. Первое спусковое устройство вместе со спусковой кнопкой выполнено подвижным в направлении поперечно к продольной оси штока, обеспечивая стопорение толкателя, а второе спусковое устройство выполнено с возможностью попеременного соединения со спусковой кнопкой и отсоединения от нее в результате перемещения в направлении продольной оси штока, что обеспечивает легкий монтаж и демонтаж зонта и возможность выдерживания больших нагрузок. 15 з.п.ф-лы, 11 ил.