Код документа: RU2733193C2
Изобретение относится к сельскохозяйственному орудию, содержащему корпус колеса и пневматическую шину, установленную на корпус колеса.
Корпус колеса обычно представляет собой жесткую конструкцию, например, выполненную из металла или пластика. Пневматическая шина представляет собой гибкую конструкцию, предусмотренную для обработки почвы. Например, она выполнена из эластомера.
В работе действие корпуса колеса и пневматической шины очень отличаются друг от друга. Пневматическая шина имеет тенденцию по меньшей мере частично отделяться от корпуса колеса. Речь идет о "разбортировании". Шина повреждается. Орудие больше недееспособно.
Обычно одного лишь радиального зажима пневматической шины на корпусе колеса недостаточно для предотвращения разбортирования при работе. Таким образом, требуется блокировка корпуса колеса и пневматической шины относительно друг друга по меньшей мере в радиальном направлении.
Такую блокировку обычно осуществляют за счет взаимодействия формы пневматической шины и корпуса колеса. Борт пневматической шины, то есть ее радиально внутренний участок, имеет такую форму, чтобы содержать по меньшей мере одну кольцевую поверхность крепления, ориентированную радиально наружу. Эта поверхность взаимодействует с аналогичной кольцевой поверхностью корпуса колеса, ориентированной радиально внутрь. Эти поверхности крепления вместе образуют блокировку, предотвращающую снятие пневматической шины с корпуса колеса в процессе работы.
Как раскрыто в документе ЕР 2145775 А1, опубликованном 20 января 2010 г., часто борт имеет поперечное сечение, форма которого напоминает "гриб", тогда как корпус колеса имеет на своей окружности сечение в форме крючков. Часть поверхностей крючков и часть поверхностей в форме гриба образуют поверхности крепления, которые взаимодействуют между собой. Также могут быть выполнены другие сложные формы сечения.
Сложность форм борта, как правило, увеличивает стоимость и время изготовления корпуса колеса и пневматической шины. Она ограничена промышленно применимыми формами протектора.
Изобретение направлено на улучшение данной ситуации.
Заявитель предлагает сельскохозяйственное орудие, содержащее:
- корпус колеса, имеющий две основные поверхности и периферическую канавку, открытую в радиальном направлении наружу и расположенную между двумя основными поверхностями,
- пневматическую шину, содержащую по сути кольцевую крайнюю часть и борт, выступающий из крайней части радиально внутрь, при этом борт имеет такую форму, чтобы вмещаться в канавку при установке пневматической шины на корпус колеса, и
- радиальную блокировку, блокирующую пневматическую шину на корпусе колеса.
Радиальная блокировка содержит:
- первое отверстие, выполненное в корпусе колеса, выходящее с одной стороны в канавку, а с другой стороны - на одну из двух основных поверхностей,
- по меньшей мере одно второе отверстие, выполненное в борту пневматической шины и открывающееся по сути напротив первого отверстия, и
- штифт, расположенный в первом отверстии и втором отверстии.
Такое сельскохозяйственное орудие обладает лучшей устойчивостью к разбортированию из существующих, особенно тех, в которых пневматическая шина содержит борт в форме гриба. Также, корпус колеса и пневматическая шина предлагаемого сельскохозяйственного орудия могут не иметь тыльной поверхности, что облегчает извлечение из формы и снижает стоимость изготовления. Радиальная блокировка, таким образом, предусмотрена также для обеспечения осевой блокировки и блокировки против вращения пневматической шины относительно корпуса колеса.
Согласно другим аспектам заявитель предлагает корпус колеса для сельскохозяйственного орудия, пневматическую шину для сельскохозяйственного орудия, комплект для сельскохозяйственного орудия и способ изготовления сельскохозяйственного орудия.
Корпус колеса имеет две основные поверхности и периферическую канавку, открытую в радиальном направлении наружу и расположенную между двумя основными поверхностями. Периферическая канавка имеет такую форму, чтобы вмещать в себя борт пневматической шины при установке указанной пневматической шины на корпус колеса. По меньшей мере одно первое отверстие выполнено в корпусе колеса, выходящее с одной стороны в канавку, а с другой стороны - на одну из двух основных поверхностей.
Пневматическая шина для сельскохозяйственного орудия содержит по сути кольцевую крайнюю часть и борт, выступающий из крайней части радиально внутрь. Борт имеет такую форму, чтобы вмещаться в канавку корпуса колеса при установке пневматической шины на указанный корпус колеса. По меньшей мере одно отверстие выполнено в борту и открывается на боковую поверхность борта.
Комплект для сельскохозяйственного орудия содержит корпус колеса и по меньшей мере один штифт. Корпус колеса имеет две основные поверхности и периферическую канавку, открытую в радиальном направлении наружу и расположенную между двумя основными поверхностями. Периферическая канавка имеет такую форму, чтобы вмещать в себя борт пневматической шины при установке указанной пневматической шины на корпус колеса. По меньшей мере одно первое отверстие выполнено в корпусе колеса, выходящее с одной стороны в канавку, а с другой стороны - на одну из двух основных поверхностей. По меньшей мере один штифт предусмотрен для введения по меньшей мере в одно первое отверстие в корпусе колеса с основной поверхности с выступом в периферическую канавку.
Способ изготовления сельскохозяйственного орудия может включать следующие этапы, на которых:
a) формуют корпус колеса посредством литья под давлением,
b) извлекают корпус колеса из формы,
c) размещают пневматическую шину на корпусе колеса, по меньшей мере на части окружности корпуса колеса, при этом размещение пневматической шины на корпусе колеса включает введение борта в периферическую канавку,
d) вводят по меньшей мере один штифт с одной из основных поверхностей корпуса колеса через корпус колеса до образования выступа в периферической канавке, проходящего по меньшей мере частично в борт с образованием таким образом радиальной блокировки для блокировки пневматической шины на корпусе колеса.
Следующие характеристики как отдельно, так и в комбинации друг с другом являются опционными:
- канавка корпуса колеса не содержит поверхности крепления, ориентированной радиально внутрь,
- в корпусе колеса выполнено дополнительное отверстие, выходящее в канавку по сути напротив по меньшей мере одного первого отверстия,
- дополнительное отверстие является сквозным и также выходит на одну из основных поверхностей основного корпуса,
- по меньшей мере одно первое отверстие и/или дополнительное отверстие корпуса колеса содержит резьбу,
- борт пневматической шины не имеет поверхности крепления, ориентированной радиально наружу,
- по меньшей мере один штифт комплекта содержит по меньшей мере одну резьбовую часть для возможности фиксации штифта посредством свинчивания с корпусом колеса,
- в комплекте корпус колеса содержит два фланца, каждый из которых образует соответственно одну из двух основных поверхностей, в соединенном друг с другом состоянии, при этом штифт предусмотрен для возможности удерживания двух фланцев соединенными друг с другом,
- комплект также содержит по меньшей мере одну пневматическую шину, как было описано выше.
Другие характеристики, подробности и преимущества изобретения будут понятны по прочтению нижеприведенного подробного описания и прилагаемых графических материалов, на которых:
- на фиг. 1 показан покомпонентный вид в перспективе орудия согласно изобретению,
- на фиг. 2 показан вид в перспективе орудия согласно фиг. 1,
- на фиг. 3 показан вид сбоку орудия согласно фиг. 1,
- на фиг. 4 показан вид в разрезе сегмента IV согласно фиг. 3,
- на фиг. 5 показан вид детали V согласно фиг. 4,
- на фиг. 6 показан вид сбоку детали орудия согласно фиг. 1,
- на фиг. 7 показан вид сбоку детали согласно фиг. 6,
- на фиг. 8 показан вид детали VIII согласно фиг. 6,
- на фиг. 9 показан вид в перспективе детали согласно фиг. 6,
- фиг. 10-14 являются фигурами, эквивалентными фиг. 5, изображающими другие варианты осуществления орудия согласно изобретению, и
- на фиг. 15 и 16 показаны другие варианты осуществления орудия согласно изобретению.
На фигурах и в описании, приведенных ниже, в основном приведены специальные элементы. Они не только позволяют лучше понять настоящее изобретение, но также обеспечивают его определение при необходимости.
На фиг. 2-5 и 10-14 показаны орудия в рабочем состоянии без нагрузки, то есть в состоянии без упора на почву.
На фиг. 1-5 показано сельскохозяйственное орудие в виде колеса 1. Колесо 1 содержит корпус 3 колеса, пневматическую шину 5, штифты 7, шайбы 9, стопорное кольцо 10 и подшипниковый узел 11.
Колесо 1 имеет форму тела вращения оси 100 вращения, соответствующей оси вращения колеса 1, установленного на ось. Колесо 1 содержит среднюю плоскость 200, перпендикулярную оси 100 вращения. Средняя плоскость 200 образует по сути плоскость симметрии колеса 1.
Корпус 3 колеса содержит две основные плоскости 31 и 33, расположенные напротив друг друга, и периферическую канавку 35. В соответствии с ориентацией колеса 1 на фиг. 4 первая основная поверхность 31 образует в данном случае левую поверхность, тогда как вторая основная поверхность 33 образует в данном случае правую поверхность. Периферическая канавка 35 открыта в радиальном направлении наружу и расположена между двумя основными поверхностями 31 и 33. Периферическая канавка 35 имеет такую форму, чтобы вмещать в себя борт 53 пневматической шины 5, которую устанавливают на корпус 3 колеса.
Пневматическая шина 5 содержит по сути кольцевую крайнюю часть 51 или корпус пневматической шины. Борт 53 выступает из крайней части 51 радиально внутрь. Борт 53 имеет такую форму, чтобы вмещаться в периферическую канавку 35 корпуса 3 колеса.
В данном описанном примере корпус 3 колеса выполнен как единое целое. Пневматическую шину 5 устанавливают на корпус 3 колеса с упругой деформацией пневматической шины 5 таким образом, чтобы разместить борт 53 в периферической канавке 35. Пневматическую шину 5 снимают с корпуса колеса таким же образом.
Как вариант, корпус 3 колеса выполнен путем соединения нескольких деталей. Например, корпус 3 колеса, показанный на фиг.11, получен путем соединения двух аналогичных фланцев 103, 104 вдоль плоскости соединения, соответствующей по сути средней плоскости 200. Каждый из фланцев 103, 104 соответственно образует одну из двух основных поверхностей 31, 33. Фланцы 103, 104 удерживаются напротив друг друга посредством пар «болт-гайка». В этом случае борт 53 пневматической шины 5 располагают между фланцами 103, 104 при их соединении друг с другом. Выполнение корпуса 3 колеса может, например, включать резку и штамповку металлических пластин или формование деталей из пластика.
В данном случае корпус 3 колеса содержит открытый диск и ступицу. Диск колеса также может быть несплошным. Корпус 3 колеса выполнен посредством формования, в данном случае литья под давлением. Корпус 3 колеса выполнен из пластикового материала. Корпус 3 колеса может быть выполнен другими способами и/или из других материалов.
В данном описанном примере ступица корпуса 3 колеса содержит отверстие, совпадающее с осью 100 вращения. Отверстие выполнено в пазу 6, вмещающем подшипниковый узел 11. При сборке подшипниковый узел 11 устанавливают в паз 6 между двумя шайбами 9 от первой основной поверхности 31 ко второй основной поверхности 33 до осевого упора. Затем располагают стопорное кольцо 10 в кольцевом углублении паза 6 с целью образования осевого упора для подшипникового узла 11 и противодействия его снятию. Подшипниковый узел 11 содержит сквозное отверстие, предусмотренное для установки на ось сельскохозяйственной машины. Конфигурация паза 6 в ступице и расположение стопорного кольца 10 выделяются из симметричной формы колеса 1 в средней плоскости 200. Как вариант, ступица может иметь другую конфигурацию. Например, корпус 3 колеса может не содержать ступицы. Корпус колеса может содержать диск колеса и по сути пустую центральную часть. Ступица, выполненная отдельной деталью от корпуса колеса, может быть затем соединена с диском колеса.
В данном описанном примере пневматическая шина 5 является шиной полупустого типа. Крайняя часть 51 содержит основание 55, протектор 56 и пару боковых стенок 61, 63. Боковые стенки 61, 63 соединяют основание 55 с протектором 56. Боковые стенки 61, 63, основание 55 и протектор 56 вместе образуют покрышку. Эта покрышка образует внутреннее пространство. Внутреннее пространство обычно имеет кольцевую форму и проходит по окружности пневматической шины 5. Отверстие, видимое в нижней части фиг. 4, образует связь по текучей среде между внутренним пространством и внешней средой. Такое отверстие, например, получено путем прохождения иглы через основание 55 и борт 53 при формовании пневматической шины 5. Благодаря этому отверстию, пневматическая шина 5 не является ни накачиваемой, ни накачанной. Ненакачанная конфигурация пневматической шины 5 облегчает деформацию при эксплуатации, что способствует отделению земли, которая может скапливаться на внешних поверхностях пневматической шины 5. В данном случае отверстие смещено относительно средней плоскости 200 и выделяется из симметричной формы колеса 1 в средней плоскости 200. Как вариант, предусмотрено множество отверстий и/или отверстие отцентровано в основании 55.
Пневматическая шина 5 выполнена из эластомера, например, из каучука или полиуретана. В данном случае пневматическая шина 5 выполнена на основе эластомера с твердостью по Шору А от 40 до 75, например, 65 единиц по Шору.
Форма и состав крайней части 51 пневматической шины 5 могут отличаться в зависимости от применения, предусмотренного для сельскохозяйственного орудия, как это видно из примера на фиг. 10-14. Как вариант, пневматическая шина 5 может быть накачиваемой или даже сплошной. Внутренний диаметр основания 55 пневматической шины 5 в состоянии покоя значительно меньше внешнего диаметра корпуса 3 колеса. После установки на корпус 3 колеса пневматическая шина 5 находится в состоянии нагрузки, действующей по ее окружности. Пневматическая шина 5 сжата вокруг корпуса 3 колеса вследствие упругой деформации. Это улучшает устойчивость к разбортированию.
В данных описанных примерах форма профиля борта 53, то есть ее контур в радиальном сечении, не содержит поверхности крепления, ориентированной радиально наружу. Ширина борта 53, то есть его размер в направлении, по сути параллельном оси 100 вращения, уменьшается или остается неизменной от основания 55 до радиального внутреннего конца борта 53. В примерах, показанных на фигурах, ширина борта 53 равна по всей высоте, то есть вдоль всего радиального направления. Отсутствие отрицательного уклона облегчает изготовление.
Периферическая канавка 35 корпуса 3 колеса не содержит радиальной поверхности крепления, то есть поверхности, ориентированной радиально внутрь. Более того, любая поверхность, ориентация которой по меньшей мере частично ориентирована в направлении оси 100 вращения, может образовывать радиальную поверхность крепления для борта 53 пневматической шины 5. Ширина периферической канавки 35 увеличивается или остается неизменной, как показано в примерах на фигурах, от дна периферической канавки 35 до ее крайнего в радиальном направлении конца. Благодаря такой конфигурации периферической канавки 35, никакая поверхность с отрицательным уклоном не будет осложнять извлечение из формы. Облегчаются формование и извлечение из формы корпуса 3 колеса, в частности, посредством литья под давлением.
Вышеуказанные формы борта 53 и канавки 35 отличаются от известных конфигураций, в частности, от тех, в которых борт пневматической шины имеет утолщение, например, в форме "гриба", тогда как канавка, имеющая ответную форму, которая его охватывает, имеет широкое дно и узкую часть или зауженную часть. В этих известных конфигурациях зауженная часть и широкое дно обязательно соединены по меньшей мере одной поверхностью, ориентированной радиально внутрь, часто в форме закраины, которая таким образом образует радиальную поверхность крепления борта. Формы, не имеющие радиальной поверхности крепления, облегчают введение и выведение борта 53 из канавки 35. Операции по обслуживанию упрощены. Этот аспект особенно предпочтителен, когда пневматическая шина 5 должна подвергаться упругой деформации при установке на корпус 3 колеса, например, когда корпус 3 колеса выполнен как единое целое.
В случаях, когда корпус 3 колеса выполнен как единое целое, отсутствие радиальной поверхности крепления и, следовательно, поверхности с отрицательным уклоном позволяет без особого труда осуществлять формование путем литья под давлением корпуса колеса как единого целого. Способ изготовления корпуса 3 колеса может включать единственный этап литья под давлением. В результате этапа формования формируют монолитную деталь. Монолитная деталь имеет две основные поверхности 31 и 33 и имеет периферическую канавку 35. Монолитная деталь, полученная в результате формования, по сути соответствует готовому корпусу 3 колеса. Необязательно, могут быть выполнены операции механической обработки и/или шлифовки. Дополнительный последующий этап сборки двух деталей, таких как два фланца, не нужен. Для сравнения, корпус колеса, имеющий поверхности крепления в периферической канавке, может быть сложным в изготовлении как единое целое посредством формования с помощью литья под давлением без выполнения пресс-форм со множеством съемных частей, особенно сложных и дорогостоящих. Более того, часть пресс-формы, образующая углубление или ячейку, охвачена радиальными поверхностями крепления во время извлечения из формы.
Сельскохозяйственное орудие содержит радиальную блокировку для блокировки пневматической шины 5 на корпусе 3 колеса в рабочем состоянии. Радиальная блокировка содержит пару отверстий 37, 67 или каналов, выполненных соответственно в корпусе 3 колеса и пневматической шине 5, и по меньшей мере один штифт 7 или штырь, продетый в пару отверстий 37, 67. В данном случае блокировка содержит три пары отверстий 37, 67 и три штифта 7 или штыря.
Для первой пары первое отверстие 37 выполнено в корпусе 3 колеса и выходит с одной стороны в периферическую канавку 35, а с другой стороны - на одну из двух основных поверхностей 31, 33. В примерах, показанных на фигурах, первое отверстие 37 по сути является цилиндрическим и открывается на вторую основную поверхность 33. Второе отверстие 67 выполнено в борту 53 пневматической шины 5. Второе отверстие 67 имеет выход, ориентированный по сути в направлении оси 100 вращения. Второе отверстие 67 открывается по меньшей мере на одной из двух сторон борта 53. Во время установки пневматической шины 5 на корпус 3 колеса, первое отверстие 37 и второе отверстие 67 расположены по сути на продолжении друг друга вдоль оси 300, показанной на фиг.4. Для перехода блокировки в рабочее состояние, как показано на фиг. 2-5, штифт 7, в данном случае в форме прутка, вводят в первое отверстие 37 и во второе отверстие 67.
В примере по фиг.1-9 второе отверстие 67 подобно первому отверстию 37. Например, оно выполнено во время формования пневматической шины 5. Во время сборки борт 53 располагают в периферической канавке 35 таким образом, чтобы первое отверстие 37 и второе отверстие 67 из пары находились по сути на продолжении друг друга. Штифт 7 может быть сразу введен в первое отверстие 37, в данном случае со второй основной поверхности 33, с выступом в периферическую канавку 35 и введен во второе отверстие 67 борта 53. Радиальная блокировка активирована.
Как вариант, первое отверстие 37 и второе отверстие 67 имеют отличающиеся друг от друга формы. Например, по меньшей мере одно из первого отверстия 37 и второго отверстия 67 имеет контур продолговатой или вытянутой по окружности формы, например в виде "фасоли". Таким образом, установка первого отверстия 37 напротив второго отверстия 67 облегчается при установке пневматической шины 5. При установке пневматической шины 5 на корпус 3 колеса следует установить напротив первого отверстия 37 второе отверстие 67, по сути совпадающие, если они имеют одинаковую форму, для возможности введения штифта 7. Продолговатый контур позволяет увеличить допуск при относительном позиционировании. Например, продолговатый контур может распространяться по угловому сектору вокруг оси 100 вращения больше чем на 5°.
На фиг. 15 первое отверстие 37 корпуса 3 колеса имеет форму фасоли, тогда как второе отверстие 67 в борту 53 имеет круглую форму. Штифт 7 не показан. На фиг. 16 первое отверстие 37 корпуса 3 колеса имеет круглую форму, тогда как второе отверстие 67 в борту 53 имеет форму фасоли, показанную прозрачной посредством пунктирной линии. Штифт 7 не показан. В этом втором варианте вытянутая форма второго отверстия 67 не видна и не доступна в собранном состоянии орудия. Кроме эстетического аспекта, это снижает риск скопления загрязнений, например, земли, при эксплуатации.
В третьем варианте как первое отверстие 37 корпуса 3 колеса, так и второе отверстие 67 борта 53 имеют вытянутую по окружности форму, например, идентичную. В этом случае допуск для относительного позиционирования удвоен.
В вышеописанных примерах корпус 3 колеса содержит первые отверстия 37, имеющие аналогичные между собой формы, в частности, круглые или вытянутые по окружности. Пневматическая шина 5 содержит вторые отверстия 67, имеющие аналогичные между собой формы, в частности, круглые или вытянутые по окружности. Как вариант, по меньшей мере одно из первых отверстий 37 корпуса 3 колеса может иметь форму, отличающуюся от формы других первых отверстий 37 корпуса 3 колеса. По меньшей мере одно из вторых отверстий 67 пневматической шины 5 может иметь форму, отличающуюся от формы других вторых отверстий 67 пневматической шины 5. Например, одно из первых отверстий 37 корпуса 3 колеса и, соответственно, одно из вторых отверстий 67 пневматической шины 5 могут иметь по сути округлый контур, тогда как другие первые отверстия 37 корпуса 3 колеса и, соответственно, другие вторые отверстия 67 пневматической шины 5 имеют вытянутый по окружности контур. Указанное первое круглое отверстие 37 корпуса 3 колеса и, соответственно, указанное второе круглое отверстие 67 пневматической шины 5, таким образом, можно определить как "отверстие индексации", тогда как вытянутые отверстия можно определить как "вторичные". Такая опционная конфигурация, в частности, предназначена для сборки в два этапа, как будет описано ниже.
Способ изготовления сельскохозяйственного орудия может включать следующие этапы, на которых:
a) посредством литья под давлением формуют корпус 3 колеса, имеющий две основные поверхности 31; 33 и периферическую канавку 35, открывающуюся в радиальном направлении наружу и расположенную между двумя основными поверхностями 31; 33,
b) извлекают корпус 3 колеса из формы,
c) размещают пневматическую шину 5 на корпусе 3 колеса, по меньшей мере на части окружности корпуса 3 колеса, при этом указанный корпус 3 колеса содержит по сути кольцевую крайнюю часть 51, а борт 53 выступает из крайней части 51 радиально внутрь, причем размещение пневматической шины 5 на корпусе 3 колеса включает введение борта 53 в периферическую канавку 35,
d) вводят по меньшей мере один штифт 7 с одной из основных поверхностей 31; 33 корпуса 3 колеса через корпус 3 колеса до образования выступа в периферической канавке 35, проходящего по меньшей мере частично в борт 53 с образованием таким образом радиальной блокировки для блокировки пневматической шины 5 на корпусе 3 колеса.
Размещение пневматической шины 5 на корпусе 3 колеса и введение борта 53 в периферическую канавку 35 может быть выполнено полностью, то есть по всей окружности корпуса 3 колеса, перед введением первого штифта 7, а затем, при необходимости, и остальных. Как вариант, сборка может быть выполнена в два этапа. В этом случае пневматическую шину 5 размещают на корпусе 3 колеса только на части окружности корпуса 3 колеса. Борт 53 вводят в периферическую канавку 35 только на этой части окружности. На этом этапе пневматическая шина 5 находится в состоянии покоя, не подвергается упругому сжатию вокруг корпуса 3 колеса. Силы трения между корпусом 3 колеса и пневматической шиной 5 являются несущественными. Теперь можно без усилий отрегулировать расположение первого отверстия 37 корпуса 3 колеса и второго отверстия 67 пневматической шины 5 напротив друг друга. Пневматическая шина 5 имеет индексацию относительно корпуса 3 колеса. При правильной установке напротив друг друга первого отверстия 37 и второго отверстия 67 может быть введен первый штифт 7. Таким образом, взаимодействие первого штифта 7 и пары «первое отверстие 37 - второе отверстие 67» образует блокировку пневматической шины 5 против ее вращения на корпусе 3 колеса. Затем, размещение пневматической шины 5 на корпусе 3 колеса и введение борта 53 в периферическую канавку 35 может быть завершено на остальной части окружности. Блокировка против вращения снижает риск нежелательного вращения пневматической шины 5 на корпусе 3 колеса. Остальные пары «первое отверстие 37 - второе отверстие 67» также легко могут быть установлены напротив друг друга. Остальные штифты 7 могут быть установлены на свои места.
Если каждое из корпуса 3 колеса и/или пневматической шины 5 содержит отверстия, отличающиеся по форме от других, например, как по меньшей мере одно отверстие индексации и вторичные отверстия, то через отверстия индексации могут быть продеты штифты на первом этапе перед размещением пневматической шины на корпусе колеса по всей своей окружности, а затем на втором этапе продевают штифты через вторичные отверстия после того, как пневматическая шина установлена на корпус 3 колеса по всей своей окружности.
Таким образом, отверстия индексации, например, круглой формы, легко совмещают, затем продевают штифты и образуют точную блокировку против вращения, тогда как через вторичные отверстия, например, вытянутой формы, могут быть продеты штифты, даже когда их расположения напротив друг друга являются приблизительными, например, в случае производственного брака или деформаций.
Как вариант, во время установки пневматической шины 5 на корпус 3 колеса борт 53 не содержит второго отверстия 67. Второе отверстие 67 выполняют после установки пневматической шины 5 на корпус 3 колеса, например, с использованием первого отверстия 37 в качестве шаблона для выполнения отверстия. Второе отверстие 67 может быть выполнено во время отдельной операции, например, посредством винта-самореза. Такой винт может образовывать стопорное отверстие. Иными словами, винт, применяемый для выполнения второго отверстия 67, образует штифт как альтернативу прутку по сути цилиндрической формы из вариантов осуществления по фиг. 6-9, как будет описано далее.
В варианте осуществления по фиг. 1-9 дополнительное отверстие 58 также выполнено в корпусе 3 колеса, выходящее с одной стороны в периферическую канавку 35 по сути напротив первого отверстия 37, а с другой стороны на другую из двух основных поверхностей, в данном случае на первую поверхность 31. Первое отверстие 37 и дополнительное отверстие 58 могут рассматриваться как две части одного отверстия, в которое вводят штифт 7. Первое отверстие 37 и дополнительное отверстие 58 могут быть получены в ходе одной операции по выполнению отверстия. Такая симметричная конфигурация относительно средней плоскости 200 позволяет осуществлять монтаж-демонтаж с любой из двух основных поверхностей 31, 33 на выбор.
Как вариант, дополнительное отверстие 58 не выполнено во время изготовления корпуса 3 колеса и отсутствует во время установки пневматической шины 5 на корпус 3 колеса. Дополнительное отверстие 58 выполняют с использованием первого отверстия 37 в качестве шаблона для выполнения отверстия. Дополнительное отверстие 58 может быть выполнено во время отдельной операции или, например, сразу после выполнения второго отверстия 67 посредством винта-самореза, как было описано выше. В этом случае винт углубляют в борт 53 посредством его прорезания. Затем винт углубляют в корпус 3 колеса, прорезая его в свою очередь напротив первого отверстия 37. Может быть выбран настолько короткий винт, чтобы режущий конец не проходил корпус 3 колеса насквозь, и чтобы дополнительное отверстие 58 оставалось глухим и открывалось только со стороны периферической канавки 35.
Штифт 7, показанный отдельно на фиг. 6-9, выполнен в данном случае в форме по сути цилиндрического прутка или штыря.
Пруток содержит два кольцевых ребра 71, выступающих на по сути цилиндрической поверхности прутка. Ребра 71 образуют локальные увеличения диаметра прутка. Диаметр прутка и размеры ребер 71 предусмотрены в соответствии с диаметрами первого отверстия 37 и дополнительного отверстия 58 таким образом, чтобы пруток входил в них с усилием. Для извлечения штифта 7 и разблокировки борта 53 прикладывают усилие к одному из концов штифта 7, например, посредством инструмента типа выколотки. В заблокированном положении, таком как показано на фиг. 5, ребра 71 противодействуют изгибанию прутка.
Как вариант, пруток содержит центральную часть с большим диаметром, расположенную между двумя оконечными частями меньших диаметров. Иными словами, два ребра 71 заменены сплошной частью или центральным утолщением, проходящим в осевом направлении по части, эквивалентной той, что образована между двумя ребрами 71. Такая часть предусмотрена для противодействия изгибанию прутка в корпусе 3 колеса.
Длина прутка предусмотрена таким образом, чтобы в заблокированном положении противоположные концы прутка находились по сути вровень соответственно с первой основной поверхностью 31 и второй основной поверхностью 33. В данном случае каждый из концов прутка содержит скос. Скосы могут отсутствовать, в частности, когда желательно уменьшить неровности орудия при эксплуатации для ограничения скапливания земли и грязи при эксплуатации.
Как вариант, пруток имеет одну или несколько частей с диаметром, уменьшающимся от поверхности введения к противоположной поверхности, справа налево по фиг. 4. Например, штифт 7 может содержать оконечную часть введения, показанную слева на фигурах, по сути имеющую форму усеченного конуса. Таким образом упрощается операция введения штифта 7.
В данном описанном примере штифты 7 выполнены из пластика, например, из полипропилена. Штифты 7 также могут быть выполнены из металлических материалов.
В следующих вариантах осуществления элементы, подобные элементам по фиг. 1-9, имеют идентичные номера ссылок.
Далее будет рассмотрена фиг. 10. Показанное орудие 101 подобно орудию по предыдущим фигурам и отличается от него формой крайней части 51 пневматической шины 5 и частью блокировки, расположенной слева на фигурах. Дополнительное отверстие имеет две части:
- первую часть 68, выходящую в периферическую канавку 35 и имеющую диаметр, по сути равный диаметру первого отверстия 37, и
- вторую часть 69, выровненную по оси с первой частью 68 и имеющую по сути меньший диаметр. Две части 68, 69 соединены друг с другом кольцевой закраиной 70, ориентированной к периферической канавке 35.
Пруток, образующий штифт 107, укорочен по сравнению с предыдущими фигурами настолько, что при введении указанного штифта 107 со второй основной поверхности 33 передний конец в направлении введения, слева на фиг.10, упирается в закраину 70. Конец, противоположный штифту 107, справа на фиг. 10, находится по сути вровень со второй основной поверхностью 33 корпуса колеса.
Такая конфигурация блокировки препятствует слишком глубокому введению штифта 107 при сборке. Ребро 71 с левой стороны не нужно. Поэтому оно отсутствует в отличие от вариантов осуществления по предыдущим фигурам. Вторая часть 69 имеет диаметр, достаточный для введения инструмента типа выколотки. Вторая часть 69 позволяет сохранить возможность демонтажа или разблокировки сборки.
Далее будет рассмотрена фиг. 11. Показанное орудие 102 подобно орудию по фиг. 1-5. Орудие 102 отличается корпусом колеса, образованным соединением двух аналогичных фланцев 103, 104, описанных выше, и штифтом 117.
Штифт 117 в данном случае содержит пару «болт-гайка» вместо прутка по фиг. 1-5. Болт 118 имеет шестиугольную головку, резьбовую часть на конце, противоположном относительно головки, и нерезьбовую часть между головкой и резьбовой частью. В отличие от штифта 7 в форме прутка, диаметр болта 118 по сути меньше диаметров отверстий, в которые он входит, настолько, что он может быть введен без усилий. Он удерживается на своем месте благодаря гайке 119, которая навинчена на резьбовую часть болта 118, и упирается в основную поверхность напротив головки болта 118, в данном случае это первая основная поверхность 31.
Отсутствие резьбы на части болта 118, которая находится во втором отверстии 67 борта 53, снижает риск повреждения второго отверстия 67, в частности, от режущего и истирающего действия при эксплуатации орудия 102.
Пара «болт-гайка» одновременно образует радиальную блокировку пневматической шины и средство для прижатия фланцев 103, 104 друг к другу. Такая комбинация является опционной. Как вариант, штифт в форме пары «болт-гайка» может быть использован с корпусом колеса, выполненным как единое целое. Штифт 7 в форме прутка также может быть использован с корпусом колеса, полученным посредством соединения фланцев.
Далее будет рассмотрена фиг. 12. Показанное орудие 105 подобно орудию по фиг.10 и отличается от него штифтом 127 и дополнительным отверстием 128 в левой части фигуры.
Дополнительное отверстие 128 является глухим и выходит только в периферическую канавку 35. Штифт 127 имеет форму болта, в данном случае с шестиугольной головкой на одном конце и резьбой на части противоположного конца. Дополнительное отверстие 128 имеет соответствующую охватывающую резьбу.
Подобно болту 117, диаметр болта 127 по сути меньше диаметра первого отверстия 37, в которое его устанавливают. Он удерживается на своем месте посредством свинчивания. Часть болта 127 находится во втором отверстии 67 борта 53 и не имеет резьбы. Демонтаж может быть выполнен посредством развинчивания.
Далее будет рассмотрена фиг. 13. Показанное орудие 106 подобно орудию по фиг.12 и отличается от него отсутствием штифта 137 и дополнительным отверстием 138 в левой части фигуры.
Дополнительное отверстие 138 является сквозным и выходит на первую основную поверхность 31 корпуса колеса. Дополнительное отверстие 138 также имеет охватывающую резьбу, проходящую по сути по его длине. Штифт 137 имеет форму болта, подобного болту 127, резьбовая часть которого является удлиненной для соответствия охватывающей резьбе дополнительного отверстия 138. Углубление для свинчивания, в данном случае прорезь под плоскую отвертку, выполнено на конце болта 137, противоположном резьбовой части.
Отсутствие головки позволяет свинчивать штифт 137 до установки вровень с каждой из основных поверхностей 31, 33, при этом сохраняется возможность простого демонтажа путем свинчивания-развинчивания.
Далее будет рассмотрена фиг. 14. В этом варианте осуществления первое отверстие 141 орудия 108 имеет охватывающую резьбу по всей своей длине. Корпус колеса не имеет дополнительного отверстия, в данном случае в левой части. В отличие от вторых отверстий, описанных выше, которые являются сквозными, второе отверстие 143 в борту пневматической шины является глухим и открывается по сути напротив первого отверстия 141. Штифт 147 в данном случае имеет форму шпильки. Штифт 147 имеет резьбовую часть, выполненную с возможностью ввинчивания в первое отверстие 141. Резьбовая часть продолжена нерезьбовой частью, вмещаемой во второе отверстие 143 в состоянии блокировки. Подобно варианту осуществления по фиг. 13, штифт 147 не имеет головки. Углубление для свинчивания выполнено в конце, доступном со второй основной поверхности 33 в состоянии блокировки.
В вышеописанных примерах первые отверстия 37, 141 корпуса 3 колеса расположены на окружности с первым диаметром и центром на оси вращения корпуса 3 колеса и в данном случае находятся на равном расстоянии друг от друга. Первые отверстия 37, 141 корпуса 3 колеса выполнены в количестве трех. Подобным образом, вторые отверстия 67 в борту 53 пневматической шины 5 расположены на окружности со вторым диаметром и центром на оси вращения пневматической шины 5 и в данном случае находятся на равном расстоянии друг от друга. Вторые отверстия 67 в борту 53 пневматической шины 5 выполнены в количестве трех. Внутренний диаметр основания 55 пневматической шины 5 в состоянии покоя значительно меньше внешнего диаметра корпуса 3 колеса. В состоянии покоя первый диаметр по сути больше второго диаметра. Первые отверстия 37, 141 и вторые отверстия 67 по сути выполнены попарно. Как вариант, пар может быть выполнено в количестве, отличном от трех, и/или они могут находиться не на равном расстоянии друг от друга по окружности.
Варианты осуществления, в частности, показанные на фиг. 10-14, содержат комбинации характеристик, дающих особое преимущество. Тем не менее, если нет явных противоречий, характеристики описанных выше вариантов осуществления по сути могут сочетаться между собой.
Орудие согласно изобретению по меньшей мере частично определяется взаимодействием нескольких элементов. При этом эти элементы могут быть выполнены:
- собранными в готовое для эксплуатации орудие,
- в разобранном состоянии в виде комплекта, или даже
- отдельно друг от друга, например, отдельно продаваемая пневматическая шина для замены изношенной пневматической шины на существующем корпусе колеса.
Настоящее изобретение не ограничивается примерами сельскохозяйственных орудий, описанных выше исключительно в иллюстративных целях, и охватывает все варианты, которые могут быть предусмотрены специалистом в данной области в рамках следующей формулы изобретения, в частности, орудие, корпус колеса, пневматическую шину или комплект совместимых деталей.
Сельскохозяйственное орудие (1) содержит корпус (3) колеса с периферической канавкой (35), пневматическую шину (5) с бортом (53), выступающим радиально внутрь, и радиальную блокировку для блокировки пневматической шины (5) на корпусе (3) колеса. Борт (53) имеет такую форму, чтобы вмещаться в канавку (35) при установке пневматической шины (5) на указанный корпус (3) колеса. Радиальная блокировка содержит первое отверстие (37), выполненное в корпусе (3) колеса и выходящее с одной стороны в канавку (35), а с другой стороны на основную поверхность (31; 33) корпуса (3) колеса, по меньшей мере одно второе отверстие (67), выполненное в борту (53) пневматической шины (5) и открывающееся по сути напротив первого отверстия (37), и штифт (7), расположенный в первом отверстии (37) и втором отверстии (67). Технический результат – повышение устойчивости к разбортированию сельскохозяйственного орудия. 5 н. и 8 з.п. ф-лы, 16 ил.