Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении зубчатых
колес.
Известен способ накатывания зубьев цилиндрических зубчатых колес,
при котором параллельно с формированием зуба на заготовке она обкатывается
гладким вспомогательным валком, расстояние которого от оси вращения
заготовки увеличивается по мере увеличения наружного диаметра прокатываемого зубчатого колесаCl .
Однако при накатывании этим способом не ликвидируются погрешности
изготовления рабочего профиля, что сниз{сает эффективность способа.
Известен также способ накатки зубчатых колес, при котором производят нагрев заготовки, черновую
накатку зубчатого венца с высотой профиля зубьев, превышающей требуемую
, и его последующую чистовую обработку 23 .
Недостатком известного способа
является то, что он предусматривает дальнейшую механическую доработку,
что повышает его трудоемкость. Кроме того, при обработке известным способом
больших модулей с нагревом заготовки профили зубьев формируются
накатным.инструментом, работающим в тяжелых условиях, что приводит к
его бь трому износу и при необходимости получения точного профиля требует его частой замены,снижающих
производительность оборудования, а также точность получаемых профилей.
Целью изобретения является повы10 шение технологичности и качества получаемых
колес.
Цель достигается тем, что в способе накатки зубчатых колес, при
котором производят нагрев заготовки,
15 черновую накатку зубчатого венца с
высотой профиля зубьев, превышающей требуемую, и его последующую чистовую
обработку, черновую накатку осуществляют до получения зубчатого ко20 леса толщиной меньше требуемой на 0,05-1,0 мм, а чистовую обработку профиля производят осадкой.
На чертеже изображен зуб зубчатого колеса после черновой накатки.
25
Высота зуба 1 больше заданной, толщина меньше, чем у требуемого зуба
2 ,
Объем металла, заключенного между полученной при черновой накатке
30 высоте зуба и требуемой, равен объему-металла , необходимого для увеличения толщины зуба и формирования профиля.
Черновая накатка зубчатого венца модулей больше 2 мм производится с нагревом деформируемого металла
заготовки до . Нагретая загото ка устанавливается между накатными . валками и приводится во вращение.
Вращающиеся накатные валки перемещаются относительно заготовки, и их зубья формируют зубья на заготовке.
Высота сформированных черновых зубье превосходит требуемую высоту зубьев
готового зубчатого колеса на величину , обеспечивающую-объем металла для
формирования рабочих профилей зубьев при чистовой накатке. Толщина сформированного
начерно зуба меньше требуемой на величину 0,05-1,0 мм, кото рая зависит от модуля накатываемого
колеса, а также от точности процесса черновой накатки. Разность толщин
чернового и требуемого зуба должна быть не менее возможной -ошибки в
шаге при лерновой накатке, что позволяет при чистовой накатке производить формирование зубьев с исправ
лением погрешностей по шагу. Перед чистовой накаткой заготовка , имеющая больший или средний модуль
, может подвергаться вторичному нагреву до ковочных температур. Вели
же точность накатанного начерно зубчатого венца достаточно велика (так,
что припуски на чистовую накатку малы ), то чистовая накатка может производиться
вполугорячую с использованием те 1пературы конца черновой накатки, либо вхолодную. Во всех
случаях чистовой накатки нагретой за готовки температура деформируемого
венца и тела заготовки должна выдерживаться постоянной. При чистовой
накатке заготовки вхолодную она может предварительно подвергнуться операции фосфатирования, повышающей
качество готовой детали. Подготовленная к чистовой накатке заготовка устанавливается на шпин
дель накатного стана и приводится в согласованное с накатными валками вращение и взаимное перемещение, в
процессе которого поверхность зубьев накатных валков приходит в соприкосновение
с вершинами зубьев начерно накатанных колес, и деформируя их, подают металл в лежащие ниже сечения
зубьев, что. увеличивает их толщину и вводит боковые поверхности зу
бьев в контакт с формирующими боковыми поверхностями накатников, которые
при своем огибающем движении фор мируют боковые поверхности зубьев, перераспределяя одновременно металл
по высоте зуба. В случае ошибки в шаге начерно накатанных зубьев зазор
между огибающей зуба инструмента и зубом заготовки с.одной стороны заполняется
быстрее и сопротивление течению металла с одной стороны увеличивается , что интенсифицирует заполнение
металлом увеличенного зазора между огибающей зуба накатника и поверхностью деформированного чернового
зуба с другой стороны. Это способ-. ствует исправлению ошибок шага кЪлеса
, повышает его точность и обеспечивает положительный эффект способа .
Пример выполнения способа. На стане ЦКБММ-61 производилось накатывание зубчатого колеса привода
ротационной косилки КРН-2,1 с параметрами-: число зубьев Z 42; модуль ,0 мм; угол наклона зуба
(Ь 0°; ширина венца Ъ 26 мм; коэффициент высоты головки зуба с( 0,7; толщина зуба (расчетная
по дуге делительной окружности Зд 6,283 мм, коэффициент коррекции X О, материал сталь 45.
Накатывание производилось в два этапа. На первом этапе цилиндрическая
заготовка диаметром 167,5 мм накатывалась двумя накатными валками, имеющими
коэффициент высоты головки зуба hd н 0,7, а ножки-Ь н 1,0 (что
позволило получить высоту головки зу-ба накатываемого колеса больше требуемой
на 1,2 мм ) и толщины зуба по дуге делительной окружноети-SAH 6,8 мм, что обеспечило получение
толщины зуба уа делительном диаметре заготовки Зд 5,8 мм (меньше требуемой
). На первом этапе накатывание проводилось вгорячую с нагревом заготовка.леред накаткой нагревом ТВЧ
до 1000-1050. На втором этапе на стане произведена замена накатников на чистовые,
параметры зубьев которых соответствуют параметрам зубьев детали, а толщина
зубьев больше на 0,1 мм (5дн2 6,4 для обеспечения бокового зазора в
зацеплении при работе накатываемого колеса. Поверхность заготовки с предварительно
накатанными зубьями очищалась от окалины на дробеструйной
установке, и очищенная заготовка устанавливалась на стан так, чтобы зубья накатных валков размещались
во впадинах предварительно накатанных зубьев. Затем осуществлялась рабочая
подача накатников с обкаткой заготовки и производилась калибровка зуба.
В результате обработки получено зубчатое колесо, соответствующее один
надцатой степени тс чности ГОСТ 1643-7, Как показали экспериментальные
расчеты, внедрение указанного способа для обработки зубчатых колес модуля 4 мм числом зубьев порядка
40-50 при программе 100 тыс. позволяет повысить технологичность, и качество обработки.
формула изобретения
Способ накатки зубчатых колес, при
котором производят нагрев заготовки, черновую накатку зубчатого венца с ,высотойпрофиля зубьев, превышающей
требуемую, и его послед1то1цую чистовую обработку, отличающийс
я тем, что, с целью повышения технологичности и качества получаемых колес, черновую накатку осуществляют
до получения зубчатого колеса толщиной меньше требуемой на 0,05-,
1,0 мм , а чистовую обработку профиля производят осадкой.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР
276898, кл. В 21 Н 5/02, 21.04.69.
2.Патент Японии 40-6727,
кл. 12 С 142, опублик,. 1965 (прототип ).. .