Код документа: RU168340U1
Полезная модель относится к области электроэнергетики, а более конкретно к устройствам для предупреждения пилотов воздушных судов о прохождении проводов и тросов открытых электроэнергетических объектов, а также предотвращения посадки птиц на них (провода, тросы).
Известен световой воздушный маркер, монтируемый на проводах высоковольтной линии электропередачи и представляющий собой сферическую непрозрачную емкость (шар) с газонаполненными лампами, электрически подсоединенными к наружной поверхности шара, при этом один электрод ламп подсоединен к высоковольтному источнику, а другой к проводящей области шара или шаров, если их используется несколько; лампы так расположены и выбраны таких размеров, чтобы обеспечить яркое свечение в ночное время с расстояния, по крайней мере, в 4000 футов [1].
Конструкция этого маркера серьезно усложняется наличием автономного высоковольтного источника электрической энергии и газонаполненных ламп, что затратно по стоимости и небезопасно при работе на открытом воздухе.
Известен также световой маркер для высоковольтных линий, содержащий газоразрядную лампу, одним концом подсоединенную посредством проводника и металлического зажима к воздушному грозотросу линии электропередачи, при этом вторым проводником лампа подсоединена к преобразователю энергии, действующему от электромагнитного поля высоковольтных линий электропередачи [2].
Это устройство (световой маркер) также работает от источника электрической энергии, в частности, от электромагнитного поля высоковольтной линии электропередачи, на провода которой оно устанавливается. Такая конструкция светового маркера, подразумевающая прямую зависимость своей надежной работы от источника электроэнергии, как автономного, так и неавтономного, не только сложна по существу, но и является проблемной с точки зрения эксплуатации на открытом воздухе.
Наиболее близким техническим решением по отношению к предложенному является устройство для предупреждения пилотов воздушных судов о прохождении проводов и тросов открытых электроэнергетических объектов, а также предотвращения посадки птиц на них, представляющее собой заградительное приспособление, закрепленное на проводах и тросах открытого электроэнергетического объекта посредством крепежа [3].
Это техническое решение не обеспечивает надежного закрепления устройства на проводах и тросах открытых электроэнергетических объектов в процессе длительной эксплуатации, так как его крепеж в виде фланцев не приспособлен к работе в условиях интенсивных внешних воздействий (гололед, ветер, вибрация, пляска, субколебания и т.п.) на провода и тросы, например, воздушных линий электропередачи. При больших изгибающих или крутильных усилиях устройство может легко проворачиваться вокруг провода или троса.
Заявитель ставил перед собой задачу разработать устройство, обеспечивающее предупреждение пилотов воздушных судов о прохождении проводов и тросов открытых электроэнергетических объектов, в частности воздушных линий электропередачи, проводов и тросов магистральных воздушных линий электропередачи, переходов через водные препятствия, вантовых тросов, поддерживающих мачт с оттяжками, распределительных сетей, а также предотвращения посадки птиц на них, простое в конструктивном исполнении (без использования источников электроэнергии) и при монтаже, надежное и эффективное в процессе длительной эксплуатации. Данный положительный технический результат был достигнут за счет совокупности существенных конструктивных признаков устройства для предупреждения пилотов воздушных судов о прохождении проводов и тросов открытых электроэнергетических объектов, а также предотвращения посадки птиц на них, представленной в нижеследующей формуле полезной модели: «устройство для предупреждения пилотов воздушных судов о прохождении проводов и тросов открытых электроэнергетических объектов, а также предотвращения посадки птиц на них, представляющее собой заградительное приспособление, закрепленное на проводах и тросах открытого электроэнергетического объекта посредством крепежа; цвет вышеупомянутого заградительного приспособления выбран в зависимости от значений цветовой температуры его поверхности, определяемой из диапазона 1200÷5500 К (Кельвин), и оно выполнено в форме шарообразного элемента, верхняя часть которого рассечена прорезью с желобом, выполненной на глубину не менее одной трети от высоты одной половины окружности шарообразного элемента, а нижняя часть шарообразного элемента рассечена прорезью со ступенчатым дном желоба в виде вертикальных насечек, выполненной на глубину не менее двух третей от высоты второй половины окружности шарообразного элемента для укладки в ней провода или троса, причем крепеж заградительного приспособления осуществлен с помощью спирального протектора, центральный виток которого расположен на дне желоба прорези верхней части шарообразного элемента, а его концевые спирали в количестве не менее каждых двух витков навиты на провод или трос; при монтаже на проводах или тросах с навитыми на них спиральными протекторами оно закрепляется непосредственно на спиральных протекторах; диаметр заградительного приспособления выбирается не более 900 мм; заградительное приспособление рассчитано на диапазон диаметров проводов или тросов в пределах 6-38 мм; чередующаяся цветовая схема проводов или тросов состоит из белых и красных или белых и оранжевых заградительных приспособлений; заградительное приспособление покрыто флуоресцентной светоотражающей пленкой, состоящей из клеевого слоя, обеспечивающего ее прочность защитного слоя из полиэтилентерефталата, стойкого к истиранию и загрязнению, и подложки из силиконизированной бумаги; флуоресцентная светоотражающая пленка заградительного приспособления обеспечивает коэффициент светоотражения в пределах от 22 до 65 в зависимости от выбранного цвета; клеевой слой флуоресцентной светоотражающей пленки заградительного приспособления изготовлен из полиакрилата на основе растворителя; максимальное видимое расстояние заградительного приспособления составляет 1200 метров».
Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематически показано устройство для предупреждения пилотов воздушных судов о прохождении проводов и тросов открытых электроэнергетических объектов, а также предотвращения посадки птиц на них, выполненное согласно настоящей полезной модели, главный вид с разрезом шарообразного элемента; на фиг. 2 то же, что на фиг. 1, вид сверху и разрез дна желоба прорези, выполненной в нижней части шарообразного элемента; на фиг. 3 то же, что на фиг. 1, объемный вид устройства в положении как оно закреплено на проводе воздушной линии электропередачи.
Заявляемое устройство для предупреждения пилотов воздушных судов о прохождении проводов и тросов открытых электроэнергетических объектов, а также предотвращения посадки птиц на них представляет собой заградительное приспособление, закрепляемое на проводах и тросах открытого электроэнергетического объекта посредством специального крепежа и изготавливаемое из высококачественного пластика, армированного стекловолокном и покрытого составом, защищающим его от воздействия ультрафиолетового излучения.
Цвет вышеупомянутого заградительного приспособления выбирается в зависимости от значений цветовой температуры его поверхности, определяемой из диапазона 1200÷5500 К (Кельвин), что обеспечивает чередующуюся цветовую схему проводов или тросов, которая состоит, например, из белых и красных или белых и оранжевых заградительных приспособлений. Само заградительное приспособление выполняется в форме шарообразного элемента 1, верхняя часть 2 которого рассекается прорезью 3 с желобом 4, выполняемой на глубину не менее одной трети от высоты одной половины окружности шарообразного элемента 1, а нижняя часть 5 шарообразного элемента 1 рассекается прорезью 6 со ступенчатым дном желоба 7, ступеньки которого выполняются в виде вертикальных насечек 8. Прорезь 6 выполняется на глубину не менее двух третей от высоты второй половины окружности шарообразного элемента 1 и предназначается для укладки в ней провода или троса. Специальный крепеж заградительного приспособления осуществляется посредством спирального протектора, центральный виток 9 которого плотно укладывается на дно желоба 4 прорези 3 верхней части 2 шарообразного элемента 1, а его концевые спирали 10 в количестве не менее двух витков навиваются на провод (трос) 11. Ступенчатое дно желоба 7 с вертикальными насечками 8 нижней части 5 шарообразного элемента 1 и оптимально рассчитанное количество концевых витков 10 спирального протектора позволяют обеспечить нормированную прочность заделки провода (троса) и спирального протектора, а, следовательно, надежно закрепить устройство на проводе или тросе при любых самых трудных условиях окружающей среды.
При монтаже на проводах или тросах с навитыми на них спиральными протекторами устройство всегда закрепляется непосредственно на этих спиральных протекторах, так как они снижают усталостные явления в проволоках проводов и тросов, возникающие вследствие вибрационных колебаний.
В заградительном приспособлении предусматривается одно или несколько отверстий для слива воды, предотвращающих накопление внутри него дождевой воды и оно снабжается флуоресцентной светоотражающей пленкой, обеспечивающей лучшую видимость при слабом дневном освещении, а также в ночное время. Флуоресцентная светоотражающая пленка обеспечивает коэффициент светоотражения в пределах от 22 до 65 в зависимости от выбранного цвета и состоит из клеевого слоя, обеспечивающего ее прочность защитного слоя из полиэтилентерефталата, стойкого к истиранию и загрязнению, и подложки из силиконизированной бумаги. Клеевой слой флуоресцентной светоотражающей пленки приспособления изготавливается из полиакрилата на основе растворителя.
Основные технические характеристики таких заградительных приспособлений следующие: диаметр выбирается не более 900 мм, диапазон диаметров проводов или тросов в пределах 6-38 мм, максимальное видимое расстояние заградительного приспособления составляет 1200 метров.
Заявляемое устройство для предупреждения пилотов воздушных судов о прохождении проводов и тросов открытых электроэнергетических объектов, а также предотвращения посадки птиц на них является надежным при длительной эксплуатации в сложных условиях окружающей среды, эффективным, достаточно простым средством, обеспечивающим безаварийные полеты летательных аппаратов в районах интенсивного размещения электрических распределительных систем и сетей (в частности, вблизи аэропортов), а также исключающим посадку и гнездование на таких устройствах птиц. Предлагаемое устройство, из-за своей конструктивной простоты (не имеет или не связано с источниками электрической энергии) и легкости монтажа (монтируется как обычная линейная и спиральная арматура), найдет широкое применение в электроэнергетической практике.
Источники информации:
[1] Патент США №5,001,402 «Illuminated aerial marker», класс 315/344, опубликован 19 марта 1991 г.
[2] Патент США №5,208,577 «Marker light arrangement for power lines», класс 340/310 R, опубликован 4 мая 1993 г.
[3] Патент США №4885835 A1, «Устройство для предупреждения пилотов воздушных судов о прохождении проводов и тросов открытых электроэнергетических объектов», H02G 7/00, H02G 1/00-04, опубликован 12.12.1989 г.
[4] Патент CH 579838 A5, H02G 7/00, H02G 1/00-04 «Маркер для линии электропередачи», опубликован 15.09.1976 г.
[5] Патент США №4,904,996 «Line-mounted, movable, power line monitoring system», класс 340/870.07, опубликован 27 февраля 1990 г.
Полезная модель относится к электроэнергетике, а именно к устройствам для предупреждения пилотов воздушных судов о прохождении проводов, стальных тросов и тросов со встроенным волоконно-оптическим сердечником открытых электроэнергетических объектов, а также предотвращения посадки птиц на них. Устройство представляет собой заградительное приспособление, которое закрепляется на проводах и тросах открытого электроэнергетического объекта и изготавливается из высококачественного пластика, армированного стекловолокном и покрытого составом, защищающим его от воздействия ультрафиолетового излучения. Его цвет выбирается в зависимости от значений цветовой температуры поверхности, определяемой из диапазона 1200÷5500 К. Его цвет выбирается в зависимости от значений цветовой температуры поверхности, определяемой из диапазона 1200÷5500 К (Кельвин). Приспособление выполняется в форме шарообразного элемента 1, верхняя часть 2 которого рассекается прорезью 3 с желобом 4, а нижняя часть 5 шарообразного элемента 1 рассекается прорезью 6 со ступенчатым дном желоба 7 и предназначается для укладки в ней провода или троса. Крепление приспособления осуществляется посредством спирального протектора, центральный виток 9 которого плотно укладывается на дно желоба 4, а его концевые спирали 10 в количестве не менее двух витков навиваются на провод 11 или трос. Заявляемое устройство является, надежным при длительной эксплуатации в сложных условиях окружающей среды, эффективным, достаточно простым средством, обеспечивающим безаварийные полеты летательных аппаратов в районах размещения электрических распределительных систем и сетей, а также исключающим