Изобретение относится к приводам прокатных станов, но может также применяться в приводах других машин,
использующих валы с. универсальными шарнирами для соединения нвсоосных валов.
Известий универсальные шарниры привода прокатных станов, содержащие лопасть, вилку, размещенные между
лопастью вилкой вкладыш, соединенные между собой осью, и компенсаторы износа с упругим элементом 1.
Вкладыши представляют собой сдвоенный клин, а между компенсаторами износа установлены пружины сжатия;
которые при сборке шарнира стягиваются болтами. Болты после сборки извлекаются из шарнира. При износе
поверхностей трения сегменты под дей ствием пружины раздвигаются и компен
сируют износ шарнира, выбирая зазоры и уменьшая динамические нагрузки. Недостатком этой конструкции
является то, что компенсаторы износа выполнены в виде сегментов, т.е. одн
из поверхностей у них цилиндрическая и контактирует с цилиндрической расточкой
вилки, а другая - плоская и контактирует с клиновой поверхностью в1(ладыша. Вследствие этого полный контакт по двум поверхностям возможен только после сборки шарнира.
После износа поверхностей трения сегменты , вдвигаемые пружиие ш в зазор
между цилиндрической поверхностью ВИЛКИ и плоской прверхно зтью ;вкладыша
, неизбежно будут контактировать с сопрягаемыми поверхностями только
частью поверхности (по линии, если считать детали шарнира абсолютно жест
ними). Это приведет к быстрому прогрессирующему иэносу сегментов или сопряженных с ними поверхностей.
Другим недостатком конструкции является необходимость выполнения
вспомогательных операций по установке и последующему удалению болтов, стягивакяцих
установленные между сегментами пружины, что увеличивает время
перевалки и уменьшает производительность стана. Цель настоящего изобретения - уменьшение
износа шарнира путем увеличения площади контакта поверхностей трения и снижения контактных давлений,
сокращение времени перевалки путем исключения вспомогательных операций
по установке компенсаторов износа, а также компенсация неравномерности
износа деталей противолежащих поверх ностей трения шарнира. Указанная цель достигается тем,
что э универсальном шарнире, содержа вдем лопасть, вилку и размещейные меж
ду лопастью и вилкой вкладыши , соединенные между собой осью, и комп енсаторы износа с упругим элементом,
компенсаторы выполнены в виде установленнь1х йёжДу лопастью и вкладыШем клиньев со сферической головкой
, взаимодействующей с. толкателем , размещенным в вилке пЪ.эё оси и опирающимся на упомянутый упругий
элемент, а толкатель выполнен в виде основания и шарнирнр установленного на нем коромысла, на сортвет
ствуйшее плечо которого опирается сферическая головка каждогЬ кЛина,
при этом клинья снабжены к ронытейнами и дополнительными упругими эле мёнтами , одним из которых стянута
каждая пара клиньев, расположённых на противоположных плоскостгях лопасти
, а другие раэмещены кронштейнами клиньев и лопастью, причем суммарная жесткость последних упругих
элементов каждо.й 11Ш1рй;клййьёв меньше жёсткости упругого элёйента
ТОЛКа: вЛЯ.;- ..,.АЧ:...-.;А-.- ./ На фиг. 1 изображен разрез по оси универсального Шарнира плоскост
пёроейдйкулярной оси вала; на фиг. разрез А-А на фиг. 1, ; Универсальный шарнир содеря(ит ло
пасть 1, связанную, например, с про катным валком, и вилку 2, устайовле ную, например, на валу шпинделя,
передающего вращейиё от дйигатёля клети к валку. Между цилййд $(йчёскими
поверхностями щёк в1ялкй йлопастью установлены вкладыши 3, соединенные
мезаду собой осью 4 и компенсаторы 5 износа, каждый из которых выполнен в виде цилиндрического кли
на, контактирующего с наклонными по верхностями б лопасти и плоской поверхностью
7 вкладыша, Грловки 8 ко пенсаторов выполнены сфвричаскими и взаимодействуют с коромыслом
толкателя, которое шарнирноустанов лено на Основании 10, опирающемся н упругий элемент 11, устаирвлейный
в цилиндрической рас1ГОЧкШ ййЛ й. Каждый компенсатор снабжен кронштей
ном 12, вэаимодействукяцим с располо женным между ним и лопастью упругим
элементом 13. Компенсаторы установл ны в пазах лопасти и прижаты к ней
через упругий элемент Д4 с Помощью шпилек 15. При работе шарнира зазоры, образуняаиеся
в результате износа поверх ностей трения вилки, вкладыша и лопасти , устраняются за счёт перемеще
ния компенсаторов 5 износа, которые под действием упругих элементов 11 толкателя вдвигаются в зазор между вкладышем и лопастью. Так как суммарная жесткость упругих
элементов 11 толкателя, больше суммарной жесткости упругих элементов
13 кронштейнов, а каждый компенсатор выполнен в виде клина и взаимодействует с ПОВОРОТНЫМ коромыслом
толкателя, то за счет вдвигания их в зазор, независимо от неравномерности
износа, зазоры в шарнире ликвидируются и обеспечивается плотное прилегание контактных поверхностей.
При перевалке после того, как сферические головки 8 отойдут от коромысла толкателя, компенсаторы износа
под действием упругих элементов 13 выдвигаются из пазов лопасти, и
суммарная толщина лопасти с компенсаторами 5т еньшается. При этом без
каких-либо дополнительных операций обеспечивается большой зазор между
лопастью и вилкой с установленными в ней вкладышами, и лопасть при завалке
нового валка легко входит в этот зазор, что сокращает время перевалки на 3-4 мин.
Кроме того, примерно на 20% умень1йаеТся износ поверхностей трейия шарнира
, так как уменьшаются динамические нагрузк и обеспечивается плотное прилегайиё поверхностей трения
друг к другу. Формула изобретения
1.Универсальный шарнир, преимущественно привода прокатной клети, содержащий
лопасть, вилку, размещенные между лопастью и вилкой вкладыши,
соединенные между собой осью, и компенсаторы износа с упругим элементом , отличающийс я тем,
что с целью уменьшения износа шарнира путем увеличения площади контакта
поверхностей трения и снижения контактных давлений, компенсаторы износа выполйены
в виде установленных между лопастью и вкладышем клиньев со сферической головкой, взаимодействующей
с толкателем, размещенным в вилке по ее оси и опирающимся на упомянутый упругий элемент.
2.Шарнир по П.1, отличающийся тем, что с целью компенсации неравномерности износа противолежащих
поверхностей тренияшарнира, толкатель выполнен в виде основания
и Шарнирно установленного на нем коромысла , на соответствукхцае плечо
которого опирается сферическая головка каждого клина, 3.Шарнир по П.1, отличающийс
я тем, что с целью сокращения времени перевалки путем исключения
вспомогательных операций по установке клиньев, они снабжены кроиштейнами и дополнительными упругими элементами. Одним из которых стянута каждая пара клиньев, расположенных
на противоположных плоскостях лопасти , а другие размещены между
кронштейнами клиньев и лопастЬю, причем сумМарная жесткость последних упругих
элементов каждой пары клиньев меньше жесткости упругого элемента толкателя . :
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 480460, кл. В 21 В 35/14, 1972.