Формула
1. Клеть прокатного стана технологической линии ESP, содержащая:
верхний и нижний валки (3, 4),
гидравлические цилиндры (1) сдвига валка, причем каждый из валков (3, 4) на двух концах соединен с соответствующими подшипниковыми узлами (2), и каждый из валков (3, 4) на одном конце соединен с соответствующим одним из гидравлических цилиндров (1) сдвига валка,
средняя часть поверхности валков (3, 4) выполнена вогнутой, один конец валков (3, 4) выполнен конической формы, с постепенным сужением в направлении к краю, а
другой конец валков (3, 4) является цилиндрическим,
причем верхний валок (3) и нижний валок (4) имеют одинаковый профиль и ориентированы одинаковыми концами в противоположных направлениях.
2. Клеть по п. 1, в которой валки в вогнутой средней части имеют профиль, заданный синусоидой или кривой, описываемой полиномом.
3. Клеть по п. 2, в которой описываемая полиномом кривая, задающая профиль валков, представляет собой параболу.
4. Клеть по п. 1, в которой уклон конуса конической части валков равен отношению износа (Δr) валка к величине (s) сдвига валка.
5. Клеть по п. 4, в которой уклон конуса конической части валков не превышает 0,01.
6. Клеть по любому из пп. 1-5, в которой подшипниковые узлы (2) верхнего валка (3), а также, предпочтительно, нижнего валка (4), соединены с гидравлическими цилиндрами (5, 5а) регулирования валка, для регулирования положения этих валков в направлении по вертикали.
7. Способ длинномерной прокатки с использованием клети прокатного стана по любому из предшествующих пунктов, включающий компенсацию износа (Δr) верхнего валка (3) и нижнего валка (4), при этом верхний валок (3) сдвигают в первом направлении по горизонтали на расстояние, равное величине (s) сдвига валка, при помощи гидравлического цилиндра (1) сдвига валка, который соединен с верхним валком, а нижний валок (4) сдвигают во втором направлении по горизонтали на то же расстояние при помощи гидравлического цилиндра (1) сдвига валка, который соединен с нижним валком, причем первое направление по горизонтали противоположно второму направлению по горизонтали.
8. Способ по п. 7, в котором расстояние, на которое сдвигают верхний валок (3) и нижний валок (4), в процессе прокатки увеличивают равномерно или неравномерно.
9. Способ по п. 7 или 8, в котором верхний валок (3) опускают в направлении по вертикали при помощи гидравлических цилиндров (5) регулирования валка.
10. Способ по п. 9, в котором положение нижнего валка (4) по вертикали сохраняют неизменным, и верхний валок (3) опускают на расстояние, равное сумме износа (Δr) обоих валков (3, 4) в радиальном направлении.
11. Способ по п. 9, в котором верхний валок (3) опускают на расстояние, равное его износу (Δr) в радиальном направлении, а нижний валок (4) поднимают на расстояние, равное его износу (Δr) в радиальном направлении.
12. Способ по п. 11, в котором расстояние, на которое опускают верхний валок (3), равно расстоянию, на которое поднимают нижний валок (4).
13. Способ по любому из пп. 7-12, в котором верхний валок (3) сдвигают в первом направлении по горизонтали на расстояние, равное величине (s) сдвига валка, при помощи гидравлического цилиндра (1) сдвига валка, который соединен с верхним валком (3), верхний валок (3) опускают в направлении по вертикали при помощи гидравлических цилиндров (5) регулирования валка, нижний валок (4) сдвигают во втором направлении по горизонтали на то же расстояние при помощи гидравлического цилиндра (1) сдвига валка, который соединен с нижним валком (4), и нижний валок (4) поднимают в направлении по вертикали при помощи гидравлических цилиндров (5а) регулирования валка, причем расстояние, на которое опускают верхний валок (3), равно расстоянию, на которое поднимают нижний валок (4).
14. Способ по любому из пп. 7-13, в котором максимальное расстояние, на которое сдвигают верхний валок (3) и нижний валок (4), составляет 300-600 мм.
15. Способ по любому из пп. 7-14, в котором величину (s) сдвига валков при сдвиге верхнего валка и нижнего валка определяют по формуле s=Δr⋅L/R, где L - длина конического конца валков (3, 4), R - радиальное расширение конического конца валков (3, 4) и Δr - износ.