Код документа: RU2741923C2
Изобретение относится в области строительства и горной промышленности, в частности к пневматическим устройствам ударного действия.
Известно устройство пневматического ударного механизма (а.с. СССР 359382, 1972 г. Е21С 3/24), содержащее цилиндрический корпус с выпускными каналами, кольцевой фланец со сквозным центральным отверстием, рабочий инструмент с хвостовиком, ступенчатый ударник со штоковой частью со сквозным отверстием и втулкой с канал-пазом, установленной в сквозном осевом отверстии и закреплений относительно кольцевого фланца, стержень с поршневой частью, постоянно находящейся в сквозном осевом отверстии ступенчатого ударника, и взаимодействующий канал пазом втулки, втулку цилиндрического корпуса с отверстием для пропуска штоковой части ступенчтого ударника, стаан с каналом подвода воздуха, операющийся на кольцевой фланец и закрепленный относительно цилиндрического корпуса, кольцевую распределительную камеру во втулке цилиндрического корпуса и камеру сетевого воздуха в стакане, разделенные кольцевым фланцем, кольцеву камеру пневматического буфера со стороны штоковой части ступенчатого ударник и камеру холостого хода со стороны хвостовика рабочего инструмента, удерживаемого пружиной относительно цилиндрического корпуса. Канал-паз во втулке, при взаимодействии с поршневой частью стержня, обеспечивает открытие и закрытие сквозного осевого отверстия ударника. Втулка цилиндрического корпуса, образующая кольцевой перешеек со стороны камеры пневматического буфера, ограничивает величину перемещения ступенчатого ударника.
Недостатками устройства является: кольцевая камера, образованная цилиндрическим корпусом и штоковой частью ударника, которая не участвует в образовании силового импульса давления воздуха с ее стороны, что препятствует повышению энергии удара.
Наиболее близким по технической сущности заявленному устройству, выбранному в качестве прототипа, является устройство пневматического ударного механизма (патент РФ 2547876, 2015 г. Е21В 1/30 Е21С 37/22), содержащее цилиндрический корпус с выпускными каналами, кольцевой фланец со сквозным центральным отверстием, рабочий инструмент с хвостовиком, ступенчатый ударник со штоковой частью, установленный в центральном отверстии кольцевого фланца стержень с поршневой частью, постоянно находящейся в сквозном осевом отверстии ступенчатого ударника, кольцевую камеру пневматического буфера, втулку цилиндрического корпуса с отверстием для пропуска штоковой части и образующую со стороны кольцевой камеры пневматического буфера кольцевой перешеек, ограничивающий величину перемещения ступенчатого ударника, закрепленный относительно цилиндрического корпуса стакан с каналом для подвода воздуха, кольцевую распределительную камеру во втулке цилиндрического корпуса, камеру сетевого воздуха со стороны кольцевого фланца, камеру холостого хода со стороны хвостовика рабочего инструмента, удерживаемого пружиной относительно цилиндрического корпуса. Стержень установлен в центральном отверстии кольцевого фланца с расчетным калиброванным зазором относительно цилиндрического корпуса. Стержень установлен в центральном отверстии кольцевого фланца с расчетным калиброванным зазором относительно поверхности штоковой части стержня, снабженного со стороны камеры сетевого воздуха буртиком со сквозными отверстиями с проходным сечением не менее проходного сечения калиброванного зазора и проходного сечения сквозных отверстий впуска в камеру сетевого воздуха, образованную кольцевым фланцем и установленной крышкой со стопором, ограничивающими величину осевого перемещения стержня, опертой и закрепленной стаканом относительно кольцевого фланца и цилиндрического корпуса, а канал, соединяющий переодическую камеру холостого хода и кротцевую распределительную камеру, выполнен на поршневой части стержня в виде канал-паза с изменяющимся геометрическим сечением, увеличивающимся от боковой поверхности поршневой части со стороны стержня до окончания его поршневой части со стороны сквозного осевого отверстия ступенчатого ударника.
Недостатком этого устройства является наличием кольцевой камеры пневматического буфера, в котором создуются импульс давления в период холостого хода, обуславливающий прежде временное торможение ударника и уменьшение его перемещения за счет чего уменьшается участок разгона ступенчатого ударника при рабочем ходе, снижается скорость его соударения с хвостовиком рабочего инструмента и снижается, переданная ему, энергия удара.
Задачей заявляемого изобретения является замена функции кольцевой камеры пневматического буфера на функции кольцевой управляемой камеры рабочего хода с перепуском воздуха из кольцевой распределительной камеры, за счет выполнения на боковой поверхности штоковой части ступенчатого ударника яруса кольцевых цилиндрических управляемых канал-выточек перепуска воздуха разделенных перешейками с изменяющейся площадью геометрического сечения переодически, в зависимости от положения ступенчатого ударника, сообщающими кольцевую распределительную камеру и кольцевую управляемую камеру рабочего хода между собой.
Поставленная задача решается тем, что в устройстве для пневматического ударного механизма с дроссельным воздухораспределением содержащем цилиндрический корпус с выпускными каналами, кольцевой фланец со сквозным центральным отверстием, рабочий инструмент с хвостовиком, ступенчатый дарник со штоковой и поршневой частями, установленный в центральном отверстии кольцевого фланца стержень с поршневой частью наклонным канал-пазом, постоянно находящийся в сквозном осевом отверстии ступенчатого ударника, втулку цилиндрического корпуса с отверстием для пропуска штоковой части ступенчатого ударника и образующем во втулке кольцевой перешеек, ограничивающий величину перемещения ступенчатого ударника, закрепленный относительно цилиндрического корпуса стакан с каналом подвода воздуха, кольцевую распределительную камеру во втулке цилиндрического корпуса, камеру сетевого воздуха в крышке со стороны кольцевого фланца, камеру-ресивер между стаканом и крышкой, камеру холостого хода со стороны хвостовика рабочего инструмента, удерживаемого пружиной относительно цилиндрического корпуса, при чем канал-паз на боковой поверхности поршневой части стержня выполнен с изменяющимся геометрическим сечением, увеличивающимся от боковой поверхности поршневой части со стороны стержня до окончания его поршневой части со стороны сквозного осевого отверстия ступенчатого ударника, согласно изобретению, между штоковой частью ступенчатого ударника и цилиндрическим корпусом со стороны кольцевого перешейка втулки образована кольцевая управляемая камера рабочего хода, а на боковой поверхности штоковой части ступенчатого ударника выполнен канал перепуска воздуха в виде яруса кольцевых цилиндрических управляемых канал-выточек, разделенных перемычками вдоль образующей штоковой части ступенчатого ударника с изменяющейся площадью геометрического сечения и так, что протяженность яруса кольцевых цилиндрических управляемых канал-выточек перепуска воздуха, разделенных перемычками, в зависимости от положения ступенчатого ударника, достаточна для переодического сообщения и кольцевой распределительной камеры и кольцевой управляемой камеры рабочего хода между собой.
Такое исполнение технического решения позволяет при холостом ходе ступенчатого ударника, кольцевую управляемую камеру рабочего хода наполнять воздухом плавно, до окончания перепуска воздуха из кольцевой распределительной камеры, что не вызывает резкого торможения ступенчатого ударникаЮ удлиняет участок его перемещения и при рабочем ходе на большем участке разгона с возрастающим наполнением кольцевой камеры рабочего хода, обуславливает возрастание импульса кинетической энергии удара, передаваемого хвостовику рабочего инструмента.
Целесообразно, выступающие кромки кольцевых канал-выточек выполнить так, чтобы их боковые плоскости, обращенные внутрь штоковой части ступенчатого ударника были представлены в виде сопряженных плоскостей с кривизной окружности радиусом равным наибольшей глубине канал-выточек.
Предложенное техническое решение кольцевых канал-выточек перепуска воздуха с кривизной сопрягаемых плоскостей кольцевых канал-выточек уменьшают местные гидравлические сопротивления ярусов канал-выточек при необходимом и достаточном расходе воздуха. Дополнительно исключаются концентраторы напряжений на участках канал-выточек при плавном переходе сопряжений плоскостей, что обеспечивает большую прочность и ресурс ступенчатого ударника.
На Фиг. 1 представлен общий вид устройства для пневматического ударного механизма с дроссельным воздухораспределением в продольном разрезе с ярусом цилиндрических кольцевых канал-выточек перепуска с кольцевыми перешейками на боковой поверхности штоковой части ступенчатого ударника.
Устройство для пневматического ударного механизма с дроссельным воздухораспределением содержит цилиндрический корпус 1 с втулкой 2, установленный в нем с возможностью перемещаться ступенчатый ударник 3 со штоковой частью 4 и поршневой частью 5, имеющий сквозное осевое отверстие 6, частично входящая в него поршневая часть 7 стержня 8. Штоковая часть 9 стержня 8 снабжена фланцем 10 штоковой части 9 стержня 8 с каналами 11 перепуска и кольцевой обечайкой 12. Поршневая часть 7 стержня выполнена с наклонным канал-пазом 13 с увеличивающимся проходным сечением от боковой поверхности со стороны штоковой части 9 до окончания поршневой части 7 со стороны сквозного осевого отверстия 6 с радиальными каналами 14 выпуска в ступенчатом ударнике 3. Перемещение стержня 8 в продольном направлении ограничивает выступ 15 крышки 16 с каналами 17 перепуска со стороны фланца 10 штоковой части 9 стержня 8, сохраняя проходные сечения каналом 11 перепуска воздуха во фланце 10 и каналом 17 перепуска в крышке 16. Стакан 18 разъемно соединен с цилиндрическим корпусом 1, в котором установлен кольцевой фланец 19 с центральным отверстием 20 для установки в нем с зазором штоковой части 9 стержня 8. Стакан 18 уплотненно опирается последовательно на крышку 16, с кольцевой обечайкой 21 опирается на кольцевой фланец 19 и цилиндрический корпус 1. Диаметральный зазор образованный центральным отверстием 20 кольцевого фланца 19 и штоковой частью 9 стержня 8 гарантирует сохранение кольцевой площади проходного сечения при любых поперечных перемещениях стержня 8. Ступенчатый ударник 3 разделяет полость цилиндрического корпуса 1 на кольцевую распределительную камеру 22 во втулке 2, кольцевую управляемую камеру 23 рабочего хода и камеру 24 холостого хода, в которой установлен хвостовик 25 рабочего инструмента 26, удерживаемого относительно цилиндрического корпуса 1, например, пружиной 27.
Между стаканом 18 и крышкой 15 образована камера 28 сетевого воздуха, который поступает через канал 29 впуска в стакане 18. Между крышкой 16 и кольцевым фланцем
18 образована предкамера 30, в торойо размещен фланец 10 с каналами 11 перепуска. Каналы 17 перепуска воздуха сообщают между собой камеру 28 сетевого воздуха с предкамерой 30, а перепускаемый канал 11 во фланце 10 сообщает предкамеру 30 с промежуточной камерой 31, которая через центральное отверстие 20 в кольцевом фланце
19 сообщается с кольцевой распределительной камерой 22 во втулке 2. В зависимости от положения ступенчатого ударника 3 камера 24 холостого хода переодически через канал 32 выпуска, а кольцевая управляемая камера 23 рабочего хода переодически через выпускной канал 33 в стенке цилиндрического корпуса 1 сообщается с атмосферой.
На штоковой части 4 ступенчатого ударника 3 выполнены ярусы кольцевых цилиндрических управляемых канал-выточек перепуска 31, разделенных кольцевыми перемычками 35 перепуска воздуха между кольцевой распределительной камерой 22 и кольцевой управляемой камерой 23 рабочего хода.
Устройство пневматического ударного механизма работает следующим образом. После включения пуского устройства (на чертеже не показано, может быть любым), воздух из сети поступает по каналу 29 впуска в стакане 18 в камеру 28 сетевого воздуха. Далее через канал 17 в крышке 16 в предкамеру 30, откуда по каналу 11 перепуска во фланце 10 с обечайкой 12 в промежуточную камеру 31, и по отверстию 20 в кольцевом фланце 19 в кольцевую распределительную камеру 22, из которой по канал-пазу 13 на поршневой части 7 стержня 8 с увеличивающейся площадью геометрического сечения от боковой поверхности оршневой части 7 стержня 8 до окончания его поршневой части со стороны осевого отверстия 6 воздух поступает по сквозному осевому отверстию 6 и его радиальным каналам 14 ступенчатого ударника 3 в камеру 24 холостого хода. Исполнение канал-паза 13 с изменяющимся геометрическим сечением позволяет снизить противодавление воздуха в камере 24 холостого воздуха за счет малого количества воздуха в начальный период впуска через меньшее проходное сечение канала-паза 13, что снижает сопротивление движению ступенчатого ударника 3, сораняет его предударную скорость к моменту удара по хвостовику 25 рабочего инструмента 26. В положении, показанном на чертеже, кольцевая управляемая камера 23 рабочего хода сообщена с атмосферой посредством выпускного канала 33. Вначале движения ступенчатого ударника 3, когда канал-паз 13 на поршневой части 7 стержня 8 открыт, продолжается наполнение воздухом камеры 24 холостого хода, обеспечивая расчетную величину импульса холостого хода. Давление воздуха в камере 24 холостого хода повышается и под давлением импульса давления с ее стороны ступенчатый ударник 3 начинает движение в сторону кольцевой распределительной камеры 22, совершая холостой ход. При последующем движении ступенчатый ударник 3 открывает канал 30 в цилиндрическом корпусе 1, перекрывает канал=-паз 13 поршневой части 7 стержня 8, а затем давление воздуха в камере 24 холостого хода выравнивается до атмосферного. Перемещаясь, ступенчатый ударник 3 перекроет выпускной канал 33 и в кольцевой управляемой камере 23 рабочего хода после разобщения ее с атмосферой начинается сжатие отсеченного в ней воздуха и воздуха, начинающего поступать через ярусы кольцевых цилидрических управляемых канал-выточек перепуска 34, разделенных кольцевыми перемычками 35, из кольцевой распределительной камеры 22 в кольцевую управляемую камеру 23 рабочего хода. В результате этого происходит выравнивание давления воздуха в обеих камерах. Выравнивание давления воздуха будет осуществляться несмотря на поступление воздуха в кольцевую распределительную камеру 22 посредством центрального отверстия 20 и канала 11 в фланце 10 стержня 8 из предкамеры 30 и через каналы 17 перепуска и камеры 28 сетевого воздуха, которая будет заполняться воздухом посредством канала 29 впуска в стакане 18. При изменяющейся площади сечения ярусов канал-выточек 34 перепуска, разделенных кольцевыми перемычками 35 в кольцевой распределительной камере 22 и кольцевой управляемой камере 23 рабочего хода давление воздуха, несмотря на его именение, будет поддерживаться практически одинаковым.
Увеличивающееся давление воздуха в кольцевой распределительной камере 22 и кольцевой управляемой камере 23 рабочего хода будет затормаживать перемещение ступенчатого ударника 3. При отсутствии давления воздуха со стороны камеры 24 холостого хода ступенчатый ударник 3, исчерпав энергию импульса холостого хода, остановится в расчетном положении, завершив холостой ход.
Сразу же, после остановки под действием импульса давления воздуха со стороны кольцевой распределительной камеры 22 и кольцевой управляемой камеры 23 рабочего хода, ступенчатый ударник 3 начинает свое перемещение в сторону хвостовика 25 рабочего инструмента 26, совершая рабочий ход.
Перемещаясь в сторону хвостовика 25 ярусы канал-выточек 34 перепуска разделенные перемычка и 35 на боковой поверхности штоковой части 4 ступенчатого ударника 3, перекроется перешейком втулки 2 корпуса 1 и воздух из кольцевой распределительной камеры 22 прекратит поступление в кольцевую управляемую камеру 23 рабочего хода, что обусловит расширение в ней воздуха, а в кольцевой распределительной камере 22 его повышение до величины давления воздуха в камере 28 сетевого воздуха.
При последующем перемещении ступенчатый ударник 3 своей поршневой частью 5 перекроет выпускной канал 32 в корпусе 1 и в камере 24 холостого хода, начинается процесс сжатия отсеченного в ней воздуха и воздуха, начинающего поступать после открытия канал-паза 13 на поршневой части 7 стержня 8 в основной канал 6 и посредством радиальных каналов 14 в поршневой части 5 ступенчатого ударника 3, непосредственно в камеру 24 холостого хода. Перемещаясь в сторону хвостовика 25, ступенчатый ударник 3 поршневой частью 5 откроет выпскной канал 33 и из кольцевой управляемой камеры 23 рабочего хода начинается выпуск отработавшего воздуха с понижением его давления до величины атмосферного. Далее ступенчатый ударник 3, преодолевая сопротивление противодавления воздуха со стороны камеры 24 холостого хода, наносит удар по хвостовику 25 рабочего инструмента 26. В результате соударения с хвостовиком 26 ступенчатый ударник 3 передает кинетическую энергию рабочему инструменту 26 и после отскока от хвостовика 25, ступенчатый ударник 3 начинает свое движение под действием импульса отскока и импульса давления воздуха со стороны камеры 24 холостого хода, совершая холостой ход следующего рабочего цикла, который будет повторяться.
Использование заявляемого изобретения позволяет: увеличить КПД использования внутренней энергии воздуха кольцевой управляемой камеры рабочего хода; увеличить участок разгона ступенчатого ударника на большем участке его перемещения; увеличить импульс кинетической энергии, передаваемый хвостовику рабочего инструмента при расширении воздуха при подаче его в период разгона ступенчатого ударника; увеличить участок разгона ступенчатого ударника при более резком его торможении в конце холостого хода с увеличением импульса давления воздуха вначале разгона при рабочем ходе; с уменьшением его подачи из кольцевой распределительной камеры, чем повысить экономичность рабочего процесса пневматического ударного механизма; применение плавно сопрягаемых переходов ярусов кольцевых цилиндрических управляемых канал-выточек снижает отрицательное влияние концентраторов напряжений в материале конструкции ступенчатого ударника и повышает его ресурс.
Изобретение относится к области строительства и горной промышленности, в частности к пневматическим устройствам ударного действия. Устройство содержит цилиндрический корпус с выпускными каналами, кольцевой фланец со сквозным центральным отверстием, крышку с впускным отверстием, рабочий инструмент с хвостовиком, ступенчатый ударник со штоковой и поршневой частями, установленный в центральном отверстии кольцевого фланца стержень с поршневой частью с наклонным канал-пазом, постоянно находящимся в сквозном осевом отверстии ступенчатого ударника, втулку цилиндрического корпуса с отверстием во втулке, кольцевой перешеек, ограничивающий величину перемещения ступенчатого ударника, закрепленный относительно цилиндрического корпуса стакан с каналом для подвода воздуха, кольцевую распределительную камеру во втулке цилиндрического корпуса, камеру сетевого воздуха между стаканом и крышкой, предкамеру между крышкой и кольцевым фланцем, камеру холостого хода со стороны кольцевого фланца, камеру холостого хода со стороны хвостовика рабочего инструмента, удерживаемого пружиной относительно цилиндрического корпуса. Канал-паз на боковой поверхности поршневой части стержня выполнен с изменяющимся геометрическим сечением, увеличивающимся от боковой поверхности поршневой части со стороны стержня до окончания его поршневой части со стороны сквозного осевого отверстия ступенчатого ударника. Между штоковой частью ступенчатого ударника и цилиндрическим корпусом со стороны кольцевого перешейка втулки образована кольцевая управляемая камера рабочего хода, а на боковой поверхности штоковой части ступенчатого ударника выполнен канал перепуска воздуха в виде яруса кольцевых цилиндрических управляемых канал-выточек, разделенных перемычками вдоль образующей штоковой части ступенчатого ударника с изменяющейся площадью геометрического сечения и так, что протяженность яруса кольцевых цилиндрических управляемых канал-выточек перепуска воздуха, разделенных перемычками, в зависимости от положения ступенчатого ударника, достаточна для периодического сообщения кольцевой распределительной камеры и кольцевой управляемой камеры рабочего хода между собой. Обеспечивается увеличение КПД использования внутренней энергии воздуха кольцевой управляемой камеры рабочего хода. 1 ил.