Код документа: RU2432311C2
Изобретение относится к штрековому конвейеру, в частности к штрековому передаточному конвейеру или дробильному конвейеру, содержащему образованный с помощью нескольких соединенных друг с другом с прочностью на растяжение и шарнирно-подвижно секций желоба транспортный желоб, на обоих концах которого расположены приводные станции и/или натяжные головки для двойной скребковой цепи, при этом каждая секция желоба имеет ограниченный с помощью боковых профилей и дна конвейера верхнюю ветвь и нижнюю ветвь для скребковой цепи, а также расположенные снаружи боковых профилей приемные средства для соединительных средств секций желоба. Изобретение относится также к секции желоба для соответствующего штрекового конвейера, содержащей верхнюю ветвь, которая ограничена с помощью боковых профилей и дна конвейера, образованную под верхней ветвью нижнюю ветвь и приемные средства для соединительных средств секций желоба на наружных сторонах боковых профилей.
При подземной добыче минералов, в частности при подземной добыче угля, к проложенному в выемочной лаве лавному конвейеру примыкает штрековый передаточный конвейер, в который в большинстве случаев интегрирована дробилка, которая размельчает добытый минеральный материал до размера, который можно затем транспортировать дальше с помощью ленточных конвейеров. Как лавный конвейер, так и штрековый передаточный конвейер выполнены в виде скребковых конвейеров, которые имеют мощные двойные скребковые цепи с присоединенными к цепным звеньям с регулярными интервалами скребковыми лопастями, с помощью которых транспортируется материал. Вследствие продвижения очистного забоя изменяется текущее положение участка передачи с лавного на штрековый конвейер. Поскольку дробилка образует в целом самый тяжелый блок, то она в большинстве случаев не продвигается или продвигается лишь линейно, и дробилка часто расположена вблизи уложенного наверху с помощью переходного моста реверсивного блока, который одновременно образует разгрузочный участок для следующего ленточного конвейера или т.п. Вследствие этого часто возникают изменения положения между дробилкой, с одной стороны, и передаточным участком с лавного на штрековый конвейер, с другой стороны, которые приводят к относительно большим угловым отклонениям шарнирно-подвижно соединенных друг с другом секций желоба штрекового конвейера. При этом шарнирная подвижность секций желоба обеспечивается с помощью соединительных средств секций желоба, которые расположены по обеим сторонам боковых профилей и, соответственно, транспортного желоба, и соединяют друг с другом смежные секции желоба штрекового конвейера с прочностью на разрыв, однако одновременно обеспечивают необходимую шарнирную подвижность. В конвейере между лавой и штреком возникают несмотря на короткую по сравнению с лавным конвейером длину высокие цепные усилия и высокие нагрузки цепи, которые могут приводить к чрезмерному износу секций желоба штрекового конвейера и/или применяемых скребковых цепей.
Задачей изобретения является создание штрекового конвейера и, соответственно, секций желоба для штрекового конвейера, которые имеют улучшенные рабочие параметры и меньшую подверженность износу.
Эта задача решена согласно изобретению тем, что в штрековом конвейере в транспортном желобе образован рештачный став с несколькими расположенными друг за другом секциями желоба, которые шарнирно-подвижно соединены с помощью расположенной на средней продольной оси транспортного желоба и, соответственно, секций желоба, центральной поворотной опоры. За счет расположенной согласно изобретению на средней продольной оси транспортного желоба центральной поворотной опоры, то есть поворотной опоры, которая обеспечивает шарнирно-подвижное соединение и переносит точку поворота смежных секций желоба в середину транспортного желоба, значительно уменьшаются действующие на скребковый конвейер силы, поскольку уменьшается максимально возможное угловое отклонение между двумя смежными секциями желоба за счет центральной поворотной опоры.
В применяемых согласно уровню техники секциях желоба, которые соединены друг с другом исключительно с помощью боковых соединительных средств секций желоба, при изгибе транспортного желоба неизбежно возникает угловое отклонение между смежными секциями желоба, при котором они соприкасаются друг с другом в зоне одного из соединительных средств секций желоба и образуют боковую поворотную опору, в то время как на противоположном соединительном средстве секций желоба расстояние между обеими секциями желоба является максимальным. Таким образом, щель между двумя соединительными средствами секций желоба непрерывно расширяется в известных секциях желоба от одного соединительного средства секций желоба, соответственно, от одного бокового профиля к противоположному боковому профилю. Это возникающее при изгибе лавного конвейера существенно различное угловое отклонение секций желоба относительно их ширины, приводило в применяемых до настоящего времени секциях желоба к тому, что проложенная в транспортном желобе двойная скребковая цепь в наружной на изгибе ветви цепи натягивается значительно сильнее, чем внутренняя на изгибе ветвь цепи, за счет чего большая часть усилий транспортировки передается через наружную на изгибе ветвь цепи. Дополнительное натяжение наружной ветви цепи относительно внутренней ветви цепи требовало установки привода более высокой мощности, поскольку необходимо дополнительно преодолевать усилия натяжения.
В противоположность этому, в секциях желоба согласно изобретению за счет центральной поворотной опоры увеличение пути для наружной на изгибе ветви цепи относительно внутренней на изгибе ветви цепи значительно меньше, так что уменьшаются в целом действующие в звеньях цепи усилия и, тем самым, износ цепи. При этом особым преимуществом является то, что образуется рештачный став с многими соединенным друг с другом через центральные поворотные опоры секциями желоба в транспортном желобе, так что общий изгиб по существу относительно равномерно распределяется в содержащем несколько секций желоба рештачном ставе. Поэтому можно переоборудовать даже существующие штрековые конвейеры в штрековый конвейер согласно изобретению посредством замены частичного участка секций желоба существующих штрековых конвейеров секциями желоба согласно изобретению с центральными поворотными опорами, в то время как другие секции желоба штрекового конвейера могут и дальше состоять из нормальных секций с боковыми поворотными опорами.
Согласно одному предпочтительному варианту выполнения в транспортном желобе на расстоянии от рештачного става, имеющего соединенные друг с другом с помощью центральных поворотных опор секции желоба, расположена особая секция желоба, которая в свою очередь шарнирно-подвижно соединена с граничащей с ней секцией желоба с помощью расположенной на средней оси транспортного желоба и, соответственно, секций желоба центральной поворотной опоры. Таким образом, состоящий из нескольких секций желоба рештачный став получает дополнительную поворотную опору в транспортном желобе, которая особенно простым образом обеспечивает противоположный поворот, при этом снова проявляется то преимущество, что угол поворота в этой единственной особой секции желоба также меньше, чем в секциях желоба согласно уровню техники. В качестве альтернативного решения, на расстоянии от первого рештачного става может быть образован второй рештачный став с несколькими расположенными друг за другом секциями желоба, которые в свою очередь шарнирно-подвижно соединены друг с другом через расположенную на средней продольной оси поворотную опору. Однако может быть достаточным предусмотреть в штрековом конвейере лишь единственный рештачный став с несколькими, например, 6-15 секциями желоба с центральной поворотной опорой. Между первым рештачным ставом и вторым рештачным ставом или специальным желобом целесообразно расположены нормальные секции желоба, которые соединены друг с другом шарнирно-подвижно и с прочностью на растяжение исключительно через расположенные снаружи боковых профилей приемные средства для соединительных средств секций желоба. Кроме того, поворотная опора целесообразно передает по существу все возникающие в конвейерной системе силы сжатия между граничащими друг с другом торцевыми концами смежных секций желоба. Для этого поворотная опора предпочтительно обеспечивает одновременно хорошую опору друг на друга смежных секций желоба.
Задача изобретения решена также в единичной секции желоба тем, что они имеют выполненную центрально между соединительными средствами секций желоба, соответственно, центрально между боковыми профилями поворотную опору для шарнирно-подвижного соединения смежных секций желоба в зоне средней продольной оси отдельных секций желоба, соответственно, образованного ими транспортного желоба.
Согласно одному предпочтительному варианту выполнения поворотная опора может быть образована с помощью выступов на одном конце дна конвейера и выемок на противоположном конце дна конвейера, или же поворотная опора состоит из взаимодействия соответствующих выступов и выемок. При этом понятно, что в штрековом конвейере соответствующий выступ предыдущей секции желоба взаимодействует с выемкой в дне конвейера следующей секции желоба и, соответственно, наоборот. В альтернативном варианте выполнения верхняя ветвь может состоять из сменного лотка, который съемно устанавливается в секцию желоба и опирается на выполненное неподвижно между обеими боковыми стенками секций желоба промежуточное дно, при этом промежуточное дно на одном конце дна может быть снабжено выступом, а на противоположном конце дна может быть предусмотрена выемка для образования поворотной опоры. Дополнительно к этому, как дно конвейера, так и промежуточное дно могут быть снабжены соответствующими поворотными опорами.
При неподвижно смонтированной верхней ветви секция желоба согласно изобретению может также иметь промежуточное дно, на котором выполнены образующие поворотную опору элементы, такие как, в частности, выступ и выемка. Для хорошей опоры смежных секций желоба на центральную поворотную опору предпочтительно, когда промежуточное дно имеет среднюю перемычку или т.п., на которой образована выемка и с помощью которой образован выступ для поворотной опоры. В этом случае поворотная опора может проходить на большую глубину без чрезмерного увеличения общего веса секции желоба. Кроме того, предпочтительно, когда промежуточное дно на своей торцевой кромке снабжено перекрывающим языком для вхождения в перекрывающее углубление на противоположной торцевой кромке промежуточного дна.
Наконец, выполнение центральных поворотных опор является предпочтительным также тогда, когда секции желоба выполнены в виде мостовых элементов переходного моста, которые могут иметь в этом случае в дне мостового элемента и/или в закрывающих плитах мостового элемента поворотную опору. Таким образом, при таком выполнении центральное шарнирно-подвижное соединение смежных секций желоба обеспечивается не через элементы секций желоба, которые образуют транспортный желоб, а через те элементы, которые образуют мостовую конструкцию. При выполнении секций желоба в виде мостовых элементов для переходного моста особенно предпочтительно, если поворотная опора образована с помощью имеющих форму полукольца перекрывающих выступов на концах дна мостовых элементов или на концах закрывающих плит мостовых элементов, которые служат или могут служить одновременно для вертикальной опоры друг на друга мостовых элементов, и предпочтительно попеременно входят друг в друга для вертикальной опоры мостовых элементов.
Во всех вариантах выполнения поворотная опора может предпочтительно содержать или состоять из имеющего форму полукруга выступа на одном конце дна и имеющей форму полукруга выемки на противоположном конце дна, которые имеют предпочтительно относительно большую контактную зону друг с другом, для передачи всех возникающих в системе сил сжатия между расположенными друг за другом секциями желоба. Для минимизации удлинений цепи вследствие изгибов штрекового конвейера особенно предпочтительно, если торцевые кромки содержащих поворотные опоры частей дна по обе стороны выемки и/или выступа проходят наклонно к боковым профилям, так что противоположные, расходящиеся в форме клина торцевые кромки по существу ограничивают максимальный угол поворота между двумя секциями желоба.
По обе стороны боковых профилей могут быть целесообразно смонтированы навесные борта, которые выступают над верхней ветвью, для обеспечения возможности транспортировки также навалов руды на штрековом конвейере. Кроме того, предпочтительно, если, по меньшей мере, одна из приводных станций или натяжных головок выполнена с возможностью натяжения с помощью натяжных цилиндров. В этом случае натяжные цилиндры могут быть предпочтительно снабжены датчиками давления, сигнал которых передается, например, в управляющее устройство для натяжных цилиндров и/или в контрольное устройство для измерения чрезмерных угловых отклонений внутри штрекового конвейера.
Другие преимущества и варианты выполнения штрекового конвейера согласно изобретению и, соответственно, применяемых для него секций желоба следуют из приведенного ниже описания примеров выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображено:
фиг.1 - схема штрекового конвейера согласно первому варианту выполнения изобретения;
фиг.2 - схема штрекового конвейера согласно второму варианту выполнения изобретения;
фиг.3 - шарнирно-поворотная опора нескольких смежных секций желоба через центральные поворотные опоры;
фиг.4 - три соединенные друг с другом секции желоба согласно первому примеру выполнения, в изометрической проекции, вид сверху;
фиг.5 - отдельная секция желоба по фиг.4, в изометрической проекции, в увеличенном масштабе;
фиг.6 - две соединенные друг с другом секции желоба согласно второму примеру выполнения;
фиг.7 - секция желоба согласно третьему примеру выполнения, в качестве инспекционной секции желоба;
фиг. 8 - две другие соединенные друг с другом секции желоба, согласно третьему примеру выполнения;
фиг.9 - несколько соединенных друг с другом, выполненных в виде мостовых элементов для переходного моста секций желоба согласно четвертому примеру выполнения, вид сверху;
фиг.10 - отдельная секция желоба согласно четвертому примеру выполнения, вид сбоку;
фиг.11 - секция желоба по фиг.10 в изометрической проекции; и
фиг.12 - секция желоба согласно пятому примеру выполнения, для переходного моста.
На фиг.1 схематично показан в сильно упрощенном виде штрековый конвейер 1, выполненный в виде передаточного конвейера между забоем и штреком, который может применяться в подземных горных разработках, в частности, для добычи угля. Добытый в не изображенном забое материал сбрасывается с лавного конвейера на выполненном в виде перекрестной рамы 3 особом желобе на штрековый конвейер 1, при этом как лавный конвейер 2, так и штрековый конвейер 1 выполнены в виде двойных центральных скребковых конвейеров с показанными здесь схематично для штрекового конвейера 1 двумя ветвями 4 скребковой цепи. Обе изображенные ветви 4 скребковой цепи проходят в верхней ветви транспортного желоба 7 от перекрестной рамы к приводной станции 5, причем транспортный желоб 7 образован из множества одинаково выполненных, отдельно не изображенных нормальных секций желоба, как это известно для специалистов в данной области техники. Обе ветви 4 цепи направляются в расположенной на одном конце штрекового конвейера 1 приводной станции 5, а также на расположенной на противоположном конце натяжной головке 6, которая при необходимости может быть также выполнена в виде приводной станции, для перемещения между станциями 5, 6 в качестве пустой ветви в нижней ветви и, соответственно, в качестве транспортировочной ветви в верхней ветви и сбрасывания материала на установленный далее, не изображенный ленточный конвейер или т.п. Штрековый конвейер 1 предпочтительно снабжен не изображенной дробилкой, с помощью которой добытый материал размельчается известным образом.
Как показано на фиг.1, приводная станция 5 расположена на одном конце штрекового конвейера не перпендикулярно, а косо относительно натяжной головки 6. Для особенно хорошей компенсации этого отклонения положения без возникновения в обеих ветвях 4 цепи вследствие изгиба штрекового конвейера 1 различных удлинений цепи или напряжений цепи, в штрековом конвейере 1 расположен рештачный став 8 с в данном случае восемью включенными друг за другом секциями 10 желоба, причем эти секции 10 желоба в противоположность другим, образующим транспортный желоб 7 и отдельно не изображенным нормальным секциям желоба имеют согласно изобретению особенность, состоящую в том, что смежные секции 10 желоба соединены друг с другом с помощью расположенной на средней продольной оси транспортного желоба 7 центральной поворотной опоры 11.
Расположенные друг за другом секции 10 желоба с центральной поворотной опорой еще раз схематично показаны на фиг.3. Центрально между обеими ветвями 4 цепи и центрально между обоими боковыми ограничениями отдельных секций 10 желоба в секциях 10 желоба выступ 12, который, как показано на фиг.3, образован, например, на передней торцевой кромке 14 дна 13 конвейера секции 10 желоба, входит в соответствующую согласованно выполненную выемку 15 на противоположной торцевой кромке 16 дна 13 конвейера следующей секции 10 желоба. При этом, как уже показано на фиг.3, обе торцевые кромки 14, 16 проходят по сторонам выступа 12 и, соответственно, сбоку от выемки 15 под косым углом к средней продольной оси секций 10 желоба, для того чтобы в любом случае тогда, когда обе смежные секции 10 желоба не компенсируют кривую изгиба штрекового конвейера, по обе стороны поворотной опоры 11 образовался равномерно расширяющийся к боковым профилям зазор между торцевыми кромками 14, 16 смежных секций 10 желоба. На фиг.3 схематично показан транспортный желоб 7 с легким изгибом вверх. Поэтому щель между торцевыми кромками 14, 16 в изображении на фиг.3 под поворотной опорой 11 незначительно больше, чем над поворотной опорой 11. Однако максимальный размер щели явно меньше, чем в нормальных секциях желоба, которые вместо центральной поворотной опоры 11 могут опираться друг на друга лишь с помощью боковых поворотных опор на боковых ограничениях секций 10 желоба. На фиг. 3 также схематично показаны на обоих боковых ограничениях 17 секций 10 желоба приемные средства 18 для соединительных средств секций желоба, с помощью которых можно соединять смежные секции 10 желоба с прочностью на растяжение и с возможностью перемещения относительно друг друга, по меньшей мере, в вертикальном направлении.
На фиг.2 показан незначительно модифицированный пример выполнения штрекового конвейера 1' согласно изобретению. В этом случае также образован рештачный став 8 с несколькими секциями 10 желоба, которые соединены шарнирно-подвижно друг с другом через центральные поворотные опоры 11 между обеими ветвями 4 цепи. В отличие от первого примера выполнения, к образованному с помощью нормальных секций желоба дополнительному транспортному желобу 7 примыкает особая секция 19 желоба, которая через дополнительную центральную поворотную опору 11' соединена с примыкающей к особой секции 19 желоба нормальной секцией желоба. За счет такого выполнения в штрековом конвейере 1' в двух удаленных друг от друга местах образованы две поворотные опоры 11 и, соответственно, 11', причем одна поворотная опора состоит из нескольких коротких секций 10 желоба с центральными поворотными опорами 11, а другая поворотная опора 11' состоит из единственной центральной поворотной опоры 11', так что можно компенсировать большие угловые отклонения без чрезмерного удлинения цепи, и, в частности, даже S-образная форма штрекового конвейера 1' не приводит к нежелательным удлинениям или напряжениям ветвей 4 цепи.
На фиг.4 и 5 показаны детально секции 60 желоба, согласно первому примеру выполнения изобретения. При этом в показанном на фиг.4 рештачном ставе 58 две одинаково выполненные секции 60 желоба, длина которых относительно небольшая и предпочтительно соответствует лишь 50% длины нормальной секции желоба, соединены с также выполненной в соответствии с изобретением инспекционной секцией 90 желоба. Секции 60 желоба, как и инспекционная секция 90 желоба имеют известным образом верхнюю ветвь 61, которая образована с помощью дна 63 конвейера, а также двух, соединенных с дном 63 конвейера боковых профилей 51, для бокового направления не изображенных скребков скребковой цепи. Под верхней ветвью 61 секции 60 и, соответственно, 90 желоба имеют нижнюю ветвь 52, которая ограничена снизу с помощью маталлического листа 53 нижней ветви, для направления возвращающейся скребковой цепи вместе со скребками. В секции 60 желоба и в секции 90 желоба под дном 63 конвейера образовано промежуточное дно 70, которое, по меньшей мере, с дном 53 нижней ветви, а также с расположенными по обе стороны боковых профилей 51 боковыми щеками образуют жесткую рамную конструкцию. На наружных сторонах этих боковых щек вблизи передней торцевой кромки 66 и задней торцевой кромки 64 секции 60 желоба расположены приемные карманы 68, предназначенные для размещения предпочтительно Т-образных болтов их Т-образными головками для соединения с прочностью на растяжение смежных секций 60 и, соответственно, 90 желоба. Над боковыми щеками выступают боковые навесные борта 69, которые с помощью опорных стоек 80 и нижней плиты 81 опираются на рамную конструкцию.
Для образования в секциях 60 желоба поворотной опоры согласно изобретению, в середине секций желоба, соответственно, на средней продольной оси транспортного желоба, образованного с помощью секций желоба, промежуточное дно 70 имеет в данном случае на одной торцевой кромке 66 секций 60 желоба имеющую форму полукруга выемку 65, а на другой торцевой кромке 64, имеющий также форму полукруга и вдвигаемый с точной посадкой в выемку 65 выступ 62. Длина и ширина выступа 62 выбираются с возможностью обеспечения прилегания по большой поверхности к ограничительным поверхностям выемки 65 в смонтированном состоянии двух секций 60 желоба, для восприятия и, соответственно, передачи сил сжатия в продольном направлении транспортного желоба через образующие поворотные опоры выступы 62 и выемки 65. В секциях 60, соответственно, 90 желоба все силы поворотной опоры передаются в промежуточное дно 70. Для того чтобы в смонтированном состоянии нескольких секций 60 желоба, независимо от их углового отклонения относительно друг друга вследствие центральной поворотной опоры, в нижнюю ветвь не мог падать мелкий уголь, промежуточное дно 70 перекрывающими языками 71 выступает в данном случае за переднюю кромку дна 63 конвейера, в то время как промежуточное дно на противоположной торцевой кромке имеет соответственно сдвинутые назад перекрывающие углубления. За счет этих взаимных перекрываний дна 63 конвейера и промежуточного дна 70 нижняя ветвь 52 полностью закрывается и защищается от проникновения мелкого угля, даже когда смежные секции желоба с использованием полной, обеспечиваемой центральными поворотными опорами степени свободы, расположены косо относительно друг друга так, что торцевые кромки смежных секций на одной стороне от выемки 65 и выступа 62 соприкасаются, в то время как на другой стороне образуется поворотная щель.
На фиг.4 показано смонтированное состояние нескольких секций желоба с обеими примыкающими друг к другу секциями 60 желоба, а также с примыкающей к ним секцией 90 желоба. Выполненная в качестве инспекционной секции секция 90 желоба имеет также не изображенную выемку, а также изображенный выступ 92 на торцевой кромке 94. Поэтому с помощью инспекционной секции 90 можно также образовывать на середине продольной оси транспортного желоба центральную поворотную опору с примыкающей секцией желоба, которая предпочтительно состоит из еще одной секции 60 желоба. Однако в отличие от секции 60 желоба, секция 90 желоба имеет длину, одинаковую с длиной нормальной секции желоба и, кроме того, имеет съемный лотковый участок 99 между двумя расположенными вблизи торцевых кромок неподвижными лотковыми участками 98, как это известно для специалистов в данной области техники в случае выполненных в качестве инспекционных нормальных желобов.
Показанная на фиг.6 секция 110 желоба согласно второму примеру выполнения отличается от секции желоба согласно предыдущему примеру выполнения тем, что выступ 112, а также выемка 115 выполнены не на промежуточном дне, а непосредственно на дне 113 конвейера, с помощью которого верхняя ветвь 111 отделена от нижней ветви. Боковые профили 101 жестко соединены с дном 113 конвейера, и они могут образовывать одновременно своими наружными сторонами боковые щеки секции 110 желоба, на которых затем могут быть установлены, например, выступающие вверх навесные борта 119, а также приемные карманы 108 для соединительных средств секций желоба (например, не изображенных Т-образных болтов).
На фиг.7 показано лишь основание секции 160 желоба согласно третьему примеру выполнения изобретения, поскольку секция 160 желоба снабжается не изображенным сменным лотком в качестве верхней ветви, который содержит транспортное дно, а также приваренные к нему боковые профили. Основание секции 160 желоба имеет две боковые щеки 154, которые по обе стороны проходят вниз вплоть до нижних плит 181 и опираются на них через дополнительные, в данном случае прямоугольные опорные выступы 155, и стабилизируются в вертикальном положении. В боковые щеки 154 вблизи обеих торцевых кромок 166 и 164 основания секции желоба вставлены приемные карманы 168 для Т-образных болтов в качестве соединительных средств секций желоба. Обе боковые щеки 154 соединены друг с другом с помощью промежуточного дна 170, которое имеет посредине инспекционное отверстие 174, которое при установленном сменном лотке закрыто входящей в инспекционное отверстие 174 фиксирующей плитой, с помощью которой сменный лоток фиксируется с геометрическим замыканием на основании. На промежуточном дне 170 образована центральная перемычка 175, которая состоит, например, из утолщения или приваренных сверху плит, сварочного наплавления или т.п., и которая в середине секций 160 желоба обеспечивает значительное усиление промежуточного дна 170. Центральная перемычка 175 прервана инспекционным отверстием 174. На торцевой кромке 164 промежуточного дна 170 выполнен выступ 162, а на торцевой кромке 166 - выемка 165, с помощью которых образуется поворотная опора. Центральная перемычка 175 имеет ширину, превышающую наибольшую ширину выступа 162 и, соответственно, выемки 165, так что как имеющий форму полукруга выступ 162, так и имеющая форму полукруга выемка 165 всеми их ограничительными поверхностями лежат в зоне усиления промежуточного металлического листа 170 за счет промежуточной перемычки 175. Таким образом, промежуточная перемычка 175 не только увеличивает глубину контактной поверхности между выступом 162 и выемкой 165, но также одновременно обеспечивает значительно лучшую передачу усилий тяги в промежуточное дно 170 и, тем самым, во всю секцию 160 желоба. Однако поскольку утолщение промежуточного дна 170 ограничено узкой по сравнению с общей шириной секции 160 желоба центральной перемычкой 175, то общий вес секции 160 желоба увеличивается лишь несущественно.
На фиг.8 показан пример выполнения секции 210 желоба, в котором, как и в предыдущем примере выполнения, промежуточное дно 220 снабжено центральной перемычкой 225, которая на одной торцевой кромке имеет выемку 215, а на противоположной торцевой кромке - выступ 212. Выступ 212 и выемка 215 проходят по толщине центральной перемычки 225. Хотя секции 210 желоба снабжаются сменным лотком, однако они не образуют инспекционный лоток, а центральная перемычка 225 проходит непрерывно от одной торцевой кромки 216 к другой торцевой кромке 214. На выступающих по сторонам над боковыми щеками секций 210 желоба приваренных планках 231 дна привинчены выступающие вниз стоечные маталлические листы 240 для образования с помощью секций 210 желоба переходного моста, который может опираться на дополнительную раму или, при необходимости, в подземном забое на почву пласта. Для привинчивания стоечных металлических листов 240 планки 231 дна снабжены множеством отверстий для крепежных винтов 241. Секции 210 желоба опять-таки значительно короче, чем показанная на фиг. 7 секция 160 желоба, и имеют предпочтительно лишь половинную длину нормальных секций, чтобы обеспечивать с помощью короткого рештачного става из нескольких секций 210 желоба хорошее прохождение изгибов. На задней торцевой кромке 214 промежуточного дна 220 и, соответственно, секций 210 желоба образованы перекрывающие языки 221, с помощью которых предотвращается падение мелкого угля или т.п. в нижнюю ветвь под промежуточным дном 220.
На фиг.9-11 показан пример выполнения секций 260 желоба, с помощью которых можно образовывать проходящую по кривым, свободнонесущую мостовую конструкцию, как показано схематично на фиг.9. При этом секции 260 желоба размещены, встроены в мостовые элементы 290 или являются составной частью соответствующих мостовых элементов 290. Каждый мостовой элемент 290 имеет дно 291 мостового элемента с приформованными в данном случае в виде единого целого, соответственно, отогнутыми проходящими вверх боковыми элементами 292, которые свинчены с закрывающей плитой 293 мостового элемента. Дно 291 мостового элемента образует вместе с боковыми элементами 292 и закрывающей плитой 293 мостового элемента приемный короб для собственно секций 260 желоба, которые для этого встроены, соответственно, интегрированы в мостовые элементы 290. От секций 260 желоба на фиг.11 хорошо видны верхняя ветвь 261 с дном 263 конвейера и обоими боковыми профилями 251.
Закрывающая плита 293 мостового элемента и боковые элементы 292 усилены на изгиб с помощью опорных крестовин 294. Закрывающая плита 293 мостового элемента снабжена на одной торцевой кромке 266 выемкой 265, а на противоположной торцевой кромке 264 - имеющим форму полукруга выступом 262, которые в зоне закрывающей плиты мостового элемента образуют верхнюю поворотную опору 271, которая расположена центрально на средней продольной оси переходного моста. Дополнительно к этому, в дне 291 мостового элемента, соответственно, в расположенной на стороне дна конструкции также образованы два опорных плеча 285 на одной торцевой кромке и опорная втулка 286 на противоположной торцевой стороне мостовых элементов 290, которые в смонтированном состоянии смежных мостовых элементов 290 входят друг в друга так, что через расположенные на одной линии отверстия в опорных плечах 285 и опорную втулку 286 можно пропускать откидной болт 287. Поскольку два горизонтально направленных опорных плеча 285 образуют горизонтальную двойную опору, которая центрально принимает опорную втулку 286, то с помощью этой нижней поворотной опоры одновременно обеспечивается вертикальная опора мостовых элементов друг на друга. Центральная нижняя поворотная опора одновременно поддерживает поворот смежных элементов желоба друг к другу согласно данному изобретению. Кроме того, как показано на фиг.10 и 11, на одной торцевой стороне дна 291 мостового элемента образован дополнительный выступ 297, который входит в соответствующую выемку на противоположной торцевой стороне дна 291 мостового элемента, так что в мостовых элементах 290 образуются в целом три поворотные опоры на различной высоте, которые обеспечивают возможность центрального поворота мостовых элементов 290 относительно друг друга.
На фиг. 12 показан мостовой элемент 340 согласно другому примеру выполнения. Мостовой элемент 340 также служит для создания свободнонесущего переходного моста для штрекового передаточного конвейера, и во внутреннем пространстве мостового элемента снова установлена или интегрирована секция 310 желоба. В отличие от предыдущего примера выполнения мостовой элемент 340 образован с помощью плоского дна 341 мостового элемента и плоской закрывающей плиты 343 мостового элемента, которые свинчены друг с другом через С-образно изогнутые промежуточные металлические листы 342. Как на дне 341 мостового элемента, так и на закрывающей плите 343 мостового элемента образованы на одной торцевой стороне образующие двойную опору выступы 312, соответственно, 317 с двумя горизонтальными, кольцевыми опорными щеками, в которые можно вводить снабженный отверстием, по существу кольцевой выступ 345, так что первый откидной болт 337 можно пропускать через двойную поворотную опору 312 и опорную втулку 345, а второй откидной болт 338 - через двойную поворотную опору 317 и соответствующую поворотную втулку. С помощью этих нескольких, выполненных по центру мостовых элементов 340 поворотных опор, обеспечивается, с одной стороны, возможность углового отклонения смежных мостовых элементов 340, и одновременно смежные мостовые элементы так соединяются друг с другом и так опираются друг на друга в вертикальном направлении, что несколько мостовых элементов 340 можно объединять в свободнонесущий переходной мост.
Для специалистов в данной области техники из приведенного выше описания следуют многочисленные модификации, которые должны входить в объем защиты прилагаемой формулы изобретения. Понятно, что указанные в отдельных примерах выполнения варианты конструкции можно также комбинировать друг с другом. Поворотные опоры могут быть также выполнены с помощью других элементов, а не выемок и выступов, и содержать соответствующие поворотные цапфы или поворотные пальцы.
Штрековый конвейер содержит образованный с помощью нескольких соединенных друг с другом секций транспортный желоб, на обоих концах которого расположены приводные станции и/или натяжные головки для скребковой цепи (4). Каждая секция (10) желоба имеет ограниченную с помощью боковых профилей и дна конвейера верхнюю ветвь и нижнюю ветвь для скребковой цепи, а также расположенные снаружи боковых профилей приемные средства (18) для соединительных средств секций желобов. В конвейере предусмотрена образованная центрально между соединительными средствами секций желоба, соответственно, центрально между боковыми профилями, расположенная на средней продольной оси секции желоба поворотная опора (11) для шарнирно-подвижного соединения со смежными секциями. Уменьшаются износ и требуемая приводная мощность конвейера. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 12 ил.