Код документа: RU2659391C1
Изобретение относится к сельскохозяйственной технике, в частности к дисковым почвенным орудиям со стоечно-корпусными приводами с пружинной защитой или жесткой конструкции и может быть использовано в действующих и во вновь созданных корпусных, рамных и батарейных узкополосных и в широкозахватных боронах, культиваторах и в пахотносеятельных комплексах.
К уровню техники можно отнести изобретения:
АС 1568904 А1 от 24.06.1987 г. В.К.Бакулин и В.В.Наливайко.
Патент №2262218 С2 от 10.20.2005 г. Бурков Л.Н.
АС 1690561 А1 от 20.01.1989 г. А.В.Лаврухин.
АС№1568905 А1 от 12.04.1988 г. А.И. Воронин и В.С.Стягов.
В качестве наиболее близкого аналога заявленного изобретения может быть принято:
Патент №2513714 С2 от 22.03 2012 г. В.М. Островерх. «Комплект универсально-модельных сменных почвообрабатывающих орудий, стоечно-корпусных микровибрационных приводов с пружинной защитой и рабочих частей «ВИКОСТ».
К общим недостаткам можно отнести:
1. В раме бороны устанавливаются больших диаметров диски с одного бока сферически вогнутые, которые работают одной лицевой стороной по ходу движения техники с непрерывной отрезкой, сдвигом и оборотом пластов почвы своим нижним сегментом диска и с разворотом под углом атаки в пределах 15 градусов с узким следом захвата обработки почвы 100 мм. При этом все диски устанавливаются на одном корпусе с одной стойкой жесткой или поворотной с пружинной защитой или с набранными дисками на батарейном валу. Такая общая характеристика устройств известных орудий вынуждает применять большое количество рабочих дисков с корпусами, стойками с пружинной защитой и поворотными устройствами, применяемые на каждый метр длины обрабатываемой почвы, в количестве 10 комплектов и при этом необходимо выдерживать промежуточное расстояние между соседними дисками не менее 300 мм. Это вынуждает применять большое количество рабочих дисков, комплектных узлов и многорядности в раме с перекрытиями в задних рядах в сельхозтехнике. В связи с этим требуется большое усилие трактора и увеличенный расход горючесмазочных материалов.
2. Обработка почвы осуществляется преимущественно режущим воздействием с непрерывной отрезкой. Поднятием и оборотом пластов с выносом их на поверхность. Что приводит к распылению, эрозийной опасности и к расструктуриванию почвы, а также к снижению ее плодородности. Это требует постоянного внесения в почву химических гранулированных и жидких удобрений, которые оказывают губительное действие на экологию, животный мир и фауну природы.
3. Диски с вертикальным рыхлительным процессом однобоковой обработки почвы с оборотом пластов требуют больших усилий погружения рабочих частей в почву и выхода из нее при сплошной обработке, и которые недостаточно качественно рыхлят почву и удаляют сорняки с их заделкой в почву. Это требует применения дополнительных орудий в задних рядах в раме, в виде батарейных катков для дробления комков, выравнивания и уплотнения поверхности поля.
4. Применяемое сельхозпредприятиями большого количества различной почвообрабатывающей техники требует дополнительных площадей и помещений для их хранения и ремонта, а также необходимость наличия большого количества запчастей. Другой техники и занятости обслуживающего персонала. А также дополнительного финансирования, что удорожает рыночную стоимость конечного продукта, снижает конкурентную и покупательскую способность.
5. Указанные общие недостатки известной специальной техники снижает конструктивные, технологические, экономические, экологические, качественные производительные и потребительские возможности.
Целью изобретения является:
1. Расширение конструктивных, технологических, эксплуатационных, качественных, производительных и покупательских возможностей рабочих орудий с их широким применением во вновь создаваемых и в модернизируемых действующих боронах и культиваторах с редукционными приводами с вращающимися лопастями различных конструкций контуров „для различных почвенных обработок, устанавливаемых в раме сельхозтехники и предназначенных для интенсивной внутрипочвенной безоборотной и экологически чистой обработки различных видов почв, в пахотный, предпосевной и растительный период растений, а также для прореживаний рядков прополкой с дроблением и заделкой в почву сорняков и прошлогодних пожитков, способствующих парниковому образованию среды для улучшения структуры почвы и повышению ее плодородия.
2. Создание унифицированных по конструкции, основным параметрам и размерам однотипных по устройству комплектов редукционных приводов со сменными вращающимися лопастями с различными конструкциями рабочих контуров с их рационально продуктивными размерами, позволяющими увеличить ширину сплошного обрабатываемого следа, шире традиционного узкого, за счет увеличения по окружности и высоте рабочих контуров лопастей вращающихся в редукционном узле и одновременного дробления комков почвы с прикатыванием и уплотнением поверхностного слоя почвы, прикатывающими катками, устанавливаемыми в конце рамы в сельхозтехнике.
3. Предоставление возможности быстрой и удобной замены в любом комплектном редукционном приводе установки в нем любых комплектных рабочих вращающихся лопастей, для выполнения сезонных периодических процессов почвенных обработок.
4. Предоставление возможности сельскохозяйственным предприятиям сокращения парка специальных почвообрабатывающих орудий, к ним тяговой силы, расхода запчастей и горючесмазочных материалов, а также занятости обслуживающего персонала и сокращения сроков подготовки сельхозтехники для предстоящих сезонных работ.
5. Предоставление возможности изготовителю комплектов орудий повысить их качество, производительность и рентабельность при организации специализированного и ремонтного производства, с использованием в работе высоких технологий и нового оборудования, а также повысить потребительскую способность нового изделия.
6. Предоставление возможности потребителю выбора при заказе и поставке наиболее необходимой для него комплектности орудий и к ним рабочих запасных частей, исходя из своих агротехнических и экономических соображений.
7. На этапе создания и государственной регистрации материалов заявки изобретения на получение патента на новые конструкции устройств почвообрабатывающих дисковых орудий с редукционными приводами с вращающимися лопастями, для работы по новой более прогрессивной технологии экологической и производительной обработки, провести детальную конструкторскую и технологическую разработку рабочей документации для изготовления опытно-действующих образцов изделий и ознакомить ими предприятия изготовители аналогичной продукции и сельхозпредприятия, с целью их согласия на организацию и выпуск промышленных изделий. А также налаживания деловой коммерциализации между предприятиями участниками изготовителями и заинтересованными участниками инвесторами.
Технический результат - расширение конструктивных, универсальных, экономических, технологических, эксплуатационных, качественных экологических, производительных и покупательских возможностей, повышение надежности и стойкости орудий.
Это достигается тем, что комплект почвенных орудий содержит собранную навесную раму бороны, у которой спереди посредине рамы на верхней части смонтировано навесное устройство, с крепежными отверстиями, служащими для ее крепления в навесном механизме имеющимся в задней части трактора, в которой имеется карданный вал с крестовиной и фланцем на конце, а вал связан с коробкой скоростей, смонтированной с двигателем трактора, при этом на тракторный карданный вал с крестовиной закрепляется имеющийся в бороне приводной редукторный вал с крепежным фланцем и крестовиной, которая своей втулкой со шлицевыми зубьями жестко посажена на передний конец редукторного вала, на котором последовательно жестко закреплены две редукторные червячные шестерни, а вал размещен в подшипниковом корпусе, закрепленным на рамной стойке, приваренной по центру к передней балке в раме бороны для первого ряда орудий, а за ним вал в подшипниковом корпусе закреплен на рамной стойке приваренной к задней стойке рамы для второго ряда орудий, при этом редукторная червячная шестерня на редукторном валу для первого ряда и такая же шестерня на валу для второго ряда, своими зубьями червячного модуля контактируют последовательно с первой ведомой шестерней для первого ряда и такая же шестерня со второй ведомой шестерней для второго ряда, при этом обе ведомые шестерни посажены своим центральным квадратным отверстием на приводной вал с квадратным поперечным сечением в первом ряду и такой же приводной вал во втором ряду, которые установлены параллельно в раме бороны, при этом обе ведомые червячные шестерни зафиксированы от продольного перемещения на обоих квадратных приводных валах посаженными с двух боков распорными втулками с зазором для перемещения, и которые своими торцами упираются в приводную крайнюю правую шестерню и такую же левую шестерню с косыми зубьями, которые своим центральным квадратным отверстием посажены с зазором на приводной вал, и которые зафиксированы от продольного перемещения справа и слева распорными втулками, посаженными на вал с зазором, а своим точным наружным проточенным концом распорные втулки посажены в подшипник корпуса на валу и закреплены болтами на рамной стойке, приваренной к передней балке рамы, у которой на правом конце на стойке в жестко закрепленном подшипниковом корпусе, в котором во внутренней втулке плотно посажена втулка с квадратным отверстием с зазором на квадратном приводном валу или подшипник посажен на проточенный концец распорной втулки, одетой на квадратный приводной вал, у которого на выступающем правом резьбовом конце закручена гайка с контргайкой, причем на всей длине приводного вала набраны и закреплены в таком же порядке с промежуточными интервалами размерами по 350 мм и через один рабочий контур, пять редукционных узлов с вращающейся на нижнем конце рабочей лопастью, а после полного набора, на левом конце приводной вал затянут на выступающем резьбовом конце гайкой с контргайкой, при этом каждый редукционный узел в своем комплекте содержит подшипниковый корпус с шариковым подшипником снизу и роликовым подшипником сверху, посаженных на шейки в выточках внутри корпуса и разделены опорной пружинной шайбой в мелком пазу, а подшипники в корпусе закрыты сальником снизу и сверху, а в промежутке между роликового подшипника установлена масленка для смазки, а сверху над роликовым подшипником одета упорная ступенчатая шайба, затем выступающий резьбовой конец оси затянут гайкой с контргайкой, причем выступающий снизу корпуса конец оси выполнен квадратным размерами 30×30 мм, а ниже его круглая шейка диаметром 36 мм, за ней крепежный фланец диаметром 74 мм и толщиной 12 мм с крепежными резьбовыми М10 шестью отверстиями на окружности 58 мм, расположенными с интервалом через угол 60 градусов, а на крепежном фланце нижний конец выполнен квадратным размерами 20x20 мм, при этом корпус своей наружной круглой поверхностью приварен снизу к рамной стойке и дополнительно по двум бокам приварены кругляки, а на квадратную шейку оси одета малая редукторная шестерня с наружным диаметром 92 мм и толщиной 10 мм, которая проточена по диаметру под углом 45 градусов и по всей окружности выполнены зубья с углом 60 градусов одинакового модуля, при этом малая редукторная шестерня своими зубьями контактирует в зацеплении с зубьями такого же модуля с большой шестерней с наружным диаметром 200 мм и толщиной 10 мм, которая своим центральным квадратным отверстием одета с зазором на квадратный приводной вал, на котором шестерня зафиксирована от горизонтального перемещения одетой на вал распорной втулкой, размещенной в промежутке между шестерней и подшипниковым корпусом, закрепленным болтами с гайками на своем фланце на рамной стойке. Причем на подшипниковом корпусе установлена масленка для смазки, а подшипник корпуса своей внутренней центральной втулкой плотно посажен на точную проточенную шейку распорной втулки одетой на батарейном валу, при этом на всей длине приводного вала устанавливаются такого же устройства по конструкции и размерам редукционные приводные узлы с вращающимися на корпусных осях крепежными фланцами на нижнем конце, на которых устанавливаются по выбору изготовителя и потребителя любые входящие в комплект сменные рабочие лопасти, предназначенные для различных технологических почвенных обработок, так например на всех крепежных фланцах редукционных приводных узлов на приводном валу установлены комплектные восьмизубые фрезы, которые одеты своим центральным квадратным отверстием на нижний квадратный выступ фланца и закреплены снизу шестью винтами с конусом под головкой, причем вначале фрезы вырезают из листовой нержавеющей стали высокоуглеродистой толщиной 5 мм в виде развертки, с последующим выполнением центрального квадратного отверстия и фасок с острыми кромками по всему контуру зубьев, а также с мелкими продольными гибами на всех зубьях для их жесткости и затем в центре фрезы общим гибом всех зубьев, до состояния фрезы в виде усеченного конуса, с размерами общего диаметра 350 мм снизу и высотой 120 мм или меньше (устанавливает изготовитель), после чего выполняют шесть крепежных отверстий, а после этого все фрезы закаливают до твердости 54-58 единиц с отпуском, причем в первом ряду на валу устанавливают пять вращающихся лопастей с интервалом через один контур лопасти, что составит общий след захвата обработки почвы размером до 3500 мм, а во втором ряду устанавливают такой же конструкции размерами в полной сборке приводной вал с пятью редукционными приводными узлами с вращающимися лопастями в расположении с перекрытием и сплошной обработки почвы в промежутках необработанных участков орудиями первого ряда и для общего сплошного захвата на ширину 3500 мм, при этом в обоих приводных валах все редукторные шестерни на валу и на осях с подшипниковыми корпусами защищены от загрязнений щитками, закрепленными болтами на раме и стойках, причем в раме бороны в заднем ряду установлен каток известной конструкции выбранный изготовителем, для качественной обработки почвы, с ее прикатыванием, который закрепляется на валу на двух стойках, приваренных на общей балке и закреплен с двух концов вала гайками с контргайками, причем каток регулируется при помощи регулирующего механизма с шарнирами на рейке и гидравлического цилиндра со шлангом высокого давления с наконечником, управляемыми трактористом с кабины трактора, который также регулирует устройствами общего заглубления всех вращающихся рабочих лопастей в почву и их фиксацию во время процесса обработки почвы, причем в состав комплекта входят различные виды конструкций контуров сменных вращающихся лопастей с их идентичными крепежными и посадочными частями, благодаря которым по выбору изготовителя, он может в первичной основной сборке орудия в бороне установить на осевых крепежных фланцах любые выбранные комплектные контура рабочих лопастей, например сборные рабочие трехлепестковые лопасти, у которых каждая состоит из монтажной втулки, у нее с верхнего торца выполнена выточка соответствующих размеров, как и в крепежном фланце привода по диаметру и глубине, а в выточке во дне выполнено в центре квадратное отверстие для фиксации лопасти на крепежном фланце, а также выполнены совпадающие крепежные отверстия, через которые снизу во второй выточке лопасть закрепляется шестью винтами на крепежном фланце привода, при этом на наружной диаметром 90 мм поверхности монтажной втулки с ее высотой 35 мм выполнены косые под углом 20 градусов наклоненные к низу мелкие три паза с интервалом по окружности через угол 120 градусов и длиной по 70 мм, а в пазы вставлены верхними частями и приварены с двух сторон пазов три рабочих лепестка, у которых в верхней части по окружности 140 мм выполнен гиб, которым лепестки наклонены к низу и с разворотом носовой частью с малым радиусом по часовой стрелке повернутым от края общей окружности контура размера 350 мм на малый размер 15 мм или больше во внутрь, а задняя часть лепестка с большим радиусом размещена на черте полной окружности, а общая рабочая высота контура составит до 180 мм, при этом у каждого лепестка выполнено на всей его длине 210 мм снизу возле большого радиусного нижнего края лепестка мелкая радиусная вогнутость, и у каждого лепестка по контуру с тыльной стороны выполнена фаска с острой кромкой. Причем перед сборкой лопасти в сборе с монтажной втулкой закаливают до твердости 54-56 единиц с отпуском, Или по выбору изготовителя, он может в первичной основной сборке орудия установить на осевых крепежных фланцах выбранные комплектные контура лопастей, собранные из шести рабочих частей с интервалом расположения от окружности 150 мм. с радиусным гибом книзу и на конус до их концов на окружности 350 мм и общей высотой 120 мм или меньше (устанавливает изготовитель), при этом все рабочие части своими короткими верхними концами проточенными диаметром 14 мм уложены и приварены в шести пазах, выполненных с интервалом через угол 60 градусов на нижнем торце монтажной втулки, у которой рабочие части на всю длину выполнены методом горячей ковки, из нержавеющей высокопрочной стали, и каждая рабочая часть в поперечном сечении по Д-Д имеет форму полуромба размерами 40×12 мм от верха и с заужением к низу до ширины 25 мм, а по всему контуру рабочих частей по краю выполнены фаски с острой кромкой, при этом все рабочие части в готовом собранном состоянии с монтажной втулкой закаливают до твердости 54-58 единиц с отпуском и затем изготовитель устанавливает все лопасти на фланцах вращающихся осей и закрепляет винтами, Или по выбору изготовителя, он может в первичной основной сборке орудия установить на осях крепежных фланцев выбранные комплектные контура лопастей, собранных из шести рабочих лепестков овальной формы, к которым с тыльной стороны у каждой приварен держатель торцевой расширенной стороной и со смещением к верху от центра окружности контура, а своей круглой короткой крепежной частью все держатели уложены и приварены кругом в шести пазах, выполненных с интервалом через угол 60 градусов на нижнем торце монтажной втулки, причем каждый держатель имеет в средней части гиб, а при приварке рабочих частей выдерживаются размеры по окружности сверху от 200 мм и к низу до 350 мм и высотой 140 мм полного рабочего контура лопасти, а у каждой рабочей части по контуру выполнена фаска с острой кромкой с тыльной стороны, а с лицевой стороны выполнена мелкая сферическая вогнутость для жесткости, при этом все рабочие части в сборе с монтажной втулкой устанавливаются квадратным отверстием в центре и закрепляются на осевом фланце редукционного узла шестью винтами.
2. Комплект почвенных орудий в своем составе содержит собранную прицепную раму бороны, у которой спереди посредине рамы смонтировано прицепное устройство, соединенное через шарниры с крепежной тягой с крепежным отверстием спереди и служащей для креплении бороны с прицепным устройством сзади трактора, у которого на коробке скоростей закреплен через крестовину карданный вал, а с его передним крепежным фланцем закреплен совместно с крепежной тягой редукционный приводной вал бороны своим крепежным фланцем с крестовиной, посаженной туго своей втулкой со шлицевыми зубьями в отверстии на зубчатый шлицевой конец редукторного центрального вала, у которого последовательно закреплены редукторные червячные ведущие шестерни, а за ними центральный вал размещен в подшипниковом корпусе закрепленным на рамной стойке, приваренной по центру к передней балке в раме бороны, для установки в переднем ряду комплектных орудий, а далее на продолжающимся участке центрального редукторного вала закреплена последовательно Вторая такая же редукторная ведущая червячная шестерня, а за ней вал размещен в подшипниковом корпусе и закреплен на рамной стойке, приваренной к задней второй балке в раме для установки во втором ряду комплектных лопастных орудий, при этом редукторная червячная ведущая шестерня на центральном валу для первого ряда и такая же шестерня на валу для второго ряда, своими зубьями червячного модуля контактируют последовательно в зацеплении с червячной ведомой шестерней для первого ряда и с такой же второй шестерней контактирует в зацеплении на параллельном валу, которые своим центральным квадратным отверстием посажены в каждом ряду на свой общий приводной квадратный вал в первом ряду и приводной вал во втором ряду, при этом на обоих квадратных приводных валах их редукторные ведомые червячные шестерни Зафиксированы от продольного перемещения с двух их боков, посаженными на квадратный вал распорными втулками, и такими же распорными втулками зафиксированы от продольного перемещения на валу все приводные шестерни, которые посажены на вал своим центральным квадратным отверстием, а на наружном диаметре с косыми зубьями шестерни контактируют в зацеплении с косыми зубьями с малой редукторной шестерней, в каждом редукторном узле идентичном по конструкции и размерам, как и в первичном основном орудии, и также содержащий установленные на двух параллельно расположенных приводных валах редукционные приводы, с вращающимися на корпусных осях с крепежными фланцами на нижнем конце, на которых устанавливаются по выбору изготовителя и потребителя любые входящие в комплект сменные рабочие лопасти, предназначенные для различных почвенных обработок, и которые устанавливаются на переднем приводном валу с интервалом через один рабочий контур с окружностью 350 мм и в количестве пяти штук, а во втором ряду на приводном валу устанавливаются с таким же интервалом пять рабочих лопастей для обработки почвы с перекрытием в промежутках необработанных участков орудиями первого ряда и для общего сплошного захвата обработки почвы на общую ширину 3500 мм, причем на обоих приводных валах все редукторные шестерни защищены от загрязнений щитками, закрепляемыми на рамных стойках, с подшипниковыми корпусами, закрепляемыми на стойках, с приводными валами, причем в раме бороны в заднем ряду установлен каток известной конструкции выбранный изготовителем, для качественной обработки почвы с ее прикатыванием, который закрепляется на своем валу, на котором он затянут с обоих концов гайкам с контргайками, и смонтированным на вертикальном подвижном устройстве, на двух стойках, и приводимое в его вертикальное настроечное расположение, гидравлическим цилиндром со шлангами высокого давления со штуцером на концах присоединяемых к тракторной гидравлической системе и управляемой трактористом с кабины трактора, а также регулируемым заглубление в почву рабочих частей вращающихся лопастей, в том числе и при помощи четырех колес, с их отдельными для каждого гидравлическими цилиндрами закрепляемыми на их стойках в раме бороны.
Предложенное изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 вид спереди показана навесная борона в полном комплекте с редукционными приводами, которых спереди в первом ряду на всей длине приводного вала 15 квадратного сечения установлены с зазором для продольного перемещения посажены центральным квадратным отверстием по порядку через интервал одного контура пять редукторных больших шестерней 54, с косыми зубьями на наружном диаметре, которые зафиксированы от продольного перемещения на валу распорными втулками 56, при этом все большие шестерни с косыми зубьями контактируют в перпендикулярном зацеплении под углом 90 градусов с косыми зубьями малых редукторных шестерней 53, посаженных на осях 48 в подшипниковых корпусах 33, с закрепленными на вращающихся фланцах 49 комплектными сменными рабочими лопастями 64, с контурами выбранными изготовителем, а во втором ряду в раме бороны установлены на всей длине такого же квадратного приводного вала 16, такие же лопасти с рабочими контурами 76, установленными с перекрытием промежуточных интервалов необработанных участков почвы первым рядом орудий, а в заднем ряду в бороне установлен прикатывающий каток 78, при этом в раме бороны показано крепежное устройство 2 и по центру его размещен редукторный первичный ведущий приводной вал 5 с крепежным фланцем 6 с крестовиной 7 и с червячной редукторной шестерней 9 в первом ряду и такой же шестерней во втором ряду, на параллельном валу, которые связаны в зацеплении с ведомыми червячными шестернями 14, в сборе с большими приводными шестернями 19, 54 с косыми зубьями, а они с малыми шестернями 53 в редукторных узлах, в первом и втором рядах в раме бороны.
На фиг. 2 показан редукционный узел, смонтированный на приводном валу 15 квадратной формы в поперечном сечении, на котором с зазором одета центральным отверстием редукторная приводная шестерня с косыми зубьями на наружном диаметре, а на вал одета с зазором трубчатая распорная втулка 56 расположенная в промежутке между шестерней и подшипниковым корпусом 57 закрепленным в средней части на рамной стойке 51, при этом вал на резьбовом конце 30 затянут гайкой31 с контргайкой 32,а редукторная приводная шестерня контактирует в зацеплении с косыми своими зубьями с малой редукторной шестерней 53 расположенной перпендикулярно под углом 90 градусов относительно большой шестерни и одетая на квадратную шейку 46 в оси 48 в подшипниковом корпусе 33, приваренном на нижнем конце на рамной стойке 51, а на крепежном фланце 49 оси закреплена комплектная сменная рабочая часть лопасти 64.
На фиг. 3 показана в состоянии развертки и затем, после вырубки зубьев и квадратного отверстия 65 и формовки гибов 68 зубьев, на фиг. 4 показана фреза в готовом состоянии.
На фиг. 5 показан редукционный узел, у которого на нижнем торце осевого фланца 49 с квадратным нижним выступом 50 закреплена винтами 94 сменная рабочая часть 97, в виде показанного на фиг.6 и фиг. 7 трехлепесткового вентилятора, с согнутыми тремя лепестками к низу и образующими усеченный конус, с размерами по окружности контура от верха 160 мм, а снизу 350 мм и высотой до 140 мм, а в лопасти выполнена монтажная втулка 88, у которой в трех косых пазах 95 на наружном диаметре 90 мм вставлены и приварены верхними частями 96 рабочие лепестки 97 размещенные по окружности с интервалом через угол 120 градусов, в монтажной втулке выполнена с верхнего торца глухая выточка 89 и с нижнего торца глухая выточка 93, а в разделяющей две выточки перегородке 90 выполнены шесть крепежных отверстий 92 и в центре квадратное отверстие 91, при этом сменная лопасть своей верхней выточкой с квадратным отверстием при сборке одевается на крепежный фланец 49 редукционного узла и закрепляется комплектными винтами 94, продетыми снизу перегородки в крепежной втулке 88, в каждой вращающейся лопасти орудия.
На фиг. 8 и фиг. 9 показана в собранном состоянии в редукционном узле основного орудия комплектная смена лопасть с рабочим контуром, состоящим из шести рабочих частей полуромбической формы в поперечном сечении по Д-Д, которые верхними короткими круглыми концами уложены и приварены в шести пазах на нижнем торце в монтажной втулке, а в рабочих частях в местах от верхней окружности размером 150 мм у каждой выполнен гиб и рабочие части контура согнуты к низу до общей окружности размером 350 мм и высотой 120 мм, или меньше, образующие полный рабочий контур лопасти, которая в готовом состоянии одевается на крепежный фланец 49 с квадратным выступом 50 в оси 46 и закрепляется шестью винтами 109 в каждой рабочей лопасти.
На фиг. 10 и фиг. 11 показана в собранном рабочем состоянии комплектная сменная лопасть, закрепленная винтами 119 на крепежном фланце 49 на оси в редукционном узле для основного орудия, а у лопасти рабочий контур состоит из шести рабочих частей 110 тарельчатой овальной формы, которые приварены с тыльной стороны к держателям 111, которые своими короткими круглыми частями 112 уложены и приварены в шести пазах 113, выполненных с интервалом через угол 60 градусов на нижнем торце монтажной втулки 114, а у держателей в верхней части выполнен гиб 115 по окружности контура сверху размером 200 мм и обращенного к низу до окружности 350 мм и высотой 140 мм. На фиг. 12 показана в полной сборке прицепная борона, отличающаяся от навесной бороны на фиг. 1 тем, что у нее посредине рамы спереди смонтировано прицепное устройство 121 с крепежной тягой 122,которой борона прицепляется к прицепному устройству в тракторе, а также к тракторному карданному валу через крестовину с фланцем, соединяемым с крепежным фланцем 125 с крестовиной 126 редукторного вала 124 основного привода, который через свою червячную ведущую шестерню 128, контактирующую с червячной ведомой шестерней 133 на первом ряде приводного общего вала 134, и такие же червячные шестерни в контакте во втором ряду на общем приводном валу 135, с установленными распорными втулками 136 в промежутках на обоих валах, а также в промежутках между приводных больших редукторных шестернях 137 с косыми зубьями, которыми они контактируют в зацеплении перпендикулярно с малыми шестернями 138 в каждом редукционном узле 139 и 140 с вращающимися на корпусных осях 141 с крепежными фланцами 142, с установленными любыми комплектными сменными рабочими лопастями 143, установленными в первом и втором ряду на приводных валах, вращающихся в подшипниковых корпусах 147, приваренных на рамных стойках 146, а в заднем ряду бороны установлен прикатывающий каток 148, приводимый в вертикальное настроечное расположение гидравлическим цилиндром 153 через шланг 154 со штуцером 155 высокого давления присоединенным к тракторной гидравлической системе и управляемый трактористом с кабины трактора, а также регулирующий заглубление в почву рабочих частей вращающихся лопастей при помощи четырех колес 156 с их гидравлическими цилиндрами 157 на стойках 158 на раме бороны.
В комплекте представлены различные варианты конструктивных построений всех устройств сменных рабочих вращающихся лопастей в редукционных приводных узлах, которые унифицированы по основным параметрам, конструкциям и размерам.
Комплект в своей первичной основной сборке содержит собранную навесную раму бороны 1, у которой спереди посредине рамы на верхней части смонтировано навесное устройство 2 с крепежными отверстиями 3 и 4, служащие для крепления бороны в навесном механизме в задней части трактора, в которой имеется карданный вал, связанный с коробкой скоростей смонтированной с двигателем трактора. При этом тракторный карданный вал с крепежным фланцем и крестовиной закрепляется в бороне на приводном редукторном валу 5 с крепежным фланцем 6 с крестовиной 7, которая своей втулкой со шлицевыми зубьями жестко посажена на передний конец редукторного приводного вала, на котором последовательно жестко закреплены две редукторные ведущие червячные шестерни 9. При этом в переднем ряду рамы редукторный вал установлен в подшипниковом корпусе 10, закрепленным на рамной стойке 11 приваренной по центру к передней балке 12 в раме бороны для первого ряда орудий.
Далее редукторный вал на продолжающимся участке размещается во втором подшипниковом корпусе, закрепленном на рамной стойке, приваренной к балке 13 рамы для второго ряда орудий, а на валу закреплена вторая такая же редукторная ведущая червячная шестерня дл второго ряда орудий. Причем обе червячные ведущие шестерни, своими зубьями контактируют последовательно с червячными ведомыми шестернями 14 одинаковыми для первого и второго ряда, которые посажены своим центральным квадратным отверстием на приводной квадратный вал 15 в первом и в параллельном валу 16 во втором ряду. При этом ведомые червячные шестерни зафиксированы от продольного перемещения на обоих квадратных приводных валах с обоих боков, посаженными на валы распорными втулками 17, которые своими торцами упираются в крайнюю приводную правую шестерню и такую же левую шестерню 19 с косыми зубьями, и которые своим центральным квадратным отверстием посажены с зазором на приводной вал, и которые зафиксированы от продольного перемещения справа и слева распорными втулками 20, посаженными на приводной вал с зазором. Причем своим точным наружным проточенным концом распорные втулки посажены в подшипник корпуса 21 и корпуса 22 на валу закрепленных болтами на рамной стойке 23 и 24, приваренных к передней балке рамы, у которой на правом конце на стойке 25 в закрепленном подшипниковом корпусе 26 посажена проточенным концом распорная втулка 27, одетая на квадратный приводной вал, у которого на выступающем правом резьбовом конце закручена гайка 28 с контргайкой 29. Причем на всей длине приводного вала набраны и закреплены в таком же порядке с промежуточными интервалами размерами по 350 мм через один рабочий контур редукционные узлы с вращающейся на нижнем конце сменной рабочей лопастью, а после полного набора на левом конце, приводной вал затянут на выступающем резьбовом конце 30 гайкой 31 с контргайкой 32. При этом каждый редукционный узел в своем комплекте содержит подшипниковый корпус 33 с шариковым подшипником 34 снизу и роликовым подшипником 35 сверху, посаженных на шейку 36 и шейку 37 в выточках внутри корпуса и разделены опорной пружинной шайбой 38 в мелком пазу, а подшипники в корпусе закрыты сальником 39 снизу и сальником 40 сверху, а в промежутке между роликового подшипника на корпусе установлена масленка 41 для смазки, а сверху над роликовым подшипником в корпусе одета упорная ступенчатая шайба 42. Затем выступающий резьбовой конец 43 оси затянут гайкой 44 с контргайкой45. Причем выступающий снизу корпуса конец 46 оси выполнен квадратным размерами 30×30 мм, а ниже его круглая шейка 48 диаметром 36 мм, за ней крепежный фланец 49 диаметром 74 мм и толщиной 12 мм, с крепежными резьбовыми М10 шестью отверстиями на окружности 58 мм расположенными с интервалом через угол 60 градусов, а на крепежном фланце нижний конец 50 выполнен квадратным размерами 20×20 мм. При этом корпус своей наружной круглой поверхностью приварен снизу к рамной стойке 51 и дополнительно по двум бокам приварены кругляки 52 для жесткости конструкции. Причем на выступающую из корпуса квадратную шейку оси одета малая редукторная шестерня 53 с наружным диаметром 92 мм и толщиной 10 мм, которая проточена по диаметру под углом 45 градусов, а по всей окружности выполнены косые зубья каждый с углом 60 градусов одинакового модуля. При этом малая редукторная шестерня своими зубьями контактирует в зацеплении с зубьями такого же модуля с большой шестерней 54 с наружным диаметром 200 мм и толщиной 10 мм, которая своим центральным квадратным отверстием 55 одета с зазором на квадратный приводной вал, на котором шестерня зафиксирована от горизонтального перемещения одетой на вал распорной втулкой 56, размещенной в промежутке между шестерней и подшипниковым корпусом 57, закрепленным болтами 58 с гайками 59 на своем фланце 60 на рамной стойке. Причем на подшипниковом корпусе установлена масленка 61 для смазки, а подшипник корпуса своей внутренней центральной втулкой плотно посажен на втулку 62 с квадратным отверстием с зазором на квадратном приводном валу или подшипник посажен на проточенную шейку распорной втулки 63 одетой на приводном валу. При этом на всей длине приводного вала устанавливаются такого же устройства по конструкции и размерам редукционные узлы с вращающимися на корпусных осях крепежными фланцами на нижнем конце, на которых устанавливаются по выбору изготовителя и потребителя любые комплектные сменные рабочие лопасти, предназначенные для различных технологических почвенных обработок. Например, на всех крепежных фланцах редукционных приводных узлов установленных на приводном валу установлены комплектные восьмизубые или шестизубые фрезы 64, которые одеты своим центральным квадратным отверстием 65 на нижний квадратный выступ фланца и закреплены снизу шестью винтами 66 с конусом под головкой. Причем вначале вырезают фрезу из листовой нержавеющей стали высокоуглеродистой, толщиной 5 мм в виде развертки, с последующим выполнением центрального квадратного отверстия и фасок 67 с острыми кромками по всему контуру зубьев, а также с мелкими продольными гибами 68 на ивсех зубьях для их жесткости и затем в центре фрезы общим гибом всех зубьев к низу, до формы фрезы в виде усеченного конуса, с размерами общего диаметра 350 мм и высотой 120 мм или меньше (устанавливает изготовитель). После чего выполняют шесть крепежных отверстий 69, а после этого все фрезы закаливают до твердости 54-58 единиц с отпуском. Причем в первом ряду на приводном валу устанавливают в пяти редукционных узлах комплектные вращающиеся лопасти с интервалом через один рабочий контур лопасти, что составит общий след захвата обработки почвы размерами до 3500 мм, а во втором ряду устанавливают такой же конструкции и размерами приводной вал 70 с пятью редукционными узлами 71 с шестернями 72 с вращающимися лопастями 73, расположенными с перекрытием для сплошной обработки почвы в промежутках необработанных участков орудиями первого ряда и для общего сплошного захвата обработки на ширину 3500 мм. При этом в обоих приводных валах все редукторные шестерни на валах и на осях с подшипниковыми корпусами защищены от загрязнений щитками 74, закрепляемыми болтами 75, 76 на раме и стойках. Причем в раме бороны в заднем ряду установлен каток 78 известной конструкции выбранной изготовителем для качественной обработки почвы с ее прикатыванием, который закрепляется на валу 79 не двух стойках 80, приваренных на общей балке 81 и закреплен с двух концов вала гайками 82 с контргайками 83. Причем каток регулируется при опускании и подъеме при помощи регулирующего механизма с шарнирами 84 на рейке 85 и гидравлического цилиндра 86 со шлангом высокого давления с наконечником 87, управляемыми трактористом с кабины трактора, которыми также он регулирует общими устройствами для заглубления всех вращающихся рабочих лопастей в почву с их фиксацией во время процесса обработки почвы. При этом в состав комплекта входят различные виды конструкций контуров сменных вращающихся лопастей с их идентичными крепежными и посадочными частями. Благодаря которым по выбору изготовителя, он может в первичной основной сборке орудия в бороне установить на осевых крепежных фланцах в редукционных узлах любые выбранные комплектные контура рабочих лопастей. Например, сборные рабочие трехлепестковые лопасти, у которых каждая состоит из монтажной втулки 88, у нее с верхнего торца выполнена выточка 89 соответствующих размеров, как и в крепежном фланце привода по диаметру и глубине, а в выточке во дне 90 выполнено в центре квадратное отверстие 91 для фиксации лопасти на крепежном фланце, а также выполнены совпадающие крепежные отверстия 92, через которые снизу во второй выточке 93 лопасть закрепляется шестью винтами 94 на крепежном фланце привода. При этом на наружной поверхности диаметром 90 мм монтажной втулки с ее высотой 35 мм выполнены косые под углом 20 градусов наклоненные к низу мелкие три паза 95 с интервалом по окружности через угол 120 градусов и с длиной по 70 мм, а в пазы вставлены верхними частями 96 и приварены с двух сторон пазов три рабочих лепестка 97. У которых в верхней части по окружности 140 мм выполнен гиб 98, которым лепестки наклонены к низу и с разворотом носовой частью 99 с малым радиусом по часовой стрелке и повернутым от края общей окружности контура с размером 350 мм, на малый размер 15 мм или больше во внутрь, а задняя часть 100 лепестка с большим радиусом размещена на черте полной окружности, а общая рабочая высота контура составит до 180 мм. При этом у каждого лепестка выполнена на всей его длине 210 мм снизу возле большого радиусного нижнего края лепестка мелкая радиусная вогнутость 101, и у каждого лепестка по контуру с тыльной стороны выполнена фаска 102 с острой кромкой. Причем перед сборкой лопасти в сборе с монтажной втулкой закаливают до твердости 54-56 единиц с отпуском. Или по выбору изготовителя, он может в первичной основной сборке орудия установить на осевых крепежных фланцах выбранные комплектные контура лопастей, собранные из шести рабочих частей 103 с установкой с интервалом 60 градусов расположения от окружности 150 мм с радиусным гибом 104 с наклоном к низу на конус и до их концов на окружности 350 мм и высотой до 120 мм или меньше. При этом все рабочие части своими короткими верхними концами 105 проточенными до диаметра 14 мм, уложены и приварены в шести пазах 106, выполненных с интервалом через угол 60 градусов на нижнем торце монтажной втулки 107, у которой рабочие части на всю длину выполнены методом горячей ковки, из нержавеющей высокопрочной стали, и каждая рабочая часть в поперечном сечении по Д-Д имеет форму полуромба размерами 40×12 мм от верха и с заужением к низу до ширины 25 мм, а по всему контуру рабочих частей по краю выполнена фаска 108 с острой кромкой. При этом все рабочие части в готовом собранном состоянии с монтажной втулкой закаливаются до твердости 54-56 единиц с отпуском и затем изготовитель устанавливает все лопасти на фланцах вращающихся осей и закрепляет шестью винтами 109. Или по выбору изготовителя, он может в первичной основной сборке орудии установить на осевых крепежных фланцах выбранные комплектные контура лопастей, собранных из шести рабочих лепестков 110 овальной формы высотой до 140 мм, к которой с тыльной стороны у каждого лепестка приварен держатель 111 своей торцевой расширенной стороной и со смещением к верху от центра контура, а своей короткой диаметром 14 мм крепежной частью 112 все держатели уложены и приварены в шести пазах 113, выполненных с интервалом через угол 60 градусов на нижнем торце монтажной втулки 114. Причем каждый держатель имеет в средней своей части гиб 115, а при приварке рабочих частей выдерживаются размеры по окружности сверху от 200 мм и к низу до 350 мм и высотой до 140 мм полного рабочего контура лопасти. При этом у каждой рабочей части по контуру выполнена с тыльной стороны фаска 116 с острой кромкой, а с лицевой стороны выполнена мелкая сферическая вогнутость 117 для жесткости. При этом все рабочие части в сборе с монтажной втулкой закаливаются до твердости 54-56 единиц с отпуском и затем устанавливаются квадратным отверстием 118 в центре и закрепляются на осевом фланце редукционного узла шестью винтами 119.
2. Комплект почвенных орудий в своем составе содержит собранную полностью прицепную раму 120 бороны, у которой спереди посредине рамы смонтировано прицепное устройство 121, соединенное через шарниры с крепежной тягой122 с крепежным отверстием 123 спереди служащие для крепления бороны на прицепном устройстве сзади трактора, у которого на коробке скоростей закреплен через крестовину карданный вал, а сего передним крепежным фланцем закреплен совместно с крепежной тягой редукционный приводной вал 124 бороны своим крепежным фланцем 125 с крестовиной 126, посаженной туго своей втулкой со шлицевыми зубьями в отверстии на зубчатый шлицевой конец 127 редукторного центрального вала, у которого последовательно закреплены червячные ведущие шестерни 128, а за ними центральный вал размещен в подшипниковом корпусе 129, который закреплен на рамной стойке 130, приваренной по центру к передней балке 131 в раме бороны, для установки в первом ряду комплектных орудий, а далее на продолжении участка центрального редукторного вала закреплена последовательно на зубчатом шлицевом участке вторая такая же редукторная ведущая червячная шестерня, а за ней вал размещен в подшипниковом корпусе и закреплен на рамной стойке, приваренной к задней второй балке 132 в раме, для установки во втором ряду комплектных рабочих орудий. При этом редукторная червячная ведущая шестерня на центральном валу для первого ряда и такая же шестерня на этом валу для второго ряда своими зубьями червячного модуля контактируют последовательно в зацеплении с червячной ведомой шестерней 133 для первого ряда и с такой же шестерней контактирует в зацеплении на параллельном валу, которые обе своим центральным квадратным отверстием посажены на свой общий приводной квадратный вал 134 в первом ряду и приводной вал 135 во втором ряду. При этом на обоих квадратных приводных валах, их редукторные ведомые червячные шестерни зафиксированы от продольного перемещения с двух их боков посаженными на квадратный вал распорными втулками 136, и такими же распорными втулками зафиксированы от перемещения на валу все приводные шестерни 137, которые посажены на вал с зазором своим центральным квадратным отверстием, а на наружном диаметре с косыми зубьями приводные шестерни контактируют в зацеплении с косыми зубьями с малыми редукторными шестернями 138 в каждом редукционном узле, идентичном по конструкции и размерам, как и в первичном основном орудии, и также содержащий установленные на двух параллельно расположенных приводных валах редукционные приводы 139, 140 с вращающимися на корпусных осях 141 с крепежными фланцами 142 на нижнем конце, на которых устанавливаются по выбору изготовителя и потребителя любые входящие в комплект сменные рабочие лопасти 143, предназначенные для различных почвенных обработок, и которые устанавливаются на переднем валу с интервалом через один рабочий контур с окружностью 350 мм и в количестве пяти штук. А во втором ряду на приводном валу устанавливаются с таким же интервалом пять рабочих лопастей 144 для обработки почвы с перекрытием в промежутках необработанных участков орудиями первого ряда и для общего сплошного захвата обработки почвы на общую ширину 3500 мм. Причем на обоих приводных валах все редукторные шестерни защищены от загрязнений щитками 145 закрепляемыми на рамных стойках 146 с подшипниковыми корпусами 147 закрепленными на рамных стойках с приводными валами. При этом в раме бороны в заднем ряду установлен каток 148 известной конструкции выбранный изготовителем, для качественной обработки почвы с ее прикатыванием, который закрепляется на своем валу 149,на котором он затянут с обоих концов гайками 150 с контргайками, и смонтированным на вертикально подвижном устройстве 151 на двух стойках 152, и при этом приводимое в его настроечное расположение гидравлическим цилиндром 153 со шлангами высокого давления со штуцерами 155 на концах, присоединяемыми к тракторной гидравлической системе, управляемой трактористом с кабины трактора, а также регулируемым заглубление в почву рабочих частей вращающихся лопастей, в том числе и при помощи четырех колес 156 с их отдельными для каждого гидравлическими цилиндрами 157 закрепленными на их стойках 158 в раме бороны.
Предложенное изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 вид спереди показана навесная борона в полном комплекте с редукционными приводами, у которых спереди в первом ряду на всей длине приводного вала 15 квадратного сечения установлены с зазором для продольного перемещения посаженные квадратным центральным отверстием по порядку через один контур пять редукторных больших шестерней 54 с косыми зубьями на наружном диаметре, которые зафиксированы от продольного перемещения на валу распорными втулками 56. При этом все большие шестерни с косыми зубьями контактируют в перпендикулярном зацеплении под углом 90 градусов с зубьями малых редукторных шестерней 53 посаженных на осях 48 в подшипниковых корпусах 33 и закрепленными на вращающихся фланцах 49 с комплектными рабочими лопастями 64, с контурами выбранными изготовителем. Причем во втором ряду в раме бороны установлены на всей длине такого же квадратного приводного вала 16 такие же лопасти с рабочими контурами 76, установленными с перекрытием промежуточных интервалов необработанных участков почвы первым рядом орудий. При этом в заднем ряду в бороне установлен прикатывающий каток 78, для прикатывания почвы. В раме бороны показано крепежное устройство 2, а по центру его размещен редукторный первичный приводной ведущий вал 5 с крепежным фланцем 6 с крестовиной 7 со шлицевой втулкой 8 и с червячной редукторной шестерней 9 и с такой же шестерней во втором ряду, которые связаны в зацеплении с ведомыми червячными шестернями 14 в сборе на приводном квадратном валу в обоих рядах и с посаженными на них большими приводными шестернями 19, 54 с косыми зубьями, свзанными в зацеплении с зубьями малых шестерней 53 в каждом редукторном узле в первом и втором рядах в раме бороны. На фиг. 2 показан редукционный узел, смонтированный на приводном валу 15, на котором с зазором одета центральным квадратным отверстием 55 редукторная приводная шестерня 54 с косыми зубьями на наружном диаметре, а на вал одета с зазором трубчатая распорная втулка 56, расположенная в промежутке между шестерней и подшипниковым корпусом 57,закрепленным в средней части на рамной стойке 51. При этом вал на резьбовом конце 30 затянут гайкой 31 с конбтргайкой 32, а редукторная приводная шестерня контактирует в зацеплении с косыми зубьями с малой редукторной шестерней 53, расположенной перпендикулярно под углом 90 градусов относительно большой шестерни и одетая на квадратную шейку 46 в оси 48 в подшипниковом корпусе 33, приваренном на нижнем конце рамной стойки 51, а на крепежном фланце 49 оси закреплена винтами 66 комплектная смена рабочая часть 64.
На фиг. 3 показана в состоянии развертки с выруленными зубьями и квадратным отверстием 65, мелкой формовкой зубов 68 и со снятыми фасками 67 по контуру зубов с острыми кромками в заготовке фрезы 64, которая показана на фиг. 4 в готовом состоянии с выполненным гибом всех зубов, в виде усеченного конуса с размерами от верха на окружности 130 мм до общего размера окружности 350 мм к низу.
На фиг. 5 показан в сборе редукционный узел, у которого на нижнем торце осевого фланца 49 с квадратным нижним выступом 50 закреплена винтами 94 сменная рабочая лопасть 97, в виде показанного на фиг. 6 и фиг. 7 трехлепесткового вентилятора с согнутыми к низу тремя лепестками, образующими усеченный конус с размерами по окружности от верха размером 160 мм, а к низу до окружности 350 мм и высотой 140 мм. При этом в лопасти выполнена монтажная втулка 88, у которой в трех косых пазах 95 на наружном диаметре 90 мм вставлены и приварены верхними частями 96 рабочие лепестки 97,размещенные по окружности с интервалом через угол 120 градусов, а в монтажной втулке выполнена с верхнего торца глухая выточка 89 и с нижнего торца глухая выточка 93.
При этом в разделяющей две выточки перегородке 90 выполнены шесть крепежных отверстий 92 и в центре квадратное отверстие 91. При этом сменная лопасть своей верхней выточкой с квадратным отверстием одевается на крепежный фланец 49 редукторного узла и закрепляется комплектными винтами 94 продетыми снизу перегородки в крепежной втулке 88 в каждой лопасти орудия.
На фиг. 8 и фиг. 9 показана в собранном рабочем состоянии в редукционном узле для основного орудия комплектная сменная лопасть с рабочим контуром, состоящим из шести рабочих частей 103 полуромбической формы в поперечном сечении по Д-Д, которые верхними короткими круглыми концами 105 уложены и приварены в шести пазах 106 на нижнем торце в монтажной втулке 107, а в рабочих частях в местах от верхней окружности размером 150 мм у каждой выполнен гиб 104 и рабочие части контура согнуты к низу до общей окружности размером 350 мм и высотой 120 мм, образующие полный рабочий контур лопасти, которая в готовом состоянии одевается на крепежный фланец 49 с квадратным выступом 50 о оси 46 и закрепляется шестью винтами 109 в каждой рабочей лопасти. На фиг. 10 и фиг. 11 показана в собранном рабочем состоянии комплектная сменная лопасть, закрепленная винтами 119 на крепежном фланце 49 на оси 46 в редукционном узле для основного орудия. При этом у лопасти рабочий контур состоит из шести рабочих частей 110 тарельчатой овальной формы, которые приварены с тыльной стороны к держателям 111, которые своими короткими круглыми частями112 уложены и приварены в шести пазах 113 выполненных с интервалом через угол 60 градусов на нижнем торце монтажной втулки 114,а у держателей в верхней части выполнен гиб 115 по окружности контура от верха размером 200 мм и обращенного к низу до окружности 350 мм и высотой 140 мм.
На фиг. 12 показана в полной сборке прицепная борона, отличающаяся от навесной бороны тем, что у нее посредине рамы спереди смонтировано прицепное устройство 121 с с крепежной тягой 122, которой борона прицепляется к прицепному устройству в тракторе, а также к тракторному карданному валу через крестовину с фланцем. соединяемым с крепежным фланцем 125 с крестовиной 126 редукторного вала 124 основного привода, который через свою червячную ведущую шестерню 128, контактирующую с червячной ведомой шестерней 133 на первом ряде приводного вала 134, и такие же червячные шестерни в контакте во втором ряду на приводном валу 135 и при этом с установленными распорными втулками 136 в промежутках на обоих приводных валах, а также в промежутках между приводных больших редукторных шестернях 137 с косыми зубьями, которыми они контактируют в зацеплении перпендикулярно с малыми шестернями 138 в каждом редукционном узле 139 и 140 с вращающимися на корпусных осях 141 с крепежными фланцами 142, с установленными любыми комплектными сменными рабочими лопастями 143, установленными в первом и втором ряду на приводных валах, вращающихся в подшипниковых корпусах 147, приваренных на рамных стойках 146. При этом в заднем ряду бороны установлен прикатывающий каток 148, приводимый в настроечное расположение гидравлическим цилиндром 153 через шланг 154 со штуцером 155 высокого давления, присоединенным к тракторной гидравлической системе и управляемый трактористом с кабины трактора, а также регулирующий заглубление в почву рабочих частей вращающихся лопастей, в том числе и при помощи четырех колес 156 с их гидравлическими цилиндрами 157 на стойках 158 на раме бороны.
Комплект почвенных орудий с редукционными приводами в навесной бороне с вращающимися лопастями работает следующим образом.
Изготовитель производит полную комплектную сборку навесной бороны с выбранными и установленными на редукционных узлах вращающихся лопастей нужными для обработки почвы комплектными рабочими контурами 64 или 97 или 103 или 110. Борону с навесным устройством 2 с крепежными отверстиями 3 и 4 закрепляют в навесном механизме в задней части используемого в работе трактора, например модели МТ3-82 или МТ3-100 производства Белоруссии, город Минск или других подобных ему моделей. На коробке скоростей трактора к карданному валу с крестовиной и крепежным фланцем, закрепляют фланец 5 спереди в бороне основного приводного редукторного вала 5 с крепежным фланцем 6 с крестовиной 7 и с двумя последовательно закрепленными жестко на валу ведущими червячно-редукторными шестернями 9, связанными с червячными зубьями в зацеплении и последовательно с двумя ведомыми червячными одинаковыми шестернями 14 для первого и второго ряда орудий, которые посажены своим центральным квадратным отверстием на квадратный приводной вал 15 в первом ряду и такая же шестерня посажена на параллельно расположенный приводной вал 16 во втором ряду. При этом на этих же двух приводных валах посажены по обе стороны редукторных червячных шестерней, распорные втулки 17, а также через интервал на один рабочий контур посажены на приводных валах по пять штук последовательно приводные шестерни 18,19, 54, 72 больших диаметров и в промежутках между ними установлены распорные втулки 20, 56, которые фиксируют точное продольное расположение больших приводных шестерней 54, которые своими косыми зубьями связаны в зацеплении с перпендикулярно расположенными малыми шестернями 53 в редукционных узлах с вращающимися на нижних фланцах 49 закрепленными рабочими лопастями 64 в первом ряду и такими же лопастями 73 во втором ряду, перекрывающими промежутки необработанных участков почвы первым рядом. При этом в заднем ряду установлен прикатывающий каток 78 для качественной обработки почвы, который снабжен механизмом регулирующим расположение и настройку катка через гидравлический цилиндр 86 со шлангом высокого давления со штуцером 87, закрепляемым на выводном шланге от гидравлической системы трактора и управляемой трактористом с кабины трактора, регулирующим механизмами во время почвообработки заглубление рабочих частей в почву вращающихся лопастей, а также их скорость вращения, путем переключения скоростей рычагами, связанными с коробкой скоростей, а также отключение и перестройку расположения всей бороны для ее транспортировки.
При движении трактора с навесной бороной тракторист выбирает необходимую скорость движения и число оборотов карданного вала, связанного через крестовину 7 и крепежный фланец 6 с приводным редукторным валом 5, с червячными редукторными шестернями 9, 14, а также управляет необходимым заглублением рабочих лопастей в почву. При этом в заглубленном и вращательном состоянии рабочие части лопастей внутри почвы поступательно при движении вперед производят круговое с продольным непрерывное рыхление без выноса почвы на поверхность, и сплошным широким следом двумя рядами приводных валов с вращающимися лопастями производят сплошную обработку на общую ширину захвата до 3500 мм.
Комплект почвенных орудий прицепной бороны с вращающимися лопастями, как показано на фиг. 12 работает таким же образом, как и в навесной бороне на фиг. 1,но отличается тем, что у бороны прицепное устройство 121 с тягой 122, 123 другой конструкции и первичный редукторный вал 124 длиннее, а его крестовина 126 и крепежный фланец 125 такие же, как и в навесной бороне. При этом в раме бороны установлены в передней части два колеса 156 и такие же два колеса в задней части возле прикатывающих катков 148, а колеса конструктивно связанные с гидравлическими цилиндрами 157 и 158 для каждого колеса и со шлангами 154 с наконечниками 155 высокого давления, при помощи которых тракторист управляет с кабины трактора расположением рамы бороны для опускания к низу при регулировке заглубления рабочих частей вращающихся лопастей в почву, и для вывода их из почвы, а также настройку расположения бороны для ее транспортировки. При этом технология почвообработки, способ управления механизмами гидросистемы, а также общая ширина сплошного захвата обработки почвы, такая же, как и в навесной бороне. Как показано на сборочных чертежах на фигурах 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12, комплекты сменных вращающихся лопастей с рабочими контурами для различных видов почвенных обработок, предоставляют широкую возможность изготовителю и потребителю выбора комплектных готовых к работе конкретных рабочих орудий, для выбранных процессов обработки почвы, а также с приложением к ним в качестве сменных рабочих частей с другими рабочими контурами вращающихся лопастей, например, как показано на фиг. 3 и фиг. 4, восьмизубая фреза может быть меньшей высоты и использоваться в работе для срезания отросшей зеленой ботвы у свеклы или у картофеля, а также у других зеленых стебельных культур. Или показанная на фиг. 8 и фиг. 9 сменная лопасть может быть меньшей высоты и с отогнутыми шестью рабочими частями на большую окружность, и использоваться в такой же бороне, для поверхностной работы при срезании различных стебельных зеленых и сухих сельскохозяйственных культурных растений. В этом случаи в раме бороны сзади убирают каток и вместо его на этом же валу устанавливают на краях два колеса, которыми тракторист с кабины трактора, через гидравлические цилиндры устанавливает нужную высоту рамы бороны относительно поверхности почвы. Это повышает общую универсальность изготовляемой и покупаемой сельхозтехники, снижает затраты на изготовление и ее реализацию. Способ широкозахватной сплошной внутрипочвенной обработки уменьшает количество рабочих частей орудий в каждой бороне. Повышает способность качественной экологически чистой внутрипочвенной безотвальной обработки различных видов почв, а также повышает возможность увеличения размеров рабочих контуров вращающихся лопастей и производительность, а также производить качественную структуросохраняющую обработку различных видов почв и при этом повышать экономическую эффективность и производительность комплектов инновационных почвенных орудий. Это делает новые изделия орудий конкурентоспособными и импортозамещаемыми на отечественном и мировом рынках.
Комплект почвенных орудий к боронам и культиваторам с редукционными приводами с вращающимися лопастями в основной сборке содержит раму бороны, в которой на рамных стойках в подшипниковых корпусах установлены параллельно расположенные два приводных вала квадратных в поперечном сечении. На валы одеты с малым зазором и последовательно через промежуточный интервал, размером на один рабочий контур комплектной сменной лопасти, пять редукторных приводных больших шестерен с косыми зубьями на наружном диаметре, которые зафиксированы от продольного перемещения на валу посаженными распорными втулками, по размеру длины промежуточных интервалов. Каждый промежуточный интервал на первом ряду приводного вала перекрывается таким же промежуточным интервалом на втором ряду приводного вала с пятью редукторными приводными большими шестернями с косыми зубьями на наружном диаметре и с такими же по длине распорными втулками. Все большие приводные шестерни на двух приводных валах контактируют косыми зубьями в зацеплении с перпендикулярно расположенными малыми по диаметру редукторными шестернями, посаженными своим квадратным центральным отверстием на шейку вращающейся оси в каждом подшипниковом корпусе, приваренным на нижнем конце каждой рамной стойки, для каждого редукционного узла. На нижнем конце оси каждого редукционного узла, на его крепежном фланце с квадратным нижним выступом в центре, закреплена шестью крепежными винтами снизу комплектная рабочая сменная лопасть. Два приводных параллельно расположенных вала в сборе с большими шестернями, связанными в зацеплении с малыми шестернями на осях с вращающимися лопастями в редукционных узлах, приводятся во вращательное движение под действием установленного перпендикулярно к центру рамы бороны основного редукционного вала, с закрепленными на нем последовательно через интервал двумя ведущими червячными шестернями, связанными с зубьями червячных двух ведомых шестерней, посаженных своим центральным квадратным отверстием на приводной вал в первом ряду и вторая ведомая шестерня на приводной вал во втором ряду, и при этом зафиксированы от продольного перемещения на валах распорными втулками, упирающимися с двух боков в приводные большие шестерни с косыми зубьями, посаженными и расположенными на этих валах через каждый промежуточный интервал. Большие приводные шестерни с косыми зубьями, при вращательном движении, и находясь в зацеплении с малыми шестернями в редукционных узлах с закрепленными на осевых крепежных фланцах рабочими лопастями, приводят их во вращательное рабочее движение. В заднем третьем ряду в раме установлен прикатывающий каток, который приводится в настроечное рабочее расположение при помощи имеющегося в бороне гидравлического цилиндра со шлангом и штуцером высокого давления, присоединяемого к гидравлической системе трактора и управляемой трактористом с кабины трактора, совместно с навесным механизмом, для общего заглубления рабочих лопастей в почву и выемки их с фиксацией, а также для установки всей навесной бороны в транспортное расположение для транспортировки. Комплект почвенного орудия с редукционным приводом с вращающимися лопастями в прицепной бороне имеет четыре колеса в раме с отдельными для каждого гидравлическими цилиндрами, со шлангами с наконечниками высокого давления, присоединяемыми к гидравлической системе в тракторе, и управляемыми трактористом с кабины трактора. В раме бороны спереди по центру расположено устройство для крепления, в котором закреплена на шарнирах прицепная тяга, служащая для закрепления бороны сзади трактора. В центре рамы бороны установлен приводной редукционный вал, у которого на переднем конце закреплен крепежный фланец с крестовиной, для закрепления с коробкой скоростей трактора, а на средней части приводного вала установлены последовательно через интервал две редукторные червячные ведущие шестерни, связанные в зацеплении последовательно с ведомыми червячными шестернями, посаженными своим центральным квадратным отверстием каждая на приводном квадратном валу в первом ряду и на приводном валу во втором ряду в раме бороны, а на этих же валах посажены квадратным центральным отверстием приводные большие шестерни с косыми зубьями на наружном диаметре, и с интервалом пять штук через один рабочий контур лопасти, разделяемые все распорными втулками. Во втором ряду на приводном валу такие же шестерни установлены в расположении перекрывающем пять интервалов рабочих контуров лопасти на валу в первом ряду в раме. В обоих приводных валах приводные большие шестерни связаны с зацеплением с малыми шестернями в редукционных узлах, закрепленных на рамных стойках в обоих рядах в раме бороны, а на их осевых крепежных фланцах установлены комплектные любые сменные рабочие лопасти. В заднем