Код документа: RU2736248C2
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к морской установочной системе и способу установки элемента на райзере под поверхностью моря.
Уровень техники и раскрытие сущности изобретения
Известен способ применения судового крана для спуска элементов износа на рабочие ТНПА (телеуправляемые необитаемые подводные аппараты). Судно должно быть расположено вблизи от рабочего участка, чтобы ограничить необходимость в переносе по воздуху элементов с крюка судового крана к месту установки.
Недостатком такой схемы является необходимость в полном останове всех райзеров, подвергающихся опасности столкновения с судном в результате дрейфа или отхода судна.
В качестве альтернативного варианта, известен способ расположения судна за пределами зоны, где райзеры подвергаются опасности столкновения с судном в результате дрейфа или отхода, и доставки элементов при помощи ТНПА.
Недостатком такой схемы является необходимость в использовании установочного судна с рабочими ТНПА на месте работ в течение чрезвычайно длительного времени, что является экономически неэффективным.
В настоящем изобретении представлены морская установочная система и способ, как изложено в прилагаемой формуле изобретения.
Краткое описание чертежей
Предпочтительные варианты осуществления изобретения ниже раскрыты, только в качестве примера, со ссылкой на прилагаемые чертежи. На Фиг. 1 показана платформа 2 в море. На Фиг. 2 представлен вид сбоку платформы.
На Фиг. 3 показаны несколько компонентов ниже морской поверхности. На Фиг. 4 показан транспортировочный кабель, прикрепленный к якорной цепи, и элемент износа, снабженный такелажной оснасткой.
Осуществление изобретения
На Фиг. 1 показан вид платформы 2 на море. Установочное судно 4, перевозящее кран 6, расположено рядом с платформой 2. Платформа 2 поддерживает несколько райзеров 8, представляющих собой трубы для перемещения, например, углеводородов, таких как нефть и газ, а также передачи электрических и гидравлических сигналов, от морского дна (не показано) к платформе 2. Платформа 2 крепится к морскому дну при помощи нескольких якорных цепей 10.
На Фиг. 2 показан вид сбоку платформы 2, которая может представлять собой плавучую платформу. Морская поверхность 12 показана вместе с зоной, которую мы будем называть рабочим участком 13 ТНПА. Показаны два райзера 8.
На Фиг. 3 показана платформа 2, заякоренная при помощи цепей 10, и судно 4 на морской поверхности 12, а также несколько компонентов ниже морской поверхности 12, которые вовлечены в процесс установки элемента 14 износа на один из райзеров 8. Элемент износа представляет собой цилиндрический элемент, устанавливаемый вокруг райзера 8, чтобы предотвратить износ райзера 8. Первый и второй ТНПА (телеуправляемые необитаемые подводные аппараты) 16 и 18 соединены с судном 4 шлангокабелями 20.
Как показано на Фиг. 3, транспортировочный канат или кабель 22 закреплен между двумя опорными точками 24 и 26. Канат прикрепляют при помощи ТНПА в рамках подготовки (подготовительных работ) к морской кампании с целью транспортировки элементов износа. Опорные точки 24 и 26 могут быть обеспечены якорными цепями 10, например. Кабель 22 наклонен относительно горизонтали, позволяя элементам 14 износа скользить вдоль кабеля 22, либо соскальзывая по кабелю под влиянием силы тяжести, либо скользя вверх по кабелю под действием плавучести.
Транспортировочный кабель 22 присоединен к объекту за пределами зоны 28, в которой дрейф, отход или другое перемещение судна 4 могло бы подвергнуть райзеры 8 повреждению. Эта зона 28 обозначена штриховкой на Фиг. 1. Другой конец кабеля 22 прикреплен к объекту таким образом, чтобы натянутый кабель 22 вел к рабочему участку 13 ТНПА или проходил через него в горизонтальной плоскости. Объекты, используемые для крепления кабеля 22, могут, например, представлять собой якорные цепи 10 или специально установленный якорь (не показан). Высоту кабеля 22 относительно рабочего участка 13 ТНПА можно регулировать либо в точках 24 и 26 соединения путем оснащения другими плавучими элементами для подъема или весовыми элементами для опускания траектории кабеля 22. Кабель 22 имеет угол наклона в вертикальной плоскости, позволяя элементам 14 износа скользить вдоль кабеля 22 под действием отрицательного или положительного веса в воде.
В способе установки элементов 14 износа установочное судно 4 спускает элемент 14 износа к первому ТНПА 16. Это выполняется посредством спуска элемента 14 износа с крана 6 на тросе 30 крана, как показано на Фиг. 3. Первый ТНПА 16 снимает элемент 14 износа с троса 30 крана. Это выполняется путем отсоединения троса 30 крана от крановой оснастки 34 для ТНПА (показанной на Фиг. 4), которая используется для прикрепления элемента 14 износа к тросу 30 крана. Первый ТНПА 16 затем прикрепляет элемент 14 износа к транспортировочному кабелю 22 при помощи крюковой оснастки 32 для ТНПА (показанной на Фиг. 4), которая заранее устанавливается на элемент 14 износа. После этого элемент 14 износа беспрепятственно может скользить вверх или вниз вдоль транспортировочного кабеля 22 в зависимости от плавучести (отрицательной или положительной). Скользящее движение элемента 14 износа останавливают при помощи заранее установленного фиксатора или стопора 36.
После того, как элемент 14 износа был остановлен стопором 36, второй ТНПА 18 отсоединяет элемент 14 износа от кабеля 22 и устанавливает элемент 14 износа, согласно требованиям, на райзер 8. Оснастка 32 и 34 для ТНПА, применяемая для транспортировки элемента 14 износа, может соскальзывать обратно вдоль кабеля 22, используя отрицательную или положительную плавучесть, для позднейшего извлечения, например, первым ТНПА 16. В одном варианте осуществления элемент 14 износа вместе с его оснасткой 32 и 34 для ТНПА имеет объемную плотность, меньшую, чем у морской воды, вследствие чего элемент износа имеет положительную плавучесть. Это позволяет элементу 14 износа и его оснастке 32 и 34 для ТНПА скользить вверх вдоль транспортировочного кабеля 22 от первого ТНПА 16 до стопора 36, а затем позволяет оснастке 32 и 34 для ТНПА скользить вниз по транспортировочному кабелю 22 под влиянием силы тяжести.
На Фиг. 4 показан транспортировочный кабель 22, наклоненный под углом альфа относительно горизонтали и прикрепленный к одной из якорных цепей 10. Угол альфа может, например, быть больше 5 градусов и, например, меньше 20 градусов. Однако могут также использоваться и другие углы.
На Фиг. 4 показан также элемент 14 износа в комплекте с крюковой оснасткой 32 для ТНПА и крановой оснасткой 34 для ТНПА (раскрытых в следующем параграфе). Цилиндрический элемент 14 износа представляет собой, как правило, две полуобечайки 40 и 42, соединенных шарнирно при помощи шарнирного механизма (не показан), что позволяет открывать элемент 14 износа и помещать вокруг райзера 8 при помощи второго ТИПА 18 перед его закрытием при помощи ТНПА 18. Полуобечайки скрепляют при помощи фиксирующего устройства, управляемого ТНПА, после установки. Полуобечайки 40 и 42 могут всплывать вдоль райзера 8, по отдельности или скрепленные вместе, и образовывать «поезд», или быть прикрепленными к райзеру 8 в статическом положении. Назначение элемента 14 износа состоит в защите внешнего слоя обшивки райзера 8, известной как «наружная оболочка», чтобы избежать пробивания и проникновения морской воды в различные стальные слои в кольцевом пространстве райзера 8. Как правило, такой износ возникает в результате контакта между райзером 8 и направляющей трубой, которая направляет райзер 8, и их относительного перемещения, вызванного воздействием окружающей среды (например, ветра, волн и течения).
На Фиг. 4 показано, что крюковая оснастка 32 для ТНПА снабжена крюком 46 для присоединения к кабелю 22 при помощи первого ТНПА 16. Крюк 46 присоединен к элементу 14 износа цепью 48 и крепежными кабелями 50. На противоположном конце элемента 14 износа крановая оснастка 34 для ТНПА снабжена металлической петлей или звеном 52 цепи для присоединения к крюку 54 крана, предусмотренном на тросе 30 крана. Петля 52 присоединена к элементу 14 износа крепежными кабелями 56.
Транспортировочный кабель 22 может быть наклонен относительно горизонтали по существу под постоянным углом вдоль всей длины кабеля 22 между двумя опорными точками 24 и 26.
В одном варианте осуществления транспортировочный кабель 22 может иметь довольно низкое натяжение, предоставляющего возможность большого перемещения кабеля 22 по горизонтали, и в этом варианте осуществления стопор 36 на кабеле 22 может отсутствовать, так как элемент 14 износа может достигать «высшей точки», в которой дальнейшее перемещение элемента 14 износа прекращается.
Раскрытый способ обеспечивает экономию времени при транспортировке элементов 14 износа к ТНПА 18, применяемому при морской установке элементов износа без останова платформы 2. Таким образом, этим способом обеспечивается потенциально крупная и ценная добыча нефти и газа.
Варианты осуществления могут относиться к транспортировке элементов износа к рабочему участку ТНПА, не подвергающей райзеры возможному повреждению из-за столкновения с судном.
Каждый признак, раскрытый или проиллюстрированный в настоящем описании, может быть включен в изобретение, самостоятельно или в любой соответствующей комбинации с любым другим признаком, раскрытым или проиллюстрированным в нем.
Группа изобретений относится к морской установочной системе и способу установки элемента на райзере под поверхностью моря. Технический результат – защита райзеров от повреждений. Морская установочная система для установки элемента износа на райзере содержит: кабель, проходящий между двумя опорными точками, при этом указанный кабель наклонен относительно горизонтали; первый ТНПА, выполненный с возможностью установки указанного элемента износа на указанном кабеле в первом положении; и второй ТНПА, выполненный с возможностью снятия указанного элемента износа с указанного кабеля во втором положении и установки указанного элемента износа на указанном райзере. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 4 ил.
Морская система для перемещения текучей среды (варианты)
Соединительный элемент райзера, райзер и способ уменьшения изгибающего момента в райзере