Код документа: RU2731357C1
ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ
Данное изобретение относится к боковым дефлекторам для бурения боковых стволов скважины из основного ствола скважины и, в частности, к боковому дефлектору, который обеспечивает доступ и подключение к линии управления, расположенной ниже по стволу скважины от места пересечения бокового ствола скважины.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Ствол скважины может быть ориентирован в любом направлении. Например, вертикальные, горизонтальные или наклонные стволы скважины могут использоваться для проникновения в подземный пласт. Кроме того, скважина может содержать несколько разветвляющихся боковых стволов скважины, отходящих от основного ствола скважины. Эти типы скважин могут называться «многоствольными скважинами» и могут содержать основной ствол скважины по меньшей мере с одним боковым стволом скважины, который разветвляется и проходит от основного ствола скважины в окружающий подземный пласт.
Боковой ствол многоствольной скважины может быть закончен после разработки основного ствола скважины. Например, боковой ствол скважины может быть образован путем спуска бурильной колонны в основной ствол скважины и последующего прохождения бурильной колонны через выфрезерованное или предварительно образованное отверстие в обсадной колонне основного ствола скважины, в месте, в котором затем может использоваться буровая колонна для бурения вглубь окружающего пласта для образования бокового ствола скважины. Боковой ствол скважины должен располагаться под углом к основному стволу скважины, чтобы его можно было пробурить через отверстие в обсадной колонне, а также в требуемом направлении и ориентации. Этот наклон и ориентирование бокового ствола скважины осуществляется с помощью бокового дефлектора. «Боковой дефлектор» (например, отклонитель) относится к любому элементу скважинного оборудования, который имеет поверхность, используемую для отклонения бурильной колонны таким образом, что отклоненная бурильная колонна может быть расположена под наклоном для бурения бокового ствола скважины в требуемой ориентации. Боковой дефлектор может быть размещен в требуемой точке пересечения до бурения бокового ствола скважины и закреплен на месте или спущен вглубь ствола скважины на колонне труб, трубопроводе и т. п., размещаемых в основном стволе скважине.
Одна из проблем многоствольных скважин состоит в том, что интеллектуальные системы (например, интеллектуальные системы заканчивания), требующие осуществления контроля или связи с поверхности, могут не использоваться ниже точки пересечения бокового ствола скважины, когда боковой дефлектор установлен. Это происходит потому, что боковой дефлектор блокирует соединение линий управления ниже по стволу скважины от места пересечения, а также потому, что во внутреннем диаметре основного ствола скважины не должно находиться никакое оборудование, пока бурильная колонна используется для бурения бокового ствола скважины. Любое оборудование внутри внутреннего диаметра основного ствола скважины может быть повреждено бурильной колонной во время операции бурения. Другая проблема заключается в том, что для заканчивания бокового ствола скважины требуется, чтобы двойная трубчатая колонна не повредила какое-либо оборудование при спуске в основной ствол скважины и дальнейшем спуске вглубь до точки пересечения. Таким образом, любое оборудование, подверженное повреждению из-за контакта с двойной трубчатой колонной, должно быть защищено от такого контакта во время спуска вглубь ствола скважины.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Иллюстративные примеры согласно данному изобретению подробно описаны ниже со ссылкой на прилагаемые графические материалы, которые включены в данное описание посредством ссылки и в которых:
на фиг. 1 проиллюстрирован вид в поперечном сечении системы для подключения интеллектуального устройства или системы ниже соединения бокового ствола скважины;
на фиг. 2 проиллюстрирован вид в поперечном сечении системы для подключения интеллектуального устройства или системы ниже соединения бокового ствола скважины и проиллюстрирован боковой дефлектор системы с удаленной верхней частью бокового дефлектора;
на фиг. 3 проиллюстрирован вид в поперечном сечении системы для подключения интеллектуального устройства или системы ниже соединения бокового ствола скважины и проиллюстрирован участок линии управления, спускающийся от соединения на поверхности до участка линии управления, подключенного к интеллектуальному устройству ниже по стволу скважины от места пересечения бокового ствола скважины;
на фиг. 4 проиллюстрирован увеличенный и упрощенный вид в поперечном сечении головки соединителя линии управления, соединенной с проходным каналом;
на фиг. 5 проиллюстрирован вид сверху вниз в поперечном сечении альтернативного примера соединительной головки линии управления, соединенной с основной колонной и боковой колонной;
на фиг. 6 проиллюстрирован увеличенный и упрощенный вид в поперечном сечении корпуса бокового дефлектора;
на фиг. 7 представлен один приведенный в качестве примера вид сверху вниз в поперечном сечении, выполненном по линии А-А в соответствии с фиг. 6, иллюстрирующий приведенную в качестве примера ориентацию выравнивания для проходного канала;
на фиг. 8 представлен еще один приведенный в качестве примера вид сверху вниз в поперечном сечении, выполненном по линии А-А в соответствии с фиг. 6, иллюстрирующий приведенную в качестве примера ориентацию выравнивания для проходного канала;
на фиг. 9А представлен еще один приведенный в качестве примера вид сверху вниз в поперечном сечении, выполненном по линии А-А в соответствии с фиг. 6, иллюстрирующий приведенную в качестве примера ориентацию выравнивания для проходного канала; а также
на фиг. 9В проиллюстрирован перспективный вид сбоку в поперечном сечении, выполненном по линии B-B в соответствии с фиг. 9А, иллюстрирующий приведенную в качестве примера ориентацию выравнивания для проходного канала.
Проиллюстрированные фигуры приведены только в качестве примера и не предназначены для того, чтобы утверждать или подразумевать какие-либо ограничения в отношении среды, архитектуры, дизайна или процесса, в которых могут быть реализованы различные примеры.
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ СУЩНОСТИ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Данное изобретение относится к боковым дефлекторам для бурения боковых стволов скважины от основного ствола скважины и, в частности, к боковому дефлектору, который обеспечивает доступ и подключение к линии управления, расположенной ниже по стволу скважины от соединения бокового ствола скважины.
В данном документе раскрыты примеры и способы использования бокового дефлектора для бурения бокового ствола скважины из основного ствола скважины в месте пересечения бокового ствола скважины и для подключения линии управления, проходящей от поверхности, к интеллектуальной системе, расположенной ниже по стволу скважины от места пересечения бокового ствола скважины. Боковой дефлектор содержит отклоняющую поверхность, проходной канал, корпус дефлектора и верхнюю часть дефлектора. Корпус дефлектора и верхняя часть дефлектора при необходимости могут быть отделены друг от друга. Отклоняющая поверхность направляет бурильную колонну для бурения бокового ствола скважины под требуемым углом и с требуемой ориентацией. Верхняя часть дефлектора защищает проходной канал во время бурения бокового ствола скважины. Затем верхняя часть дефлектора может быть удалена путем отделения ее от корпуса дефлектора. Отделение верхней части дефлектора от корпуса дефлектора открывает проходной канал. Как правило, проходным каналом является соединитель линии управления в потенциальной точке соединения между участком линии управления, спускающимся с поверхности, и участком линии управления, спускающимся ниже места пересечения бокового ствола скважины. Проходной канал является сам по себе или может быть смежным и соединенным с соединительным концом участка линии управления, спускающегося ниже места пересечения бокового ствола скважины. Проходной канал не подразумевает какой-либо конкретный тип соединения линии управления и может быть точкой соединения для электрических линий управления, гидравлических линий управления, оптоволоконных линий управления и т. п. Проходной канал может быть соединен с линией управления, подключенной к одной или более интеллектуальным системам или устройствам, расположенным ниже по стволу скважины от точки пересечения бокового ствола скважины через участок линии управления. Головка соединителя линии управления, соединенная с трубчатым элементом трубчатой колонны в основном стволе скважины, может соединять проходной канал с линией управления, спускающейся с поверхности, когда двойную трубчатую колонну спускают в скважину. Далее линия управления может использоваться для управления интеллектуальными системами, расположенными ниже по стволу скважины от точки пересечения бокового ствола скважины. Примеры по данному изобретению и его преимущества можно понять, обратившись к фиг. 1-9В, на которых аналогичные числовые позиции используются для обозначения аналогичных и соответствующих частей.
Термины «выше по стволу скважины» и «ниже по стволу скважины» могут использоваться для обозначения расположения различных компонентов относительно дна или конца скважины. Например, первый компонент, описанный как расположенный выше по стволу скважины от второго компонента, может быть дальше от конца скважины, чем второй компонент. Аналогичным образом, первый компонент, описанный как расположенный ниже по стволу скважины от второго компонента, может быть расположен ближе к концу скважины, чем второй компонент.
На фиг. 1 проиллюстрирован вид в поперечном сечении системы, обычно 5, для подключения интеллектуального устройства или системы ниже места пересечения бокового ствола скважины. Система 5 содержит боковой дефлектор 10, проиллюстрированный со сквозным отверстием 15. Боковой дефлектор 10 может представлять собой боковой дефлектор любого типа для отклонения бурильной колонны. Примеры бокового дефлектора 10 включают любой элемент скважинного оборудования, который имеет поверхность, используемую для отклонения бурильной колонны таким образом, чтобы отклоненная бурильная колонна могла быть при необходимости наклонена для бурения бокового ствола скважины из основного ствола скважины. Конкретные примеры бокового дефлектора 10 включают отклонитель.
В некоторых примерах боковой дефлектор 10 может быть полым и может иметь сквозное отверстие 15, как проиллюстрировано на фиг. 1. Хотя боковой дефлектор 10 изображен как имеющий сквозное отверстие 15, следует понимать, что сквозное отверстие 15 может быть добавлено к боковому дефлектору 10 по необходимости и что боковой дефлектор 10 может быть изготовлен так, чтобы в некоторых примерах не иметь сквозное отверстие 15. Таким образом, сквозное отверстие 15 может быть выфрезеровано или иным образом добавлено к боковому дефлектору 10, если это необходимо, или боковой дефлектор 10 может быть изготовлен так, чтобы включать сквозное отверстие 15. В некоторых альтернативных примерах (не показаны) в боковом дефлекторе 10 может не использоваться сквозное отверстие 15, и поток в стволе скважины может обтекать боковой дефлектор 10. На фиг. 1 боковой дефлектор 5 расположен в месте пересечения бокового ствола скважины, обычно 20, смежном с окном 25 в обсадной колонне. Место пересечения 20 бокового ствола скважины представляет собой точку пересечения, в которой боковой ствол скважины будет пробурен из основного ствола 30 скважины. Окно 25 в обсадной колонне представляет собой фрезерованный, предварительно фрезерованный или иным образом разрушаемый участок обсадной колонны 35, через который будет пробурен боковой ствол скважины. Хотя проиллюстрирован обсаженный основной ствол 30 скважины, следует понимать, что в некоторых альтернативных примерах весь основной ствол 30 скважины или по меньшей мере участок основного ствола скважины может оставаться не обсаженным. Боковой дефлектор 10 имеет отклоняющую поверхность 40, которая может быть использована для отклонения бурильной колонны (не проиллюстрирована) по направлению к окну 25 в обсадной колонне для бурения бокового ствола скважины с требуемой ориентацией и положением.
На фиг. 1 проиллюстрирован боковой дефлектор 10, соединенный с необязательным пакером 45 в сборе, расположенным ниже по стволу скважины от места пересечения 20 бокового ствола скважины. Боковой дефлектор 10 может быть спущен в основной ствол 30 скважины с пакером 45 в сборе или боковой дефлектор 10 может быть соединен (например, вбит) с пакером 45 в сборе, который уже размещен в основном стволе 30 скважины. В качестве альтернативного варианта, пакер 45 в сборе можно не использовать и поток в стволе скважины может обходить боковой дефлектор 10.
С дальнейшей ссылкой на фиг. 1, два интеллектуальных устройства 50 расположены ниже по стволу скважины от места пересечения 20 бокового ствола скважины. «Интеллектуальные устройства», описанные в данном документе, относятся к устройствам, датчикам, устройствам или системам, которыми можно управлять, которые можно приводить в действие или с которыми можно иным образом взаимодействовать с поверхности посредством линии управления любого типа, спускающейся с поверхности, включая получение данных измерений от датчиков или взаимодействие с датчиками для получения данных измерений или изменение параметров, касающихся получения данных измерений. Термин «линия управления» не подразумевает, что линия должна управлять интеллектуальным устройством. Линия управления может использоваться для передачи данных от интеллектуального устройства на поверхность или наоборот. Примеры интеллектуальных устройств 50 могут включать в себя, но не ограничиваются ими, устройства управления притоком, датчики, клапаны, механизированные устройства добычи, устройства управления интервалами, насосы и т. п. или их комбинации. Интеллектуальные устройства 50 могут быть соединены с линией 55а управления. Линия 55а управления может быть линией управления любого типа, используемой для взаимодействия с интеллектуальным устройством 50. Примеры линии 55а управления могут включать в себя электрические линии, гидравлические линии, оптоволоконные линии и т. п. или их комбинации. В некоторых примерах линия 55а управления может содержать множество линий управления одного и того же или разных типов. На иллюстрации по фиг. 1 интеллектуальные устройства 50 могут быть соединены с трубопроводом 60. Трубопровод 60 может быть любым трубопроводом, достаточным для использования в основном стволе 30 скважины, включая любые типы труб, трубопроводов и тому подобное. В некоторых примерах трубопровод 60 может быть частью компоновки для заканчивания скважины.
Боковой дефлектор 10 дополнительно содержит корпус 65 бокового дефлектора и верхнюю часть 70 бокового дефлектора. Верхняя часть 70 бокового дефлектора может быть отделена от корпуса 65 бокового дефлектора и удалена из бокового дефлектора 10. Верхняя часть 70 бокового дефлектора может защищать проходной канал 75 во время спуска бокового дефлектора 10 и во время операции бурения бокового ствола скважины.
На фиг. 2 проиллюстрирован вид в поперечном сечении системы, обычно 5, для подключения интеллектуального устройства 50 или системы ниже места пересечения 20 бокового ствола скважины. На фиг. 2 проиллюстрирован боковой дефлектор 10 системы 5 с удаленной верхней частью 70 бокового дефлектора. После того как боковой ствол 80 скважины пробурен из основного ствола 30 скважины, верхняя часть 70 бокового дефлектора может быть удалена из корпуса 65 бокового дефлектора. Инструмент 85 для извлечения, прикрепленный к проводной линии 90 или другой подобной линии для извлечения, может использоваться для соединения с верхней частью 70 бокового дефлектора, а также для отсоединения и извлечения верхней части 70 бокового дефлектора из корпуса 65 бокового дефлектора.
Верхняя часть 70 бокового дефлектора может быть соединена с корпусом 65 бокового дефлектора с помощью резистивного устройства любого типа, выполненного с возможностью или иным образом предназначенного для подачи, когда приложено достаточное усилие, так что верхняя часть 70 бокового дефлектора может оставаться прочно прикрепленной к корпусу 65 бокового дефлектора во время спуска в ствол скважины и во время операции бурения бокового ствола скважины. Затем верхнюю часть 70 бокового дефлектора можно отсоединить от корпуса 65 бокового дефлектора, если приложить достаточное усилие для вытягивания или освобождения и отсоединения иным образом верхней части 70 бокового дефлектора от корпуса 65 бокового дефлектора. Примеры таких резистивных устройств, используемых для соединения верхней части 70 бокового дефлектора с корпусом 65 бокового дефлектора, могут включать, но не ограничиваются ими, срезные винты, стопорные кольца, цанги и т. п. или их комбинации.
Инструмент 85 для извлечения может использоваться для захвата и извлечения верхней части 70 бокового дефлектора. Инструмент 85 для извлечения может быть спущен вниз по стволу скважины с поверхности с помощью кабельной линии 90 или линии любого другого типа для скважинных инструментов. Инструмент 85 для извлечения может содержать крюк или любой другой подобный крепежный механизм, который может прикреплять инструмент 85 для извлечения к соответствующей петле, защелке или другому подобному захватываемому компоненту на верхней части 70 бокового дефлектора. Крепежный механизм должен надежно удерживать инструмент 85 для извлечения на верхней части 70 бокового дефлектора при прикреплении его таким образом, что инструмент 85 для извлечения не приводит к преждевременному отсоединению верхней части 70 бокового дефлектора. После прикрепления к верхней части 70 бокового дефлектора инструмент 85 для извлечения можно далее использовать для приложения усилия с поверхности по проводной линии 90 к верхней части 70 бокового дефлектора, чтобы вызвать отпускание резистивного устройства, которое соединяет верхнюю часть 70 бокового дефлектора с корпусом 65 бокового дефлектора, что может привести к отсоединению верхней части 70 бокового дефлектора от корпуса 65 бокового дефлектора. Затем верхняя часть 70 бокового дефлектора может быть вытянута вверх по стволу скважины на поверхность. При необходимости верхнюю часть 70 бокового дефлектора можно использовать повторно. Когда верхняя часть 70 бокового дефлектора удалена из корпуса 65 бокового дефлектора, проходной канал 75 может быть открыт и использован для соединения линии управления с поверхности (не проиллюстрирована) с линией 55а управления, соединенной с интеллектуальным устройством 50 ниже по стволу скважины от бокового дефлектора 10.
Как проиллюстрировано на фиг. 2, проходной канал 75 соединен с участком линии 55а управления, который спускается вниз по стволу скважины ниже бокового дефлектора 10 и соединяется с интеллектуальными устройствами 50 ниже по стволу скважины от места пересечения 20 бокового ствола скважины. Этот участок линии 55а управления может быть подсоединен к проходному каналу 75 любым требуемым способом. Линия 55а управления может проходить через полость в боковом дефлекторе 10, как проиллюстрировано, или, в качестве альтернативного варианта, линия 55а управления может быть расположена внутри канавки, выфрезерованной с внешней стороны бокового дефлектора 10.
На фиг. 3 проиллюстрирован вид в поперечном сечении системы, обычно 5, для подключения интеллектуального устройства 50 или системы ниже места пересечения 20 бокового ствола скважины. На фиг. 3 проиллюстрирован участок линии 55b управления, спускающийся от соединения на поверхности к участку линии 55а управления. который подключен к интеллектуальным устройствам 50 ниже по стволу скважины от места пересечения 20 бокового ствола скважины. Как проиллюстрировано на фиг. 2, после удаления верхней части 70 бокового дефлектора проходной канал 75 может быть открыт. В соответствии с фиг. 3, двойная трубчатая колонна 95, содержащая основную колонну 100 и боковую колонну 105, может быть спущена в основной ствол 30 скважины. Основная колонна 100 содержит уплотнительный узел 110, который соединяется и образует уплотнение с трубопроводом 60. Когда основная колонна 100 соединена с трубопроводом 60, создается траектория потока, проходящая через боковой дефлектор 10, и поток флюидов может проходить по направлению к поверхности, как проиллюстрировано стрелками 115, через трубопровод 60 и основную колонну 100. Боковая колонна 105 может спускаться в боковой ствол скважины, создавая траекторию потока для потока флюидов на поверхность в направлении стрелок 120.
С дальнейшей ссылкой на фиг. 3, головка 125 соединителя линии управления прикреплена к основной колонне 100. Головка 125 соединителя линии управления дополнительно прикреплена к участку линии 55b управления, который спускается с поверхности. Головка 125 соединителя линии управления соединяет линию 55b управления, которая спускается с поверхности, с участком линии 55а управления, который соединен с проходным каналом 75 и который спускается вниз по стволу скважины от места пересечения 20 бокового ствола скважины с интеллектуальными устройствами 50. Когда головка 125 соединителя линии управления соединена с проходным каналом 75, участок линии 55b управления, спускающийся с поверхности, соединен с участком линии 55а управления, и интеллектуальные устройства 50 ниже места пересечения 20 бокового ствола скважины могут управляться или с ними можно иным образом взаимодействовать с поверхности через соединенные участки линий управления 55a и 55b.
Головка 125 соединителя линии управления и проходной канал 75 могут содержать любой тип соединения линии управления. Например, головка 125 соединителя линии управления и проходной канал 75 могут содержать соединения, работающие в условиях погружения в жидкость, индуктивную связь или тому подобное. Соединения, работающие в условиях погружения в жидкость, представляют собой соединения, подходящие для влажных или других агрессивных сред, и следует понимать, что использование «соединений, работающих в условиях погружения в жидкость» не ограничивается каким-либо одним типом соединения, работающего в условиях погружения в жидкость, или каким-либо одним типом конкретной линии управления. Соединения, работающие в условиях погружения в жидкость, могут использоваться в связи с электрическими линиями управления, гидравлическими линиями управления, оптоволоконными линиями управления и т. п. Индуктивные подключающие соединения могут использоваться для электрических линий управления и могут содержать проходной канал 75 и головку 125 соединителя линии управления, каждый из которых содержит по меньшей мере один индуктор. Электрический ток может проходить через индуктор головки 125 соединителя линии управления, чтобы генерировать электрическое поле, достаточное для создания электрического тока в индукторе проходного канала 75, который затем может использоваться для питания одного или более интеллектуальных устройств 50 ниже по стволу скважины от проходного канала 75.
На фиг. 4 проиллюстрирован увеличенный и упрощенный вид в поперечном сечении головки 125 соединителя линии управления, соединенной с проходным каналом 75 с помощью некоторых из компонентов, удаленных для простоты иллюстрации. В проиллюстрированном примере головка 125 соединителя линии управления прикреплена к основной колонне 100 двойной трубчатой колонны 95. Проиллюстрировано, что двойная трубчатая колонна 95 дополнительно содержит боковую колонну 105, которую могут спускать в боковой ствол скважины (например, боковой ствол 80 скважины, как проиллюстрировано на фиг. 2). Тем не менее, следует понимать, что в некоторых примерах двойная трубчатая колонна 95 может не использоваться, и трубчатая колонна, содержащая только основную колонну 100, может использоваться для соединения с трубопроводом 60 ниже по стволу скважины от места пересечения 20 бокового ствола скважины, как проиллюстрировано на фиг. 3. В указанном необязательном примере трубчатую колонну могут не спускать в боковой ствол скважины (например, боковой ствол 80 скважины, как проиллюстрировано на фиг. 3). Головка 125 соединителя линии управления может быть соединена с основной колонной 100 любым достаточным способом. Например, головка 125 соединителя линии управления может быть прикреплена, привинчена или приклеена к основной колонне 100. Головка 125 соединителя линии управления может иметь любую форму, достаточную для соединения с проходным каналом 75 и для соединения линии 55а управления с линией управления 55b, чтобы образовать подключенную линию управления. Линия 55b управления может проходить через полость в головке 125 соединителя линии управления, как проиллюстрировано, или, в качестве альтернативного варианта, линия 55b управления может быть расположена внутри канавки, выфрезерованной на наружную сторону головки 125 соединителя линии управления. Участок линии 55b управления выше по стволу скважины от головки 125 соединителя линии управления может быть прикреплен или иным образом присоединен к внешней стороне основной колонны 100, как проиллюстрировано. Головка 125 соединителя линии управления может иметь такую форму, чтобы пересекать и проходить поверх и вокруг скоса 130 корпуса 65 бокового дефлектора. В альтернативных примерах скос 130 является необязательным, и головка 125 соединителя линии управления может иметь такую форму, чтобы простым способом подсоединяться к проходному каналу 75. Скос 130 может иметь такую форму и размеры, чтобы основная колонна 100 не могла контактировать с проходным каналом 75 или областью, окружающей проходной канал 75, как объяснено ниже.
На фиг. 5 проиллюстрирован вид сверху вниз в поперечном сечении альтернативного примера головки 125 соединителя линии управления, соединенной с основной колонной 100 и боковой колонной 105. В этом альтернативном примере головка 125 соединителя линии управления дополнительно содержит удлинитель 135, который может быть или может не быть сплошным элементом с головкой 125 соединителя линии управления. Удлинитель 135 могут использовать для соединения головки 125 соединителя линии управления с боковой колонной 105 двойной трубчатой колонны 95.
На фиг. 6 проиллюстрирован увеличенный и упрощенный вид в поперечном сечении корпуса 65 бокового дефлектора с некоторыми компонентами, удаленными для простоты иллюстрации. В проиллюстрированном примере отклоняющая поверхность 40 содержит вогнутую торцевую поверхность, через которую проходит сквозное отверстие 15. Проходной канал 75 открыт, так как ранее была удалена верхняя часть 70 бокового дефлектора (например, как проиллюстрировано на фиг. 2).
Форма внешних сторон 140 корпуса 65 бокового дефлектора, примыкающего к полости 145, в которую должна быть вставлена головка 125 соединителя линии управления, может быть изменена для обеспечения конкретной ориентации выравнивания соединительных участков линии 55а управления и линии 55b управления в проходном канале 75. Таким образом, соединительные участки линии 55а управления и линии 55b управления выравниваются и соединяются в проходном канале 75.
Скос 130 может иметь такую форму и размер, чтобы ограничивать проникновение трубчатого элемента (например, основной колонны 100 или боковой колонны 105, как проиллюстрировано на фиг. 3) в полость 145 и его контакт с проходным каналом 75.
На фиг. 7 представлен один пример вида сверху вниз в поперечном сечении, выполненном по линии A-A в соответствии с фиг. 6, иллюстрирующий приведенную в качестве примера ориентацию выравнивания для проходного канала 75. Как проиллюстрировано, внешние стороны 140 корпуса 65 бокового дефлектора, примыкающего к полости 145, имеют специальную клинообразную форму ласточкиного хвоста для образования полости 145 в виде ласточкиного хвоста. Соответствующая форма ласточкиного хвоста на головке 125 соединителя линии управления обеспечивает вход головки 125 соединителя линии управления в полость 145 в виде ласточкиного хвоста и совмещение соединительных точек линии 55а управления и линии 55b управления в проходном канале 75.
Вырез 150 может быть выполнен на одной из внешних сторон 140 корпуса 65 бокового дефлектора, прилегающего к полости 145, так что какая-либо выбуренная порода, которая может попасть в полость 145, может быть вытолкнута из выреза 150.
На фиг. 8 представлен еще один пример вида сверху вниз в поперечном сечении, выполненном по линии A-A в соответствии с фиг. 6, иллюстрирующий приведенную в качестве примера ориентацию выравнивания для проходного канала 75. Как проиллюстрировано, внешние стороны 140 корпуса 65 бокового дефлектора, прилегающего к полости 145, имеют определенную округлую форму для образования полости 145 округлой формы. Соответствующая округлая форма на головке 125 соединителя линии управления обеспечивает вход головки 125 соединителя линии управления в полость 145 округлой формы и совмещение соединительных точек линии 55a управления и линии 55b управления в проходном канале 75.
Вырез 150 может быть выполнен на одной из внешних сторон 140 корпуса 65 бокового дефлектора, прилегающего к полости 145, так что какая-либо выбуренная порода, которая может попасть в полость 145, может быть вытолкнута из выреза 150.
На фиг. 9А представлен еще один пример вида сверху вниз в поперечном сечении, выполненном по линии A-A в соответствии с фиг. 6, иллюстрирующий приведенную в качестве примера ориентацию выравнивания для проходного канала 75. В этом примере выравнивающие шпильки 155 расположены рядом с проходным каналом 75. Выравнивающие шпильки 155 могут использоваться для совмещения соединительных точек линии 55a управления и линии 55b управления в проходном канале 75.
На фиг. 9В представлен перспективный вид сбоку в поперечном сечении, выполненном по линии В-В в соответствии с фиг. 9А, иллюстрирующий приведенную в качестве примера ориентацию выравнивания для проходного канала 75. В этом примере выравнивающие шпильки 155 проиллюстрированы как проходящие вверх, чтобы обеспечить соответствующие прорези в головке 125 соединителя линии управления для контакта и выравнивания выравнивающих шпилек 155 таким образом, чтобы соединительные точки линии 55а управления и линии 55b управления были совмещены в проходном канале 75.
Предусмотрены системы для подключения линии управления к интеллектуальному устройству, расположенному ниже места пересечения бокового ствола скважины в соответствии с данным изобретением и проиллюстрированными фигурами. Приведенная в качестве примера система содержит боковой дефлектор, причем боковой дефлектор содержит корпус бокового дефлектора; верхнюю часть бокового дефлектора, соединенную с корпусом бокового дефлектора; и при этом верхняя часть бокового дефлектора является съемной и выполнена с возможностью отсоединения от корпуса бокового дефлектора; отклоняющую поверхность; проходной канал, который закрыт верхней частью бокового дефлектора, когда верхняя часть бокового дефлектора соединена с корпусом бокового дефлектора; трубчатую колонну; головку соединителя линии управления, соединенную с трубчатой колонной; первую линию управления, соединенную с проходным каналом и спускающуюся вниз по стволу скважины от места пересечения бокового ствола скважины; вторую линию управления, соединенную с головкой соединителя линии управления и спускающуюся вниз по стволу скважины от поверхности; интеллектуальное устройство, соединенное с первой линией управления и расположенное ниже по стволу скважины от места пересечения бокового ствола скважины. Верхняя часть бокового дефлектора может быть соединена с корпусом бокового дефлектора с помощью срезного винта, стопорного кольца, цанги или их комбинации. В отклоняющей поверхности может присутствовать сквозное отверстие, и через сквозное отверстие может проходить трубчатая колонна. Интеллектуальное устройство может быть устройством управления притоком, датчиком, клапаном, механизированным устройством добычи, устройством управления интервалами, насосом или их комбинацией. Проходной канал может быть смежным с внешними сторонами корпуса бокового дефлектора, и внешние стороны могут образовывать полость в виде ласточкиного хвоста, а головка соединителя линии управления может иметь форму ласточкиного хвоста, достаточную для входа в указанную полость в виде ласточкиного хвоста. Проходной канал может быть смежным с внешними сторонами корпуса бокового дефлектора, и внешние стороны могут образовывать полость округлой формы, а головка соединителя линии управления может иметь округлую форму, достаточную для входа в указанную полость округлой формы. Проходной канал может быть смежным с выравнивающими шпильками. Первая линия управления и вторая линия управления могут содержать соединение, работающее в условиях погружения в жидкость, или индуктор. Первая линия управления и вторая линия управления могут содержать электрическую линию, гидравлическую линию или оптоволоконную линию.
Предусмотрены боковые дефлекторы в соответствии с данным изобретением и иллюстрированными фигурами. Приведенный в качестве примера боковой дефлектор содержит корпус бокового дефлектора; верхнюю часть бокового дефлектора, соединенную с корпусом бокового дефлектора; и при этом верхняя часть бокового дефлектора является съемной и выполнена с возможностью отсоединения от корпуса бокового дефлектора; отклоняющую поверхность; проходной канал, который закрыт верхней частью бокового дефлектора, когда верхняя часть бокового дефлектора соединена с корпусом бокового дефлектора. Верхняя часть бокового дефлектора может быть соединена с корпусом бокового дефлектора с помощью срезного винта, стопорного кольца, цанги или их комбинации. Боковой дефлектор может дополнительно иметь сквозное отверстие на отклоняющей поверхности. Боковой дефлектор может быть расположен в месте пересечения бокового ствола скважины. Линия управления может быть соединена с проходным каналом, и линия управления может спускаться вниз по стволу скважины от места пересечения бокового ствола скважины. Линия управления может быть соединена с устройством управления притоком, датчиком, клапаном, механизированным устройством добычи, устройством управления интервалами, насосом или их комбинациями, расположенными вниз по стволу скважины от места пересечения бокового ствола скважины. Проходной канал может быть смежным с внешними сторонами корпуса бокового дефлектора, и указанные внешние стороны могут образовывать полость в виде ласточкиного хвоста. Проходной канал может быть смежным с внешними сторонами корпуса бокового дефлектора, и указанные внешние стороны могут образовывать полость округлой формы. Проходной канал может быть смежным с выравнивающими шпильками. Первая линия управления и вторая линия управления могут содержать соединение, работающее в условиях погружения в жидкость, или индуктор.
Предусмотрены способы подключения линии управления к интеллектуальному устройству, расположенному ниже места пересечения бокового ствола скважины в соответствии с данным изобретением и проиллюстрированными фигурами. Приведенный в качестве примера способ включает обеспечение бокового дефлектора, содержащего корпус бокового дефлектора; верхнюю часть бокового дефлектора, соединенную с корпусом бокового дефлектора; и при этом верхняя часть бокового дефлектора является съемной и выполнена с возможностью отсоединения от корпуса бокового дефлектора; отклоняющую поверхность; проходной канал, который закрыт верхней частью бокового дефлектора, когда верхняя часть бокового дефлектора соединена с корпусом бокового дефлектора; и при этом проходной канал соединен с первой линией управления, которая проходит вниз по стволу скважины от места пересечения бокового ствола скважины и соединена с интеллектуальным устройством, расположенным ниже по стволу скважины от места пересечения бокового ствола скважины; отсоединение верхней части бокового дефлектора от корпуса бокового дефлектора; удаление верхней части бокового дефлектора с корпуса бокового дефлектора; соединение головки соединителя линии управления с проходным каналом, при этом головка соединителя линии управления соединена со второй линией управления, которая спускается с поверхности; соединение первой и второй линий управления в проходном канале для обеспечения соединенной линии управления; и использование линии управления для взаимодействия с интеллектуальным устройством. Верхняя часть бокового дефлектора может быть соединена с корпусом бокового дефлектора с помощью срезного винта, стопорного кольца, цанги или их комбинации. На отклоняющей поверхности может присутствовать сквозное отверстие, и через сквозное отверстие может проходить трубчатая колонна. Интеллектуальное устройство может быть устройством управления притоком, датчиком, клапаном, механизированным устройством добычи, устройством управления интервалами, насосом или их комбинацией. Проходной канал может быть смежным с внешними сторонами бокового корпуса дефлектора, и внешние стороны могут образовывать полость в виде ласточкиного хвоста, а головка соединителя линии управления может иметь форму ласточкиного хвоста, достаточную для входа в полость в виде ласточкиного хвоста. Проходной канал может быть смежным с внешними сторонами корпуса бокового дефлектора, и внешние стороны могут образовывать полость округлой формы, а головка соединителя линии управления может иметь округлую форму, достаточную для входа в полость округлой формы. Проходной канал может быть смежным с выравнивающими шпильками. Первая линия управления и вторая линия управления могут содержать соединение, работающее в условиях погружения в жидкость, или индуктор. Первая линия управления и вторая линия управления могут включать в себя электрическую линию, гидравлическую линию или оптоволоконную линию.
Следовательно, раскрытые системы и способы хорошо приспособлены для достижения упомянутых целей и преимуществ, а также целей и преимуществ, которые им присущи. Конкретные варианты реализации изобретения, раскрытые выше, являются всего лишь иллюстративными, поскольку идеи данного изобретения могут быть модифицированы и применены на практике различными, но эквивалентными способами, очевидными для специалистов в данной области техники, пользующихся преимуществами приведенных в данном документе идей. Кроме того, никакие ограничения не предназначены для применения к элементам конструкции или устройства, проиллюстрированным в данном документе и отличным от описанных в приведенной ниже формуле изобретения. Следовательно, является очевидным то, что конкретные иллюстративные варианты реализации изобретения, раскрытые выше, могут быть изменены, объединены или модифицированы, и все такие варианты рассматриваются в пределах объема данного изобретения. Системы и способы, иллюстративно раскрытые в данном документе, могут подходящим образом применяться на практике в отсутствие какого-либо элемента, который конкретно не раскрыт в данном документе, и/или любого необязательного элемента, раскрытого в данном документе.
Хотя подробно описаны данное изобретение и его преимущества, следует понимать, что различные изменения, замены и преобразования могут быть выполнены в данном документе без отклонения от сущности и объема данного изобретения, как определено в последующей формуле изобретения.
Предусмотрены системы для подключения линии управления к интеллектуальному устройству, расположенному ниже места пересечения бокового ствола скважины в соответствии с данным изобретением и проиллюстрированными фигурами. Приведенная в качестве примера система содержит боковой дефлектор. Боковой дефлектор содержит корпус бокового дефлектора, верхнюю часть бокового дефлектора, соединенную с корпусом бокового дефлектора, отклоняющую поверхность и проходной канал, который закрыт верхней частью бокового дефлектора, когда верхняя часть бокового дефлектора соединена с корпусом бокового дефлектора. Верхняя часть бокового дефлектора является съемной и выполнена с возможностью отсоединения от корпуса бокового дефлектора. Система дополнительно содержит трубчатую колонну, головку соединителя линии управления, соединенную с трубчатой колонной, первую линию управления, соединенную с проходным каналом и спускающуюся вниз по стволу скважины от места пересечения бокового ствола скважины, и вторую линию управления, соединенную с головкой соединителя линии управления и спускающуюся вниз по стволу скважины с поверхности. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 10 ил.
Клиновой отклонитель для забуривания боковых стволов из скважины
Узел соединения ствола скважины изменяемой конфигурации